Файл: Тема Характеристика и анализ современной системы образования Логинова М. Д задание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 13

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 2. Характеристика и анализ современной системы образования Логинова М.Д
Задание:

  1. Определить современные функции дошкольных образовательных учреждений

Основными функциями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования должны стать следующие:

  • обеспечения права на качественное дошкольное образование.

Именно стандарт призван обеспечить достижение каждому ребенку независимо от национальных, территориальных, имущественных и других различий возможность достижения необходимого и достаточного уровня развития для последующего успешного обучения на следующем уровне системы непрерывного образования России.

  • сохранения единого образовательного пространства в условиях содержательной и организационной вариативности дошкольного образования.

Вариативность дошкольного образования как явление в целом положительное имеет ряд негативных последствий, преодолеть которые возможно только через определение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, одно из назначений которого - нормативно-правовое регулирование содержания, условий и результатов дошкольного образования в объеме, обязательном для всех учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

  • гуманизация дошкольного образования, ориентирующая на приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития его личности в современном обществе и государстве.

  • повышения качества дошкольного образования.

Стандарт будет задавать нижнюю допустимую границу как создания условий для осуществления образовательного процесса, так и результатов освоения основной общеобразовательной программы.

  • критериально-оценочная.

Так как любой стандарт, в широком смысле слова, представляет собой эталон (образец), принимаемый за исходный для сопоставления с ним объектов, явлений того же порядка, следовательно, одна из главных функций ФГОС - являться ориентиром, инструментом и одновременно критерием оценки состояния и развития системы дошкольного образования.


  • обеспечения преемственности с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, основными общеобразовательными программами общего образования.

Определение государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного и начального общего образования обеспечит согласование целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования для реализации единой линии развития ребенка от 3 до 11 лет.

  • оптимизации образовательных ресурсов.

Ориентированность стандарта на упорядочение, нормирование системы дошкольного образования, позволяет осуществлять оптимизацию условий образовательного процесса. Таким образом, условия реализации основной общеобразовательной программы должны отражать возможности и гарантии общества и государства в организации и предоставлении общедоступного и бесплатного дошкольного образования

К основным задачам дошкольного образования можно отнести: обеспечение эмоционального благополучия ребенка; сохранение и укрепление его психофизическое здоровье; своевременное всестороннее развитие каждого ребенка; охрана здоровья детей и воспитание потребности в здоровом образе жизни, развитие физических качеств и обеспечение нормального состояния здоровья ребенка; формирование базовых качеств личности, обеспечивающих успешную социализацию ребенка; создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству; творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса; уважительное отношение к результатам детского творчества.

Главный фактор, влияющий на развитие личности ребенка – это воспитание. В отличие от наследственности, воспитание всегда носит целенаправленный и осознаваемый характер. Особенностью воспитания является и то, что оно всегда соответствует социокультурным ценностям народа, общества, в котором происходит развитие. Кроме этого воспитание предполагает систему влияний на личность – единичное воздействие не приносит ощутимых результатов. В данном случае уместны слова А.С. Макаренко: «Я уверен в совершенно беспредельном могуществе воспитательного воздействия. Я уверен, что если человек плохо воспитан, то в этом исключительно виноваты воспитатели. Если ребенок хорош, то этим он тоже обязан воспитанию, своему детству»




  1. Раскрыть роль ДОО в становлении личности ребенка.


Интеллектуальное развитие ребенка в детском саду – это целенаправленный процесс, который преследует одновременно 2 цели: совершенствование ума и мотивацию к получению новых знаний. Дошкольнику недостаточно иметь только базовую способность: например, умение читать или писать.

Влияние детского сада на развитие ребенка, в частности, его интеллектуальных способностей, заключается в выполнении нескольких задач – воспитатели:
1. Формируют правильное представление об окружающей среде, социуме.
2. Помогают развить познавательные психические процессы (память, воображение, восприятие, мышление).
3. Формируют элементарные способы интеллектуальной деятельности.
4. Способствуют развитию любознательности, интеллекта.
5. Мотивируют к приобретению умственных навыков, умений.

Чтобы развивать у ребенка умственные способности, воспитатели ДОУ используют 3 тактики: эмоциональную, логическую и речевую модель.

Первый вариант предполагает обеспечение дошкольника психологически комфортной обстановкой – атмосферой заботы, поддержки, понимания.

Логическая модель предполагает формирование у дошкольника задатков к построению причинно-следственных связей, развитию мышления. Для совершенствования этой способности с воспитанником решают задачи, приобщают его к собиранию конструктора.

Особую роль в развитии интеллекта ребенка играет математика, так как результатами обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления. Математическое развитие осуществляется в детском саду в совместной деятельности взрослого с детьми, самостоятельной детской деятельности, в индивидуальной работе с воспитанниками. Так как современные требования к образованию дошкольников предполагают максимальное сокращение занятий и увеличение количества других форм: игры, наблюдение, беседы, обсуждения, то знания, полученные детьми, закрепляются в режимных моментах. Дидактические, развивающие игры не только расширяют знания, представления детей, но и развивают их наблюдательность, сообразительность, самостоятельность, активность мышления. Среди всего многообразия дидактических игр, которые позволяют раскрыть умственные способности детей можно выделить интеллектуально- развивающие игры. Характерной чертой данных игр является наличие в них ни какого-то познавательного содержания, а поиск скрытых путей решения игровой задачи, нахождение которых требует смекалки, сообразительности, нестандартного творческого мышления, планирование своих умственных операций.


Интеллектуальные способности у детей дошкольного возраста развиваются лучше, если придерживаться в работе, как считают психологи, принципа высокого уровня трудности. Когда перед ребёнком не возникает препятствий, которые могут быть им преодолены, то их развитие идёт слабо и вяло. Постоянное и постепенное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности.

Таким образом, используя всестороннее воздействие на сознание ребенка, можно вырастить гармонично развитую личность. Процесс интеллектуального развития дошкольников должны контролировать также и родители ребенка. Ведь только в семье ребенок получает родительское одобрение, поддержку и заботу. Воспитание в детском саду и в семье – это не взаимозаменяемые действия, но их можно и нужно дополнять друг другом. Методы, применяемые в ДОУ, обеспечат еще больший эффект, если они одобряются и реализуются в семье дошкольника.