Файл: Репертуарный театр и антреприза Сходство и отличия организационноэкономической деятельности.docx
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 169
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ ЗАОЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра Экономики и Управления
Реферат
Дисциплина: «Продюсирование театральной деятельности»
Тема: Репертуарный театр и антреприза: Сходство и отличия организационно-экономической деятельности.
Студентка 1 курса
Заочного факультета
Направление подготовки
38.04.02 «Менеджмент»
Профиль подготовки
«Продюсирование театральной деятельности»
Группа П322М0901
Панина Елена Геннадьевна
Санкт-Петербург 2022 год ______________________________________________________________________________ Регистр.№______________ «_____»___________2022 г.
дата поступления работы в Университет
ОТМЕТКА О ВЫПОЛНЕНИИ_____________________________ «_____»__________2022г. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-РЕЦЕНЗЕНТ___________________/_____________________
Подпись фамилия
Содержание.
-
Введение з -
Определение Театра как вида Искусства 5 -
Формы организации театрального дела 8 -
Репертуарный некоммерческий театр 9 -
Коммерческий театр (Антреприза) 12 -
Сходство и отличия организационно-экономической
деятельности 14
-
Заключение 15 -
Список используемой литературы 16
Введение
Истоки театрального искусства лежат в первобытных языческих ритуалах и обрядах, связанных с коренными моментами жизни общества. В обрядах и ритуалах разыгрывались (т.е. подавались в театральной форме) ключевые моменты и жизненно важные события. Первыми зрителями, которым адресовались эти театрализованные действа, были божества, с которыми вступали в диалог участники обряда. Так создавалась сакральность действа - высочайшая нота, сохраняющаяся в лучших произведениях театра и сегодня. Уже тогда возникало первое осознание необходимой профессионализации будущего театра: чем искуснее диалог с Богами, тем вероятнее достижение благосклонности. Таким образом, первыми профессионалами театральных форм были жрецы, позже певцы и танцоры, прославлявшие древних богов. И уже тогда была сформирована и осознанна одна из важнейших функций будущего театра - идеологическая. Вторая, не менее важная общественная функция театрального искусства – коммерчески-развлекательная, она скорее есть производная от идеологической как отвлечение или вскрытие наиболее острых проблем. [1]
В Российской истории театра первые театральные представления назывались «потехами», а спектакли «игрищами» – актеры были непрофессиональными, а религия считала деятельность скоморохов постыдной.
По мере своего развития и распространения по всему миру театральная деятельность, изначально чаще будучи именно частной инициативой, тем не менее сформировалась в систему, регулируемую Государством. Первый придворный театр (предназначенный только для узкого придворного круга зрителей), который финансировал и поддерживал Императорский двор – появился в 1672 году при дворе царя Алексея Михайловича, а вот первый публичный театр (доступный за деньги для любых сословий) появился только при Петре I в 1702 году. Он уже нёс не только развлекательную, но и пропагандистскую функцию. [2]
С середины 19-го века наряду с государственными организациями также вновь начали развиваться и частные театры, существовавшие на свои собственные средства. Именно в это время возникли такие понятия как антрепризы и товарищества. Также стоит отметить, что особенно бурное развитие в конце 19-го века получило антрепренёрство в Америке.
В начале 21 века перед репертуарными и коммерческими театрами остро вставал вопрос выживания, физического и морального. И до сих пор отечественным театрам удалось не только сохраниться как часть российской культуры и досуга, но и сохранить собственные традиции обеспечив преемственность в развитии искусства, однако вопрос развития и сохранения театрального и коммерческого театра не теряет своей остроты и сейчас. Для того чтобы существовать и развиваться, театральному искусству необходимо идти в ногу со временем, подстраиваться под изменение вкусов современного зрителя и выживать, и действовать в реалиях современной экономической ситуации. [10]
Цель данной работы рассмотреть основные формы театральной деятельности в современной России, разобрать основные принципы устройства классического репертуарного театра, дать определение коммерческой организации культуры и искусства, для того, чтобы сформулировать сходство и различие организационно-экономической деятельности.
Определение Театра как вида Искусства
Театр (от греч. Theatron - прежде всего место для проведения зрелищ, а затем зрелище) – зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств: литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства и других. Он обладает рядом уникальных особенностей, в числе которых – отражение действительности, конфликтов, характеров, а также их трактовка и оценка. Утверждение тех или иных идей здесь происходит посредством действия, главным носителем которого является актёр.
Во все времена театр представлял собой коллективное искусство. В создании спектакля, помимо актеров и режиссера, принимают участие дирижер, балетмейстер, художник по костюмам, декоратор, сценограф, костюмеры, гримеры, рабочие сцены и осветители.
Развитие театра всегда было неотделимо от развития общества и состояния культуры и экономики в целом, с чем напрямую были связаны расцвет или упадок театра, преобладание тех или иных художественных тенденций и его роль в духовной жизни страны. [3]
Понятие «театр» включает в себя различные виды и формы:
Драматический театр – один из древнейших видов зрелищного искусства, возникший из обрядов и ритуальных действ. В основе драматического спектакля лежит произведение – пьеса. Главным выразителем идеи и эстетики является актёр. Основным отличием от других видов является сочетание физических актерских действий с поэтическим или прозаическим вербальным выражением. Но также драматический театр может включать в себя качества полноправных элементов и других зрелищных искусств – танец, пластику, сценическое движение, вокал и т.д.
Опера – это драма или комедия, «положенная» на музыку. Драматические тексты в опере поются; пение и сценическое действие почти всегда сопровождаются инструментальным (чаще всего оркестровым) аккомпанементом. Отличительная особенность формы заключается в том, что музыка является основным носителем действия. В большинстве опер имеются инструментальные вступления, помогающие настроить восприятие слушателей – увертюры. Также возможно наличие сюжетных перерывов, заполняемых балетными сценами.
Балет – это музыкальный театральный жанр, в котором тесно переплелись несколько видов искусств. Так музыка, танец, живопись, драматическое и изобразительное искусство объединяются между собой, выстраивая слаженный спектакль. В переводе с итальянского слово «балет» означает – «танцую».
Театр кукол – одна из разновидностей театрального вида искусства, в который входят и не мультипликационное анимационное киноискусство, кукольное искусство эстрады, и художественные кукольные программы телевидения. В спектаклях внешность и физические действия персонажей чаще всего изображаются объёмными, полуобъёмными и плоскими куклами-актерами.
Пантомима – искусство создания образа с помощью мимики и пластики. Театральное представление без слов. Существует танцевальная, классическая, акробатическая, эксцентрическая и драматическая пантомима. [5]
Мюзикл – форма повествования в виде театрального шоу, где помимо диалогов между героями, обязательно присутствуют вокальные и танцевальные номера. История может иметь драматическую, комедийную, глубоко философскую или социальную основу, но каким бы ни был сюжет, он должен быть воплощен фантастически зрелищным спектаклем. Как правило, это массивные декорации, яркие костюмы, сложные музыкальные и танцевальные номера. Мюзикл часто называют «лёгким» жанром, за которым, тем не менее всегда стоит кропотливая и сложная работа большой команды профессионалов. [6]
Оперетта (в переводе с итальянского «маленькая опера») – по сравнению с оперой представляет собой более «легковесный» жанр. Сюжет часто имеет ироническую подоплёку, романтический флёр, реже – отражает жёсткую сатиру и социальную тематику. Повествование ведётся не только посредством вокала со вставками речитатива, но и с помощью танцев, а также полноценных диалогов между героями. Большинство оперетт заканчивается на жизнеутверждающей и позитивной ноте. Оперетта короче по хронометражу, чем полноценная опера, поэтому она легче воспринимается зрителем. Ключевое отличие от мюзикла в том, что артисты оперетты – это чаще певцы и певицы, обученные навыкам оперного исполнения, тогда как от артистов мюзикла в первую очередь требуются выдающееся актерское мастерство и «мультижанровость». [5]
Формы организации театрального дела
Под театром понимается организация, основной деятельностью которой является подготовка и показ спектаклей и других публичных представлений на основной сцене, организация гастролей и выездов, организация фестивалей и предоставление сопутствующих этому услуг в целях формирования и удовлетворения потребностей населения в сценическом зрелищном искусстве.
Театр может быть, как коммерческой, так и некоммерческой организацией. Некоммерческий репертуарный театр – это государственное учреждение, где получение прибыли не является конечной целью деятельности. Согласно положению правительства о принципах финансирования государственных и муниципальных театров в России – финансирование должно обеспечить условия для предотвращения коммерциализации театра. Вместе с тем театр имеет право самостоятельно формировать свою экономическую программу, определять порядок реализации билетов, услуг, продукции, устанавливать на них цену, заниматься предпринимательской деятельностью в ограниченных рамках и самостоятельно распоряжаться продуктами своего интеллектуального труда.
Учредителями театра могут быть федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, а также гражданские и юридические лица. Руководство деятельностью театра осуществляется по выбору учредителя. Устанавливается либо руководитель в лице директора или художественного руководителя, либо происходит разделение сфер и обязанностей между ними. [9]
Коммерческий театр (Антреприза) – это театральная организация, созданная в одной из организационных правовых форм исключительно в целях извлечения выгоды для продюсеров и инвесторов от постановок и показов спектаклей. [9]
Репертуарный театр
Государственные некоммерческие учреждения могут быть Казенными, Бюджетными и Автономными.
Казенный театра – это статус учреждения, при котором все целиком и полностью финансируется и контролируется органом управления. Никакой иной деятельности такая организация вести права не имеет. В настоящее время таких театров практически не осталось.
Бюджетное учреждение – основную долю расходов компенсирует государство (город), расходы на зарплату сотрудников, работающих по трудовым договорам, капитальный ремонт предоставленного государством помещения, согласованный бюджет на плановые постановки. Для компенсации расходов, превышающих выделенный бюджет, театр имеет право заниматься некоторыми формами предпринимательской деятельности, такими как:
- сдача в долгосрочную аренду площадей под буфет, склад и т.д. (но не разовая сдача зала под одно мероприятие)
- продажа сопутствующей продукции – программки и сувениры
- экскурсии по театру
- привлечение фондов, меценатов, мелких жертвователей
- увеличение цен на билеты на пользующиеся популярностью постановки.
Автономное учреждение – имеет здание от учредителя, закрепленное за ним. В этом случае учредитель возмещает расходы на содержание помещения, на уплату налогов, а также расходы на заработную плату сотрудников, оформленных в театре по трудовому договору. При этом контролируется и средняя зарплата сотрудников, и средняя цена на билет, и минимальная заполняемость зала, и расходы на выполнение заданий. В то же время автономное учреждение имеет большую свободу в управлении финансовыми поступлениями в отличии от бюджетного. Основная деятельность театра определяется исходя из согласованного с государственным органом плана. Тем самым устанавливается количество обязательных к выпуску постановок и тема спектаклей (например, к праздникам и годовщинам) - под это согласовывается бюджет. Кроме этого, театр на свое усмотрение может оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности. Это означает, что учреждение имеет право ставить спектакли, не только предусмотренные заданием и финансируемые учредителем, но и любые другие постановки, которые осуществляются на полной самоокупаемости. Также театр имеет право сдавать помещения в аренду, продавать программки и сувенирную продукцию, устанавливать цены на билеты, создавать и продавать видео и аудио материалы, связанные с художественной деятельностью театра, привлекать меценатов и инвесторов, получать пожертвования и гранты. Самое главное, чтобы все полученные дополнительно к деньгам учредителя средства использовались ради достижения целей, ради которых учреждение было создано. Все его действия должны находиться в рамках уставных целей и обязательно иметь полную отчетность по каждому своему действию.