Файл: Теоретические основы экологического развития дошкольников Тема Содержание экологического образования дошкольников Задание Парциальные программы по экологическому образованию детей дошкольного возраста.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 39
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Гуманитарно-педагогический институт
кафедра «Дошкольная – педагогика и прикладная психология»
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №2
по учебному курсу
«Теория и технология экологического развития дошкольного возраста»
Студент Елена Алексеевна Китова
Группа ППОбп-1901а
Преподаватель Елена Анатольевна Сидякина
Тольятти – 2022г
Практическое задание 2
Раздел 1. Теоретические основы экологического развития дошкольников
Тема 1.4. Содержание экологического образования дошкольников
Задание
Парциальные программы по экологическому образованию
детей дошкольного возраста
№ п/п | Название программы | Автор (ы) программы | Цели и задачи | Структура программы | Результаты освоения программы | Достоинства и недостатки программы |
1 | «Мы» | Н.Н. Кондратьева, Т.А. Шиленок, Т.А. Маркова, ТА. Виноградова | Цель: формировать экологическую воспитанность дошкольников. Задачи: развивать у детей дошкольного возраста экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней; формировать умения разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами; помочь в накоплении детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой. | 1. «Живые… Какие мы?» 2. «Как живые приспосабливаются к среде» 3. «Мы нужны друг другу на Земле» | Разделы программ направлены на развитие интереса и бережного отношения к природе, обогащение представлений о связях между природными явлениями, поощрение самостоятельной деятельности (экспериментирование, опыты), приобщение к разнообразной деятельности в природе и ее охране, уходу за растениями, трудовой деятельности в природе в разные времена года | Д – Программа экологического воспитания дошкольников, в основу которой положена идея гуманизации, воспитания человека с развитой системой ценностных ориентации. Н – не найдено. |
2 | «Мы – земляне» | А. Вересова | Цель: создание условий для становления основ экологического сознания у старших дошкольников; в основе сознания - ценностное отношение к миру, система личностных смыслов. Задачи: * обеспечение условий для выработки смысловых позиций, важнейшая из которых - позиция землянина; * творческое самовыражение ребенка и педагога; * развитие способностей ребенка; * обогащение детей знаниями | В Программе два компонента а) учебное содержание (что мы даем) б) методика (как мы даем) | У воспитанников происходит развитие интереса и бережного отношения к природе, а также обогащение представлений о связях между природными явлениями. | Особенности 1. Программа построена на концепции развития личности ребенка 2. В Программе два компонента а). учебное содержание (что мы даем) б). методика (как мы даем) Содержание и методика имеют свои особенности Особенности содержания 2 части Первая, которую нельзя изменять Вторая, которую можно и нужно изменять |
3 | «Паутинка» | Ж.Л. Васякина-Новикова | Цели: формировать у детей основы планетарного мышления; воспитывать разумное отношение к миру и к себе как к жителю планеты Земля. Задачи: * знакомство детей с разными формами взаимодействия двух систем; * формирование у детей знаний о структурах, входящих в понятие биосфера; * формировать у воспитанников представления о временных изменениях, происходящие в мире; * раскрытие взаимосвязи животного (фауна) и растительного мира (флора) со средой обитания. | 1. Я житель планеты в Солнечной системе. 2. Уникальное расположение планеты Земля в космосе. 3. Понятие о Луне и ее влиянии на жизнь на Земле. 4. Понятие о Солнце и его влиянии на жизнь на Земле. | У детей формируется целостная система знаний об окружающем мире. | Экологическое содержание программы «Паутинка» связано с нравственным, эстетическим и социально-правовым образованием и воспитанием и не сводится ни к одному из них, а берет лишь те элементы, которые связаны с проблемами экологии и представляют собой воспитание общественного сознания человека. |
4 | «Семицветик» | В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова | Цель программы: способствовать становлению более совершенного в нравственном, мировоззренческом, творческом плане человека. Задачи: развивать восприятие красоты; заложить этические и нравственные основы; расширять сознание и кругозор; раскрывать и развивать индивидуальный творческий потенциал; формировать основы культурно-экологического сознания как базиса личностной культуры. | Блоки составлены из двух базовых тем: «Природа» и «Человек». 1. «Планета Земля». Четыре царства природы, стихии. 2. «Небо». Что мы видим в небе? Что в небе живет? Связь Земли и неба. 3. «Искусство». Рукотворная Красота, духовные ценности народа и мировой культуры. 4. «Светочи». Великие люди — народные герои и подвижники. | Программа предполагает совместную творческую деятельность детей и взрослых в детском саду, детских студиях или в семье. | Д – Программа предполагает окружать ребенка красивыми образами, обращать его внимание на красоту природы и произведений человеческих рук, слушать прекрасную музыку, читать, рассказывать сказки, легенды, сказания, создающие одухотворенный высокохудожественный образ Природы, представителей ее царств, человека и его поступков, смотреть красочные музыкальные слайд-фильмы и, конечно, предоставлять возможность детям высказывать и выражать в разнообразной творческой деятельности свои впечатления, чувства, мысли. Н – не выявлено. |
5 | «Наш дом природа» | Рыжова Н.А. | Цель – воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Задачи: Экономное использование воды в быту. Экологически грамотное поведение во время отдыха на берегу водоемов. Понимание роли животных, растений в поддержании чистоты водоемов и необходимости их охраны. Эстетическая оценка воды в природе. | Программа состоит из ряда блоков, каждый из которых включает комплекс тем. В первом блоке «Я и природа» дети знакомятся с различными, доступными их пониманию, компонентами окружающей среды. Последующие блоки дают дополнительную информацию о каждом компоненте («Воздух», «Вода» и др.). Затем они рассматриваются во взаимосвязи. Завершающий блок «Человек и природа» — обобщающий по отношению к предшествующим. | * уход за домашними, декоративными животными и комнатными растениями; * работа на огородах разного типа; посадка деревьев, кустарников; * содержание в порядке территории детского сада; посильная и безопасная очистка близлежащих участков (леса, парка, берега реки); *8 починка, реставрация книг, игрушек и т.п. (экономное природопользование); * подкормка птиц и других животных с учетом их биологических особенностей; * создание кормушек, дополнительных местообитаний для животных с учетом их природных особенностей. | Д – авторская программа, обеспечивающая преемственность в экологическом образовании дошкольников с начальной школой по предметам «Окружающий мир», «Природоведение». Н – не выявлено. |
6 | «Юный эколог» | Николаева С. Н. | Цель: формирование компетентности учащихся путём усвоения системы интегрированных знаний о природе и человеке, основ экологической грамотности обучающихся начальной школы, развитие ценных качеств по отношению к природе. Задачи: Образовательные: - дать обобщенные представления о жизни животных и растений в сообществах - экосистемы; о целостности и уникальности каждого сообщества о разнообразии животных и растений на Земле, о взаимосвязях неживой природы, растений, животных; о сезонных изменениях в неживой природе, растительном и животном мире, их взаимосвязях; - учить овладевать умениями ориентироваться в мире физических явлений на основе уточнения представлений; - организовать сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним; - научить детей простейшим правилам поведения в природе; Развивающие: - развивать психические процессы (внимание, память) и мыслительные операции (сравнение, обобщение); - развивать познавательные и творческие способности детей, коммуникативное общение; - развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению; Воспитательные: - сформировать у детей чувство ответственности за жизнь окружающих животных и растений; - сформировать понимание необходимости охранять природу, проявлять инициативу действий по её охране и предупреждению насилия над природой; - научить через общение с природой видеть и любить ее красоту во всем проявлении многообразии форм и красок; - формировать в детях христианские добродетели: доброту, милосердие, сострадание, любовь к природе и др. | В программе представлено семь разделов. Первый раздел – это элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ. Следующие два посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания. Четвертый прослеживает роль среды обитания в процессе онтогенеза – роста и развития отдельных видов растений и высших животных. В пятом раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать. Подразделы, отмеченные звездочкой, изучать с детьми необязательно, они могут быть полезны педагогу в качестве дополнительного материала. Шестой раздел показывает разные формы взаимодействия человека с природой. Особое (оздоровительное) значение имеет первый пункт, в котором рассматриваются потребности людей (детей) как живых существ и вытекающие отсюда требования к окружающей среде. В седьмом разделе даны общие рекомендации к распределению материала по возрастам. | В результате занятий дети должны научиться правилам поведения в природе, бережному отношению к растениям и животным. Закрепить знания о животных, птицах, растениях, насекомых их повадках, строение тела и образе жизни, о временах года и природных явлениях. Дети познакомятся с произведениями писателей и поэтов, пишущих о природе. | Д – программа предполагает обучить детей формированию правил поведения в природе. Н – не выявлено. |
7 | «Планета – наш дом» | И. Г. Белавина, Н. Г. Найденская | Цель: формировать новую систему духовных ценностей ребенка, базирующихся на эстетических компонентах программы. Задачи: Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека. | Программа включает восемь тем («Земля — планета» — «Твердь» — «Вода» — «Воздух» — «Цветы» — «Насекомые» — «Деревья» — «Птицы»), содержащих 72 занятия. | После прохождения программы «Планета наш дом» учащиеся будут: Предметные: - основные признаки живого и неживого, устанавливает связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребности (связь между живой и неживой природой); - большое количество животных и растений и различать их, какие их особенности и к каким видам и группам они относятся. личностные: - составлять рассказы по плану педагога, используя точные (научные) знания; - определять состояние погоды (солнечная, пасмурная, дождливая, снежная, ветреная, облачная); - пользоваться народными приметами для прогноза погоды или уходя за растениями и животными; - бережно, заботливо и гуманно относится к природе; - эмоционально воспринимать природу и видеть ее красоту. Метапредметные: -составление описательных рассказов по опорным схемам -придумывать сказки на заданную тему или примету -ориентирование в пространстве. | Д – ставит своей целью с первых лет жизни воспитывать гуманную, социально-активную личность, способную понимать и любить окружающую природу и бережно относиться к ней. Она направлена на формирование целостного взгляда на окружающий мир и место человека в нем, на развитие экологически грамотного и безопасного поведения ребенка. Н – не выявлено. |