Файл: Теоретические основы экологического развития дошкольников Тема Содержание экологического образования дошкольников Задание Парциальные программы по экологическому образованию детей дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»

Гуманитарно-педагогический институт

кафедра «Дошкольная – педагогика и прикладная психология»


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №2
по учебному курсу

«Теория и технология экологического развития дошкольного возраста»
Студент Елена Алексеевна Китова
Группа ППОбп-1901а
Преподаватель Елена Анатольевна Сидякина

Тольятти – 2022г

Практическое задание 2


Раздел 1. Теоретические основы экологического развития дошкольников

Тема 1.4. Содержание экологического образования дошкольников

Задание

Парциальные программы по экологическому образованию
детей дошкольного возраста




п/п

Название программы

Автор (ы) программы

Цели и задачи

Структура программы

Результаты освоения программы

Достоинства и недостатки программы

1

«Мы»


Н.Н. Кондратьева, Т.А. Шиленок, Т.А. Маркова, ТА. Виноградова

Цель: формировать экологическую воспитанность дошкольников.

Задачи:

развивать у детей дошкольного возраста экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней;

формировать умения разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами;

помочь в накоплении детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой.

1. «Живые… Какие мы?»

2. «Как живые

приспосабливаются к

среде»

3. «Мы нужны друг другу

на Земле»

Разделы программ направлены на развитие интереса и

бережного отношения к природе, обогащение представлений о связях между

природными явлениями, поощрение самостоятельной деятельности

(экспериментирование, опыты), приобщение к разнообразной деятельности в

природе и ее охране, уходу за растениями, трудовой деятельности в природе

в разные времена года

Д – Программа экологического воспитания дошкольников, в основу которой

положена идея гуманизации, воспитания человека с развитой системой ценностных ориентации.

Н – не найдено.

2

«Мы – земляне»


А. Вересова

Цель: создание условий для становления основ экологического

сознания у старших дошкольников; в основе сознания - ценностное отношение к миру, система личностных

смыслов.

Задачи:

* обеспечение условий для выработки смысловых позиций, важнейшая из которых - позиция землянина;

* творческое самовыражение ребенка и педагога;

* развитие способностей ребенка;

* обогащение детей знаниями

В Программе два компонента

а) учебное содержание (что мы даем)

б) методика (как мы даем)

У воспитанников происходит развитие интереса и

бережного отношения к природе, а также обогащение представлений о связях между

природными явлениями.

Особенности

1. Программа построена на концепции развития личности ребенка

2. В Программе два компонента

а). учебное содержание (что мы даем)

б). методика (как мы даем)

Содержание и методика имеют свои особенности

Особенности содержания

2 части

Первая, которую нельзя изменять

Вторая, которую можно и нужно изменять

3

«Паутинка»


Ж.Л. Васякина-Новикова

Цели: формировать у детей основы планетарного мышления;

воспитывать разумное отношение к миру и к себе как к жителю планеты Земля.

Задачи:

* знакомство детей с разными формами взаимодействия двух систем;

* формирование у детей знаний о структурах, входящих в понятие биосфера;

* формировать у воспитанников представления о временных изменениях, происходящие в мире;

* раскрытие взаимосвязи животного (фауна) и растительного мира (флора) со средой обитания.

1. Я житель планеты в Солнечной системе.

2. Уникальное расположение планеты Земля в космосе.

3. Понятие о Луне и ее влиянии на жизнь на Земле.

4. Понятие о Солнце и его влиянии на жизнь на Земле.

У детей формируется целостная система знаний об окружающем мире.

Экологическое содержание программы «Паутинка» связано с нравственным, эстетическим и социально-правовым образованием и воспитанием и не сводится ни к одному из них, а берет лишь те элементы, которые связаны с проблемами экологии и представляют собой воспитание общественного сознания человека.

4

«Семицветик»


В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова

Цель программы: способствовать становлению более совершенного в нравственном, мировоззренческом, творческом плане человека.

Задачи:

развивать восприятие красоты;

заложить этические и нравственные основы;

расширять сознание и кругозор;

раскрывать и развивать индивидуальный творческий потенциал;

формировать основы культурно-экологического сознания как базиса личностной культуры.

Блоки составлены из двух базовых тем: «Природа» и «Человек».
1. «Планета Земля». Четыре царства природы, стихии.

2. «Небо». Что мы видим в небе? Что в небе живет? Связь Земли и неба.

3. «Искусство». Рукотворная Красота, духовные ценности народа и мировой культуры.

4. «Светочи». Великие люди — народные герои и подвижники.

Программа предполагает совместную творческую деятельность детей и взрослых в детском саду, детских студиях или в семье.

Д – Программа предполагает окружать ребенка красивыми образами, обращать его внимание на красоту природы и произведений человеческих рук, слушать прекрасную музыку, читать, рассказывать сказки, легенды, сказания, создающие одухотворенный высокохудожественный образ Природы, представителей ее царств, человека и его поступков, смотреть красочные музыкальные слайд-фильмы и, конечно, предоставлять возможность детям высказывать и выражать в разнообразной творческой деятельности свои впечатления, чувства, мысли.

Н – не выявлено.

5

«Наш дом природа»

Рыжова Н.А.

Цель – воспитание с первых

лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить

окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.

Задачи:

Экономное использование воды в быту. Экологически грамотное поведение во время отдыха на берегу водоемов. Понимание роли животных, растений в поддержании чистоты водоемов и необходимости их охраны. Эстетическая оценка воды в природе.

Программа состоит из ряда блоков, каждый из которых включает комплекс тем.

В первом блоке «Я и природа» дети знакомятся с различными, доступными их пониманию, компонентами окружающей среды.

Последующие блоки дают дополнительную информацию о каждом компоненте («Воздух», «Вода» и др.). Затем они рассматриваются во взаимосвязи.

Завершающий блок «Человек и природа» — обобщающий по отношению к предшествующим.

* уход за домашними, декоративными животными и комнатными растениями;

* работа на огородах разного типа; посадка деревьев, кустарников;

* содержание в порядке территории детского сада; посильная и безопасная очистка

близлежащих участков (леса, парка, берега реки);

*8 починка, реставрация книг, игрушек и т.п. (экономное природопользование);

* подкормка птиц и других животных с учетом их биологических особенностей;

* создание кормушек, дополнительных местообитаний для животных с учетом их

природных особенностей.

Д – авторская программа, обеспечивающая преемственность в экологическом образовании дошкольников с начальной школой по предметам «Окружающий мир», «Природоведение».

Н – не выявлено.

6

«Юный эколог»


Николаева С. Н.

Цель: формирование компетентности учащихся путём усвоения системы интегрированных знаний о природе и человеке, основ экологической грамотности обучающихся начальной школы, развитие ценных качеств по отношению к природе.

Задачи:

Образовательные:

- дать обобщенные представления о жизни животных и растений в сообществах - экосистемы; о целостности и уникальности каждого сообщества о разнообразии животных и растений на Земле, о взаимосвязях неживой природы, растений, животных; о сезонных изменениях в неживой природе, растительном и животном мире, их взаимосвязях;

- учить овладевать умениями ориентироваться в мире физических явлений на основе уточнения представлений;

- организовать сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним;

- научить детей простейшим правилам поведения в природе;

Развивающие:

- развивать психические процессы (внимание, память) и мыслительные операции (сравнение, обобщение);

- развивать познавательные и творческие способности детей, коммуникативное общение;

- развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;

Воспитательные:

- сформировать у детей чувство ответственности за жизнь окружающих животных и растений;

- сформировать понимание необходимости охранять природу, проявлять инициативу действий по её охране и предупреждению насилия над природой;

- научить через общение с природой видеть и любить ее красоту во всем проявлении многообразии форм и красок;

- формировать в детях христианские добродетели: доброту, милосердие, сострадание, любовь к природе и др.

В программе представлено семь разделов. Первый раздел – это элементарные сведения о

мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ. Следующие два

посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания. Четвертый

прослеживает роль среды обитания в процессе онтогенеза – роста и развития отдельных видов

растений и высших животных. В пятом раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь

которых дети могут наблюдать. Подразделы, отмеченные звездочкой, изучать с детьми

необязательно, они могут быть полезны педагогу в качестве дополнительного материала.

Шестой раздел показывает разные формы взаимодействия человека с природой. Особое

(оздоровительное) значение имеет первый пункт, в котором рассматриваются потребности

людей (детей) как живых существ и вытекающие отсюда требования к окружающей среде. В

седьмом разделе даны общие рекомендации к распределению материала по возрастам.

В результате занятий дети должны научиться правилам поведения в природе, бережному отношению к растениям и животным. Закрепить знания о животных, птицах, растениях, насекомых их повадках, строение тела и образе жизни, о временах года и природных явлениях. Дети познакомятся с произведениями писателей и поэтов, пишущих о природе.

Д – программа предполагает обучить детей формированию правил поведения в природе.

Н – не выявлено.

7

«Планета – наш дом»


И. Г. Белавина, Н. Г. Найденская

Цель: формировать новую систему духовных ценностей ребенка, базирующихся на эстетических компонентах программы.

Задачи:

Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.

Программа включает восемь тем («Земля — планета» — «Твердь» — «Вода» — «Воздух» — «Цветы» — «Насекомые» — «Деревья» — «Птицы»), содержащих 72 занятия.

После прохождения программы «Планета наш дом» учащиеся будут:

Предметные:

- основные признаки живого и неживого, устанавливает связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребности (связь между живой и неживой природой);

- большое количество животных и растений и различать их, какие их особенности и к каким видам и группам они относятся.

личностные:

- составлять рассказы по плану педагога, используя точные (научные) знания;

- определять состояние погоды (солнечная, пасмурная, дождливая, снежная, ветреная, облачная);

- пользоваться народными приметами для прогноза погоды или уходя за растениями и животными;

- бережно, заботливо и гуманно относится к природе;

- эмоционально воспринимать природу и видеть ее красоту.

Метапредметные:

-составление описательных рассказов по опорным схемам

-придумывать сказки на заданную тему или примету

-ориентирование в пространстве.

Д – ставит своей целью с первых лет жизни воспитывать гуманную, социально-активную личность, способную понимать и любить окружающую природу и бережно относиться к ней. Она направлена на формирование целостного взгляда на окружающий мир и место человека в нем, на развитие экологически грамотного и безопасного поведения ребенка.

Н – не выявлено.