Файл: Вопросы к контрольной работе по дисциплине Современная научная картина мира.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВОПРОСЫ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ

по дисциплине «Современная научная картина мира».

  1. Назовите и сравните теории возникновения науки. Когда возникла наука с точки зрения каждой из этих теорий? Какую из теорий вы считаете более верной? Аргументируйте свой ответ.

Теория 1. Феномен античной науки. — Первые древнегреческие натурфилософы.

Теория 2. Цивилизация Древнего Египта — колыбель многообразных областей человеческого знания.

Теория 3. Возникновение науки в контексте поздней средневековой культуры.

Теория 4. Рождение науки Нового времени. — Соединение эксперимента с математикой.

Проблема исторического возраста науки имеет несколько решений. Все они обладают рядом сильных и слабых позиций, все они уязвимы, и в рамках каждого из предложенных версионных подходов наука приобрета­ет специфические черты и характеристики, окрашенные конкретными историческими ориентациями датирующего ее рождение времени.

Теория 1.Некоторые ученые указывают на феномен античной на­уки,считая, что именно в нем сформировались первые образцы теорети­ческой науки и, в частности, геометрия Евклида. Первые натурфилософы были в большей степени уче­ными, чем философами. Считается, что античный мир обеспечил приме­нение метода в математике и вывел ее на теоретический уровень. В антич­ности большое внимание уделялось и постижению и развертыванию ис­тины, т.е. логике и диалектике.

Теория 2, в которой речь ведется о науке более древней, нежели античность, о науке египетской цивилизации, построена на данных, ко­торые вводятся в обиход значительно реже. Цивилизация Древнего Египта 4-го тысячелетия до н.э. Точка зрения, согласно которой из Древнего Египта пришли основные учения, из которых заимствовали свои знания и Ин­дия, и Персия, и Халдея, и Китай, и Япония и даже Древняя Греция и Рим, вполне оправдана. Так как почти одновременно возникшие в циви­лизации Древнего Египта многообразные области человеческого знания: медицина, химия, астрология, музыка, акустика, риторика, магия, фи­лософия, математика, геометрия, анатомия, география и ораторское ис­кусство — имеют самый древний возраст из всех ныне известных и суще­ствующих систем.

Теория 3. Возникновении науки в контексте поздней средневековой культуры. Иногда возникновение науки относят к периоду расцвета поздней средневековой культуры Западной Европы (XII-XIV вв.). В деятельности английского епископа Роберта Гроссетеста (1175-1253) и английского францисканского монаха Роджера Бэкона (ок. 1214-1292) была переосмыслена роль опытного знания.


Теория4 . Она датирует рождение науки Нового временив XVI— началом XVII в., делая точкой отсчета систему Коперника, так называемый коперниканский переворот, а также законы классической меха­ники и научную картину мира, основанную на достижениях Галилея и Ньютона. Эта наиболее традиционная.

  1. Сравните теории развития научного знания Т. Куна и И. Лакатоса. Выделите общие представления о науке, характерные для этих теорий, и различия.

Мнение Томаса Куна и Имре Лакатоса в концепции модели расходятся, причем в некоторых вопросах весьма радикально.

Если брать в рассмотрение понятия и свойства «исследовательской программы», «парадигмы» и «ядро», то Имре Лакатос согласен с Томасом Куном только в некоторых вырождениях, но далеких, согласно его мнению, от настоящей истории науки. Это подтверждают слова Лакатоса: «…то, что он (Кун) называет «нормальной наукой», на самом деле есть не что иное, как исследовательская программа, захватившая монополию. В действительности же исследовательские программы пользуются полной монополией очень редко, к тому же очень недолго». Помимо этого, Имре Лакатос подчеркивает особенное отличие: критерии отбора, которые работают под влиянием изменений революции (иррациональные Куна и рациональные его).

Несмотря на приведенные отличия, эти две модели обладают схожими чертами. К примеру, концепция Лакатоса и Куна определяют типы развития:

Непрерывный. То есть это некий кумулятивный рост в рамках одной парадигмы или исследовательской программы, в котором теории соизмеримы и работает лишь решающий эксперимент.

Некумулятивный. Это значит, переход осуществляется между парадигмами за счет скачка. Актуально привести слова Имре Лакатоса: «сам факт научной революции состоит в вытеснении научно-исследовательской программы другой».

Сравниваемые модели обладают двумя уровнями:

«парадигма», «нормальная наука» по Томасу Куну;

«жесткое ядро», «позитивная эвристика» по Имре Лакатосу.

Это объясняет введение понятия научной революции. Согласно изложенным доводам, Томас Кун заявляет о характерных схожих чертах с моделью Имре Лакатоса.

Однако как один из важных факторов, который участвует в процессе конкуренции сообществ Томаса Куна, представлен нам критерием Имре Лакатоса - «прогрессивный сдвиг». Философ Имре Лакатос, если быть объективным, рассуждает о существующих тенденциях, охватывающих весь мир. Он не отвечает на вопрос конкретного взаимодействия научно-исследовательских программ с сообществом в выборе, с которым они сталкиваются «здесь и теперь». Томас Кун, напротив, принимает в рассмотрение именно это в первую очередь. Он представляется им как процесс взаимодействия комплексов идей (будь то парадигма, исследовательская программа) с научными сообществами [10]. Со стороны внедрения нового, а по своей сути это главная сторона, для модели Томаса Куна, его концепция представляется не конкурирующей с лакатосовской.



Подведем итог: на основании вышеизложенного, нам становится понятно, что концепции, предложенные Томасом Куном и Имре Лакатосом, не являются альтернативными, а наоборот, существенно дополняю друг друга.

  1. Сформулируйте проблему влияния наблюдателя в квантово-полевой картине мира. Опишите самые известные эксперименты в квантовой физике, в ходе которых возникла эта проблема.

Эффект наблюдателя — теория, что наблюдение за объектом изменяет его свойства. В квантовой механике термин «наблюдатель» используется в значении, когда мы что-то измеряем. Если в макромире нам достаточно применить какой-либо измерительный прибор (например, нам нужно узнать длину простого карандаша — мы используем для этой цели линейку), чтобы узнать точное или приблизительное значение, то в микромире любая попытка наблюдения (измерения) изменит квантовую систему. Мысленный эксперимента Эрвина Шрёдингера:

Есть закрытый ящик, в котором находится живой кот и механизм: счётчик Гейгера с радиоактивным веществом, молоток и колба смертельного яда.

Колба может быть разбита механизмом, приводимым в действие радиоактивным распадом. Однако распад носит вероятностный характер — 50/50.

Если распад произойдёт, то молоток разобьёт колбу и смертельный яд убьёт кота. Если распада не произойдёт, то механизм не сработает и кот будет жив.

Шрёдингер заключил, что пока мы не откроем ящик и не узнаем состояние кота, то он жив и мёртв одновременно. Когда же мы открываем ящик, то видим перед собой кота лишь в одном из возможных состояний.

  1. Назовите современные космологические теории, которые предполагают, что Вселенная неоднородна. Как понимается «неоднородность» Вселенной? Что такое Метавселенная и Метагалактика?

Неоднородная космология — это физическая космологическая теория (астрономическая модель происхождения и эволюции физической Вселенной), которая, в отличие от широко принятой в настоящее время космологической модели соответствия, предполагает, что неоднородности в распределении материи во Вселенной влияют на локальные гравитационные силы (т.е. галактическом уровне) достаточно, чтобы исказить наше представление о Вселенной.

В Метавселенной одни, большие вселенные рождают другие, меньшие вселенные, а те в свою очередь порождают новые вселенные и т.д. У этого процесса нет ни начала, ни конца. Наша Вселенная — одна из многих таких вселенных. Как отметил один из творцов инфляционной космологии А. Линде, в моделях хаотического раздувания исходного вакуума «особенно отчетливо видно, что вместо трагизма рождения нового мира из сингулярности, до которой ничего не существовало, и его последующего превращения в ничто, мы имеем дело с нескончаемым процессом взаимопревращения фаз, в которых малы или, наоборот, велики квантовые флуктуации метрики


Метагалактика - это часть Вселенной, доступная изучению астрономическими средствами. Она состоит из сотни миллиардов галактик, каждая из которых вращается вокруг своей оси и одновременно разбегаются друг от друга со скоростями от 200 до 150 000 км/с.

Одно из важнейших свойств Метагалактики -- ее постоянное расширение, о чем свидетельствует «разлет» скоплений галактик. Доказательством того, что скопления галактик удаляются друг от друга, являются «красное смещение» в спектрах галактик и открытие реликтового излучения

  1. Сформулируйте основные факторы, которые могли бы улучшить состояние геосфер Земли (гидросферы, атмосферы, биосферы).

Изменение состояния геосфер определяется тремя основными причинами: истощение водных ресурсов из-за влияния человека на биосферу, резкое возрастание потребности в воде и загрязнение водных источников. Наиболее интенсивному антропогенному воздействию подвергаются, прежде всего, поверхностные воды суши (реки, озера, болота, почвенные и грунтовые воды)

а) Защита атмосферы:

1. Экологизация технологических процессов;

2. Очистка газовых выбросов от вредных примесей;

3. Рассеивание газовых выбросов в атмосфере;

4. Устройство санитарно-защитных зон, архитектурно-планировочные решения и др.

б) Защита гидросферы:

1. внедрение систем оборотного водоснабжения;

2. очистка сточных вод;

2.1. механической очистке;

2.2. Химические способы;

2.3. физико-химической очистке;

2.4. биологический (биохимический) метод;

3. обеззараживание поверхностных вод.

в) Малоотходная и безотходная технологии:

1. создание замкнутых циклов;

2. комплексное использование сырья;

3. учет возможности повторного ее использования;

4. создание технологий, позволяющих исключить стадии, на которых происходит образование отходов.

  1. Назовите и сравните несколько современных теорий изменения климата. Приведите аргументы в пользу каждой точки зрения.

Климат на планете формируется под влиянием Солнца. Солнечное излучение нагревает земную поверхность неравномерно (в экваториальной области сильнее), из-за этого образуются движущиеся в определенном направлении ветры и морские течения. При повышении солнечной активности отмечаются потепления и геомагнитные бури.

Естественными причинами климатических преобразований являются сдвиги планетарной орбиты, изменения геомагнитного поля, движения материковых и океанических плит, вулканические извержения. На протяжении всей истории планеты они влияли на климат, способствовали его циклическим колебаниям, называемым ледниковыми периодами и межледниковьями.


Но на данном этапе существования планеты к естественным причинам преобразований климата добавились антропогенные, то есть связанные с деятельностью человека. Основная причина – парниковый эффект. С начала 21 века его воздействие на планету в 8 раз превысило по интенсивности воздействие солнечной радиации.

Факторы, провоцирующих глобальное изменение климата на Земле:

- Солнечное излучение. Изменяющаяся солнечная активность на протяжении всего существования планеты провоцировала климатические колебания, смену ледниковых периодов межледниковьями. Кроме того, ближайшая звезда постепенно стареет, расширяется, а значит, ее влияние на планету усиливается.

- «Парниковые» газы, накапливающиеся в нижних атмосферных слоях. К ним относятся:

водяной пар – естественный газ, участвующий в образовании облачности;

углекислый газ появляется в атмосфере в результате разложения органики и вулканических извержений, потребляется растительностью (из-за человеческой деятельности его количество растет быстрее, чем успевают поглощать растения);

метан поступает в атмосферу при горении биологических отходов, добыче природного газа и каменного угля, держится в атмосферных слоях несколько лет, создает парниковый эффект гораздо активнее, чем углекислый газ;

озон бывает стратосферным и тропосферным, первый защищает планету от вредоносного ультрафиолета, второй создает парниковый эффект, несет опасность для живых организмов, образуется в результате промышленных выбросов.

- Сдвиги земной орбиты, вызванные влиянием Луны и планет Солнечной системы, приводят к изменению интенсивности солнечного излучения, поступающего на земную поверхность.

- Вулканическая активность. Газы и твердые частицы, выбрасывающиеся в атмосферу при извержении, влияют на климат, приводят к снижению температуры, засухе. Оседая на горных склонах, могут вызвать лавину или сель.

- Парниковые газы накапливаются в атмосфере в результате воздействия разнообразных антропогенных факторов:

сгорания топлива;

использования аэрозолей;

выброса отходов тяжелой промышленности