Файл: 1. Характеристика политического развития России в начале xx века. Причины политических реформ 5.doc
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 337
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение 3
1. Характеристика политического развития России в начале XX века. Причины политических реформ 5
2.Реформы начала XX века и их результаты 7
Заключение 15
Термины 17
Даты 19
Исторический портрет Николая II 19
Список литературы 22
Введение
Проблемы внутренней политики России в начале ХХ в. привлекает внимание как отечественных, так и зарубежных историков потому, что та или иная оценка процесса модернизации страны во многом предопределяла ответ на один из ключевых вопросов российской истории: была ли неизбежной революция 1917 г.?
Изучение рассматриваемой темы представляет интерес тем, что на современном этапе (спустя столетие) Россия вновь ступила на путь перемен, и изучение прошлого опыта, возможно, предостережет от прежних ошибок.
Чем дальше от нас в историю уходят события, происходившие в России в начале ХХ века, тем сильнее желание общества осознать их в соответствии с законами истории, позволяющими увидеть в исторической ретроспективе перспективу возможного более прогрессивного развития страны. События в жизни России начала ХХ века, несмотря на различные их оценки, привлекают внимание как ученых, так и широкой общественности.
Цель работы – анализ темы «Политические реформы в России начала ХХ в.: причины и результаты».
Задачи:
1. Охарактеризовать особенности политического развития России в начале XX века, причины политических реформ.
2.Рассмотреть реформы начала XX века и их результаты.
При написании работы была использована следующая литература: Боханов А. Н. Николай II, Вильданов Р.Р. Специфика политического строя Российской империи в начале ХХ века, Меняйленко Т.А., Агафонова М.С. Причины несостоятельности реформ П.А. Столыпина и С.Ю. Витте, Мунчаев Ш. М. История России, Орлов А.С. История России.
В статье Вильданова Р.Р. Специфика политического строя Российской империи в начале ХХ века анализируется реформирование органов государственной власти в Российской империи в начале 20 века, рассматриваются различные подходы к проблеме.
Меняйленко Т.А. и Агафонова М.С. в статье Причины несостоятельности реформ П.А. Столыпина и С.Ю. Витте отмечают, что реформы сыграли большую роль в развитии товарного производства и переходе ее к рыночной модели хозяйства. В ходе них формируется развитой земельный рынок, кардинально меняется тенденция функциональной роли российского государства. Именно благодаря усилиям государства уменьшается его удельный вес в экономике, быстрее растет негосударственный сектор, который составляя рыночную среду, превращается в господствующий.
В учебнике Орлова А.С. История России изложена история России с древнейших времен до наших дней с учетом новейших данных, накопленных исторической наукой.
1. Характеристика политического развития России в начале XX века. Причины политических реформ
Россия начала XX века была клубком противоречий - экономических, политических, социальных, национальных, которые накладывались на этот первичный конфликт в обществе, усугубляя его до предела. Ситуация усугублялась тем, что правящие круги России не совсем осознавали кризисную ситуацию в стране, жили иллюзией, что российское государство было непобедимым и постепенно потеряло инициативу по преобразованию общества. Правительство, похоже, не хотело замечать, что уже было видно всем: остановить социальный прогресс было невозможно, необходимо было преобразовать политическую систему общества в соответствии с новыми потребностями развития страны1.
Первая русская революция, вопреки ее противоречивым оценкам, является одной из важнейших вех в истории России. Кровавые события в столице российского государства в январе 1905 года не могли поколебать фундамент государственной власти, всколыхнув массы и всю правящую элиту. Под давлением «снизу» и «сверху» на эти события самодержец Всея Руси, державший в своих руках бразды правления, не имел возможности уйти от ответственности реакции на произошедшие события. Стремясь создать противовес Думе, Император реорганизовал Государственный совет, созданный при Александре I, придав ему законодательные полномочия. Государственный совет был частично избран, частично назначен царем.
В манифесте от 6 августа 1905 г. Николай II учредил Государственную думу как «особое законосовещательное установление», которой было дано право предварительной разработки и обсуждения законодательных предложений. Другой палатой российского парламента стал Государственный Совет.
Итак, учреждение Первой Государственной Думы было вызвано Революцией 1905–1907. Первая русская революция 1905 г. проходила под лозунгами осуществления буржуазных свобод. Власть была вынуждена искать компромиссные решения, делая определенные шаги навстречу требованиям протестующих.
Любой законопроект должен был быть одобрен сначала Думой, затем Государственным советом, и только затем его подписывал царь. Император сохранил власть через ответственное только перед ним правительство, руководство внешней политикой, армией и флотом. Он мог издавать законы между заседаниями Думы и распускать Думу до истечения пятилетнего срока.
Появление первого парламентского института, Думы, стало огромным шагом вперед в превращении самодержавной монархии в ограниченную конституционную монархию. Это был путь эволюционного развития страны.
Итак, в России парламент появился очень поздно, и лишь под давлением революции 1905-1907 гг. 17 октября 1905 г. Николай II подписал манифест, в котором обещал созвать законодательную Государственную думу1.
В результате разделения общества на три больших группы, начали формироваться политические партии. Во время первой революции появилась партия от монархии – Союз русского народа. К этой партии власти примкнуло духовенство. Чуть позже появилась партия от буржуазии и либералов. Сначала это была партия оппозиции царскому правительству. Они выступали вместе и требовали изменить конституцию. Но позже их взгляды разошлись. Появилась партия правых, состояла из крупных капиталистов и помещиков. И партия левых, в неё входила средняя буржуазия. Очередная партия социал-демократов просуществует недолго. Вскоре она расколоться на большевиков и меньшевиков. Ещё на рубеже XX века появится партия от представителей верхушки крестьянства, так называемая партия эсеров.
2.Реформы начала XX века и их результаты
Принципы формирования и функционирования Думы были изложены в Положении о выборах от 11 декабря 1905 г., в Указе о составе и устройстве Государственной думы от 20 февраля 1906 г. и Основных законах от 23 апреля 1906 г. Последний законодательный акт оформил все изменения государственного устройства, в том числе наделение законодательными функциями Государственного совета и учреждение объединенного правительства – Совета министров.
Ослабление репрессий и возвращение к нормальной жизни страны в условиях нерешенности основных социально-экономических и политических проблем привело к новому революционному подъему и политическому кризису. В его условиях Дума превратилась в оппозиционный орган, нарушилась законотворческая работа, трибуна Думы использовалась для критики власти, и это углубляло кризис в обществе.
Политику реформ в начале XX века проводил в жизнь председатель Совета министров Петр Аркадьевич Столыпин (1862-1911). Основной целью реформ П. А. Столыпин считал создание «великой России». Этот лозунг подразумевал, помимо всего прочего, целостность и единство Российской империи при главенстве русской нации. Правительство стремилось ликвидировать те немногие уступки, которые были вырваны национальными окраинами во время революции. Эта позиция находила отклик у части российского общества и депутатского корпуса.
Столыпин планировал осуществить целую серию преобразований: обеспечить в стране неприкосновенность личности, равенство всех перед законом, ввести волостные земства, расширить состав избирателей в земства, распространить земства на западные губернии, Польшу, Прибалтику, восстановить деятельность выборных мировых судей, усовершенствовать систему школьного образования и т.д.
Центральное место в реформаторской деятельности Столыпина занимал аграрный вопрос. Необходимо было коренным образом изменить всю систему крестьянского землевладения и землепользования. Считая пагубной крестьянскую общину с ее уравниловкой, Столыпин настаивал на правовом уравнении крестьян с другими сословиями, создании необходимых условий для частного крестьянского хозяйства. Эта политика получила название столыпинской аграрной реформы.
Аграрная реформа Столыпина, начавшаяся в 1906 году, была обусловлена теми реалиями, которые происходили в Российской Империи. Страна столкнулась с массовыми народными волнениями, в ходе которых стало абсолютно очевидно, что народ не желает жить по-прежнему. Более того само государство не могло управлять страной, опираясь на прежние принципы. Экономическая составляющая развития империи находилась в упадке. Особенно это было актуально в аграрном комплексе, где наблюдался явный упадок. В результате, политические события, а также события экономические побудили Петра Аркадьевича Столыпина начать проводить реформы1.
4 августа 1906 года было опубликовано программа реформ правительством Российской Империи в аграрном секторе. Данная реформа представляла собой два больших блока:
Первый блок призвал граждан страны успокоиться, а также информировал о чрезвычайном положении во многих районах страны. Из-за терактов в ряде регионов России были вынуждены ввести чрезвычайное положение и военно-полевые суды.
Второй блок объявлял о созыве Государственной Думы, в ходе работы который планировалось создать и реализовать комплекс аграрных реформ внутри страны.
В ходе столыпинской реформы желающим крестьянам выделяли часть общинной земли в их собственность, им продавали и помещичью землю посредством льготных ссуд (помещики охотно избавлялись от земли, которая без крепостных стала для многих обузой), а также финансировали переселение на пустовавшие окраины России, освобождая от налогов и снабжая сельскохозяйственной техникой по низким ценам. Можно критиковать многие неудачные бюрократические аспекты проведения этой реформы (из-за чего треть крестьян-переселенцев вернулась), но не её смысл. Она должна была решить сразу несколько важнейших государственных проблем:
-
справиться в европейской части с усугублявшимся малоземельем на селе и возможной безработицей в городе из-за стремительного роста населения, который приходился в основном на крестьянство; -
заселить пустующие земли в Сибири и на Дальнем Востоке, освоив их и закрепив их за Россией; -
дать выход предпринимательской энергии для активной части крестьянства, расширяя ее сферу действия за пределами общины; -
уменьшить социальную напряженность в деревне и тем самым отнять у революционеров почву для пропаганды1.
В результате создавался зажиточный слой крестьян-единоличников, то есть новая составная часть экономического уклада при сохранении прежних, традиционных, в том числе общины. Реформа не собиралась ее ликвидировать полностью, хотя следовало бы одновременно способствовать оздоровлению общины как высокого действа христианского для тех, кто оставался в ней.
Несмотря на медленное осуществление этой реформы (к 1913 году только около 10% земли перешло из общинной в личное владение крестьян), она дала обнадеживающие результаты: с 1906 года в Сибири осели 2,5 млн крестьян; кроме того, около 700 тысяч человек разных профессий переселились в Сибирь самотеком. Из небольших станций вдоль Транссибирской магистрали выросли целые города; резко возросло производство продовольственных товаров: например, Европа вскоре была завалена русским маслом (с 1906 по 1911 год его годовой экспорт увеличился вдвое).
Основным этапом в решении рабочего вопроса годы премьерства Столыпина стала работа Особого совещания в 1906 и 1907 годах, которое подготовило десять законопроектов, затрагивавших основные аспекты труда на промышленных предприятиях. Это были вопросы о правилах найма рабочих, страховании несчастных случаев и болезней, продолжительности рабочего времени и т.д. К сожалению, позиции промышленников и рабочих (а также тех, кто подстрекал последних к неповиновению и бунту) были слишком далеки друг от друга и найденные компромиссы не устраивали ни тех, ни других (чем охотно пользовались всякого рода революционеры)1.
Новый избирательный закон, опубликованный 3 июня 1907 г., существенно ограничивал представительство в III Государственной думе (1907–1912) рабочих, крестьян, населения национальных окраин. Более того, нерусские народы Сибири, Средней Азии и Забайкалья совсем лишились возможности иметь своих представителей в Думе.