Файл: Повышение эффективности планирования производства на предприятии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Ульяновский филиал РАНХиГС
Направление подготовки 38.03.01 Экономика
Образовательная программа Экономика предприятий и организаций
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Организация производства»
на тему:
«Повышение эффективности планирования производства на предприятии»
Автор работы:
Студент 2 курса
очной формы обучения
группы Э-204
Ибрагимова Айсылу Наилевна
Подпись __________________
Науч. руководитель курсовой работы:
Доцент, к.э.н.
Пирогова Елена Владимировна
Подпись __________________
«_____» _____________ 20___г.
Ульяновск, 2021г.
Содержание.
Введение........................................................................................................3
1 глава. Теоретические основы планирования.......................................5
1.1.Сущность планирования производства на предприятии......................5
1.2.Цели и виды производственного планирования..................................10
1.3.Методы и организация производственного планирования.................20
2 глава. Планирование производства на примере ИП «Салон подарков»...................................................................................................24
2.1.Характеристика деятельности ИП «Салон подарков»........................24
2.2.Планирование производства подарков................................................27
2.3.Повышение эффективности планирования производства в ИП «Салон подарков»....................................................................................................36
Заключение..................................................................................................41
Библиографический список.........................................................................43
Введение.
Планирование - это процесс определения желаемого будущего состояния организации и разработки программ действий по его достижению.
Планирование на любом предприятии –неотъемлемая часть эффективного функционирования не только производства, но и строительства, управления, бизнеса, тех или иных проектов и т.д. Планирование даёт чёткое понимание того, что нужно достичь и в какие сроки, какие ресурсы должны быть при этом использованы.
На примере ИП «Салон подарков» в курсовой работе будут рассмотрены основные принципы планирования, а в соответствии с этим планом –проанализирована деятельность самого ИП. Также в курсовой представлены пути повышения эффективности планирования производства.
Объект исследования: Планирование на предприятии (ИП).
Предмет исследования: методика планирования, планирование на предприятиях и в бизнесе.
Цель курсовой работы: изучить основные понятия, связанные с планированием, его сущность и виды, разобраться в основных методах и системах планирования, рассмотреть планирование на примере организации, сделать его анализ, обозначить пути повышения эффективности планирования производства.
Задачи исследования:
-
Изучить теоретическую часть планирования; -
Рассмотреть сущность планирования, определить его цели и виды; -
Разобрать методы, с помощью которых осуществляется планирование; -
Рассмотреть планирование на примере; -
Дать общую характеристику деятельности рассматриваемого примера, в данном случае –ИП «Салон подарков»; -
Изучить и рассмотреть планирование производства ИП «Салон подарков»; -
Провести анализ деятельности ИП «Салон подарков» на основе планирования; -
Оценить эффективность работы организации, а также обозначить пути повышения эффективности производства.
Теме планирования недостаточно внимания со стороны законодательства и научно-исследовательских трудов. В данной работе наиболее активно использовались при решении поставленных задач труды: Головицына М.В., Дубровина И.А. При работе были использованы общенаучные и практические методы исследования.
Практическая значимость состоит в выводах и предложениях, которые помогают обозначить сущность планирования и его основы как в теории, так и на примере организации.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы цели, задачи исследования. В первой главе рассмотрены теоретические основы планирования, виды планирования, а также методы его осуществления. Особое внимание было выделено сущности и методам осуществления календарного планирования. Во второй главе изложена характеристика деятельности организации ИП «Салон подарков», на примере которого было рассмотрено два календарных плана-графика, а также были выделены достоинства и недостатки календарного планирования в целом. В заключении подведен итог результатов исследования, сделаны выводы, подтверждающие, что планирование позволяет обеспечить наиболее эффективную работу организации.
1 глава. Теоретические основы планирования.
1.1.Сущность планирования производства на предприятии.
С помощью планирования обеспечивается целенаправленное развитие предприятия. Планирование –это процесс определения желаемого будущего состояния организации и разработки программ действий по его достижению.1 Иными словами, планирование также является процессом подготовки управленческого решения, которое основывается на обработке информации и включает в себя выбор целей, определение средств и путей их достижения с помощью сравнительной оценки альтернативных вариантов и принятие наиболее оптимального в имеющихся условиях.
Выделяют три стороны планирования :
-
Социально-экономическая сторона –выражает социальные и экономические процессы воспроизводства, объект планирования; -
Методологическая сторона –отражает совокупность методов и принципов планирования, инструментарий познания и активного воздействия на социально-экономические процессы; -
Организационная сторона –отражает структуру плановых органов и технологии разработки планов, субъект планирования.
Сущность планирования заключается в научном обосновании целей компании, их развития и реализации. Оно служит основой производственного менеджмента, маркетинга и всей системы хозяйствования в целом. С его помощью руководство обеспечивает направление усилий работников на достижение поставленных целей.2
Основная цель планирования –организация слаженной работы всех подразделений предприятия для обеспечения стабильного выпуска продукции/товаров/услуг в установленном объёме при оптимальном использовании производственных ресурсов.
Из цели выявляются следующие задачи планирования:
-
Разработка календарных нормативов; -
Разработка плана выпуска продукции/товаров или предоставления услуг по месяцам; -
Уделение внимания приоритетным направлениям предприятия; -
Быстрое реагирование на возможные изменения внешних условий среды; -
Устранение нерациональных действий в случае возникновения проблем; -
Обеспечение взаимодействия между всеми подразделениями предприятия; -
Прогнозирование тех или иных угроз.
Основатель административной школы управления и практик менеджмента –А. Файоль выделил принципы, по которым осуществляется планирование:
-
Принцип участия –предполагает, что каждый член организации становится участником плановой деятельности независимо от должности и выполняемой им функции. То есть процесс планирования должен привлекать к себе всех тех, кого он непосредственно затрагивает. -
Принцип единства - планирование в организации должно иметь системный характер. Система означает существование совокупности взаимосвязанных элементов и наличие единого направления их развития, ориентированного на общие цели.
Элементами планирования в организации являются отдельные подразделения, входящие в нее, и отдельные части процесса планирования.
-
Принцип непрерывности –предполагает, что процесс планирования должен осуществляться постоянно в рамках установленного цикла и разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу. -
Принцип гибкости-связан с принципом непрерывности и заключается в придании планам и процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств.
Для осуществления принципа гибкости планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения, увязывая их с изменяющимися внутренними и внешними условиями. Поэтому планы обычно содержат определенные резервы.
Однако существуют определенные пределы резервов планирования: резервы, заложенные в показателях, не должны быть слишком большими, иначе планы окажутся неточными; а низкие резервы влекут за собой частые изменения в планах, что размывает ориентиры деятельности фирмы.
-
Принцип точности –означает , что план должен быть составлен с такой степенью точности, которая совместима с определенной долей неизвестности. Планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности фирмы.3
Планирование осуществляется в несколько этапов:
-
Обоснование идей, целей и задач развития предприятия;
Предполагает чёткую формулировку того, что и почему необходимо производить, для кого и с какими проблемами придётся столкнуться.
-
Анализ конъюнктуры рынка, спроса, тенденций его изменения и конкурентоспособности предлагаемых решений;
Предполагает исследование спроса и поведения индивидуальных и промышленных потребителей, а также стратегических направлений деятельности.
-
Определение планируемого периода;
Осуществляется таким образом, чтобы в текущей деятельности руководствоваться факторами долгосрочного характера. С учетом этого на предприятии следует разрабатывать пятилетние планы с конкретными параметрами на один-два года и примерными оценками на более отдаленные периоды.
-
Поиск возможных вариантов эффективного развития и достижения намеченных целей на планируемый период;
Предполагает разработку вариантов организации новых производств, расширения ассортимента, совершенствования техники и технологии производства, определения цен, вариантов продвижения продукции.
-
Оценка сценарного развития событий на рынке и предприятии;
Оценка проводится с учетом проявления внешних и внутренних макро- и прежде всего микроэкономических факторов с позиции уровня риска и разработки мер использования дополнительных возможностей и снижения потерь от негативных последствий.
-
Оценка эффективности использования привлекаемых ресурсов и потенциала предприятия;
Оценка ведётся для определения результативности в конкретных условиях реализации и функционировании производства. Чем полнее обеспечивается достижение поставленных целей по объёму выпуска, продаж и прибыли тем эффективнее предложенные варианты предполагаемых действий в рамках сложившихся систем управления производством. Использование привлекаемых ресурсов и потенциала предприятия характеризуется качеством и стоимостью перерабатываемого сырья, вариантами материального обеспечения, возможностью взаимозаменяемости, использования полуфабрикатов с различной степенью переработки .
-
Разработка и утверждение плановых заданий, их доведение до исполнителей; -
Контроль за исполнением и оперативная корректировка планов.
Контроль основывается на отслеживании выполнения действующих заданий. Корректировка может быть вызвана необходимостью предупреждения отклонений от заданных показателей, конкретизацией задач и возможностей предприятия с течением времени, сменой конъюнктуры рынка, несоответствием фактического уровня организации производства тем целям, которые ставят предприниматели.4
Таким образом, планирование на предприятии –это непрерывный процесс, в ходе которого устанавливаются и постоянно уточняются по времени цели и задачи развития предприятия, определяются стратегические меры и конкретные действия по их достижению. Планирование на предприятии ориентируется на прошлое, но при этом определяет и контролирует развитие событий перспективе.