Файл: Повышение эффективности планирования производства на предприятии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Ульяновский филиал РАНХиГС


Направление подготовки 38.03.01 Экономика
Образовательная программа Экономика предприятий и организаций
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Организация производства»

на тему:

«Повышение эффективности планирования производства на предприятии»

Автор работы:

Студент 2 курса

очной формы обучения

группы Э-204

Ибрагимова Айсылу Наилевна
Подпись __________________

Науч. руководитель курсовой работы:

Доцент, к.э.н.

Пирогова Елена Владимировна



Подпись __________________

«_____» _____________ 20___г.


Ульяновск, 2021г.

Содержание.


Введение........................................................................................................3

1 глава. Теоретические основы планирования.......................................5

1.1.Сущность планирования производства на предприятии......................5

1.2.Цели и виды производственного планирования..................................10

1.3.Методы и организация производственного планирования.................20

2 глава. Планирование производства на примере ИП «Салон подарков»...................................................................................................24

2.1.Характеристика деятельности ИП «Салон подарков»........................24

2.2.Планирование производства подарков................................................27

2.3.Повышение эффективности планирования производства в ИП «Салон подарков»....................................................................................................36

Заключение..................................................................................................41

Библиографический список.........................................................................43

Введение.

Планирование - это процесс определения желаемого будущего состояния организации и разработки программ действий по его достижению.

Планирование на любом предприятии –неотъемлемая часть эффективного функционирования не только производства, но и строительства, управления, бизнеса, тех или иных проектов и т.д. Планирование даёт чёткое понимание того, что нужно достичь и в какие сроки, какие ресурсы должны быть при этом использованы.


На примере ИП «Салон подарков» в курсовой работе будут рассмотрены основные принципы планирования, а в соответствии с этим планом –проанализирована деятельность самого ИП. Также в курсовой представлены пути повышения эффективности планирования производства.

Объект исследования: Планирование на предприятии (ИП).

Предмет исследования: методика планирования, планирование на предприятиях и в бизнесе.

Цель курсовой работы: изучить основные понятия, связанные с планированием, его сущность и виды, разобраться в основных методах и системах планирования, рассмотреть планирование на примере организации, сделать его анализ, обозначить пути повышения эффективности планирования производства.

Задачи исследования:

  • Изучить теоретическую часть планирования;

  • Рассмотреть сущность планирования, определить его цели и виды;

  • Разобрать методы, с помощью которых осуществляется планирование;

  • Рассмотреть планирование на примере;

  • Дать общую характеристику деятельности рассматриваемого примера, в данном случае –ИП «Салон подарков»;

  • Изучить и рассмотреть планирование производства ИП «Салон подарков»;

  • Провести анализ деятельности ИП «Салон подарков» на основе планирования;

  • Оценить эффективность работы организации, а также обозначить пути повышения эффективности производства.

Теме планирования недостаточно внимания со стороны законодательства и научно-исследовательских трудов. В данной работе наиболее активно использовались при решении поставленных задач труды: Головицына М.В., Дубровина И.А. При работе были использованы общенаучные и практические методы исследования.

Практическая значимость состоит в выводах и предложениях, которые помогают обозначить сущность планирования и его основы как в теории, так и на примере организации.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы цели, задачи исследования. В первой главе рассмотрены теоретические основы планирования, виды планирования, а также методы его осуществления. Особое внимание было выделено сущности и методам осуществления календарного планирования. Во второй главе изложена характеристика деятельности организации ИП «Салон подарков», на примере которого было рассмотрено два календарных плана-графика, а также были выделены достоинства и недостатки календарного планирования в целом. В заключении подведен итог результатов исследования, сделаны выводы, подтверждающие, что планирование позволяет обеспечить наиболее эффективную работу организации.



1 глава. Теоретические основы планирования.

1.1.Сущность планирования производства на предприятии.

С помощью планирования обеспечивается целенаправленное развитие предприятия. Планирование –это процесс определения желаемого будущего состояния организации и разработки программ действий по его достижению.1 Иными словами, планирование также является процессом подготовки управленческого решения, которое основывается на обработке информации и включает в себя выбор целей, определение средств и путей их достижения с помощью сравнительной оценки альтернативных вариантов и принятие наиболее оптимального в имеющихся условиях.

Выделяют три стороны планирования :

  • Социально-экономическая сторона –выражает социальные и экономические процессы воспроизводства, объект планирования;

  • Методологическая сторона –отражает совокупность методов и принципов планирования, инструментарий познания и активного воздействия на социально-экономические процессы;

  • Организационная сторона –отражает структуру плановых органов и технологии разработки планов, субъект планирования.

Сущность планирования заключается в научном обосновании целей компании, их развития и реализации. Оно служит основой производственного менеджмента, маркетинга и всей системы хозяйствования в целом. С его помощью руководство обеспечивает направление усилий работников на достижение поставленных целей.2

Основная цель планирования –организация слаженной работы всех подразделений предприятия для обеспечения стабильного выпуска продукции/товаров/услуг в установленном объёме при оптимальном использовании производственных ресурсов.

Из цели выявляются следующие задачи планирования:

  • Разработка календарных нормативов;

  • Разработка плана выпуска продукции/товаров или предоставления услуг по месяцам;

  • Уделение внимания приоритетным направлениям предприятия;

  • Быстрое реагирование на возможные изменения внешних условий среды;

  • Устранение нерациональных действий в случае возникновения проблем;

  • Обеспечение взаимодействия между всеми подразделениями предприятия;

  • Прогнозирование тех или иных угроз.

Основатель административной школы управления и практик менеджмента –А. Файоль выделил принципы, по которым осуществляется планирование:


  • Принцип участия –предполагает, что каждый член организации становится участником плановой деятельности независимо от должности и выполняемой им функции. То есть процесс планирования должен привлекать к себе всех тех, кого он непосредственно затрагивает.

  • Принцип единства - планирование в организации должно иметь системный характер. Система означает существование совокупности взаимосвязанных элементов и наличие единого направления их развития, ориентированного на общие цели.


Элементами планирования в организации являются отдельные подразделения, входящие в нее, и отдельные части процесса планирования.

  • Принцип непрерывности –предполагает, что процесс планирования должен осуществляться постоянно в рамках установленного цикла и разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу.

  • Принцип гибкости-связан с принципом непрерывности и заключается в придании планам и процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств.

Для осуществления принципа гибкости планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения, увязывая их с изменяющимися внутренними и внешними условиями. Поэтому планы обычно содержат определенные резервы.

Однако существуют определенные пределы резервов планирования: резервы, заложенные в показателях, не должны быть слишком большими, иначе планы окажутся неточными; а низкие резервы влекут за собой частые изменения в планах, что размывает ориентиры деятельности фирмы.

  • Принцип точности –означает , что план должен быть составлен с такой степенью точности, которая совместима с определенной долей неизвестности. Планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности фирмы.3

Планирование осуществляется в несколько этапов:

  • Обоснование идей, целей и задач развития предприятия;

Предполагает чёткую формулировку того, что и почему необходимо производить, для кого и с какими проблемами придётся столкнуться.

  • Анализ конъюнктуры рынка, спроса, тенденций его изменения и конкурентоспособности предлагаемых решений;

Предполагает исследование спроса и поведения индивидуальных и промышленных потребителей, а также стратегических направлений деятельности.


  • Определение планируемого периода;

Осуществляется таким образом, чтобы в текущей деятельности руководствоваться факторами долгосрочного характера. С учетом этого на предприятии следует разрабатывать пятилетние планы с конкретными параметрами на один-два года и примерными оценками на более отдаленные периоды.

  • Поиск возможных вариантов эффективного развития и достижения намеченных целей на планируемый период;

Предполагает разработку вариантов организации новых производств, расширения ассортимента, совершенствования техники и технологии производства, определения цен, вариантов продвижения продукции.

  • Оценка сценарного развития событий на рынке и предприятии;

Оценка проводится с учетом проявления внешних и внутренних макро- и прежде всего микроэкономических факторов с позиции уровня риска и разработки мер использования дополнительных возможностей и снижения потерь от негативных последствий.

  • Оценка эффективности использования привлекаемых ресурсов и потенциала предприятия;

Оценка ведётся для определения результативности в конкретных условиях реализации и функционировании производства. Чем полнее обеспечивается достижение поставленных целей по объёму выпуска, продаж и прибыли тем эффективнее предложенные варианты предполагаемых действий в рамках сложившихся систем управления производством. Использование привлекаемых ресурсов и потенциала предприятия характеризуется качеством и стоимостью перерабатываемого сырья, вариантами материального обеспечения, возможностью взаимозаменяемости, использования полуфабрикатов с различной степенью переработки .

  • Разработка и утверждение плановых заданий, их доведение до исполнителей;

  • Контроль за исполнением и оперативная корректировка планов.

Контроль основывается на отслеживании выполнения действующих заданий. Корректировка может быть вызвана необходимостью предупреждения отклонений от заданных показателей, конкретизацией задач и возможностей предприятия с течением времени, сменой конъюнктуры рынка, несоответствием фактического уровня организации производства тем целям, которые ставят предприниматели.4

Таким образом, планирование на предприятии –это непрерывный процесс, в ходе которого устанавливаются и постоянно уточняются по времени цели и задачи развития предприятия, определяются стратегические меры и конкретные действия по их достижению. Планирование на предприятии ориентируется на прошлое, но при этом определяет и контролирует развитие событий перспективе.