Файл: Практическое задание Сравнительный анализ психологических теорий личности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 211
Скачиваний: 34
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое задание 3. Сравнительный анализ психологических теорий личности
Раздел 2. Психологические теории личности
Формулировка задания 3
Изучив теоретический материал учебника, проведите сравнительный анализ основных теорий личности, выделив основное содержание этих теорий по принципиальным вопросам:
-
движущие силы развития личности; -
выделяемые в психологической школе компоненты структуры и блоки личности; -
ключевой возраст в развитии личности; -
роль биологических и социальных факторов в развитии личности; -
соотношение осознанных и бессознательных процессов в личности; -
возможные причины затруднений адаптации и патологии личности.
В Заключении с позиции каждой теории ответьте на контрольный вопрос: «Почему одни люди становятся преступниками, а другие нет?»
Результаты своего анализа внесите в таблицу 2 (бланк выполнения задания 3).
Бланк выполнения задания 3
Таблица 2
Вопросы | Психодинамическая теория | Аналитическая теория | Поведенческая теория | Гуманистическая теория | Когнитивная теория | Диспозициональная теория |
Движущие силы развития личности | Фрейда включает в себя движущие силы развития личности: ид, эго, супер-эго. В основе поведения человека лежат неосознаваемые инстинкты, психологические конфликты.З. Фрейд выделял четыре основных стадии развития личности, которые также влияют на её формирование: · Оральная (от рождения до 1,5 лет); · Анальная (от 1,5 до 3-х лет); · Фаллическая стадия (от 3 до 6-и лет); · Латентная (от 6 до 12-и лет); · Генитальная (от 12 до 18-и лет). | К. Юнга подразумевает, что постоянному личностному развитию способствует либидо - творческая жизненная энергия. Личность Юнга - это результат взаимодействия устремлённости в будущее и врождённой предрасположенности, также Юнг придаёт большое значение интеграции противоположных психических сил для поддержания психического здоровья. В личности, по Юнгу три взаимодействующие структуры: · Эго; · Личное бессознательное; · Коллективное бессознательное Юнг выделял в развитии личности движение в направлении самореализации посредством уравновешивания и интегрирования различных её элементов. Он ввёл термин "индивидуация" - процесс объединения всех аспектов личности вокруг самости, происходящий на протяжении всей жизни. Индивидуация позволяет самости стать центром личности, что помогает индивидууму достичь самореализации. | рефлекторное и социальное. Рефлекторное направление представлено работами известных американских бихевиористов Дж. Уотсона и Б. Скиннера. Основоположниками социального направления являются американские исследователи А. Бандура и Дж. Роттер. Как в том, так и в другом направлении было принято за аксиому: основным источником развития личности является среда, в личности нет ничего от генетического или психического наследования, т.е. личность — продукт научения, психологические же свойства — это обобщенные поведенческие рефлексы и социальные навыки. | Э. Фромма. Движущими силами развития личности в данной теории являются разум, любовь и труд (свойственные продуктивному типу характера личности). Также он описал пять экзистенциальных потребностей, присущих исключительно человеку. Эти потребности базируются на конфликтующих между собой стремлениях к свободе и безопасности: 1) потребность в установлении связей; 2) потребность в преодолении; 3) потребность в корнях; 4) потребность в идентичности; 5) потребность в системе взглядов и преданности. | являются биологическое созревание, физический и социальный, а затем и логический опыт, приобретаемые ребенком. Третьим механизмом становится собственная активность ребенка. Однако основной движущей силой в концепции Пиаже является адаптация, реализующая общий закон гомеостаза. Адаптация понимается Пиаже как системное единство процессов ассимиляции и аккомодации Закон гомеостаза (принцип равновесия) — стремление к динамическому равновесию биологического организма как к состоянию стабильности открытой системы; приспособление, при котором каждое действие равно противодействию и любые колебания постоянно компенсируются. | Самая известная теория диспозиций в психологии принадлежит американскому психологу Гордону Олпорту (1897-1967). В рамках социологии основателями диспозиционной теории личности были американцы Флориан Знанецкий и Уильям Томас, которые ввели в научную лексику понятие «аттитюда» (установки), которое выражало направленность или вектор поведения личности. Подробнее: https://zaochnik.com/spravochnik/sotsiologija/obshchaja-sotsiologija/dispozitsionnaja-teorija-lichnosti/? |
Почему одни люди становятся преступниками, а другие нет? | На мой взгляд, чаще всего люди становятся преступниками, потому что не могут справиться с жизненными трудностями. Кто-то борется с ними честно, а кто-то идёт на преступления для того, чтобы легче и быстрее разобраться с проблемами. Моральные переживания и тяжёлое финансовое положение являются частыми причинами совершения злодеяний. |