Файл: Практическое задание Сравнительный анализ психологических теорий личности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 211

Скачиваний: 34

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое задание 3. Сравнительный анализ психологических теорий личности


Раздел 2. Психологические теории личности

Формулировка задания 3

Изучив теоретический материал учебника, проведите сравнительный анализ основных теорий личности, выделив основное содержание этих теорий по принципиальным вопросам:

  • движущие силы развития личности;

  • выделяемые в психологической школе компоненты структуры и блоки личности;

  • ключевой возраст в развитии личности;

  • роль биологических и социальных факторов в развитии личности;

  • соотношение осознанных и бессознательных процессов в личности;

  • возможные причины затруднений адаптации и патологии личности.

В Заключении с позиции каждой теории ответьте на контрольный вопрос: «Почему одни люди становятся преступниками, а другие нет?»

Результаты своего анализа внесите в таблицу 2 (бланк выполнения задания 3).

Бланк выполнения задания 3


Таблица 2

Вопросы

Психодинами­ческая теория

Аналитиче­ская теория

Поведенче­ская теория

Гуманистиче­ская тео­рия

Когнитив­ная теория

Диспозициональная теория

Движущие силы раз­вития лич­ности

Фрейда включает в себя движущие силы развития личности: ид, эго, супер-эго. В основе поведения человека лежат неосознаваемые инстинкты, психологические конфликты.З. Фрейд выделял четыре основных стадии развития личности, которые также влияют на её формирование:
· Оральная (от рождения до 1,5 лет);

· Анальная (от 1,5 до 3-х лет);

· Фаллическая стадия (от 3 до 6-и лет);

· Латентная (от 6 до 12-и лет);

· Генитальная (от 12 до 18-и лет).

К. Юнга подразумевает, что постоянному личностному развитию способствует либидо - творческая жизненная энергия. Личность Юнга - это результат взаимодействия устремлённости в будущее и врождённой предрасположенности, также Юнг придаёт большое значение интеграции противоположных психических сил для поддержания психического здоровья.
В личности, по Юнгу три взаимодействующие структуры:
· Эго;

· Личное бессознательное;

· Коллективное бессознательное
Юнг выделял в развитии личности движение в направлении самореализации посредством уравновешивания и интегрирования различных её элементов. Он ввёл термин "индивидуация" - процесс объединения всех аспектов личности вокруг самости, происходящий на протяжении всей жизни. Индивидуация позволяет самости стать центром личности, что помогает индивидууму достичь самореализации.

рефлекторное и социальное. Рефлекторное направление представлено работами известных амери­канских бихевиористов Дж. Уотсона и Б. Скиннера. Основоположниками социаль­ного направления являются американские исследователи А. Бандура и Дж. Роттер.
Как в том, так и в другом направлении было принято за аксиому: основным источником развития личности является среда, в личности нет ничего от генетического или психического наследования, т.е. личность — продукт научения, психологические же свойства — это обобщенные поведенческие рефлексы и социальные навыки.

Э. Фромма. Движущими силами развития личности в данной теории являются разум, любовь и труд (свойственные продуктивному типу характера личности). Также он описал пять экзистенциальных потребностей, присущих исключительно человеку. Эти потребности базируются на конфликтующих между собой стремлениях к свободе и безопасности:
1) потребность в установлении связей;

2) потребность в преодолении;

3) потребность в корнях;

4) потребность в идентичности;

5) потребность в системе взглядов и преданности.

являются биологическое созревание, физический и социальный, а затем и логический опыт, приобретаемые ребенком. Третьим механизмом становится собственная активность ребенка. Однако основной движущей силой в концепции Пиаже является адаптация, реализующая общий закон гомеостаза. Адаптация понимается Пиаже как системное единство процессов ассимиляции и аккомодации
Закон гомеостаза (принцип равновесия) — стремление к динамическому равновесию биологического организма как к состоянию стабильности открытой системы; приспособление, при котором каждое действие равно противодействию и любые колебания постоянно компенсируются.

Самая известная теория диспозиций в психологии принадлежит американскому психологу Гордону Олпорту (1897-1967). В рамках социологии основателями диспозиционной теории личности были американцы Флориан Знанецкий и Уильям Томас, которые ввели в научную лексику понятие «аттитюда» (установки), которое выражало направленность или вектор поведения личности.
Подробнее: https://zaochnik.com/spravochnik/sotsiologija/obshchaja-sotsiologija/dispozitsionnaja-teorija-lichnosti/?

Почему одни люди стано­вятся преступ­ни­ками, а другие нет?

На мой взгляд, чаще всего люди становятся преступниками, потому что не могут справиться с жизненными трудностями.

Кто-то борется с ними честно, а кто-то идёт на преступления для того, чтобы легче и быстрее разобраться с проблемами. Моральные переживания и тяжёлое финансовое положение являются частыми причинами совершения злодеяний.