Файл: Основные направления протестантизма.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


МИНОБРНАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт «Права и управления»

Кафедра «ГУ и ВЭД»

КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Государство и религия»
на тему:
«Основные направления протестантизма»
Выполнил студент гр. Б760301. __________ Тарабаева Д.А.

(подпись)
Проверил _____________ Прокофьева Е.Н.

(подпись)

"___" _____________ 20 __ г.


Тула 2023
Аннотация

Протестантизм обновил концепцию христианства, закрепив в своем веро­учении перемены, которые происходили в общественном сознании в эпоху Реформации. Реформация, как религиозно-общественное движение, направленное против католической церкви, привела не только к рождению про­тестантизма, но и к существенным политическим, культурным и социальным сдвигам в развитии европейской цивилизации. Она отменила принцип о­бязательного предписанного верующему сверху исповедания, разрушила духо­вную монополию католицизма. Наряду с прежней церковью появились разноо­бразные протестантские конфессии, претендовавшие на истинное толкование христианства, что усиливало сомнения в существовании монополии на истину. Для осуществления Реформации была нужна большая смелость перед лицом традиций и авторитетов.

Протестантизм исходил из безусловного доверия к голосу совести верующего, которая побуждала человека к самостоятельным решениям. Ситуация неизбежного выбора в протестантизме относилась не только к религии, она была первым проявлением перемен в мышлении людей Нового времени, которым предстояло принимать самостоятельные решения далеко за пределами конфессиональной сферы. Поэтому Реформация проторила путь к новой постановке философских вопросов.

Реформация не всегда побеждала в наиболее развитых странах и нео­бязательно сопровождалась революциями. Скандинавские страны не знали революций, но буржуазно-демократические институты в них освящались про­тестантизмом. Протестантизм дал форму религиозной идеологии, которая спо­собствовала воспитанию людей нового типа, поскольку призывал к активной перестройке всех сторон жизни, требовал сделать из Писания закон, о­граничивающий произвол, разработал необходимую для прогресса трудовую этику.


Протестантизм оказал очевидное влияние на становление национальных культур Нового времени. Характерная для средневековой церкви космопо­литическая жизнь, не знавшая географических границ, уступила место нацио­нальным церквям. В Германии, Голландии и Англии протестантизм слился с национальными чувствами, укрепил общую культуру и общность поведения национальных групп, проявлявшуюся с ХIII в., а на американской земле фо­рсировал становление самосознания новой нации. С появлением Библии на национальных языках любой читатель, мог обратиться к авторитету Слова, ко­торое исходило от самого Бога. Таким образом был возвышен престиж нацио­нального языка - основное условие и основная база национальных чувств.

Нередко считают, что протестантизм чужд искусству, поскольку в период борьбы с папством верующие уничтожали алтари, иконы и церковную утварь, а в протестантских храмах произведения искусства либо отсутствуют, либо значительно сокращены. По представлениям Лютера и Кальвина изо­бразительное искусство должно было украшать повседневную жизнь христиан, а не храмы. Художники и скульпторы, потеряв постоянного заказчика в лице церкви, начали чувствовать себя более свободно, и сфера изобразительного искусства получила импульс к секуляризации. В Германии лютеровской борьбе с папством горячо сочувствовал великий художник Альбрехт Дюрер, делу Реформации верно служила знаменитая художественная династия Лукас Кранах Старший и Лукас Кранах Младший. Кальвинистская Голландия выдвинулась в число главных очагов европейской художественной культуры. Ни в одной стране до того живопись не знала такого быстрого подъема, глубоко войдя в быт народа. При этом музыкальное искусство сохранило значение в протестантских богослужениях и достигло высокого расцвета в протестантских странах.

Протестантизм покорял людские сердца, обращаясь к истокам христианства и бичуя Рим, предавший и исказивший христианскую традицию. Лютер и Кальвин открыто обращались к людским страстям с яростными рево­люционными призывами, испытывая и внушая чувство освобождения от привычных оков и веру в собственные силы. Они призывали вершить новые дела новыми способами, указывали на возможность человеку становиться самим собой, утверждая себя как личность. Протестанты внесли свой вклад в разрушение системы авторитарного средневекового мышления, они осудили прежние представления об авторитете и власти и облегчали пути для утверждения религиозного индивидуализма.



Присущие протестантизму ценности имели значение для развития фило­софского сознания Нового времени, капиталистических отношений, демо­кратизации искусства. Протестантизм выразил такие духовные установки, как недоверие к догмам, критическое отношение к собственным успехам и до­стижениям, веру в то, что человек и человечество не могут и не должны о­станавливаться на достигнутом. Любое достижение рассматривается в веро­учении как шаг по пути бесконечного развития и совершенствования человека и мира, в котором никто не имеет монопольного права на обладание истиной, а ценность человеческой личности не поддается формальному определению. Эти установки, утвердившиеся в религиозной форме, имеют общечеловеческое значение.

Содержание

Введение.......................................................................................................................6

ГЛАВА 1. Общее понятие протестантизма..............................................................8

1.1 Возникновение протестантизма.............................................................8

1.2 Распространение протестантизма........................................................10

1.3 Религиозное содержание протестантизма...........................................13

Глава 2. Направления современного протестантизма............................................17

2.1 Лютеранство, кальвинизм и старокатолики.......................................17

2.2 Меннониты, баптизм и методизм........................................................22

2.3 Мормоны, Армия Спасения и Христианская наука...........................24

2.4 Пятидесятники (Христиане евангельской веры) и перфекционисты........................................................................................................26

Заключение.................................................................................................................30

Список литературы....................................................................................................31


Введение

Протестантизм является третьим ведущим направлением в христианстве, хотя и сформировался намного позже православия и католицизма. Во всем мире протестантов: в ряде стран это религия большинства (например в США), а в некоторых странах протестантизм не является традиционной религией, поско­льку основная часть населения принадлежит либо к римско-католической, либо к православной церкви. В настоящее время в Азии и Африке действуют «моло­дые» протестантские церкви, гораздо более многочисленные, чем в «старой» Европе.

Протестантские верующие собираются не только в величественных храмах, но и в скромных молитвенных домах. Протестантская литургия может проходить даже под открытым небом. В отличие от католицизма и православия, протестантизм не предписывает христианам обязательных внешних условий для почитания Бога и не требует от них обязательного подчинения церковной иерархии. Напротив, протестантское вероучение защищало христианина от произвола тех церковных властей,
которые установили свои догматы и обряды, отсутствующие в Священном Писании.

Учение о необходимости возродить «чистое евангельское учение» Иисуса Христа легло в основу протестантизма, возникшего в ХVI в. в ходе рефо­рмации. Основатели протестантизма, реформаторы, боролись с господством средневекового католицизма. Реформаторы считали, что католическая церковь того времени уже не хранила чистоту нравов и не придерживалась братских религиозных обычаев апостольских общин.

Протестантизм - религия книжной культуры. Если бы не изобрели книго­печатание, и книжная культура не вошла бы в повседневный быт немцев, французов, англичан и большинства других народов Европы, то протестантизм никогда не смог бы обрести верующих. Неограниченные возможности «вычитывать» при исследовании Библии то, что кажется наиболее актуальным в данный момент, постоянно приводят новые поколения протестантов к дальнейшему дроблению протестантского сообщества. Так возникли течения, которые в наши дни пользуются очень большим влиянием: в ХVII в. появились баптизм и квакерство, в ХVIII в. - методизм, в ХIX в. - адвентизм, в ХХ в. - пятидесятничество. Первоначальные протестантские направления (лютеранство, кальвинизм, англиканство), успевшие оформиться в го­сударственные церкви и выработать собственные догматические системы, до­лгое время вели активную борьбу не только с католиками, но и с новыми про­тестантскими течениями.

Цель ко­нтро­льно­й рабо­ты - дать представление о­б о­сно­вах про­тестантизма.

Для реализации по­ставленно­й цели нео­бхо­димо­ решить следующие задачи:

  • Раскрыть возникновение протестантизма;

  • Выделить религиозное содержание протестантизма;

  • Рассмотреть различные направления современного протестантизма




ГЛАВА 1. Общее понятие протестантизма

1.1 Возникновение протестантизма

Протестантизм возник в ХIV в., в эпоху Реформации. Разновидности реформационного движения — цвинглианство и кальвинизм.

Реформация в Швейцарии, вождями которой были Цвингли и Кальвин, гораздо более последовательно, чем лютеранство, выразила буржуазную сущность реформационного движения. Цвинглианство более решительно порвало с обрядовой стороной католицизма, отказавшись от признания особой магической силы — благодати за последними двумя сохраненными лютеранством таинствами — крещением и причащением; причащение рассматривалось как простой обряд, совершаемый в память о смерти Иисуса Христа, в котором хлеб и вино являются лишь символами его тела и крови. Гораздо большее распространение получил кальвинизм. Одним из главных догматов кальвинизма является учение об "абсолютном предопределении": еще до "сотворения мира" Бог якобы предопределил судьбы людей, одним уготован рай, другим — ад, и никакие усилия людей не могут изменить то, что предначертано Всевышним. С самого начала кальвинизму была присуща нетерпимость ко всякому проявлению инакомыслия. Кальвинизм радикально реформировал христианский культ и церковную организацию. Почти все внешние атрибуты католического культа (иконы, облачения, свечи и т. д.) были отброшены.


Основное место в богослужении заняли чтение и комментирование Библии, пение псалмов. Руководящую роль в кальвинистских общинах стали играть старшины (пресвитеры) и проповедники.

Реформация в Англии нашла несколько иной характер по сравнению с Германией или Швейцарией. В 1534 г. английский парламент провозгласил независимость церкви от папы и объявил ее главой короля Генриха VIII. Со временем влияние протестантизма на английскую церковь усилилось и углубилось ее размежевание с католицизмом. Английская церковь приняла протестантские догматы об оправдании верой и о "священном писании" как единственном источнике веры; отвергла учение католицизма об индульгенциях, о почитании икон и мощей. В то же время признавался, хотя и с оговорками, католический догмат о спасающей им церкви.

В Шотландии движение за реформу церкви проходило под знаменами кальвинизма. В конце 60-х гг. XVI в. Мария Стюарт, опиравшаяся на католическую знать и поддержку со стороны папства, потерпела поражение. В Шотландии утвердилась выросшая из кальвинизма пресвитерианская церковь. Она исходила из признания единовластия Христа в общине верующих и равноправия всех ее членов. В связи с этим, в отличие от англиканской церкви, было ликвидировано епископство и сохранено пресвитерство в духе кальвинизма.

В связи с обострением социальных противоречий в Англии конца XVI – начале XVII в. складывается буржуазная оппозиция абсолютистскому режиму, которую не удовлетворяет королевская реформация. Среди английской буржуазии получает распространение кальвинизм, приверженцев которого называли пуританами.

Умеренные пуритане ограничивались требованиям установления пресвитерианской церкви, тогда как радикальное крыло, индепенденты (независимые) полностью отвергли принцип государственной церкви; каждая религиозная община должна быть совершенно свободной в выборе вероисповедания.

В начале XIX в. протестантское ответвление христианства представляет собой пеструю и многообразную картину. В дальнейшем эта пестрота возросла в большой степени, как в результате дробления основных подразделений данного вероисповедания (лютеранство, кальвинизм и англиканство), так и в ходе появления новых деноминаций, именуемых сектами адвентистов, "Армии спасения", "Христианской науки", "Свидетелей Иеговых" и т. д., получили дальнейшее развитие следующие протестантские секты: баптизм, меннонитство, методизм, квакерство и др.