Файл: Техническое обслуживание системы питания карбюраторного двигателя.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Методическая разработка

по МДК.01.01 Устройство автомобилей

на тему

«Техническое обслуживание системы питания карбюраторного двигателя»

2020
Цели занятия:

  1. Изучить назначение системы питания двигателя, марки и свойства топлива для автомобильных двигателей. Ознакомить обучающихся с требованиями к составу смеси для работы двигателя на различных режимах.

  2. Воспитывать у обучающихся чувство личной ответственности за безаварийную эксплуатацию АТТ.

  3. Развивать интерес к изучению автомобильной техники, память, целеустремлённость.


Время: 2 часа
Место:кабинет по устройству и эксплуатации АТТ

Учебно - материальное обеспечение:

Плакаты: «Эксплуатационные материалы», «Схема простейшего карбюратора».Двигатель ЗиЛ-131, приборы системы питания.
Распределение времени занятия:

Вступительная часть 5 мин;

Проверка подготовки обучающихся к занятию 10 мин;

Учебные вопросы занятия:

1. Назначение системы питания двигателя. Топлива для автомобильных двигателей, их марки и свойства 15 мин;

2. Горючая и рабочая смеси. Требования к составу смеси для работы двигателя на различных режимах 25 мин;

3. Общее устройство и работа системы питания двигателя Зил15 мин;

Заключение 5мин.
Содержание занятия
Вступительная часть принять


  • рапорт дежурного по группе;

  • проверить наличие обучающихся и их готовность к занятию;

  • ответить на вопросы, которые возникли при подготовке к занятию на самостоятельной работе;

  • провести опрос по ранее изученному материалу:

Опрос рекомендуется провести устно, задавая вопросы и вызывая одного-двух обучающихся для ответа,

Методические рекомендации:

При подготовке к занятию изучить учебные вопросы, содержание методической разработки, ознакомиться с методическими рекомендациями. По завершению личной теоретической подготовки составить и утвердить план проведения занятия.

Накануне занятияподготовить к показу электронный демонстрационный материал, приобрести навыки его использования с компьютером и проектором или подготовить ассистента, который будет управлять компьютером.


Во вступительной части принять рапорт дежурного по группе, проверить наличие и внешний вид обучаемых, наличие учебников и конспектов. Объявить тему, цели и учебные вопросы занятия, порядок его проведения.

При изложении учебного материала использовать слайды, приводить примеры из практической деятельности и жизни. Для активизации обучающихся задавать вопросы, направленные на, самостоятельное уяснение устройства или функции механизмов, общее устройство транспортного средства.

  • при рассмотрении первоговопроса, особое внимание следует уделить маркам и свойствам автомобильных бензинов.

_ при рассмотрении второго вопроса необходимо особое внимание уделить требованиям к составу смеси для работы двигателя на различных режимах.

  • при изучении третьего вопроса обратить внимание обучающихся на принцип работы системы питания.

подводя итоги по каждому учебному вопросу необходимо выделить главное, подчеркнув необходимость изучения данного вопроса, напомнив курсантам о необходимости своевременного и качественного технического обслуживания.

В заключении представить перспективные направления развития и конструирования автомобильной техники, подвести итоги занятия, сделать вывод о достижении учебных целей, дать задание на самостоятельную работу.


1. Назначение системы питания. Топлива для автомобильных двигателей, их марки и основные свойства.
Система питания карбюраторного двигателя служит для приготовления горючей смеси, её подачи в цилиндры двигателя и отвода отработавших газов.
Подавляющее большинство автомобильных двигателей работает на бензине, который получается в результате прямой перегонки нефти или крекинг-процесса.

К бензину предъявляются требования:

  1. Высокая теплотворная способность топлива и горючей смеси. От теплотворности смеси зависит мощность двигателя.

  2. Достаточная испаряемость при низких температурах. Чем она выше, тем легче завести двигатель в холодное время года.

  3. Содержание смол должно быть минимальным (не более 20 мг на 100 мл бензина); большое содержание смол приводит к интенсивному засмолению отверстий и каналов в карбюраторе, трубопроводов и поршневых колец, увеличению нагарообразования.

  4. Отсутствие водо-растворимых кислот, щелочей, воды, наличие которых вызывает коррозию деталей двигателя и приборов системы питания; вода, кроме того, зимой может образовать ледяные пробки.

  5. Отсутствие механических примесей. Примеси ускоряют износ двигателя, засоряют отверстия в карбюраторе и вызывают перебои или полный отказ в работе системы питания.

  6. Высокая детонационная стойкость. Детонация - вреднейшее явление, которое иногда сопровождает горение рабочей смеси. Нормальная скорость сгорания рабочей смеси 20-30 м/сек. При детонации горение носит характер взрыва и скорость его достигает 2000-3000 м/сек. Детонационное горение вызывает резкое, ударное повышение давления в камере сгорания, что приводит к быстрому износу и даже поломке деталей двигателя.



Природа детонации заключается в следующем:при некоторых неблагоприятных условиях – длительном горении рабочей смеси, низком качестве горючего, несоответствии состава горючей смеси режиму работы двигателя, в части рабочей смеси, наиболее удалённой от свечи зажигания, образуются продукты окисления топлива (пероксиды), которые воспламеняются ещё до подхода к ним фронтита горящей рабочей смеси.

Признаками детонации являются:

  • частый металлический стук, вызванный вибрациями стенок цилиндра и поршней от удара взрывной волны;

  • перегрев двигателя;

  • падение его мощности;

  • чёрный дым из глушителя.

Причины детонации: несоответствие сорта топлива степени сжатия двигателя; раннее зажигание, перегрев двигателя, большие нагрузки при малых оборотах коленчатого вала.

Детонационная стойкость бензина оценивается условным показателем – октановым числом. Чем оно выше, тем выше детонационная стойкость бензина, тем выше может быть степень сжатия двигателя, в котором применяется данный бензин.
Автомобильные бензины выпускаются следующих марок : А-76, А-92, Аи-93, Аи-98, Аи-95.

А - бензин автомобильный;

76 – октановое число, определённое моторным методом;

и – октановое число, определённое исследовательским методом.

Все бензины за исключением бензина Аи-98 и Аи-95 подразделяются на летние, предназначенные для использования во всех районах страны, кроме северных и северо-восточных, в период с 1 апреля по 1 октября, и зимние с облегчённым фракционным составом, предназначение для применения с 1 октября по 1 апреля. Гарантийный срок хранения бензина на складах, нефтебазах и заправочных колонках 5 лет со дня изготовления.

Бензин А-76 применяется на автомобилях: ЗиЛ-130, ЗиЛ-131, ГАЗ-66, ГАЗ-53.

Бензин Аи-93 применяется на автомобилях: ВАЗ, ГАЗ «Волга», «Москвич».

Бензин Аи-95,98 применяется на автомобилях: ЗиЛ-114, ЗиЛ-117, иномарках и на других перспективных автомобилях высшего класса.

Нормы расхода топлива на 100 км пробега:

ЗиЛ-131 – 51 л;

ЗиЛ-130 – 36,5 л;

ГАЗ-66 – 31,5 л;

УАЗ-3151 – 16л.

В прошлом в автомобильные бензины А-76, Аи-93, Аи-95, Аи-98 добавлялитетроэтилсвинец (ТЭС) для повышения их антидетонационной стойкости. Бензины в которые добавлена этиловая жидкость (ТЭС) называют этилированными. Для отличия этилированного бензина от обыкновенного его окрашивают.Современные требования запрещают использование этилированных бензинов, так как они очень ядовиты и попадая в жидком виде и в виде паров на кожу или в дыхательные пути человека, могут вызвать тяжёлые заболевания.

Вывод.На современных автомобилях должны применяться только те марки бензинов, которые рекомендованы заводом – изготовителем. Несоответствие этих марок приводит к выходу двигателя из строя.

Ответить на вопросы.

2. Горючая и рабочая смеси. Требования к составу смеси для работы двигателя на различных режимах.
Горение представляет собой химическую реакцию соединения углерода топлива с кислородом, сопровождающуюся выделением тепла.

Горючая смесь, перемешанная с остаточными газами в цилиндре двигателя, называется рабочей смесью.

Горючая смесь это смесь паров и мелких капель топлива с воздухом, состав которой обеспечивает возможность её сгорания в двигателе.

П
од составом смеси следует понимать весовое соотношение между горючим и воздухом в горючей смеси. Это соотношение измеряют количеством килограммов воздуха, приходящегося на 1 кг топлива. Для полного сгорания 1 кг бензина теоретически необходимо около 15 кг воздуха. Однако количество воздуха, действительно расходуемого для приготовления горючей смеси, может быть больше или меньше теоретически необходимого. Поэтому состав горючей смеси принято характеризовать коэффициентом избытка воздуха, обозначаемым буквой α и представляющим собой отношение действительного количества воздуха Lg, участвующего в процессе сгорания бензина, к теоретически необходимому количеству воздуха Lo.


Если в сгорании 1 кг бензина действительно участвует 15 кг воздуха т.е. столько, сколько теоретически необходимо то такая смесь называется нормальной.
Горючая смесь с коэффициентом избытка воздуха α<1 называется богатой. Горючая смесь с коэффициентом α>1 называется бедной, так, как в ней содержится воздуха больше теоретически необходимого количества.

Для более точного определения степени обогащения или обеднения смеси различают такие горючие смеси:

Богатая (α=0,7-0,85), обогащённая (α=0,85-0,95), обеднённая (α=1,05-1,1) и бедная (α=1,12-1,15).

При слишком сильном обогащении или обеднении горючей смеси она теряет способность воспламеняться. Существуют определённые пределы воспламеняемости горючей смеси: для богатой α=0,5 и для бедной α= 1,35.


При некотором обогащении смеси скорость сгорания смеси увеличивается. Наибольшая скорость сгорания смеси получается при α=0,85-0,88, при этом двигатель развивает наибольшую мощность. При дальнейшем обогащении смеси уменьшается скорость её сгорания, снижается мощность двигателя и заметно увеличивается удельный расход топлива, отнесённый к единице мощности.

При обеднении смеси, т.е. увеличении содержания в ней воздуха по сравнению с нормальными, несколько уменьшается мощность двигателя, но возрастает экономичность. Дальнейшее обеднение смеси вызывает значительное падение мощности двигателя, уменьшение часового и увеличение удельного расходов топлива. Наиболее экономичной смесью при работе двигателя на средних нагрузках является горючая смесь с коэффициентом избытка воздуха α=1,12-1,15.

Двигатель не должен работать на переобогащённых или переобеднённых горючих смесях, так как в обоих случаях наблюдается уменьшение мощности и увеличение удельного расхода топлива.
Требования к составу смеси для работы двигателя на различных режимах.
Основными режимами при работе автомобильного двигателя являются:

  • пуск двигателя (α = 0,4 – 0,6 ) очень богатая;

  • холостой ход (α = 0,7 – 0,8 )богатая;

  • малые нагрузки (α = 0,7 – 0,8 )богатая;

  • средние нагрузки (α = 1,05 – 1,15 )обедненная;

  • большие нагрузки (α = 0,8 – 0,95 )обогащенная;

  • резкие переходы с малых нагрузок на большие.


При пуске холодного двигателя требуется очень богатая смесь с α=0,4-0,6, так как число оборотов коленчатого вала мало, топливо плохо испаряется, а часть его конденсируется на холодных стенках впускного трубопровода и цилиндра.

Работа двигателя на холостом ходу и при малой нагрузке возможна при α=0,7-0,8. Горючая смесь, поступающая в цилиндры двигателя, загрязняется остаточными газами, поэтому обогащение смеси улучшает её воспламеняемость и способствует устойчивой работе двигателя.

Автомобильный двигатель большую часть времени работает на режиме средних нагрузок, т.е. с не полностью открытой дросильной заслонкой, поэтому для этого режима наиболее целесообразно использование обеднённой смеси с α=1,10-1,15, обеспечивающей наилучшую экономичность работы двигателя (экономичная смесь). При этом двигатель несколько снижает мощность. В случае необходимости повышения мощности двигателя в пределах средних нагрузок надо несколько увеличить открытие дроссельной заслонки.