Файл: Реферат по дисциплине Техникоэкономические основы выбора параметров тэс и внедрения нового оборудования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

КГЭУ
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт теплоэнергетики
Кафедра Атомные и тепловые электрические станции
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Технико-экономические основы выбора
параметров ТЭС и внедрения нового оборудования»
Булякова Марата Марсилевича________________ обучающего(ей)ся в группе ЗТм-1-21 по образовательной программе
«Технология производства электрической и тепловой энергии» направления подготовки
13.04.01 «Теплоэнергетика и теплотехника»
Тема РЕФЕРАТА
«Пути развития энергетической отрасли России до 2035 года»
РЕФЕРАТ ПРОВЕРИЛ
Доцент А.Ш. Низамова
ОЦЕНКА:
___________________
«_____» __________ 202__ г.
Казань, 2023 г.

1
Оглавление
Введение .................................................................................................................................................. 2 1. Состояние, вызовы и тенденции развития мировой и российской энергетики ............................ 4 1.1. Внутренние проблемы и возможности энергетического развития ................................. 4 1.2. Внешние вызовы и экспортные возможности российского ТЭК .................................... 5 1.3. Сценарные условия развития российской энергетики ..................................................... 9 2. Цель, задачи, приоритеты и этапы реализации .............................................................................. 13 2.1. Цель и задачи развития энергетического сектора ........................................................... 13 2.2. Приоритеты государственной энергетической политики .............................................. 16 2.3. Этапы реализации .............................................................................................................. 17 3. Направления и задачи развития отраслей ТЭК .............................................................................. 18 3.1. Нефтяная отрасль ............................................................................................................... 18 3.2. Газовая отрасль ................................................................................................................... 23 3.3. Нефтегазохимическая промышленность ......................................................................... 27 3.4. Угольная отрасль ................................................................................................................ 28 3.5. Электроэнергетика и теплоснабжение ............................................................................. 30 3.6. Атомная энергетика и ядерный топливный цикл ........................................................... 36 3.7. Возобновляемые источники энергии ............................................................................... 38 4. Направления и задачи развития сфер государственного управления энергетикой ................... 40 4.1. Недропользование .............................................................................................................. 40 4.2. Энергосбережение и повышение энергоэффективности ............................................... 43 4.3. Охрана окружающей среды и противодействие изменениям климата ........................ 45 4.4. Импортозамещение и взаимодействие с промышленностью ........................................ 47 4.5. Научно-техническая и инновационная деятельность ..................................................... 48 4.6. Социальная сфера и развитие человеческого капитала.................................................. 51 4.7. Региональная политика ...................................................................................................... 54 4.8. Международные отношения ............................................................................................. 58 5. Механизмы реализации .................................................................................................................... 61 6. Ожидаемые результаты .................................................................................................................... 65
Заключение ............................................................................................................................................ 67


2
Введение
Энергетическая стратегия России на период до 2035 года (далее – Стратегия) разработана в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее – Закон о стратегическом планировании) и является межотраслевой стратегией для совокупности отраслей и сфер государственного управления энергетическим сектором.
Стратегия основана на следующих документах стратегического планирования: ежегодное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию
Российской Федерации от 3 декабря 2015 г.;
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом
Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683;
Доктрина энергетической безопасности, утвержденная Президентом Российской
Федерации 29 ноября 2012 г.; основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденные Правительством Российской Федерации 14 мая 2015 г.; прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденный Правительством Российской Федерации 3 января 2014 г.
Кроме того, использовался разработанный Минэнерго России прогноз научно- технологического развития отраслей топливно-энергетического комплекса России на период до
2035 года (далее – прогноз научно-технологического развития ТЭК).
Стратегия учитывает результаты ежегодного мониторинга выполнения Энергетической стратегии России на период до 2030 года (далее – ЭС-2030), утвержденной распоряжением
Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р.
Мониторинг показал, что наряду с нахождением главных количественных параметров топливно-энергетического комплекса (далее – ТЭК) – объемов внутреннего потребления и общего производства первичной энергии и электрической энергии – в диапазонах, предусмотренных для первого этапа ЭС-2030, сформировались тенденции, противоположные тем, которые необходимы для реализации ЭС-2030 (основные результаты мониторинга реализации ЭС-2030 даны в
Приложении А).
Пересмотра прогнозов развития потребовал начавшийся в 2014 году геополитический кризис и введение рядом стран финансовых и технологических ограничений против России, изменение динамики мировых цен на энергоносители, ускорение научно-технологического

3 развития и начало нового этапа существенно более жесткой глобальной конкуренции за ресурсы и рынки.
В связи с этим в Стратегии уточнены и скорректированы приоритеты, задачи, индикаторы реализации и прогнозные сценарии, принятые в ЭС-2030.
Рассмотрены и оценены возможные альтернативы решений («развилки») по стратегическим вопросам развития отраслей ТЭК и сформирован комплекс мер по решению поставленных задач и достижению стратегической цели.
Указанные в Стратегии комплексы мер в отличие от стратегической цели и задач не имеют ограничительного характера и в процессе реализации Стратегии могут дополняться другими мерами.
Период реализации Стратегии разделен на два этапа: первый этап – ориентировочно до
2020 года (с возможной пролонгацией до 2022 года), и второй – ориентировочно с 2021 по 2035 год.
Для оценки предлагаемых мер и перспектив развития ТЭК сформированы два сценария
прогноза: «консервативный» и «оптимистический», которые определяют нижнюю и верхнюю границу возможных изменений параметров топливно-энергетического баланса (ТЭБ). В качестве базового года выбран 2015 год, прогнозные расчеты выполнялись Институтом энергетических исследований РАН.
При постановке задач и в прогнозных расчетах учитывалось возможное влияние на развитие энергетического сектора широкого круга прорывных и приоритетных технологий, рассмотренных в прогнозе научно-технологического развития ТЭК.
Выполнена оценка необходимых для реализации Стратегии финансовых ресурсов, при этом основные предполагаемые источники инвестиций носят внебюджетный характер.
При разработке Стратегии учтены рекомендации Общественного совета при Минэнерго
России, компаний ТЭК и экспертов в сфере энергетики.


4
1. Состояние, вызовы и тенденции развития мировой и российской
энергетики
ТЭК России вносит значительный вклад в национальную безопасность и социально- экономическое развитие страны.
Доля ТЭК в инвестициях в основной капитал составляет около одной трети, в структуре доходов федерального бюджета – около половины, а в российском экспорте (в стоимостном выражении) – более половины. Вклад в ВВП страны составляет 25–26 % при доле занятых в ТЭК менее 4 % от общей численности занятого в экономике населения. Россия занимает лидирующее место в мировой торговле энергоресурсами и экспортирует почти половину производимой первичной энергии.
1.1. Внутренние проблемы и возможности энергетического развития
Россия располагает крупнейшей ресурсной базой, способной обеспечить нужды страны и рациональный экспорт топлива, по меньшей мере, до середины XXI века.
Производство первичной энергии в России более чем в два раза превышает внутреннее потребление, гарантируя энергетическую безопасность страны.
Ежегодные инвестиции компаний ТЭК в размере более 3,5 трлн руб. являются важным фактором социально-экономического развития страны и дают существенный импульс развитию высокотехнологичных отраслей российской промышленности.
Россия обладает колоссальным опытом в создании и эксплуатации энергетической инфраструктуры и управлении энергоснабжением огромных территорий. Энергосистема России охватывает 11 часовых поясов, включает в себя как централизованные, так и изолированные системы, использует все виды ископаемого топлива, а также объекты атомной энергетики, большой гидроэнергетики и возобновляемых источников энергии.
В стране имеется потенциал энергосбережения, достигающий третьей части текущего энергопотребления, и существуют возможности значительного повышения экономической эффективности энергетических проектов.
Энергетические проекты выступают в качестве «точек роста» и опорных зон при реализации стратегий социально-экономического развития Дальнего Востока, Восточной Сибири, российской Арктической зоны, Крымского полуострова и Калининградской области. В свою очередь развитие указанных регионов придает дополнительный импульс развитию ТЭК, формируя новые центры энергопотребления, в том числе производящие экспортно-ориентированную продукцию.

5
Увеличение роста спроса на энергоносители на внутреннем рынке может дать «новая индустриализация» и/или «новая электрификация» России, в том числе развитие энергоемких и материалоемких промышленных производств в восточных регионах Российской Федерации и на приграничных территориях соседних государств, в первую очередь – государств-членов
Евразийского экономического союза (ЕАЭС), Китая и других стран АТР.
В то же время энергетика России сталкивается со сложным комплексом внутренних проблем и неординарных внешних вызовов. Среди основных внутренних проблем и ограничений развития энергетического сектора следует выделить следующие: низкая конкурентоспособность и экспортно-сырьевая модель развития российской экономики, вследствие чего ТЭК подвергается повышенной налоговой и таможенно-тарифной нагрузке; низкие темпы экономического роста, существенно замедляющие рост внутреннего спроса на топливо и энергию и снижающие инвестиционную активность в ТЭК; ухудшение ресурсной базы топливных отраслей по мере истощения действующих месторождений, уменьшение размеров и ухудшение качества открываемых месторождений, что увеличивает капиталоемкость освоения сложных и удаленных провинций; технологическое отставание некоторых сегментов российского ТЭК от передового уровня и чрезмерная зависимость от импорта некоторых видов оборудования, материалов и услуг; низкие темпы обновления инфраструктуры и производственных фондов; высокая зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры; ограниченные возможности привлечения доступных долгосрочных финансовых ресурсов.
После текущего спада и восстановления роста экономики ожидается сохранение тенденции опережающего роста обрабатывающих производств по сравнению с производством топливно- энергетических ресурсов, что уже в среднесрочном периоде приведет к сокращению доли отраслей ТЭК в структуре промышленного производства.
В региональном аспекте наиболее динамичный рост потребления первичной энергии может показать Дальневосточный федеральный округ и Сибирский федеральный округ; наибольший прирост потребления электрической энергии также ожидается на Дальнем Востоке.
1.2. Внешние вызовы и экспортные возможности российского ТЭК
Россия была и остается одним из лидеров мировой энергетики.
В 2015 году Россия сохранила лидерство по поставкам газа на мировые рынки (20%) и третье место по поставкам угля, а также вернула первое место по поставкам жидких углеводородов – нефти (12%) и нефтепродуктов (9%).


6
Мировые энергетические рынки, конъюнктура которых долгое время обеспечивала динамичное развитие энергетики и экономики России, охвачены процессами глубокой трансформации, которые существенно меняют объемы и структуру спроса и ведут к обострению конкуренции.
Изменения общего характера экономического развития включают в себя: нестабильный, сравнительно медленный и неоднородный по разным регионам мира экономический рост; обострение геополитической конкуренции и неизбежность новых глобальных или региональных экономических кризисов; ускорение научно-технологического развития, высокая вероятность новой технологической революции и перехода лидеров мирового развития на новый технологический уровень; усиление негативного влияния изменений климата на функционирование жизнеобеспечивающих инфраструктур и, как следствие, ужесточение политики по вопросам, связанным с изменением климата и его последствиями.
Важнейшие изменения энергетических рынков включают в себя:
– активизацию деятельности большинства стран по диверсификации структуры своей энергетики, в том числе за счет расширения использования неуглеродных возобновляемых источников энергии и местных видов топлива, а также по диверсификации поставок углеводородов;
– трансформацию регулирования мировых энергетических рынков, в том числе изменение условий контрактов и эволюция регулирования бирж, усиливающая позиции потребителей;
– замедление роста спроса на энергоносители за счет повышения энергоэффективности и развития новых технологий энергопотребления;
– повышение конкурентоспособности возобновляемых источников энергии (ВИЭ);
– появление новых экспортеров энергоресурсов, в том числе в регионе Персидского залива, в Латинской Америке, Австралии и Центральной Азии;
– пересмотр в сторону значительного увеличения ресурсной базы углеводородов, в том числе за счет нетрадиционных источников.
Энергопотребление на ключевом для России европейском рынке за счет повышения энергоэффективности стабилизируется или даже несколько снизится, однако, в силу падения собственной добычи европейские страны вынуждены будут наращивать импорт ископаемого топлива. При этом они будут прилагать все усилия для диверсификации источников поставок и увеличения доли возобновляемых источников энергии в энергобалансе.


7
В обозримой перспективе основной рост спроса на энергоресурсы будет наблюдаться в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), а затем – в Африке.
Это открывает новые возможности для российского ТЭК, но требует больших инвестиций в развитие соответствующей транспортной инфраструктуры.
На рынке нефти предполагается сохранение текущих объемов российского экспорта на европейском направлении с возможным незначительным снижением к концу рассматриваемого периода и кратный рост поставок в страны АТР, чему способствует, в частности, развитая транспортная инфраструктура.
На рынке нефтепродуктов ожидается усиление конкурентоспособности российского экспорта за счет повышения качества поставляемого топлива в результате реализации программы модернизации нефтепереработки и сокращения транспортных расходов вследствие расширения мощностей нефтепродуктопроводов на северном и южном направлениях. При этом на рынках нефтепродуктов стран АТР прогнозируется усиление конкуренции за счет формирующегося излишка нефтеперерабатывающих мощностей в регионе.
На рынке природного газа Россия как минимум сохранит свои позиции на европейском рынке и значительно расширит свое присутствие на газовых рынках стран АТР за счет роста поставок как сетевого, так и сжиженного природного газа (СПГ). К концу рассматриваемого периода более трети всего экспорта российского газа придется на страны АТР При отсутствии искусственных барьеров, связанных с диверсификацией источников поставок, экспорт российского природного газа на европейском направлении также имеет потенциал к росту, в том числе за счет конкуренции с поставками СПГ.
Экспортная ниша угля на европейском рынке в рассматриваемой перспективе будет сужаться, прежде всего из-за экологических ограничений. Однако высокое качество российского угля позволяет рассматривать возможность сохранения объемов поставок на атлантическом направлении, как за счет вытеснения конкурентов, так и за счет перенаправления поставок в страны Ближнего Востока и Северной Африки. Основные перспективы наращивания поставок угля связаны с рынками АТР, в том числе новыми рынками Индии, Малайзии, Вьетнама.
Ключевым фактором, определяющим потенциал российского угольного экспорта, будет его конкурентоспособность, в значительной степени зависящая от транспортных затрат.
В рассматриваемой перспективе претерпят значительные изменения внутренние механизмы, определяющие ценообразование на мировых энергетических рынках.
Развитие технологий добычи сланцевой нефти увеличило экономически эффективную ресурсную базу углеводородов и создало избыток предложения нефтяного сырья на рынке. В среднесрочной перспективе уровень нефтяных цен будет определяться, наряду с прочими факторами, уровнем безубыточности разработки сланцевой нефти в США. Однако в перспективе