Файл: Методические рекомендации о преподавании математики в переходный период на фгос третьего поколения в 2022 2023 учебном году.docx
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 32
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МР Уфимский район Республики Башкортостан
Выступление
на районном методическом объединении учителей математики
на тему:
«Методические рекомендации о преподавании математики в переходный период на ФГОС третьего поколения в 2022 -2023 учебном году»
Подготовила
учитель математики СОШ с. Черкассы
– филиала МОБУ СОШ д. Алексеевка
Тишкина Т.М.
23.08.2022
Федеральные государственные образовательные стандарты обновляются примерно раз в 10 лет. В грядущем году нас ждут обновленные ФГОС третьего поколения.
Что такое ФГОС
ФГОС – это федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований к программам образования.
По ФГОС пишут учебники и методички, определяют, сколько времени уделить тому или иному предмету, решают, как проводить аттестации и какие задания будут на ЕГЭ. Словом, ФГОС — это фундамент образовательного процесса.
Три поколения стандартов ФГОС принято делить на три поколения — в зависимости от того, в каких годах они применялись.
Первое поколение ФГОС
Были приняты в 2004 году и назывались государственными образовательными стандартами. Аббревиатура ФГОС ещё не использовалась. Основной целью Стандарта 2004 года был не личностный, а предметный результат, ввиду чего Стандарт быстро устарел. Во главу ставился набор информации, обязательной для изучения. Подробно описывалось содержание образование: темы, дидактические единицы.
Второе поколение ФГОС ФГОС второго поколения разрабатывались с 2009 по 2012 год. Результаты обучения не были детализированы. Акцент в них сделан на развитие универсальных учебных умений, то есть способности самостоятельно добывать информацию с использованием технологий и коммуникации с людьми. Фокус сместили на личность ребёнка. Много внимания уделено проектной и внеурочной деятельности. Предполагалось, что обучающиеся по федеральным государственным стандартам 2 поколения должны любить Родину, уважать закон, быть толерантными и стремиться к здоровому образу жизни
Отличия ФГОС первого поколения от второго поколения | |
2004 | 2009 |
Три компонента: федеральный, региональный, школьный | Только федеральный компонент |
Акцент на предметное обучение | Предметное содержание больше не в центре |
| Усиление воспитательной функции образования |
| Ориентация на результат |
Главная задача ФГОС третьего поколения – конкретизация требований к обучающимся. В новых ФГОС 2022 года определяют чёткие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине.
Отличия ФГОС второго поколения от третьего поколения | |
с 2009 по 2012 | 2021 |
Акцент на личности ребенка | Конкретизация требований |
Развитие универсальных умений | Улучшение всей образовательной системы |
Отсутствие четких требований | |
Обсуждение новых ФГОС началось ещё весной 2018. В мае 2021 года введен новый ФГОС основного общего образования. Он определяет целевые ориентиры развития обучающихся, уделяя большое внимание деятельностным аспектам их достижений; детализирует предметные результаты обучения; очерчивает минимум содержания, изучение которого гарантирует государство; предоставляет возможность для преподавания предметов на углубленном уровне в основной школе; вносит изменения в систему оценки образовательных результатов.
31 мая 2021г. вышел приказ Министерства просвещения № 287 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Основной задачей ФГОС третьего поколения является создание единого образовательного пространства по всей России. Считается, что оно обеспечит комфортные условия обучения для детей при переезде в другой город или, к примеру, при переходе на семейное обучение.
ФГОС также обеспечивает преемственность образовательных программ. Предполагается, что каждый ученик на предыдущей ступени обучения получает все знания, необходимые для перехода на следующую. Иначе говоря, нельзя перейти в пятый класс, не владея знаниями и умениями начальной школы.
Стандарты нового поколения унифицируют темы и подходы преподавания. Благодаря этому школьник сможет получить все необходимые знания и навыки в любом образовательном учреждении каждого региона страны. А педагог может быть уверен, что его учебная программа подойдёт даже для ученика
, который только перешёл из другой школы.
ФГОС должны соблюдать образовательные учреждения любого уровня, начиная с детского сада и заканчивая курсами повышения квалификации.
Под эту необходимость попадают не только государственные, но и частные учебные заведения. Ведь все они подчиняются закону «Об образовании в Российской Федерации». Актуальный текст государственных образовательных стандартов можно почитать на официальном сайте fgos.ru.
Какие бывают ФГОС?
На каждой ступени образования — свои стандарты. Школьникам необходимо руководствоваться следующими документами: - ФГОС начального общего образования (1-4 классы), - ФГОС основного общего образования (5-9 классы), - ФГОС среднего общего образования (10-11 классы), - ФГОС образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Основные изменения, внесенные в обновленный ФГОС 2021 1) Впервые вводится ФГОС Начального Общего и Основного Общего Образования одновременно. 2) Четко прописаны обязательства образовательного учреждения (в частности, школы) перед учениками и родителями. 3) Сделан акцент на развитие метапредметных и личностных навыков. 4) Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины (уметь доказать, интерпретировать, оперировать понятиями, решать задачи).
5) Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков (проведение лабораторных работ, внеурочной деятельности и т.д.). 6) Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников 7) Строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определенный год обучения. 8) Содержание тем по новым ФГОС не рекомендовано менять местами (ранее это допускалось). 9) Вводится предмет «Функциональная грамотность» как одна из составляющих на уроках географии, математики, информатики, окружающего мира. 10) Учитываются возрастные и психологические особенности учеников всех классов. Главное, чтобы ребята не были перегружены. Кроме того, уточнено минимальное и максимальное количество часов, необходимых для полноценной реализации основных образовательных программ. 11) Расширяются возможности для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания. 12) Школы имеют право обучать детей на родном языке, то есть на любом языке Российской Федерации. 13) Прописана процедура оценки качества образования (ВПР, РДР и т.д.) 14) Прописана возможность реализации системы образования через семейное обучение, когда семьи могут самостоятельно выбрать для своего ребенка образовательный маршрут. 15) Обеспечение доступа к информационно-образовательной среде образовательной организации, в том числе электронной. 16) Введены единые требования к составлению рабочих программ, в том числе и программ внеурочной деятельности. 17) Определено базовое содержание программы воспитания. 18) Уточнены задачи и условия программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ.
Переход на новые ФГОС будет постепенным, в 2022 году на обучение по обновленным ФГОС переходит только начальная школа и пятые классы, в 2023 году начальная школа и пятые-шестые классы и т.д.
Для основного общего образования в Примерной Основной Образовательной Программе представлены 6 вариантов примерного недельного учебного плана и в каждом из них на изучение курса математики в 5 – 6 кл. отведено не менее 5 ч в неделю, на изучение курса алгебры в 7 – 9 кл. – не менее 3 ч. в неделю, на изучение курса геометрии в 7 – 9 кл. – не менее 2 ч. в неделю, на изучение курса «Вероятность и статистика» в 7 – 9 кл. – не менее 1 ч. в неделю.
Всего в 5 – 9 классах не менее 952 учебных часов.
Продолжительность учебного года основного общего образования составляет 34 недели. Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5058 академических часов и более 5549 академических часов.
Предполагается, что образовательные стандарты третьего поколения улучшат современную образовательную систему и конкретизируют её задачи.
В целях методического обеспечения реализации обновленных ФГОС на федеральном уровне впервые разработаны примерные рабочие программы по предметам учебных планов начального общего и основного общего образования, которые прошли экспертизу ведущих научных и образовательных организаций.
(Для ФГОС 2009-2010-2012 гг. на федеральном уровне были разработаны только примерные основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования.)
7 декабря 2021 года ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО" провел семинар по вопросам проведения апробации Примерной рабочей программы основного общего образования по предмету «Математика» (базовый уровень).
Семинар провела Рослова Лариса Олеговна - кандидат педагогических наук, заведующий лабораторией математического общего образования и информатики ФГБНУ "ИСРО РАО"
Основой для разработки РП учебного предмета «математика» стали
• ФГОС ООО (обновленный вариант)
• Универсальный кодификатор, разработанный ФИПИ
• Поручение Президента РФ «обеспечить совершенствование преподавания учебных предметов «математика» и «информатика» в общеобразовательных организациях, установив их приоритет в учебном плане и скорректировав содержание примерных основных образовательных программ общего образования».
В ходе семинара была рассмотрена структура и содержательные блоки Примерных рабочих программ основного общего образования по предмету "Математика", аспекты взаимосвязи ФГОС, Примерной рабочей программы по математике и учебников для преподавания предмета.
Учебный предмет «математика» в основной школе теперь будет состоять из 4 курсов: «математика» (5-6 кл), «алгебра» (7 – 9 кл), «геометрия» (7 – 9 кл) и «вероятность и статистика» (7 – 9 кл)
Содержательные линии курса «вероятность и статистика»
-
Представление данных и описательная статистика -
Вероятность -
Элементы комбинаторики -
Введение в теорию графов -
Общематематические знания: элементы логики, теории множеств
Принципы построения курса «Вероятность и статистика»
Первичность статистики: в основе – наблюдение над случайной изменчивостью и закономерностями в случайном
Некомбинаторный подход: теория вероятностей выступает как математическое описание случайности, а сама вероятность – как мера правдоподобия событий
Практическая направленность:
•Умение представлять, описывать и использовать данные
•Представление о роли маловероятных событий в природе и обществе
•Понимание закона больших чисел как фундаментального закона природы, имеющего математическое выражение
•Функциональная грамотность
Также изменятся критерии уровня изучения математики
В «Концепции развития математического образования в Российской Федерации»
определены три уровня изучения математики:
• Математика для жизни
• Математика для прикладного применения в профессии
• Творческая математика
Раньше к углубленному уровню изучения математики относилась только «Творческая математика». По новому ФГОС к углубленному уровню изучения математики будут относиться «Математика для прикладного применения в профессии» и «Творческая математика».
В школах должны будут созданы условия, чтобы учащиеся могли переходить с базового изучения математики на углубленный уровень и наоборот.