ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 31
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Избирательные цензы в России.
Выборы выступают способом формирования органов публичной власти и сопровождаются установленными законом процедурами. Абсентеизм - неучастие избирателей в выборах - самое нежелательное поведение граждан. Участие избирателей в выборах сопряжено с так называемыми цензами.
Конституция Российской Федерации особо акцентирует внимание на некоторых цензах, хотя прямо не применяет такой термин. Своеобразную «правовую шлифовку» цензы приобретают в историческом аспекте. Ценз (от лат. подсчет, оценка) - это предусмотренное законодательством ограничительное условие допущения лица к пользованию какими-либо политическими правами, главным образом избирательными. Следовательно, избирательные цензы выступают условиями предоставления гражданину избирательных прав.1
Под избирательными цензами понимаются установленные законом условия, необходимые для приобретения права участвовать в выборах представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Конституционное право и конституционное законодательство России действительно не применяет термин «ценз», тем не менее, формулирует правила реализации избирательного права гражданами.
Виды избирательных цензов:
-
возрастной ценз; -
ценз гражданства; -
ценз оседлости; -
ценз грамотности; -
образовательный ценз; -
ценз пола.
Наиболее распространенными являются ценз оседлости, ценз гражданства и возрастной ценз. Они являются необходимыми условиями реализации гражданами активного и особенно пассивного избирательного права. Базовым цензом в этом перечне, безусловно, выступает ценз гражданства.
Ценз гражданства. В соответствии с Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации»2, гражданство - это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Состояние в институте гражданства означает, что на данное лицо в полном объеме распространяется все права и свободы, признаваемые как внутри страны, так и за ее пределами. Согласно цензу гражданства к выборам допускаются только лица, состоящие в гражданстве данного государства. Этот ценз выступает базовым и основным цензом при реализации избирательных прав; он не связан с длительностью проживания и требует только одного - состоять в гражданстве России. Иначе говоря, филиация или натурализация как способы приобретения гражданства не приведут к различению в способах реализации избирательных прав, которые реализуются с момента приобретения гражданства, то есть вхождения в состояние гражданства.
В России ценз гражданства является традиционно базовым для избирательной системы. Вспомним статью 17 «Положения о губернских и уездных земских учреждениях» от 1864 г., которая устанавливала, что в выборах не принимают участие иностранные подданные. Этот принцип был впоследствии закреплен и в «Положении о выборах в Государственную думу». Конституция РСФСР от 1918 г. также устанавливала, что правом избирать и быть избранными пользуется независимо от вероисповедания, национальности, оседлости и т. п. граждане РСФСР, которым ко дню выборов исполнилось 18 лет3. Здесь же устанавливалось положение, согласно которому избирательными правами на территории РСФСР пользовались и иностранные граждане, «если они проживают на территории РСФСР для трудовых занятий» и принадлежат к рабочему классу или не пользующемуся чужим трудом крестьянству. Такие иностранные граждане, согласно Конституции РСФСР пользовались всеми политическими правами, «исходя из солидарности трудящихся всех стран». В последующих Конституциях РСФСР 1937 и 1978 г. такое положение прописано не было, и избирательными правами пользовались только граждане РСФСР.
Действующая Конституция Российской Федерации4 не устанавливает каких-либо сроков приобретения гражданства для того, чтобы гражданин мог пользоваться активным и пассивным избирательным правом. В соответствии с Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» гражданство Российской Федерации является равным, независимо от оснований его приобретения. Вывод очевиден: избирательным правом могут пользоваться все граждане Российской Федерации, состоящие на день выборов в гражданстве Российской Федерации. Гражданство означает, что пребывающие в этом правовом состоянии, имеют не только права, но и обязанности граждан России. Ряд этих обязанностей оформляются в цензы. Так, например, образовательный ценз, а также его разновидность - ценз грамотности, предполагающие, что к выборам допускаются лица, обладающими определенным уровнем образованности или грамотности.
Ценз грамотности подразумевает умение писать и читать на государственном языке, как следствие - адекватно понимать нормы Конституции Российской Федерации. Мировая практика: этот ценз наблюдается
, когда речь идет о пассивном избирательном праве. Например, согласно ст. 14 Конституции Федеральной Республики Бразилия от 1988 г. не могут быть избранными неграмотные5. Значение этого ценза проявляется в том, что участие в политической жизни требует определенного уровня развития, образованности. В противном случае людьми, которые не имеют представления о механизмах деятельности государства и создаваемых его органов и должностных лиц, довольно легко можно манипулировать.
Косвенным образом с этим связан языковой ценз, который предполагает, что к выборам допускаются лица, владеющие государственным языком. Конституция Российской Федерации запрещает любые формы ограничения прав граждан по этому признаку в ч. 2 ст. 19. Но можно встретить субъекты Российской Федерации, которые в своих законах могут установить иное. Например, в Конституциях и законодательных актах о выборах Президента Республики Марий Эл и Республики Саха (Якутия) может быть установлено, что пассивным избирательным правом обладают только граждане, свободно владеющие двумя государственными языками. Президентом Республики Адыгея может быть избран гражданин, свободно владеющий двумя государственными языками - адыгейским и русским. Президентом Республики Марий Эл - владеющий государственными языками, марийским (горным и луговым) и русским. Такие ограничения в случае их наличия следует признать существенным нарушением Конституции РФ и федеральных законов.6
Возрастные цензы выводят из числа участвующих в выборах тех лиц, которые не могут «адекватно» голосовать, т.е. они позволяют упорядочить процедуру и итоги выборов. К числу таких условий относятся, дееспособность. Это означает, что избирательным правом не пользуются умалишенные граждане, а также несовершеннолетние. Возраст, по достижении которого наступает политическое совершеннолетие, т. е. активное избирательное право, устанавливается по усмотрению законодателей каждого государства. Он зависит от политического состояния стран, от деятельности партий, заинтересованных в расширении корпуса избирателей, от степени влияния молодежных движений. Возрастной ценз предполагает право участвовать в выборах по достижении определенного возраста. В России возрастной ценз для активного избирательного права (18 лет) был закреплен в Конституции РСФСР 1918 г. и остается таковым до сих пор. Для пассивного избирательного права возрастной ценз, как правило, выше. В России существуют следующие возрастные цензы для пассивного избирательного права:
• для Президента РФ — 35 лет;
• для депутатов Государственной Думы — 21 год;
• минимальный возраст депутатов законодательных органов власти субъектов Федерации не должен превышать 21 года;
• минимальный возраст глав муниципальных образований и депутатов представительных органов местного самоуправления не должен превышать 18 лет.
Важно отметить, что развитие конституционных норм в отраслевом законодательстве приводит к формулированию ряда ограничений; так, Федеральные законы «О выборах Президента Российской Федерации» и «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» содержат ряд норм об иных ограничениях пассивного избирательного права при выборах Президента РФ, в том числе:
- норму о том, что гражданин РФ, имеющий гражданство иностранного государства либо обладающий правом на постоянное проживание на территории иностранного государства, не имеет права быть избранным Президентом РФ;
- и также как не имеет такого права и гражданин РФ, занимающий должность Президента РФ второй срок подряд;
- запрещается регистрация в качестве кандидата в Президенты РФ гражданина, в отношении которого вступил в силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, если голосование состоится до истечения этого срока;
- закон запрещает избираться на пост Президента РФ гражданину, осужденному к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления, осужденному за совершение преступления экстремистской направленности и имеющему на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость, а также гражданину, подвергнутому административному наказанию за административное правонарушение, выражающееся в пропаганде нацистской символики.
Цензы избирательного права в Российской Федерации достаточно немногочисленны, что, в свою очередь, говорит о том, что Россия все - таки формируется и развивается как демократическое, правовое государство.
-
После подсчета голосов председатель участковой избирательной комиссии попросил членов комиссии и наблюдателей помочь перенести бюллетени в автомашину для отправки их в территориальную комиссию.
Нарушены ли требования закона?
Изменится ли решение, если бюллетени находятся в закрытых и опечатанных ящиках?
Согласно ч. 23, ст. 68 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», после завершения подсчета рассортированные бюллетени упаковываются в отдельные пачки. Сложенные таким образом бюллетени упаковываются в мешки или коробки, на которых указываются номер избирательного участка, участка референдума, число бюллетеней. Мешки или коробки опечатываются и могут быть вскрыты только по решению вышестоящей комиссии или суда. На указанных мешках или коробках вправе поставить свои подписи члены участковой комиссии, как с правом решающего голоса, так и с правом совещательного голоса.7
Исходя из изложенного следует вывод, что требования Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» были нарушены и перенос нерассортированных и неупакованных бюллетеней не допустим.
В случае нахождения бюллетеней в закрытых и опечатанных ящиках требования Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не будут нарушены и позволят перевезти бюллетени согласно всем требованиям законодательства.
1 Гусева О.Ю.Виды избирательных цензов // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. – 2013. – № 35. – С. 15.
2 Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О гражданстве Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Консультант плюс. – URL.: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 08.01.2023 г.).
3 Филатова А.О. Избирательные цензы пассивного избирательного права в сравнительно-правовом измерении // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Юриспруденция. – 2016. – Т. 1. – № 7-1 (7). – С 33.
4 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. [Электронный ресурс] // Консультант плюс. – URL.: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 08.01.2023 г.).
5 Захаренко Б. С. Избирательная система России и соединённых штатов америки: сравнительный анализ // Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке. – 2016. – Т. 2. – С. 309.