Файл: Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых си. Дорошенко Ю. И. Дорошенко современные модели школьного образования учебное пособие Владимир 2017 2.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» СИ. Дорошенко Ю. И. Дорошенко СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Учебное пособие Владимир 2017
2
УДК 371.162(075.8)
ББК я Д Рецензенты Директор Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Владимира «Лицей-интернат № 1» учитель высшей квалификационной категории И. А. Пасынков Кандидат педагогических наук, профессор завкафедрой технологического и экономического образования Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых ГА. Молева Печатается по решению редакционно-издательского совета ВлГУ
Дорошенко, СИ. Современные модели школьного образования учеб. пособие / СИ. Дорошенко, Ю. И. Дорошенко ;
Владим. гос. унт им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир :
Изд-во ВлГУ, 2017. – 124 с. ‒ ISBN 978-5-9984-0819-9. Рассмотрены вопросы педагогического моделирования в теоретическом и историческом контексте, анализируются современные модели школьного образования. Содержит теоретический материал по курсу Современные модели школьного образования, вопросы, задания для самостоятельной работы. Адресовано магистрантам, обучающимся по направлению подготовки
44.04.01 – Педагогическое образование. Рекомендовано для формирования профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС ВО.
Библиогр.: 173 назв.
УДК 371.162(075.8)
ББК я
ISBN
978-5-9984-0819-9
© ВлГУ, 2017 Д
ВВЕДЕНИЕ Курс Современные модели школьного образования формирует профессиональную компетентность магистрантов в сфере управления образовательными системами, теории обучения и воспитания в тесной связи с курсами Государственная политика в образовании, Менеджмент в образовании, Школа как субъект образовательных инноваций, Инновационные процессы в образовании, Международные исследования в образовании, Проектирование образовательной среды. Понятие модель школьного образования в настоящее время не имеет однозначного определения. Содержание его зависит от контекста, а также от представлений о педагогическом моделировании в различных научных школах. Можно суверенностью говорить о том, что понятие модель школьного образования – многоуровневое, так как характеристика моделей школ осуществляется с различной степенью дифференциации и конкретизации. Следовательно, под понятие модель школьного образования подпадают феномены очень разного масштаба, степени отработанности и распространенности. Например, можно встретиться с безразмерным понятием модель средневековой школы (скажем, весьма близкий современным студентам образ Хогвартса как модели средневековой школы) и с узким понятием модели школы конкретного автора, никогда и никем буквально не воспроизведенной (например, модель школы КН. Вентцеля, воплотившаяся в его Доме свободного ребенка, который просуществовал около трех лети не имел прямых последователей. Более научно корректным, но тоже многоуровневым является представление о гимназии или лицее как о модели школьного образования. При этом моделью является и гимназия вообще, и конкретный тип гимназий например, лингвистическая гимназия. Далее модель может конкретизироваться и сводиться к отдельной неповторимой лингвистической гимназии.
1
Хогвартс – школа юных волшебников, в которой учился Гарри Поттер, герой популярных романов Дж. Роулинг и серии кинофильмов.
1
Хогвартс – школа юных волшебников, в которой учился Гарри Поттер, герой популярных романов Дж. Роулинг и серии кинофильмов.
Между широкими узким пониманием модели школы лежит целый пласт различных типологизаций, оснований для обобщения и структурирования. Позволим себе в вышеозначенном контексте сравнить понятие модель школьного образования с искусствоведческим понятием жанр, которое также функционирует на различных уровнях обобщения. Например, жанр – это вокальная музыка вообще, опера как один из жанров вокальной музыки, лирическая опера как один из жанров оперы. Вероятно, следует примириться с широтой и многоуровнево- стью представлений о модели школьного образования. Иначе нужно отвечать на вопрос, кто ошибается тот, кто говорит о модели школы
XXI века, или тот, кто формирует авторскую модель школы-общины на основе интеграции школы-интерната и лицея с повышенным уровнем математического образования В тоже время представление о модели школьного образования должно базироваться на определенных ограничениях. Если есть общность, позволяющая на высоком уровне обобщения говорить о модели современной российской школы вообще, то есть и все основания рассматривать довольно многочисленные и резко отличающиеся друг от друга современные модели школьного образования, преследующие несколько различные цели, интерпретирующие и созидающие содержание образования, отличающиеся друг от друга по организационным, управленческим, мировоззренческим ориентирам. Одним из очевидных показателей, свидетельствующих о том, сложилась ли новая модель школьного образования, служит учебный план. Однако в настоящее время он не является исчерпывающим свидетельством состоявшейся модели. На наличие модели указывают высокий уровень проработанности концептуальной идеи, наличие яркого осознания отличий авторской трактовки модели от уже существующих. При этом путь созидания модели может быть многоразличными дедуктивным (от идеи, замысла – к плану, проекту, модели, и индуктивным (осмысление результатов и направлений практической деятельности и собирание их в целостную модель с целью Например Грошева А. В, Троицкая С. Н, Туманова ЗАО стареющей информации и о том, как научить учиться (модель школы XXI века) Электронный ресурс. URL: http://festival.1september.ru/articles/210485/ (дата обращения
14.09.2016).
XXI века, или тот, кто формирует авторскую модель школы-общины на основе интеграции школы-интерната и лицея с повышенным уровнем математического образования В тоже время представление о модели школьного образования должно базироваться на определенных ограничениях. Если есть общность, позволяющая на высоком уровне обобщения говорить о модели современной российской школы вообще, то есть и все основания рассматривать довольно многочисленные и резко отличающиеся друг от друга современные модели школьного образования, преследующие несколько различные цели, интерпретирующие и созидающие содержание образования, отличающиеся друг от друга по организационным, управленческим, мировоззренческим ориентирам. Одним из очевидных показателей, свидетельствующих о том, сложилась ли новая модель школьного образования, служит учебный план. Однако в настоящее время он не является исчерпывающим свидетельством состоявшейся модели. На наличие модели указывают высокий уровень проработанности концептуальной идеи, наличие яркого осознания отличий авторской трактовки модели от уже существующих. При этом путь созидания модели может быть многоразличными дедуктивным (от идеи, замысла – к плану, проекту, модели, и индуктивным (осмысление результатов и направлений практической деятельности и собирание их в целостную модель с целью Например Грошева А. В, Троицкая С. Н, Туманова ЗАО стареющей информации и о том, как научить учиться (модель школы XXI века) Электронный ресурс. URL: http://festival.1september.ru/articles/210485/ (дата обращения
14.09.2016).
совершенствования самой системы и повышения возможностей ее трансляции, передачи опыта. Инновационная деятельность в современной школе требует от педагогов, руководителей непросто необычных авторских решений, но и осмысления тенденций модернизации образования. А для этого каждая школьная модель должна мыслиться в историко-педагогическом контексте, опираться на классику и учитывать противоречивые потребности сегодняшнего дня. Многообразие моделей школьного образования – это значимый потенциал развития современной школы, источник педагогического творчества, гарантия возможности реализации индивидуальной образовательной траектории для каждого субъекта образовательной деятельности. Предлагаемое вниманию читателя учебное пособие призвано осуществить ориентацию магистранта в мире моделей школьного образования, а также помочь в организации самостоятельной работы. Обратимся к вопросу, с какой целью изучают магистранты курс Современные модели школьного образования, более детально. Цель освоения дисциплины Современные модели школьного образования – формирование у магистрантов системы компетенций при освоении знаний и способов деятельности, связанных сформированием, становлением, реализацией альтернативных моделей школьного образования, сосуществующих в современном образовательном пространстве России, а также подготовка к практической педагогической и управленческой деятельности в общеобразовательной школе, формирование историко-педагогической и теоретической базы знаний по генезису моделей школьного образования, преемственности и ин- новационности в становлении этих моделей, по формированию школьной образовательной системы на базе одной из существующих моделей школьного образования либо на базе интеграции нескольких таких моделей. В соответствии с Профессиональным стандартом Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель, утвержденным 18 октября 2013 года, к обобщенной трудовой функции относится педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования. Изучая дисциплину Современные модели школьного образования, магистрант готовится осуществлять такое трудовое действие, как участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды, ибо эта программа может опираться на сложившиеся базовые или альтернативные модели, уже существующие и апробированные в школьном образовании. Задачи курса создание условий для формирования у магистрантов системного представления о генезисе, классификации моделей школьного образования, об их общности в государственном образовательном пространстве и о специфике ведущих моделей выявление потенциала реализации каждой из моделей в контексте Закона Об образовании в Российской Федерации, ФГОС второго поколения, существующего опыта реализации различных моделей создание условий для формирования общей культуры магистрантов в связи с рассмотрением социальных, общекультурных условий реализации той или иной модели школьного образования формирование умения работать с существующими практико- педагогическими источниками, умения обобщать собственный опыт работы в общеобразовательной школе, реализующей ту или иную модель образования формирование системы знаний магистрантов по основным направлениям развития современной теории образовательных систем и моделей школьного образования и её фундаментальным теоретическим положениям содействие овладению умениями анализировать, проектировать, оценивать и корректировать образовательный процесс, выстроенный в логике реализации различных моделей школьного образования
3
Профессиональный стандарт Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель : приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 года. № н Там же.
3
Профессиональный стандарт Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель : приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 года. № н Там же.
развитие педагогического и управленческого мышления, способности к самостоятельному осмыслению теоретических и прикладных аспектов реализации ключевых моделей школьного образования создание условий для формирования методологической культуры магистрантов в сфере управления образовательными системами. Дисциплина Современные модели школьного образования входит в вариативную часть блока Дисциплины (модули, в число обязательных дисциплин подготовки студентов-магистрантов по направлению «44.04.01 – Педагогическое образование, магистерской программе Педагогическая инноватика». Она требует подготовленности по педагогике на уровне бакалавриата, находится в логической и содержательно-методической взаимосвязи с дисциплинами Современные проблемы науки и образования, Инновационные процессы в образовании, Школа как субъект образовательных инноваций, формирует мотивацию к управленческой инновационной деятельности в общеобразовательной школе, структурирует и систематизирует представления магистрантов о моделях школьного образования, их истории, классификации, разнообразии целей и задач, педагогических технологий, которые они реализуют. Преподавание дисциплины Современные модели школьного образования предполагает использование всего многообразия способов и форм получения информации и строится на применении различных образовательных технологий, в том числе на использовании ролевых и ситуационных игр, обсуждении конкретных педагогических ситуаций, кейс-технологии, мозгового штурма, работы в малых группах, способствует развитию общей гуманитарной, художественной, философской, управленческой культуры магистрантов за счет осуществления интегративных связей между большинством дисциплин образовательной программы, которую осваивают будущие магистры. Курс базируется на сочетании общеобразовательной, теоретической и практической подготовки.
Часть I. СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
1. МОДЕЛЬ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОНЯТИЯ, ПОДХОДЫ, ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Модель и моделирование в науке Моделирование – это и метод педагогического исследования, и ключевая категория исследовательской практики. Под моделированием понимают метод или совокупность (систему) приемов исследования (познания, которые реализуются в процессе построения педагогической модели. В основе моделирования лежат и теоретические операции (анализ, синтез, обобщение, идеализация, абстрагирование, сравнение, классификация, структурирование, и практические действия (визуализация, экспериментирование. Результатом моделирования является педагогическая модель, в частности, модель школьного образования. А. М. Новиков рассматривает моделирование как этап проектирования. Самым общим определением модели А. М. Новиков и ДА. Новиков считают образ (аналог) некоторой системы (объекта, процесса явления. Моделирование бывает предметным, то есть воспроизводящим основные геометрические, физические, динамические и функциональные характеристики оригинала. Частным случаем его является физическое моделирование. Именно такое представление о модели наиболее популярно и понятно всем модель – уменьшенный объект, который ездит, летает или плавает, как настоящий большой автомобиль, самолет или катер. Но для педагогики более значимы абстрактные модели.Эти модели предстают языковыми конструкциями, они описываются язы-
5
Новиков А. М, Новиков ДА. Методология научного исследования. М. :
Либроком, 2010. С. 199.
6
Там же. С. 196.
1. МОДЕЛЬ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОНЯТИЯ, ПОДХОДЫ, ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Модель и моделирование в науке Моделирование – это и метод педагогического исследования, и ключевая категория исследовательской практики. Под моделированием понимают метод или совокупность (систему) приемов исследования (познания, которые реализуются в процессе построения педагогической модели. В основе моделирования лежат и теоретические операции (анализ, синтез, обобщение, идеализация, абстрагирование, сравнение, классификация, структурирование, и практические действия (визуализация, экспериментирование. Результатом моделирования является педагогическая модель, в частности, модель школьного образования. А. М. Новиков рассматривает моделирование как этап проектирования. Самым общим определением модели А. М. Новиков и ДА. Новиков считают образ (аналог) некоторой системы (объекта, процесса явления. Моделирование бывает предметным, то есть воспроизводящим основные геометрические, физические, динамические и функциональные характеристики оригинала. Частным случаем его является физическое моделирование. Именно такое представление о модели наиболее популярно и понятно всем модель – уменьшенный объект, который ездит, летает или плавает, как настоящий большой автомобиль, самолет или катер. Но для педагогики более значимы абстрактные модели.Эти модели предстают языковыми конструкциями, они описываются язы-
5
Новиков А. М, Новиков ДА. Методология научного исследования. М. :
Либроком, 2010. С. 199.
6
Там же. С. 196.
ком, причем и художественными научным (профессиональным) языком. Одна из трудностей моделирования и «раскодирования» модели в педагогике как рази состоит в том, что между художественным, литературными профессионально-научным педагогическим языком нет строгих разграничений. В настоящее время педагогика стремится апеллировать к языкам математики, логики, однако невозможность описать педагогические модели (в частности, модели школьного образования) математическим языком слишком очевидна. Итак, модели школьного образования преимущественно описываются средствами естественного языка, с привлечением художественных образов, описаний, сравнений.
1.2. Функции моделирования К функциям моделирования А. М. Новиков и ДА. Новиков относят- дескриптивную
- прогностическую
-
нормативную
7
Приведем цитату из книги Методология научного исследования функция заключается в том, что за счет абстрагирования модели позволяют достаточно просто объяснить наблюдаемые явления и процессы (другими словами, они дают ответ на вопрос почему мир устроен так. Успешные в этом отношении модели становятся компонентами научных теорий и являются эффективным средством отражения содержания последних (поэтому познавательную функцию моделирования можно рассматривать как составляющую дескриптивной функции. Прогностическая функция моделирования отражает его возможность предсказывать будущие свойства и состояния моделируемых систем, то есть отвечать на вопрос что будет. Нормативная функция моделирования заключается в получении ответа на вопрос как должно быть, если, помимо состояния системы, заданы критерии оценки ее состояния, то за счет использования оптимизации возможно не только описать существующую систему, но и построить ее нормативный образ ‒ желательный сточки Новиков А. М, Новиков ДА. Указ. соч. С. 198.
1.2. Функции моделирования К функциям моделирования А. М. Новиков и ДА. Новиков относят- дескриптивную
- прогностическую
-
нормативную
7
Приведем цитату из книги Методология научного исследования функция заключается в том, что за счет абстрагирования модели позволяют достаточно просто объяснить наблюдаемые явления и процессы (другими словами, они дают ответ на вопрос почему мир устроен так. Успешные в этом отношении модели становятся компонентами научных теорий и являются эффективным средством отражения содержания последних (поэтому познавательную функцию моделирования можно рассматривать как составляющую дескриптивной функции. Прогностическая функция моделирования отражает его возможность предсказывать будущие свойства и состояния моделируемых систем, то есть отвечать на вопрос что будет. Нормативная функция моделирования заключается в получении ответа на вопрос как должно быть, если, помимо состояния системы, заданы критерии оценки ее состояния, то за счет использования оптимизации возможно не только описать существующую систему, но и построить ее нормативный образ ‒ желательный сточки Новиков А. М, Новиков ДА. Указ. соч. С. 198.
зрения субъекта, интересы и предпочтения которого отражены используемыми критериями»
8
К моделям предъявляются следующие основные требования
ингерентность, простота и адекватность. С помощью цитаты из указанного источника рассмотрим их подробнее. Для того чтобы создаваемая модель соответствовала своему назначению, недостаточно создать просто модель. Необходимо, чтобы она отвечала ряду требований, обеспечивающих ее функционирование. Невыполнение этих требований лишает модель ее модельных свойств. Первым таким требованием является ее ингерентность,то есть достаточная степень согласованности создаваемой модели со средой, чтобы создаваемая модель была согласована с научной средой, в которой ей предстоит функционировать. Другой аспект ингерентности модели состоит в том, что в ней должны быть предусмотрены не только стыковочные узлы со средой (интерфейсы, но и, что не менее важно, в самой среде должны быть созданы предпосылки, обеспечивающие функционирование создаваемой модели. То есть не только модель должна приспосабливаться к среде, но и среду необходимо приспосабливать к модели будущей системы. Второе требование – простота модели С одной стороны, простота модели – ее неизбежное свойство в модели невозможно зафиксировать все многообразие реальной ситуации. С другой стороны, простота модели неизбежна из-за необходимости оперирования с ней, использования ее как рабочего инструмента, который должен быть обозрим и понятен. Есть еще один, довольно интересный и непонятный пока аспект требования простоты модели, который заключается в том, что чем проще модель, тем она ближе к моделируемой реальности и тем она удобнее для использования. Классический пример – геоцентрическая модель Птолемея и гелиоцентрическая модель Коперника. Обе модели позволяют с достаточной точностью вычислять движение планет, предсказывать затмения Солнца и т.п. Но модель Коперника истинна и намного проще для использования, чем модель Птолемея. Ведь не Новиков А. М, Новиков ДА. Указ. соч. С. 198 – 199.
8
К моделям предъявляются следующие основные требования
ингерентность, простота и адекватность. С помощью цитаты из указанного источника рассмотрим их подробнее. Для того чтобы создаваемая модель соответствовала своему назначению, недостаточно создать просто модель. Необходимо, чтобы она отвечала ряду требований, обеспечивающих ее функционирование. Невыполнение этих требований лишает модель ее модельных свойств. Первым таким требованием является ее ингерентность,то есть достаточная степень согласованности создаваемой модели со средой, чтобы создаваемая модель была согласована с научной средой, в которой ей предстоит функционировать. Другой аспект ингерентности модели состоит в том, что в ней должны быть предусмотрены не только стыковочные узлы со средой (интерфейсы, но и, что не менее важно, в самой среде должны быть созданы предпосылки, обеспечивающие функционирование создаваемой модели. То есть не только модель должна приспосабливаться к среде, но и среду необходимо приспосабливать к модели будущей системы. Второе требование – простота модели С одной стороны, простота модели – ее неизбежное свойство в модели невозможно зафиксировать все многообразие реальной ситуации. С другой стороны, простота модели неизбежна из-за необходимости оперирования с ней, использования ее как рабочего инструмента, который должен быть обозрим и понятен. Есть еще один, довольно интересный и непонятный пока аспект требования простоты модели, который заключается в том, что чем проще модель, тем она ближе к моделируемой реальности и тем она удобнее для использования. Классический пример – геоцентрическая модель Птолемея и гелиоцентрическая модель Коперника. Обе модели позволяют с достаточной точностью вычислять движение планет, предсказывать затмения Солнца и т.п. Но модель Коперника истинна и намного проще для использования, чем модель Птолемея. Ведь не Новиков А. М, Новиков ДА. Указ. соч. С. 198 – 199.
даром еще древние подметили, что простота – печать истины. У физиков, математиков, к примеру, есть довольно интересный критерий оценки решения теоретических задач если решение простое икра- сивое, то, скорее всего, и истинное. Наконец, третье требование, предъявляемое к модели, – ее адекватность Адекватность модели означает, что она достаточно полна, точна и истинна. Достаточно не вообще, а именно в той мере, которая позволяет достичь поставленной цели. Иногда удается (и это желательно) ввести некоторую меру адекватности модели, то есть определить способ сравнения разных моделей по степени успешности достижения цели сих помощью. Модели образования Модель образования – интеллектуально преобразованная и воссозданная система, отражающая тот или иной подход к образованию, взгляд на его роль в жизни человека и общества. Во многих современных учебных пособиях указываются и анализируются четыре модели образования, которые признаются базовыми традиционная, рационалистическая, гуманистическая (феноменологическая, неинституциональная
10
. Однако современное школьное образование реализует компетентностную модель образования, которую необходимо включить в этот перечень. Итак, рассмотрим пять моделей образования Под традиционной моделью современного образования по-
10
. Однако современное школьное образование реализует компетентностную модель образования, которую необходимо включить в этот перечень. Итак, рассмотрим пять моделей образования Под традиционной моделью современного образования по-