Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 03 Педагогика дополнительного образования (в области социальнопедагогической деятельности) Дисциплина Психология Практическое занятие 2.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
.
СОГЛАСОВАННОСТЬ ДЕЙСТВИЙ
Цель: научить ребенка согласовывать собственное поведение с поведением других детей.

Составные фигуры

Воспитатель рассаживает детей вокруг себя и говорит: «Тот из вас, кто был в цирке или в зоопарке, наверняка видел там слона. А кто не был, видел его изображение на картинке в книжке. Давайте попробуем его изобразить. Сколько у него ног? Правильно, четыре. Кто хочет быть ногами слона? Кто будет хоботом?» и т.д. Таким образом, выбираются дети, каждый из которых будет изображать какую-нибудь часть тела слона. Воспитатель помогает детям расположиться на полу в правильном порядке. Впереди хобот, за ним голова, по бокам уши и т.д. Когда слон составлен, воспитатель предлагает ему пройтись по комнате: каждая часть должна соблюдать очередность движений. В качестве такой составляемой фигуры могут быть любые животные (дракон, собака и пр.). Если детей в группе много, можно усложнить игру и составить двоих животных, которые могут общаться: жать друг другу руки, обнюхивать друг друга, вилять при встрече хвостами и т.д.
ВЗАИМОПОМОЩЬ В ИГРЕ.

Цель: научить ребенка взаимопомощи, проявления сопереживания и сострадания.

Живые куклы
Воспитатель разбивает группу на пары. «Давайте представим, что ваши куклы оживают. Они умеют говорить, просить, бегать и пр. Давайте представим, что один из вас ребенок, а другой его кукла-девочка или кукла-мальчик. Кукла будет что-то просить, а ее хозяин выполнять ее просьбы и заботиться о ней».
Взрослый предлагает понарошку помыть кукле ручки, покормить, погулять, уложить спать и т.п. При этом воспитатель предупреждает, что хозяин должен выполнять все капризы куклы и не заставлять ее делать того, чего она не хочет. Когда дети примут игровую ситуацию и увлекутся, пускай продолжают играть сами. В следующей игре они должны будут поменяться ролями.
Задание 3. Назовите ошибки, возникающие при организации взаимодействия с детьми во время проведения занятий. Составьте рекомендации по эффективному взаимодействию с воспитанниками.

Монотонное занятие
Когда все занятие выдежанно в одном темпе. Когда дети выполняют всего лишь одну учебную задачу. Если темп занятия низкий, то дети если не уснут, то потеряют всякий интерес к занятию. Если занятие выдержано только в высоком темпе, — гарантирована быстрая утомляемость детей. Необходимо выдерживать золотую середину.



Занятие проходит без чётких учебный целей и задач
Тема занятия не объявлена. А если даже объявлена, то дети не получили соответствующих инструкций и учебных задач. 


Учитель не обращает внимание на учеников
Отсутствие диалога на занятии — катастрофа. Во время занятия, преподаватель обязан держать внимание детей и вызывать у них интерес в занятии.
Задание 4. Разработайте проект интерактивной группы для родителей и педагогов для решения задач обучения, воспитания и развития, где родители и педагоги могли бы эффективно общаться по возникающим проблемам педагогического взаимодействия.

Проект «Социальная сеть, как интерактивная форма работы с родителями в

ДОУ» направлен на взаимодействие семьи и детского сада. В новых формах

взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога.

Разнообразие интерактивных форм взаимодействия с родителями, позволяет

воспитателям значительно улучшить отношения с семьями, повысить

педагогическую культуру родителей, расширить представления детей по

различным образовательным областям. Интерактивные формы

взаимодействия родителей и ДОУ означает способность взаимодействия в

режиме беседы, диалога. Основные цели интерактивного взаимодействия -

обмен опытом, выработка общего мнения, формирование умений, навыков,

создание условия для диалога, групповое сплочение, изменение психологической

атмосферы.

Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников – это взаимная ответственная деятельность взрослых участников воспитательно-образовательного процесса. К сожалению, не все родители, на необходимом уровне, вникают в проблемы воспитания, развития и оздоровления своего ребенка, поэтому в условиях жизни в современном обществе педагогу необходимо разобраться в вопросах: как выстроить более тесные взаимоотношения между детьми, родителями и педагогами? Поэтому в новых условиях особую актуальность приобретает поиск таких форм взаимодействия семьи и детского сада, которые создают условия для конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми, обеспечивают открытость работы детского сада для родителей. Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе — это одно из современных направлений в дошкольном образовании. Средства информационно-коммуникативных технологий помогают педагогу разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями воспитанников, а также популяризировать деятельность воспитателя группы и детского сада в целом.




Преимущества их использования во взаимодействии с семьями дошкольников очевидны и заключаются в следующем:

• минимизация времени доступа родителей к информации
• возможность воспитателя продемонстрировать любые документы, фотоматериалы 
• обеспечение индивидуального подхода к родителям воспитанников 
• оптимальное сочетание индивидуальной работы с родителями и групповой
• рост объема информации
• оперативное получениеинформации родителями
• обеспечение диалога воспитателя и родителей группы

Наблюдая за тем, как родители не обращают внимание на информацию, размещенную в информационных уголках, не находят времени для общения с воспитателем, но вместе с тем активно посещают социальные сети в интернете напрашивается вывод, что можно и нужно использовать социальные сети в интересах воспитания и развития детей. В социальной сети создается группа, в которую вступают родители детей, где получают всю важную и актуальную информацию, в самом простом и привычном формате.

Задание 5. Составьте и запишите правила психологически эффективного взаимодействия с родителями при проведении индивидуальных консультаций.

Разговор о взаимоотношениях воспитателей и родителей на сегодня одна из самых сложных проблем. Многие родители считают, что воспитывать их детей должны в детском саду, есть категория родителей, которые пренебрегают советами педагогов, в некоторых семьях в выходные дни дети предоставлены самим себе, а родители считают, что их задача состоит в том, чтобы ребенок был сыт, одет, а единственное его занятие дома - прогулка.

Поскольку организация индивидуальной работы с родителями вызывает наибольшие затруднения, важно установить с ними доверительный контакт, найти верный тон разговора. Особое внимание следует обратить на следующие моменты:




  • никогда не начинайте разговор с родителями с указания на отрицательные моменты в поведении их ребенка;



  • отметьте сначала положительные факты его жизни;



  • замечания, жалобы родителей, их сомнения, возражения выслушивайте внимательно и терпеливо;



  • если есть необходимость указать на ошибки родителей, делайте это тактично;



  • желательно давать точные, конкретные ответы, обоснованные советы;



  • надо вселять в родителей веру в своего ребенка;



  • щадите самолюбие родителей;



  • не принижайте авторитет родителей, как бы ни был мал их опыт в воспитании детей.


Задание 5. Составьте и запишите правила психологически эффективного взаимодействия с родителями при проведении индивидуальных консультаций.

Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. И это требует от педагогов определенных усилий. И педагог, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.

Основные задачи взаимодействия с родителями являются:

- установить партнерские отношения с семьей каждого;

- объединить усилия для развития и воспитания детей;

-создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

- поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Принципами взаимодействия с родителями являются:

  1. Доброжелательный стиль общения.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагога с родителями. В общении с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к школе в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

  • Индивидуальный подход

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Педагог, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение.

  • Сотрудничество, а не наставничество

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.


  • Готовимся серьезно

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж педагога в целом.

Уважаемые педагоги, помните:

- Не выносите суждений..

- Не поучайте. Не подсказывать решения. Нельзя навязывать собеседнику свою собственную точку зрения и «учить жизни» родителей, так как фразы «На Вашем месте я бы…» и им подобные ущемляют самолюбие собеседника и не способствуют процессу общения.

- Не ставьте «диагноз». Необходимо помнить, что все фразы  должны быть корректны. Категоричные высказывания - «Ваш ребенок не умеет себя вести», «Вам нужно обратиться по поводу отклонений в поведении вашего сына (дочери) к психологу» всегда настораживают родителей и настраивают против вас.

- Не выпытывайте. Нельзя задавать родителям вопросы, не касающиеся педагогического процесса, так как излишнее любопытство разрушает взаимопонимание между семьей и детским садом.

- Не разглашайте «тайну».

- Не провоцируйте конфликты.
Задание 6. Опишите основные индивидуально-типологические различия мальчиков и девочек младшего школьного возраста.

В период 6-7 лет дети переживают один из первых кризисов личности. Они переходят от образа жизни маленького ребенка к новому этапу – поступление в школу, появление ответственности, взросление. Все дети в начальных классах чувствуют себя взрослыми и стремятся проявлять это: они играют в профессии и семью, интересуются всем новым, ищут для себя пример поведения среди взрослых. Для мальчиков сейчас важно расти рядом с достойным мужчиной. Это может быть отец, дедушка, дядя, друг, учитель. Мужчина с достойным поведением и взглядом на мир собственным примером сможет научить мальчика личностному росту, ведь именно сейчас формируется самооценка ребенка. Маленькие девочки также нуждаются в достойном примере феминного поведения. Мама должна быть для дочери не только воспитательницей и кормилицей, а и подругой, которая поможет разобраться во всех проблемах, расскажет что-то интересное, подтолкнет к развитию у девочки самоуважения, интеллектуального роста, к формированию эстетического вкуса. Для этого мама должна обладать положительными личностными качествами, ведь ребенка она сможет научить только на своем примере. В этот период девочки учатся быть внимательными к другим людям, производить хорошее впечатление, заботиться о себе.