Файл: Как построить карьеру и достичь финансовой независимости в xxi веке.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как построить карьеру и достичь финансовой независимости в XXI веке
На сегодняшний день все большую актуальность приобретает проблема, связанная с построением карьеры. Карьерные ориентации личности представляют собой личностный фактор, значительно влияющий на развитие карьеры. Карьерные ориентации регулируют поведение личности в социальных условиях, ими отражаются ценности карьеры и способы достижения успеха в процессе её построения, а также те финансовые цели, которые ставит перед собой каждый человека, чтобы достичь независимости.

Для каждого человека в его жизненной и профессиональном ориентировании, важными являются четыре категории: карьера, работа, профессия и призвание (рисунок 1). К сожалению, совпадение всех названных позиций в одной точке – огромная редкость. В основном, в каждый период свой жизнедеятельности, человека как правила выбирает что-то одно, максимум –два параметра1. Достижение взаимосвязанной работы всех элементов одновременно является залогом эффективного механизма построения карьеры и достижения финансовой стабильности в современном мире.



Рисунок 1 – Составляющие элементы эффективной трудовой деятельности

Учитывая то, что тема настоящей работы непосредственной связана с категорией «карьера», нам представляется важным рассмотреть данный механизм более подробно.

Личная карьера является процессом самоактуализации личности, охватывающий разнообразные сферы жизни и сопровождающийся ростом ее внутреннего потенциала.

Карьерный рост может быть трёх видов2:

  1. классический, вертикальный рост – лояльный и эффективный сотрудник переходит на более высокие должности, долго работает на одном месте, продвигается за счёт внутренних связей, амбиций и опыта;

  2. горизонтальный рост – заключается либо в росте заработной платы, либо в передвижении в смежные отделы или схожие компании с увеличением заработной платы;

  3. диагональный рост (или спиральный) – небольшой рост в ходе перехода из компании в компанию.

В общем виде, карьера предполагает три основных критерия3:

1. Развитие профессиональных навыков: постоянный рост компетенций, наращивание опыта, работа со знаниями, обмен информацией и т. д.


2. Развитие коммуникативных навыков: навыки общения, переговоров и самопрезентации, софт скилы, способность выстраивать диалог с самым сложным оппонентом, умение формулировать и транслировать свои мысли.

3. Наличие иерархии компании и потенциал передвижения по ней. Есть совершенно неиерархические компании а-ля команда-семья, где руководить –первый среди равных. В такой компании ориентация идёт на достижения, материальные блага и нематериальную мотивацию. В таких компаниях понятие карьеры как таковой размыто, сотрудник растёт скорее как профессионал и коммуникатор. Если же компания иерархична, карьера будет напрямую коррелировать с умением и желанием пробираться по этой иерархии вбок или вверх. Увы, нередко внешние условия и связи с коллегами делают такое передвижение чем-то вне норм морали, но в здоровых коллективах всё выглядит довольно справедливо и органично.

В современном мире, к сожалению существует такая тенденция, что довольно часто люди очень размыто видят себя на той или иной должности в текущий период, а тем более через 3-4 года. Не слишком четкое представление о собственных карьерных целях и возможностях рынка труда часто приводит к трудно исправимым ошибкам. Такой человек осуществляет переход с одной работы на другую, зарабатывая репутацию «летуна», а с такой репутацией сложно строить эффективную карьеру. Более того, в сложившейся ситуации кризисных явлений в стране, многие просто желают найти любую работу за которую платят, причем такая работа не всегда высокооплачиваемая. Основной мотив таких людей – главное трудоустроится, а потом уже заниматься планированием карьерой4. Можно, конечно, частично согласиться с такой логикой мыслей, так как сложно сейчас с работой на рынке, но тогда весьма сложно понять, как построить реально хорошую карьеру, отвечающую основных ценностям человека. Кроме того, как правило, такой человек ищет работу не от дальновидных целей, а от краткосрочных показателей, таких как заработная плата, социальные условия, место расположения и т.д. Поменялись основные условия трудозанятости и уже работа не устраивает, продолжается поиск новой, более подходящей, где будет лучше. В результате, в качестве главного мотива поиска новой работы оказывается необходимость расстаться со старым местом работы. Но данный фактор не позволяет строить высокоэффективную карьеру, направленную на достижения финансовой стабильности и реализации всех поставленных перед собой финансовых целей.



Помощью в решении выявленной проблемы может выступать концепция самоменеджмента.

Концепция самоменеджмента появилась еще в 1911 году. Ее создателем считается американский инженер Фредерик Маслоу, опубликовавший в том же году свою монографию под названием «Принципы научного менеджмента»5.

Понятие самоменеджмента включает в себя множество различных методов. Этот термин используется не только в сфере бизнеса, но и в ряде других наук. Например, в психологии самоменеджмент – это набор навыков, которые помогают выполнять свои задачи так, чтобы достичь всех целей6.

Система самоменджента как эффективного фактора построения карьеры, можно проиллюстрировать схемой на рисунке 2.



Рисунок 2 – Система эффективного самомеджмента как основного фактора построения карьеры

В общем виде, концепция самоменеджмента включает в себя следующие элементы7:

– постановка целей;

– принятие важных решений;

– планирование своей деятельности;

– самообразование и самоорганизация;

– развитие ответственности за свою работу.

В конечном счете, используя эту методику, человек учится, как правильно распределять свое время таким образом, чтобы добиться наилучших результатов в своей трудовой деятельности через реализацию принципов построения карьеры и достижения финансовой стабильности.

Вся сущность понимания самоменджмента как важнейщей составляющей эффективной карьеры проявляется в тех функциях и целях, которые перед собой ставит человек в сфере своего профессионального развития (таблица 1).

Таблица 1 – Функции и цели самоменеджмента

Функции самоменеджмента

Цели самоменеджмента

Методы для достижения целей

Постановка целей

Быть мотивированным, находить и использовать свои сильные стороны и преимущества, сконцентрироваться на так называемых «узких местах», устранять недостатки, быть последовательным в своих действиях

  1. Ситуационный анализ

 

Планирование

Поиск и изучение источников для подготовки к достижению целей, распределение времени и его оптимальное использование

  1. Составление планов на короткие промежутки времени

  2. Дневник времени

  3. Метод ALPEN

Принятие решений

Организация деятельности таким образом, чтобы достичь наилучшего результата; решение самых серьезных проблем в первую очередь, распределение проблем по степени их важности

  1. Выявление приоритетов по принципу Парето (или Правило «80 на 20»)

  2. ABC-анализ

  3. Принцип Эйзенхауэра

  4. Распределение полномочий между сотрудниками

Организация работы

Использование принципов самоменеджмента на практике, акцент на выполнении важных задач, учет колебаний работоспособности

  1. Формирование распорядка дня

  2. Создание кривой нагрузки

  3. Учет биоритмов

  4. Составление планов на день



Самоменеджмент предполагает, что у человека есть определенные качества, которые помогут ему в процессе работы8:

– умение контролировать себя: свою энергию, способности, время;

– самостоятельная борьба со стрессом;

– наличие разумных и адекватных взглядов на жизнь;

– желание постоянно расти, ставить достижимые цели и приходить к ним (как в работе, так и в личной жизни);

– способность принимать решения и брать на себя ответственность;

– креативность, творческий подход к решению сложных задач.

Использование этой концепции на практике в рамках построения карьеры и достижения финансовой независимости происходит в пять основных этапов. Они совпадают с главными функциями самоменеджмента. В числу таких этапов относят следующие9:

  1. постановка целей;

  2. планирование;

  3. принятие решений;

  4. реализация и организация;

  5. контроль.

Процесс постановки целей – временный. Связано это с тем, что за все время работы организации ее цели могут меняться в зависимости от внешних и внутренних факторов. Чтобы определиться с целью, необходимо понять: в какой точке вы находитесь, куда хотите прийти и куда вам попадать не нужно.

Важно ставить краткосрочные цели, которые будут соответствовать долгосрочным. Цели должны быть четкими. Если цель поставлена правильно, то она позволяет представить, каким должен быть результат. Не стоит забывать,  что их можно и нужно корректировать. Решающий фактор здесь – это изменения, происходящие за пределами компании.

Один из популярных методов для постановки целей – этот метод постановке целей по SMART (Specific, Measurable, Achievable, Relevant, Time bound), т. е. цели по SMART: должны быть конкретные, измеримые, достижимые, соответствующие деятельности и согласованные во времени.

Этап планирования необходим для рационального использования времени. В данном случае это самый важный и ценный ресурс. От того, насколько грамотно распланировано время, зависит качественное выполнение задач и достижение целей. По сути планирование – это подготовка к действиям. Речь идет как о ежедневном распределении времени, так и о среднесрочных или долгосрочных задачах.

Специалисты в сфере менеджмента утверждают, что тщательное планирование помогает сэкономить время, решить задачи и прийти к наилучшему результату как можно быстрее. Планирование является полезным не только для компаний, но и для каждого человека.


Правильно распределить время помогает соотношение 60:40. Такая концепция означает, что план необходимо составить только на часть времени, а именно на 60%. Оставшиеся 40% являются запасным резервом для устранения непредвиденных обстоятельств. Также необходимо придерживаться принципа: регулярность – системность – последовательность. Эта идея подразумевает, что планировать время нужно регулярно, системно и последовательно, чтобы вовремя заканчивать всю работу

На этапе принятия решений нужно понять, какие задачи важно решать в первую очередь, а какие могут быть оставлены на потом. Таким образом, устанавливается их приоритетность. Распространенная проблема многих – это их стремление решить все сразу.

Существует несколько популярных методов, которые помогут правильно принимать решения:

– принцип Парето, или соотношение 80:20 – это правило гласит, что всего лишь 20% времени помогут решить до 80% задач. Поэтому нужно ставить на первые места только те проблемы, которые являются наиболее серьезными;

– анализ АБВ – в основе такого метода лежит идея о том, что в сумме процентное соотношение между важными и менее важными задачами остаются неизменными. Буквенные обозначения «А», «Б» и «В» составляют три группы задач: важнейшие, важные и менее важные. Категория «А» предназначена для выполнения самим руководителем. Категория «Б» делегируется, а категория «В» подлежит перепоручению;

–анализ по принципу Дуайта Эйзенхауэра. Дополнительный метод для определения приоритетности задач, все они распределяются на четыре группы: 1) срочные: выполняет руководитель; 2) менее важные – делегируются; 3) несрочные – необходимо выполнить руководителю, но можно отложить; 4) менее важные задачи – выполняются по желанию.

На этапе реализации и организации составляется расписание для того, чтобы организовать свою деятельность в течение всего дня. Рабочее время распределяется на три части: начало дня, его основная часть и конец.

В рамках контроля в процессе самоменеджмента необходимо осуществить три задачи:

1) оценить свое физическое состояние;

2) сравнить положения составленного плана с реальными результатами;

3) скорректировать все отклонения от плана.

Контролировать свою работу необходимо на протяжении всего дня. Желательно делать это в одинаковые временные промежутки. Чтобы избавиться от негативных факторов, их следует фиксировать для анализа.