Файл: Конспект урока для школьников с дизорфографией. Список используемой литературы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 33

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

дизорфография младших школьников с ОНР

Содержание.

  1. Теоретическая часть. Определение дизорфографии, ее причины. Основные принципы разграничения дисграфии и дизорфографии.

  2. Практическая часть. Составьте конспект урока для школьников с дизорфографией.

  3. Список используемой литературы



  1. Теоретическая часть. Определение дизорфографии, ее причины. Ос-новные принципы разграничения дисграфии и дизорфографии.

Значимость успешного овладения правописанием детьми очевидна. Однако в настоящее время, как показывают исследования, дети с дизорфографией составляют значительную часть неуспевающих учащихся по циклу предметов родного языка в общеобразовательных школах и специальных коррекционных учреждениях. Елецкая О.В. в своих исследованиях указывает на то, что неуспеваемость по русскому языку отрицательно влияет на формирование личности ребенка по трем уровням: эмоциональному, когнитивному, поведенческому. Все это ведет к школьной, а, в дальнейшем, и социальной дезадаптации

Вопросы диагностики и коррекции дизорфографии тесно связаны с комплексным подходом изучения причин и механизмов возникновения данного речевого нарушения.

Под дизорфографией подразумевают психофизиологическое состояние, при котором человек не способен освоить орфографические знания. При этом, такое состояние представляет собой стойкое и специфическое явление, при котором несформированность механизмов усвоения орфографических знаний сопровождается комплексом нарушений неречевых и речевых психических функций. Данная проблематика в большинстве литературных источников рассматривается с позиций психолингвистического подхода, при котором в психических процессах у ребенка происходит ряд качественных изменений. Следствием этих изменений является неспособность освоить орфографию. При этом неграмотное письмо и большое количество ошибок является не педагогической, а скорее, психологической или медицинской проблемой.

В первую очередь, процессы дизорфографии ассоциированы с нарушением процессов восприятия. В результате у ребенка формируется недостаточное понимание речи, нарушается процесс порождения речи и речевого высказывания. Нарушения устной речи неизбежно влекут за собой нарушений письменной речи. Невозможность правильно написать то или иное слово или предложение у детей с дизорфографией сопровождается и нарушением процесса формулировки правил написания. Дети не способны к агрументации собственного ответа, не способны пояснить, почему они написали так, а не иначе. Кроме того, как правило, дети не замечают допущенных ошибок, и не способны их самостоятельно исправить.


Ряд источников по психологии показывает, что нарушение графических навыков сопровождается нарушением мыслительных процессов, начиная с процесса восприятия, и заканчивая механизмами формирования алгоритма по написанию словоформы. Как правило, у детей страдают аналитические процессы, в том числе, способность к обобщению, систематизации и классификации, умение составлять алгоритмы написания в соответствии с выстроенными правилами и закономерностями.

Наиболее обоснованные модели порождения речи описаны в трудах А.А.Леонтьева, А.Р.Лурия, Е.Ф.Соботович. Как правило, существует несколько уровней проявления дизорфографии. Наиболее значимыми являются нарушения на языковом и мотивационном уровнях, поскольку они являются первичными звеньями речевого процесса (по Р.И.Лалаевой).

Дизорфография может быть самостоятельной патологией, а может быть одним из симптомов комплексного нарушения. Если речь идет о комплексных нарушениях, то чаще всего дизорфография говорит о наличии у ребенка общего недоразвития речи (ОНР). Дизорфография редко проявляется сама по себе, зачастую она проявляется в комплексе с такими заболеваниями, как дислексия, дисграфия, или фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

При этом существует тесные взаимосвязи между указанными заболеваниями, степенью их выраженности. К примеру, на фоне нарушения способности к языковому анализу часто формируется такое явление, как аграмматизм, оптическая дисграфия. Эти же явления более устойчивого характера и затяжного течения, могут указывать на развитие у ребенка дизорфографии. Часто дизорфография проявляется в комплексе со смешанной дисграфией. При этом в словах обнаруживается большое количество ошибок и аграмматизмов. Подобные нарушения чаще всего проявляются при применении морфологического и традиционного принципов письма.

Анализ ошибок, которые допускают дети с дизорфографией на письме позволяет выделить основные группы таких ошибок. Больше всего ошибок дети допускают при написании слов, в которых в корне нет возможности подобрать проверочное слово. На втором месте находятся ошибки в написании гласных в корне слова. На третьем месте находятся ошибки по употреблению правил переноса. На четвертом месте по частоте встречаемости находится написание непроверяемых согласных в корне слова.



Кроме того, учащиеся с дизорфографией, так же, как и учащиеся со смешанной формой дисграфии, не способны к правильному написанию буквосочетаний ЧН, ЧК, СТН и другие сочетания. Довольно трудно им дается написание слов с непроизносимым ударением, а также правописание ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ и других орфограмм.

При анализе современных литературных данных по логопедии и дефектологии, можно отметить, что под дизорфографией понимается не просто состояние несформированности орфографических навыков, но и состояние, при которых человек в силу психофизиологических особенностей не способен усвоить эти навыки. В основе механизма дизорфографии лежит недоразвитие основных речевых и неречевых компонентов психики.

Дизорфографию можно охарактеризовать как особую категорию стойких специфических нарушений письма. Основным проявлением дизорфографии следует считать неспособность освоить орфографические навыки, а также невозможность использовать морфологический и традиционный принципы орфографии.

Как утверждает Р.И. Лалаева, дети с дизорфографией испытывают ряд проблем на письме. Основной проблемой можно назвать трудности в обнаружении орфограмм, а также трудности, возникающие при решении орфографических задач. Умение решать орфографические задачи, в свою очередь, является ванным условием овладения морфологическим анализом слова. Без сформированного умения решать орфографические задачи невозможно сформировать у ребенка достаточный лексический запас, а также невозможно выбрать необходимые проверочные слова, для того чтобы избежать ошибок на письме. От неумения решать орфографические задачи в значительной степени страдает и умение корректно применять грамматические правила.

В соответствии с определением А.Н. Корнеева, под дизорфографией следует подразумевать специфическую категорию стойких нарушений письма. Эти нарушения характеризуются неспособностью овладеть офрографическими навыками, даже в том случае, если человек знает все правила правописания. Человек может полностью освоить теорию, но он не обладает способностью применить данную теорию на практике.

Л.Г. Парамонова также определяет дизорфографию, как неспособность учащихся к освоению орфографических правил. Она исследовала письмо различных категорий детей: с нормальными способностями к освоению орфографических навыков, с дизорфографией, с общим недоразвитием речи. Как показывают ее наблюдения, у всех детей с нарушениями письменной речи, проявляются сходные проблемы. в первую очередь, дети не способны в полной мере усвоить морфологические принципы письма. Как правило, в таком случае целесообразно говорить о грамматических нарушениях. Детальный анализ причин подобных нарушений указывает на широкий спектр нарушений. Количество допускаемых ошибок также может варьировать в широких пределах. Она же установила в своих исследованиях, что дизорфография может поддаваться коррекции. По мере того, как дети осваивают грамматические правила, количество допускаемых ошибок у них существенно снижается.


Как показывают исследования, есть различные степени тяжести патологии. Так, одни дети с легкостью поддаются коррекции. Они могут освоить навыки орфографии при усиленных занятиях, многократных повторениях, требуют дифференцированного подхода и повышенного внимания со стороны учителя. Тем не менее, при помощи стандартных методов обучению письму в начальных классах, все же можно достичь определенных положительных результатов.

Есть и другая категория лиц: дети, которые не способны к освоению орфографических правил при помощи стандартных школьных методов. Они нуждаются в специальной коррекционной работе. И наконец, третья категория лиц, представлена детьми, которые имеют специфические нарушения письменной речи, не поддающиеся коррекции никакими средствами. У таких детей отсутствуют психологические и физиологические предпосылки, которые позволяют освоить орфографические навыки. Как правило, у таких детей, коррекционная или иная дополнительная работа, направленная на развитие орфографических навыков, сопровождается лишь ухудшением состояния. Как правило, по мере накопления учебного материала и усложнения программного материала, ситуации только усугубляется. Это связано, в первую очередь, с усложнением самого материала, а также с увеличением объема текстов.

При анализе исследований, проведенных Л.Г. Парамоновой, можно отметить, что для того, чтобы успешно овладеть орфографическими навыками, детям с дизорфографией необходимо пользоваться морфологическим принципом письма. Этот принцип включает три основных правила, которых необходимо придерживаться для успешного развития навыков.

1. В первую очередь, необходимо, чтобы учащийся освоил грамматические правила. Основными правилами является написание морфем, из которых состоит слово. Сначала учащийся должен овладеть навыком морфологического анализа слова, то есть, он должен научиться быстро и безошибочно находить в каждом слове отдельные морфологические части, входящие в его состав. Следует четко различать приставку, корень, суффикс, окончание, основу и понимать значение этих морфологических элементов. Как показывает практика, если учащийся не освоил морфологический состав слова, он не сможет выделять составляющие слова, а также будет испытывать трудности при написании предлогов и местоимений в связи с тем, что не сможет дифференцировать его из общего потока слов. Морфологический анализ слова является предметом изучения уже в начальных классах.


2. Второе правило состоит в том, что прежде, чем начать применять выученные в теории правила на практике, учащиеся должны получить достаточный словарный запас. Более того, их словарный запас должен быт активным. Дети должны уметь оперировать однокоренными словами, должны с легкостью уметь отделять корень от других частей речи. Словарь должен определенным образом систематизироваться. Он должен в полной мере осмысливаться ребенком. Также ребенок должен уметь подбирать проверочные слова к ряду однокоренных слов.

3. Третье правило гласит, что прежде чем начать осваивать орфографические правила, ребенок должен в полной мере овладеть грамматическим категориями речи, должен знать грамматические нормы.

Важное значение имеет наличие у ребенка языкового чутья, которое необходимо развивать. Именно оно помогает ребенку быстро осваивать грамматические и речевые правила, а также позволяет практически интуитивно подбирать необходимые словоформы, отличать правильные словоформы от неправильных.

Если у ребенка не сформированы данные предпосылки, то освоить орфографические навыки он не сможет не потому, что не знает правил, а потому что он не способен их усвоить без специально организованной коррекционной работы.

Исследования дизорфографии ведутся давно, тем не менее, среди исследователей до сих пор нет единого мнения относительно того, что же является основным этиологических фактором, и какие механизмы лежат в основе патогенеза дизорфографии. Причины, которые могут привести к формированию данного состояния, многочисленны и разнообразны. Также усложняется проблема и тем, что группа детей с данной патологией весьма многообразна и неоднородна.

Определенный интерес представляют исследования Р.И. Лалаевой и И.В. Прищеповой, которые установили, что у всех детей с дизорфографией недостаточно развиты основные речевые функции. В первую очередь, обращает на себя внимание ограниченность словарного запаса, недостаточный уровень его актуализации, преобладание пассивного словаря над активным. У детей с дизорфографией, как правило, низкий уровень познавательной активности, недостаточная потребность в коммуникации. Также дети не могут полноценно оформить языковые средства, не умеют сравнивать и дифференцировать речевые компоненты и звуковые единицы, часто путают лексические и грамматические категории, не усваивают грамматические правила. Резко нарушены процессы обобщения, систематизации. Дети не могут оперировать такие категориями, как род, склонение, спряжение, падеж. Языковый анализ и синтез существенным образом нарушается. В первую очередь страдает фонематический и морфологический уровень. Определение ударного слога и ударного гласного вызывает у детей ряд трудностей.