Файл: Курсовая работа по учебному курсу Возрастная психология 2.docx
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 161
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования проблемы одиночества
Проявления одиночества в юношеском возрасте
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей переживания одиночества в юношеском возрасте
2.1 Организация эмпирического исследования и его результаты
2.2. Рекомендации, направленные на преодоления одиночества в юношеском возрасте
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Гуманитарно-педагогический институт ____________________________________________________________
(институт)
_Дошкольная педагогика и прикладная психология
(кафедра)
КУРСОВАЯ РАБОТА
по учебному курсу «Возрастная психология 2»
Тема «Представления об одиночестве в юношеском возрасте»
Вариант ____ (при наличии)
Студент | С. А. Федорова | |
| (И.О. Фамилия) | |
Группа | ПСХбп-1901в | |
| | |
Преподаватель | Л. Ф. Чекина | |
| (И.О. Фамилия) | |
Тольятти 2022
Содержание
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1
КУРСОВАЯ РАБОТА 1
Тема «Представления об одиночестве в юношеском возрасте» 1
Вариант ____ (при наличии) 1
Тольятти 2022 1
Введение 4
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования проблемы одиночества 6
1.1Представление об одиночестве в психологической науке 6
1.2Проявления одиночества в юношеском возрасте 10
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей переживания одиночества в юношеском возрасте 16
2.1 Организация эмпирического исследования и его результаты 16
2.2. Рекомендации, направленные на преодоления одиночества в юношеском возрасте 24
Заключение 27
Список использованной литературы 29
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования проблемы одиночества 5
1.1 Представление об одиночестве в психологической науке 5
1.2 Проявления одиночества в юношеском возрасте 10
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей переживания одиночества в юношеском возрасте 16
2.1 Организация эмпирического исследования и его результаты 16
2.2. Рекомендации направленные на преодоления одиночества в юношеском возрасте 24
Заключение 27
Список использованной литературы 29
Приложение 1.……………………………………………………………………33
Приложение 2….....................................................................................................35
Введение
Проблема одиночества является одной из серьезнейших проблем человечества. Человек становится одиноким тогда, когда осознает неполноценность своих отношений с людьми, лично значимыми для него, когда он испытывает острый дефицит в общении.
В виду возрастных особенностей, к переживанию одиночества наиболее склонны юноши. Обусловлено это: становлением устойчивого самосознания; осознанием собственной индивидуальности и неповторимости; рефлексией и самоанализом; ростом потребности в духовной близости с другим человеком; повышенной эмоциональной возбудимостью; формированием идентичности; эмансипацией от взрослых. Все эти возрастные особенности, по мнению психологов, являются предпосылками для формирования одиночества в юношеском возрасте.
В свою очередь, переживание одиночества, затрудняет вхождение юноши в широкий контекст социальных отношений. Молодые люди пытаются избавиться от чувства одиночества различными способами. Более самостоятельные погружаются в дела, менее самостоятельные пытаются расширить свои контакты в обществе, стремятся чаще бывать в окружении сверстников. Все юноши полагаются на внешнюю опору и поддержку.
Актуальность исследования заключается в том, что возросшим в последние десятилетия количеством одиноких юношей и девушек. С одной стороны существует необходимость снижения уровня одиночества в юношеском возрасте с целью повышения адаптации молодых людей в обществе
, повышения эффективности деятельности человека. С другой стороны, в современной науке отмечается дефицит обоснованных средств преодоления одиночества в юношеском возрасте.
Цель исследования – изучить представления об одиночестве в юношеском возрасте.
Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть представление об одиночестве в психологической науке;
- изучить проявления одиночества в юношеском возрасте;
- организовать эмпирическое исследование и сделать выводы о его результатах;
- разработать рекомендации направленные на преодоления одиночества в юношеском возрасте.
Объект исследования: одиночество в юношеском возрасте.
Предмет исследования: переживание одиночества в юношеском возрасте.
Теоретическая база исследования. В психологии феномен одиночества стал предметом внимания ученых сравнительно недавно. Большинство теоретических подходов принадлежат зарубежным авторам. Такие как: психодинамический (3. Фрейд, X. Салливан, Э. Фромм); интеракционистекий (Р. Вейс); «интимный» (В.Дж. Дерлега, С.Т. Маргулис); когнитивный (Л.Э. Пепло, Д. Перлман); феноменологический (К. Роджерс); экзистенциальный (А. Камю, В. Франкл, И. Ялом). Теме одиночества уделяли внимание и современные авторы (А.И. Обидин, Н. Б. Бячкова, H. Н. Буянов, JI. А. Колесникова и др.).
Методы исследования. Для реализации поставленных задач и проверки исходных предположений использовался комплекс методов исследования: методы теоретического уровня (анализ литературы по проблеме исследования, разработка типологии, теоретическое моделирование); методы эмпирического уровня (подбор диагностического инструментария, психологическая диагностика, опрос, наблюдение, опытно-экспериментальная работа).
Структура работы: работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования проблемы одиночества
-
Представление об одиночестве в психологической науке
Проблема одиночества представляет собой одну из наиболее сложных фундаментальных проблем человеческого существования. Одиночество можно назвать одним из наиболее распространенных явлений в современном обществе, характерным для всех возрастных групп.
Одиночество рассматривалось разными исследователями: как специфическое психоэмоциональное состояние личности, вызванное отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми и/или страхом их потери (И. Ялом, К. Мустакас); как результат объективной социальной ситуации (Вейс); как способ личности внешне адаптироваться к социальной ситуации при помощи регуляции своего поведения (Вейса, Мустакас, Н.Е. Покровский и Г.В. Иванченко); как качество состояния сознания личности (Садлер, Ж.В. Пузанова, М.А. Юрченко, Н.С. Поздеева).
В рамках психологии исследованием проблемы одиночества занимались как зарубежные, так и отечественные ученые (А.Р. Кирпиков, И.С. Кон, С.В. Кривцов, Н.Е. Покровский, Е.Е. Рогова, Э. Фромм, Х. Салливан, Э. Пепло, Дж. Янг, И. Ялом и др.). В психологии одиночество зачастую рассматривается в контексте взаимосвязи между негативным эмоциональным состоянием и его предполагаемой причиной, одиночество рассматривается как признак дезадаптации, решением проблемы является коррекция через влияние на ситуацию или на эмоциональное состояние человека.
Е.В. Неумова рассматривает одиночество как периодически возникающее чувство тревоги и дискомфорта, которые возникают в результате неудовлетворения потребности в межличностных отношениях [5 с. 16].
По мнению И.М. Покровского, одиночество — это сложное понятие, для которого характерно сочетание разнообразных чувств и эмоций. В своей работе он отмечает: «Одиночество является неким психологическим мотивом, интернальность и имманентность которого независимы от конкретных физиологических и средовых факторов» [8 с. 152].
Г. Зилбург в своих исследованиях различал одиночество и уединенность. Уединенность – «нормальное» и «преходящее умонастроение», возникающее в результате отсутствия конкретного «кого-то». Одиночество – это постоянно присутствующее ощущение. По его мнению, одиночество становится отражением характерных черт личности: нарциссизма, мании величия и враждебности, направленную на себя или же на окружение.
Согласно К. Роджерсу, отвергнутость индивида другими «держит людей замкнутыми в своем одиночестве». Страх быть не принятым приводит к тому, что человек придерживается своих социальных «фасадов» (ролей) и поэтому продолжает испытывать опустошенность.
С другой стороны, Р. Вейс подчеркивает, что одиночество – продукт суммарного влияния фактора личности и фактора ситуации. С точки зрения социальных отношений одиночество возникает в результате слабого социального взаимодействия, которое удовлетворяет основные социальные запросы личности [11, c. 80].
По результатам исследований выявлены два типа одиночества.
Во-первых, эмоциональное одиночество, возникающее в результате отсутствия тесной интимной привязанности (любовь, брак и т.д.).
Во-вторых, социальное одиночество – отсутствие дружеских связей. Социально одинокий человек склонен к тоске и чувству социальной маргинальности. Похожую точку зрения выдвинул У.Садлер. По его мнению, утрата социальных связей, наиболее значимых для индивида, ведёт к переживанию чувства одиночества.
Понимание одиночества как состояния предлагает Р.С. Немов, который пишет: «Одиночество – тяжёлое психическое состояние, обычно сопровождающееся плохим настроением и тягостными эмоциональными переживаниями». В этом понятии одиночество оказывается одним из многих психических факторов, возникающих и развивающихся в эмоциональной сфере индивида и может вызывать разные психические состояния и переживаться по-разному.
В отечественной психологии (К.А. Абульханова-Славская, И.С. Кон и другие) одиночество подразумевается, как один факторов проблемы общения, сущность которого сводиться к следующему: человек не может найти эмоциональный отклик от собеседника в процессе общения и, как следствие, испытывает одиночество. Наиболее ярким примером является вынужденное общение.
Тему общения также затрагивает А.У. Хараш, у которого одиночество – естественное состояние человека, которое дает ему возможность познать себя. В своих исследованиях он приходит к выводу о том, что “одиночество – это индивидуальное явление, не особенность индивидуальной биографии, а объективный всеобщий факт бытия независимо от того, сознается он индивидом или нет».
В работах С.Г. Корчагиной проблема одиночества разносторонний психический феномен. В понятие одиночества, по его мнению, входят множество явлений такие, как чувство, процесс, отношение, потребность». Тогда одиночество как чувство обусловливается переживанием человека своей непохожести на других, «одинаковости», вследствие чего возникают сложности в общении, ощущение непонимания и неприятия со стороны других людей [2, c. 111].