Файл: Конспект урока для школьников с дизорфографией. Список используемой литературы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В исследованиях И.В. Прищеповой также показано, что при анализе анамнеза развития речи детей, практически у всех детей с дизорфографией отмечается наличие в дошкольном периоде таких патологий, как дисграфия, дислалия, или стертая дизартрия. Таким образом, у многих детей неспособность освоить письменную речь является следствием нарушения речевого развития. В качестве сопутствующей патологии у многих детей отмечается общее недоразвитие речи, которое было диагностировано на момент поступления ребенка в школ. При анализе неречевых психических функций также отмечается их резкое недоразвитие.

Как показывают исследования А.Н. Корнева, у детей с дизорфографией часто нарушена концентрация внимания. Многие из них не способны писать грамотно в силу того, что механизмы произвольного удержания внимания у них не развиты в полной мере, тогда как непроизвольное внимание не способно обеспечить необходимый уровень развития орфографических навыков. Также он указывает на неспособность переключать внимание, распределять его. Все это зачастую приводит к нарушениям сукцессивных процессов и слухоречевой памяти.

Кроме того, нарушение орфографических навыков и неспособность их освоить может быть связана с тем, что у ребенка не сформированы те механизмы, которые отвечают за грамотность. Например, у них не развита речь, не в полной мере развито чувство языка, ребенок не может оперировать с языковыми единицами.

Результаты нейропсихологического исследования, проведенные Т.Г. Визель и Е.Д. Дмитровой, показывают, что у большинства детей с дизорфографией неблагополучный анамнез. Многие из них перенесли черепно-мозговую или родовую травму, у многих в анамнезе отмечается гипоксия при родах, различные внутриутробные поражения. Чаще всего именно эти факторы являются основными факторами риска, которые способствуют недоразвитию психических процессов, и приводят к неспособностью овладеть орфографическими навыками.

Также в нейропсихологических исследованиях показано, что причиной может стать и незавершенная латерализация речевых процессов, которые необходимы для нормального обучения устной и письменной речи. В большинстве случаев письменная речь страдает именно в том случае, если у ребенка поражено левое полушарие головного мозга. Кроме неумения грамотно писать, у таких детей отмечается и нарушение пространственной ориентации, они не всегда различают геометрические фигуры. У многих из них нарушено зрительное восприятие, либо же отмечаются затруднения в понимании слов, их значений. Переносное значение такие дети зачастую не понимают.


В своих исследованиях Т.Г. Визель и Е.Д. Дмитрова отмечают, что, несмотря на то, что у детей с дизорфографией, в большинстве случаев, сохраняются невербальные компоненты высшей нервной деятельности, они все же грубо нарушены. Также отмечается нарушение основных процессов и предпосылок, способствующих овладению морфологическими формами письма, орфографическими навыками.

Р.И. Лалаева, И.В. Прищепова предприняли попытки объяснить механизм развития дизорфографии. В первую очередь, они объясняют возникающие нарушения трудностями усвоения ведущих принципов русского языка. Особенно трудно детям дается освоение письма при помощи морфологического принципа, поскольку он подразумевает необходимость дифференцировать слово на отдельные морфемы, что в свою очередь, подразумевает необходимость проведения анализа слова. При этом у детей существенно страдает как лексический, так и грамматический строй языка.

Также механизм развития дизорфографии рассматривала О.В. Елецкая, которая отмечает, что у школьников недостаточно сформированы компоненты речевой функциональной системы. Также практически у всех детей отмечается устойчивое нарушение регуляторных компонентов учебной деятельности и когнитивных процессов. О.В. Елецкая в своих трудах говорит о том, что у многих детей с дизорфографией нарушены лингвистические способности, которые и лежат в основе умения выстраивать грамматически правильную речь. Она подчеркивает, что в первую очередь, нарушаются такие механизмы, как чувство языка, мыслительные процессы, в результате нарушаются речевые навыки, и как следствие - навыки письма.

Аналогичные нарушения выявила и И.В. Прищепова. Так, она указывает, что у детей, страдающих дизорфографией, нарушается мыслительная деятельность, а также способность к анализу своих действий (самоанализу). Соответственно, у данной категории детей не сформированы навыки текущего и предварительного контроля, которые обеспечивают грамотное письмо. Орфографическое чутье у даннойкатегории лиц также отсутсвует.

О.И. Азова подчеркивает, что дизорфография сопровождается нарушением речи и мыслительных процессов на метаязыковом уровне. В первую очередь, автор указывает на нарушение языковых операций, которые обеспечивают орфографическую грамотность. Это, прежде всего, такие операции, как выбор языковых операций и необходимых языковых единиц, операция по определению значения слова, его оттенков, связи с контекстом. Трудности представляет выбор основного значения слова, поскольку при этом задействуются одновременно его лексические, грамматические и деривационные значения.



Как показывает в проведенных исследованиях Л.Г. Парамонова, у большинства детей трудности усвоения орфографии сопряжены еще и с тем, что у них отмечаются нарушения в устной речи. Например, у многих детей, поступающих в общеобразовательные школы, отмечается недоразвитие речи. Это приводит к тому, что дети испытывают трудности при освоении учебных программ, в особенности при изучении русского языка. Это влечет за собой недоразвитие аналитических процессов.

По данным И.В. Прищеповой, дизорфография у многих детей сопровождается не только нарушениями мыслительных процессов, но и нарушениями речи. В первую очередь, нарушается произносительная сторона речи. У детей недостаточно развит словарный запас, лексическая и грамматическая сторона речи. При изменении или образовании слов дети также испытывают существенные трудности. Нарушения устной речи влекут за собой нарушения устной речи. Дети не могут усвоить правила правописания. С каждым годом, в связи с усложнением учебного материала, возрастает и количество ошибок у детей. Так, в третьем-четвертом классе количество ошибок у младших школьников намного выше, чем у первоклассников. Поэтому необходимо своевременно выявить патологию и начать проводить с детьми коррекционную работу.

2. Практическая часть. Составьте конспект урока для школьников с дизорфографией.

Тема: Непроизносимые согласные в корне слова..

Цель: развитие умения подбирать проверочные слова для проверки непроизносимых согласных в корне слова; знать алгоритм проверки и уметь его применять.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь подбирать проверочные слова; знать состав слова.

Метапредметные: целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решать познавательную задачу; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; развивать монологическую речь, слуховое внимание; уметь выполнять инструкцию учителя.

Личностные: понимать, что правильная устная и письменная речь является показателем культуры человека; проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Оборудование: раздаточный материал; тетради; ручки; тренажеры.

Ход занятия:

1) Организационный момент.

2) Тренажер «Прочти слова»

3) Повторение.

Назовите лишнее слово в цепочке слов и аргументируйте свой выбор.

солнце тростник участник честный опасный


Ответы учащихся.

Формулировка темя занятия и запись ее на доске.

Подберите проверочные слова к данным словам и докажите, что в корне присутствует непроизносимый согласный:

Известный (весточка, вести, известие, весть);

грустный (грусть, грустить);

здравствуй (здравие, здоровье, здоровый);

звёздный (звезда, звёздочка);

капустный (капуста);

местность (место, местечко);

ненастный (ненастье);

поздний (опоздать, опоздание);

радостный (радость);

4) Основная часть

-сТн-, -зДн-, -рДц-, -Лнц-, -Вств-

Поздний, звёздный и окрестный,

Здравствуй, областной и местный,

Сердце, солнце и участник,

Чувство, лестница и праздник,

Научись слова читать

И запомни, как писать.


О каком правиле напоминает нам это стихотворение?

Ответы учащихся.

Задание № 1 (работа у доски, запись в тетрадь)

Составь словосочетание по образцу.

(область) город – областной город

(счастье) встреча – _________________________________________

(честь) поступок – __________________________________________

(ненастье) погода – __________________________________________

(несчастье) случай – _________________________________________

(ярость) ветер – ____________________________________________

Задание № 2 (работа с раздаточным материалом)

Вставь пропущенные буквы. Разбей слова на три группы и запиши в таблицу.

Гиган_ский, сей_, чу_ство, м_тла, сер_це, покр_снеть, з_ма,

здра_ствуй, шля_ка, вес_ник, гвоз_ь, теле_ка, свис_нуть, гр_знуля,

св_рить, злос_ный, хру_кий, р_чной, х_лодный.

Слова с непроизносимыми согласными в корне

Слова с парными согласными в корне

Слова с безударными гласными в корне

5) Физминутка

Задание № 3 (самостоятельная работа)

От данных имён существительных образуй однокоренные имена прилагательные с непроизносимыми согласными в корне. Запиши их. Подчеркни эти согласные. Выдели корень.

капуста – _____________________ скорость – __________________________

звезда – ______________________ радость – __________________________

лесть – ______________________ место – ____________________________

6) Подведение итогов. Рефлексия.


Логопед. Назовите тему занятия?


Как проверить непроизносимые согласные в корне?

Придумайте со словами с непроизносимыми согласными предложение.


Какое задание было выполнить легче всего?



Какое задание было тяжелым для вас?

Список используемой литературы

1. Азова О.И. Обследование младших школьников с дизорфографией / под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: РУДН, 2007. – 51 с.

2. Визель Т.Г., Дмитрова Е.Д. Дизорфография у учащихся средней и старшей школы // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы: материалы I Междунар. конф. Российской ассоциации дислексии. – М. Изд-во МСГИ, 2004. – 296 с.

3. Елецкая О.В. Нарушение формирования навыка письма у учащихся средних и старших классов общеобразовательной школы // Логопед. – №3. – С. 18–27.

4. Комарова В.В., Милостивенко Л.Г., Сумченко Г.М. Соотношение дисграфических и дизорфографических ошибок у младших школьников с нарушениями речи // Патология речи. – СПб.: Образование, 1992. – С. 98–102.

5. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. – СПб.: ИД «МиМ», 1997. – 286 с.