ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.06.2021

Просмотров: 339

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Гольденвейзер Александр Борисович




Крупнейший педагог, талантливый исполнитель, композитор, музыкальный редактор, критик, литератор, общеятвенный деятель – во всех этих качествах на протяжении многих десятилетий с успехои выступал Гольденвейзер Александр Борисович. Ему всегда было свойственно неустанное чтремление к знанию. Это касается и самой музыки, в которой его эрюдиция не знала границ, это касается и других областей художественного творчества, это касается и самой жизни в разных проявлениях.

Будучи одним из основоположников советской школы пианизма, Гольденвейзер олицетворял собой плодотворную связь времен, передавая новым поколениям заветы своих современников и учителей.

Детство… «Свои первые музыкальные впечатления, - вспоминал Гольденвейзер, - я получил от матери. Мать моя обладала выдающимся музыкальным дарованием. В детстве она некоторе время брала в Москве уроки фортепианной игры у небезызвестного Гарраса. Она также много пела. У нее был отличный музыкальный вкус. Она играла Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шумана, Шрпена, Мендельсона. Отца по вечерам часто не бывало дома, и, оставаясь одна, мать целыми вечерами музицировала. Мы, дети, часто слушали ее , ложась спать, привыкли засыпать под звуки ее музыки».

А позднее – учеба в Московской консерватории, которую он окончил в 1895 году как пианист и в 1897 – как композитор. А.Зилоти и П.Пабст – его учителя по фортепианному классу. Еще в студенческую пору (1896) он дал свой первый сольный концерт в Москве. Композиторским мастерством молодой музыкант овладевал под руководством М.Ипполитова-Иванова, А.Аренского, С.Танеева. каждый из прославленных педагогов так или иначе обогатил художественное сознание Гольденвейзера, но занятия у Танеева и впоследствии близкое личное общение с ним оказали на молодого музыканта наибольшее влияние.

Еще одна знаминательная встреча: «В январе 1896 года счастливый случай ввел меня в дом Л.Н. Толстого. Постепенно я стал близким к нему человеком до самой его смерти. Влияние этой близости на всю жизнь было громадно. Как музыканту, Л.Н. впервые раскрыл мне великую задачу приближения музыкального искусства к широким массам народа». В своей практической деятельности концертанта Гольденвейзер еще в предреволюционный годы стремился быть музыкантом – просветителем, привекая к музыке демократические круги слушателей. Он устраивает концерты для рабочей аудитории, выступая в домах Российского общества трезвости, в Ясной Поляне проводит своеобразные концерты – беседы для крестьян, преподает в Московской народной консерватории.

Более полувека продолжалась его педагогическая деятельность пианиста. Еше в студенческие годы он начал преподавать в Московском сиротском институте, затем был профессором консерватории при Московском филармоническом обществе. Однако в 1906 году Гольденвейзер навсегда связал свою судьбу с Московской консерваторией. Здесь он воспитал более 20 музыкантов. Имена многих его учеников широко известны – С. Фейнберг, Г. Гинзбург, Л. Берман… Как писал Фейнберг, «Гольденвейзер сердечно и внимательно относился к своим ученикам. Он прозорливо провидел судьбу молодого, еще не окрепшего таланта. Сколько раз мы убеждались в его правоте, когда в юном, казалось бы, незаметном проявлении творческой инициативы он угадывал еще не раскрытое большое дарование». Характерно, что воспитанники проходили у Гольденвейзера весь путь профессиональной подготовки – от детских лет до аспирантуры. Так, в частности, сложилась судьба Г. Гинзбурга.


Меткость и лаконизм его замечаний объяснялись тем, что он умел обратить внимание учащихся на главный, решающий момент в работе и вместе с тем исключительно точно подметить все мельчайшие подробности сочинения, оценить значение каждой детали для пониманияи воплощения целого. Отличаясь определенной конкретностью, все замечания Гольденвейзера вели к серьезным и глубокимпринципиальным обобщениям. Отличную школу в классе Гольденвейзера прашли многие другие музыканты, среди которых композиторы С. Евсеев, Д. Кабалевский, В. Фере, органист Л. Ройзман.

И все это время, плоть до середины 50-х годов, он продолжал концертировать. Тут и сольные вечера, и выступления с симфоническим оркестром, и ансамблевое музицирование с Э. Изан, П. Касальсом, Д. Ойстрахом, С. Кнушевицким, Д. Цыгановым, Л. Коганом и другими известными артистами. Как всякий большлй музыкант, Гольденвейзер обладал оригинальным пианистическим почерком. «Мы не ищем в этой игре физической мощи, чувственного обаяния, - отмечал А. Альшванг, - зато мы находим в ней тонкие оттенки, честное отношение к исполняемому автору, доброкачественный труд, большую подлинную культуру – и этого достаточно, чтобы некоторые исполняемые мастера надолго запомнились слушателям. Мы не забываем некоторые интерпретации Моцарта, Бетховена, Шумана под пальцами Гольденвейзера». К этим именам смело можно прибавить Баха, и Скарлатти, Шопена и Чайковского, Скрябина и Рахманинова. «Большой знаток всей классической русской и западной музыкальной литературы, - писал С. Фейнберг, - он обладал чрезвычайно широким репертуаром… Об одной амплитуде мастерства и артистизма Гольденвейзера можно судить по владению самыми разнообразными стилями фортепианной литературф. В равной степени удавался и филигранный моцартовский стиль и поривисто утонченный характер скрябинского творчества».

Как видим, когда речь заходит о Гольденвейзере – исполнителе, одним из первых называется имя Моцарта. Его музыка, действительно, сопровождала пианиста почти всю творческую жизнь. В одной их рецензий 30-х годов читаем: «Моцарт у Гольденвейзера говорит сам за себя, как бы от первого лица, говорит глубоко, убелительно и увлекательно, без ложного пафоса и эстрадной позы… Все просто, естественно и правдиво… Под пальцами Гольденвейзера оживает вся многогранность Моцарта - человека и музыканта, - его солнечность и скорбность, взволнованность и раздумье, дерзость и изящество, мужество и нежность». Мало того, что моцартовское начало специалисты находят и гольденвейзеровских интерпретациях музыки других композиторов.

В программах пианиста весомое место всегда занимали произведения Шопена. «С большим вкусом и прекрасным чувством стиля, - подчеркивает А. Николаев, - Гольденвейзер умеет выделить ритмическое изящество шопеновских мелодий, полифоническую природу его музыкальной ткани. Одной из черт пианизма Гольденвейзера является весьма умеренная педалтзация, некоторая графичность четких контуров музыкального рисунка, подчеркивающая выразительность мелодической линии. Все это придает его исполнению своеобразный колорит, напоминая о связях стиля Шопена с пиагизмом Моцарта».


Все упомянутые композиторы, а вместе с ними и Гайдн, Лист, Глинка, Бородин, были также объектом внимания Гольденвейзера – музыкального редактора. Множество классических произведений, в том числе сонаты Моцарта, Бетховена, весь фортепианный Шуман приходят к исполнителям в образцовой редакции Гольденвейзера.

Наконец, следует упомянуть о сочинениях Гольденвейзера-композитора. Его перу принадлежат три оперы («Пир во время чумы», «Певцы» и «Вешние воды»), оркестровые, камерно-инструментальные и фортепианные пьесы, романсы.


Рахманинов Сергей Васильевич


С.В. Рахманинов родился 20 арта 1873 года в имении «Онег» Новогородской губернии. С 4-х лет он начал обучаться игре на фортепиано, вначале с матерью, затем с учительницей музыки А.Д. Орнадской. В 1882 году Раманинов поступил в Петербургскую консерваторию в класс в.В Демянского. Через три года двоюродный брат Рахманинова Зилоти привез его в Москву и поместил к Н.С. Звереву. Московскую консерваторию Рахманинов окончил по двум специальностям – фортепиано (по классу Зилоти) в 1891 году и по композиции (по классу Аренского) в 1892 году.

Еще в бытность учащимся консерватории Рахманинов начал выступать публично (исполнение 1-й части собственного первого концерта для фортепиано в сезоне 1890\1891гг. и 1-й части d-moll’ного концерта Рубинштейна с некоторыми другими произведениями в следующем сезоне в концерте Главача при Электрической выставке в Москве.) в последущие годы Рахманинов совершил концертные поездки по России и зе границей. В 1896-1898 гг. он дирижировал в опере Мамонтова, в 1904-1906гг. – в Большом театре. С 1906 по 1909 Рахманинов жил в Дрездене, после чего вновь возвратился в Россию.

В период с 1917 по 1943гг. Рахманинов находился за границей, преимущественно в Америке. До последних дней жизни он систематически занимался концертной деятельностью. В годы войны Рахманинов дал ряд концертов в пользу Красной Армии. Скончался он 28 марта 1943 года в Лос-Анджелесе.

На протяжении всей жизни, за исклдючением годов творческого кризиса (конец 90-х годов и десятилетие после отъе6зда из России в 1917 году.), Рахманинов занимался композицией. Приводим даты сочинения им крупнейших фортепианных произведений. 1-й концерт – 1890-1891, 2-й концерт - 1900-1901, 3-й концерт – 1909, 4-й концерт – 1927, «Рапсодия на тему Паганини» - 1934.

«громадного роста, с крупными чертами аскетически сухого и бритого. Всегда бледного лица, суровым взглядом, коротко родстриженными на большой голове волосами, длинными руками и пальцами, дающими ему возможность свободно брать аккорды в приделах дуодецимы, грубам, с басовым оттенком голосом».

У Рахманинова были феноменальные музакальнве способности, проявлявшиеся, между прочим, в совершенно несравненной музыкальной памяти. Он помнил решительно все, что когда-либо слышал, он запоминал с необычайной быстротой по слуху самые сложные музыкальные произведения.


О каком бы музыкальном произведении ни заговорить – будь то фортепианное сочинение или симфоническое, современного автора или прежнего – что хотите, если он только это сочинение слышал, это значит он его знает наизусть и может сыграть, не наиграть, а именно сыграть как вещь, которую он учил.

Особенность глубокого жизненного обаяния рахманиновского пианизма в его песенной напевности и распевности. И этими же качествами насыщенна его музыка. В Рахманинове-пианисте всегда присутствовала русская лирико-творческая стихия, хоть и скованная в своем проявлении высоким забронированным академическим мастерством, но хранящая образы безмерных родных далей, величавое раздолье русских пейзажей и «говор» и тишину лесов и полей. В лиризме своем Рахманинов показывал себя чутким слушателем русской природы: он равно умел слышать и ее тишину и ее «зеленый шум» - голоса весны, зовы жизни, пробуждающейся и манящей из каменных тисков города и условностей света.

Характерно, что в пианизме его, при всей красоте воли, мужества и твердости, убежденности, уверенности каждого удара, все-таки за неприклонностью замысла ощущалось постоянное рождение вновь творческого процесса. Это ощущение передавалось силой выявления мелодического контура всей композиции, даже ритма, ибо и акцентный ритм, и ритм длительностей, и цезур и «воздушных пауз», т.е. еле уловимых «молчаний» и передышек ( они были у Рахманинова столь же осмысленно прекрасны, как у Шаляпина), и ритм глубины дыхания – все, все было пронизано мелодической закономерностью чередавания прилива, отлива и смен светотени, а главное, овеяно орлиным полетом, спокойной властностью.

Рахманинов ни разу на в одном глухом городишке не похволили себе легко отнестись к своему исполнению, и все равно, какая бы публика ни была перед ним, он ей давал самое лучшее, самое первоклассное. Это был всегда Рахманинов, тот, кто и перед пустой залой, если он сел за рояль, должен создать, сотворить вещь, дать ее абсолютно, сгореть в ней и быть после игры быть выжатым лимоном, бледным до серой испарины, исчерпанным до изнеможения, молча полулежащим в антракте. Кроме внутренней творческой подготовки к исполнению, он всегда готовился к нему технически, играл по 8 часов в сутки обязательно, куда бы он ни ехал и где бы ни был.









Александр Николаевич Скрябин


1871-1915



А.Н.Скрябин родился 25 января 1871 года в Москве. Игре на фортепиано он учился вначале у тётки Л.А.Скрябиной, затем у Г.Э.Конюса и Н.С.Зверева.В 1888 году Скрябин поступил в Московскую консерваторию, где занимался до 1892 года по фортепиано у В.И.Сафонова и по композиции у С.И.Танеева и А.С.Аренского.

Скрябин начал давать концерты еще в бытность свою в консерватории. С тех пор Скрябин постоянно выступал в России и за границей, исполняя собственные сочинения. В 1896 году он в первый раз концертировал в Западной Европе (Париж, Берлин, Брюссель и др. города). С 1898 по 1903 год Скрябин состоял профессором фортепианного класса в Московской консерватории.


Сочинять Скрябин начал с детских лет. С 1893 по 1913 год им написаны 10 сонат, в 1897 году - фортепианный концерт.

Скончался Скрябин в Москве 14 апреля 1915 года.

Н.С.Зверев сразу определил незаурядную одарённость Скрябина и после каждого урока расхваливал его, ласково называя «Скрябушей». Кроме того, сердце учителя радовалось, что «Скрябуша» горячо любил музыку, с увлечением работал и продвигался быстрыми шагами вперёд.

Скрябин действительно продвигался очень быстро не только в общемузыкальном (при его гениальной одарённости это было и неудивительно), но и в техническом отношении. Приезжая на уроки только по одному разу в неделю, Скрябин подготовлял всегда большую и хорошо выученную программу. Он мог сразу приготовить несколько этюдов и нескрлько пьес, причем никогда и ничего по нотам не играл. Просмотрев несколько раз этюд или пьесу, он уже знал их наизусть и с технической стороны прорабатывал свой урок за фортепиано, почти не заглядывая в ноты.

Скрябин был пианистом, которого нельзя назвать иначе, как гениальным. Он не обладал какой-нибудь необычайной виртуозностью и тем более физической силой. Тем не менее его внутренняя зарядка была настолько сильна, что, например, его популярный dis-moll’ный этюд ни в чьем исполнении не производит такого яркого впечатления, какое он производил в исполнении самого Скрябина, несмотря на отсутствие у него физической силы.

Скрябин при своих публичных выступлениях необычайно волновался. Отчасти это происходило оттого, что после того, как у него болели руки, он всегда боялся, что они ему изменят. Цитата из писем Бузони: ”что волнение пианиста перед выступлением на 99% всегда есть волнение оттого, что он боится забыть”. И это совершенно правильно.

Так вот, это волнение было и у Скрябина. Он на эстраде нередко терялся и попадал в катастрофическое положение. Тем не менее, в своих концертных выступлениях, даже в таких больших помещениях, как в Колонном зале или в Большом зале консерватории, он благодаря силе своего таланта производил огромное впечатление на публику. Но всё-таки тот не знал истинного совершенства и гениальности исполнения Скрябина, кто не слыхал его в домашней обстановке. Скрябин в противоположность многим пианистам, которые обычно не любят играть дома, среди друзей, – наоборот, охотнее всего играл в такой домашней обстановке и играл в таких случаях совершенно незабываемо. Его свободное rubato, исключительно свободное, даже изысканное, в то же время производило впечатление убедительности и законченности. При отсутствии физической силы исполнение Скрябина отличалось темпераментом исключительной яркости. Его необыкновенный фортепианный звук и совершенно никем непревзойдённое мастерство педализации делали его исполнение единственным в своём роде.

От всех пианистов Скрябин отличается совершенно исключительным развитием той »техники нервов», которой так мало в большинстве пианистического мира. Оттого так трудно даже просто скопировать эту игру, не говоря уже о сколько-нибудь органическом подражании.Всякая механизация чужда этой игре, одухотворенной даже до самых мельчайших деталей; никогда она не обращается в одно умелое “представление “, лишь слушателями принимаемое за настоящее переживание.