Файл: Афганистан в системе геополитических связей ссср в xx веке.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В 1958 году США дали определение локальной войне как конфликту в менее развитых регионах мира при ограниченном участии вооруженных сил США. Правительство Джона Кеннеди в развитие идеи локальных войн придумало концепцию гибкого реагирования, которая предусматривала периферийные противоречия с СССР без перерастания их в большую войну. Противостояние СССР и США имело положительное и отрицательное значение для третьего мира. С одной стороны, страны третьего мира получили большую возможность для того, чтобы добиться независимости и во многих случаях добились ее. Но с другой стороны, они превратились в объекты соперничества сверхдержав, а также в зону региональных и локальных конфликтов.
Успешному проведению политики СССР на мировой арене способствовало возрастание его авторитета после Второй мировой войны. СССР не был классической колониальной империей, поддерживал освободительные движения. В то же время у СССР были опасения, что присутствие в странах третьего мира США могло привести к удушению мировой системы социализма. Существует точка зрения, согласно которой СССР, направляя свою политику на Ближний и Средний Восток, в Центральную, Юго-Восточную и Южную Азию, Карибский регион, не хотел распространения социализма в этих странах, а руководствовался сверхдержавными устремлениями в рамках геополитического соперничества с США. Но эта точка зрения вызывает споры, поскольку США вряд ли позволили бы, чтобы СССР укрепляло свою экономическую мощь, вооруженные силы, даже если бы он не расширял свое влияние в мире.
В контексте глобального противостояния СССР – США не было регионов мира, где бы не пересекались их геополитические интересы. Укрепление в каком-то регионе позиций США приводило к ослаблению там позиций СССР. Ближний и Средний Восток в борьбе сверхдержав занимали особое место. После Второй Мировой войны Соединенными Штатами на территории Турции и Ирана, которые граничили с СССР, начинают создаваться военные базы. Советский Союз не оставил без внимания такую политику США и заключил договоры с Египтом, Йеменом, Сирией, Ираком и Иорданией. Особое внимание при проведении политики в данном регионе СССР уделял ближайшим соседям, которыми были Турция, Иран и Афганистан15. В 1950-е и 1960-е годы отношения с ними носили стабильный характер, и угрозы с их стороны как таковой не было. Ирану и Турции предоставляли экономическую помощь, делали политические уступки. Но в этих странах доминировали США, и это не позволило СССР расширить с ними связи. Оставался Афганистан
16.
Афганистан до 1978 года оставался на периферии мировой политики, лишь извлекая дивиденды из противоречия двух сверхдержав. Такое положение Афганистана объяснялось не только его нейтралитетом. На эту ситуацию оказывало влияние отсутствие выхода к морям, неразвитая инфраструктура и другие особенности этого государства. Вместе с тем, сохранение нейтралитета государства не может стать препятствием для мировых держав при проведении ими внешней политики. То же самое произошло и с Афганистаном, как только начали сталкиваться интересы мировых держав в этом регионе.
Приоритетным направлением в развитии взаимоотношений между СССР и Афганистаном являлось экономическое сотрудничество. Начиная примерно с середины 50-х годов, оно стало наиболее активным. С 1955 по 1977 годы между СССР и Афганистаном происходил довольно частый обмен визитами. Так, председатель Совета Министров СССР выезжал туда четыре раза, председатель президиума Верховного Совета СССР столько же, король Афганистана Захир-шах посещал СССР три раза, президент М. Дауд три раза. В ходе визитов были подписаны ряд договоров, десятки соглашений о товарооборотах и платежах, строительстве объектов экономики. В 1960-е годы Афганистан развивал государственный сектор экономики на плановой основе. Именно в период первой (1956-1961) и второй (1962-1967) пятилетки были построены или находились в процессе строительства мощные предприятия, объекты инфраструктуры, которые составили основу государственного сектора.17 В стране появились новые отрасли промышленности – авторемонтная, химическая, домостроительная, цементная. Объем продукции, которая была произведена на государственных предприятиях, вырос в 4,4 раза. Таким образом, на предприятиях, которые были построены при помощи СССР, производилось 3/5 всей продукции государственного сектора. На ТЭС и ГЭС, которые были построены при помощи СССР, производилось 60% всей электроэнергии. 70% асфальтированных дорог было построено советскими специалистами и афганской молодежью из трудовой армии. Кадры для зарождающейся афганской промышленности также готовились в СССР. Но кроме этого, кадры при помощи советских специалистов готовились и на территории самого Афганистана.
В 1978 году СССР по-прежнему оставался главным хозяйственным партнером Афганистана. В соответствии с советско-афганскими договорами и соглашениями в строй было введено 73 объекта18. Помимо этого, обе страны шли навстречу друг другу и в торговых отношениях создавали взаимные привилегии. С 1972 по 1976 годы объем торговли между СССР и Афганистаном увеличился с 68,9 до 154 млн. рублей. В эти годы французский ежемесячник «Монд дипломатик» вот что сообщал о позитивной динамике экономических связей двух стран: «в 1951 году доля СССР во внешней торговле страны достигла 14%, а в 1960 – 36,5 %. С 1962 по 1967 года доля русских составляла 65% общего объема иностранной помощи Афганистану». В стремлении проводить независимую политику лидеры Афганистана не были непоследовательны. При существовании постоянных проблем в отношениях с Пакистаном, возникновению
которых способствовали Англия и США, Захир-шах и М.Дауд принимали активные меры по налаживанию отношений с другими странами, в том числе и с США. Затем США предприняли попытку привязать Афганистан к своей политике, но она не удалась, что привело к отказу предоставить ему финансовую помощь в необходимых объемах. Кроме того, нажим на Афганистан оказывал Пакистан, который запретил транзит афганских грузов через страну19.
В области политического сотрудничества как таковой политики не было. Советский Союз, развивая экономические отношения, преследовал и политические цели, но экспансионные, как представлялось в зарубежных издательствах. Это прежде всего диктовалось соображениями национальной безопасности СССР в условиях противостояния двух социально-политических систем. Афганские лидеры смогли сохранить нейтралитет вплоть до апреля 1978 года, когда Народно-Демократическая партия Афганистана (НДПА) пришла к власти.
В 1970-х годах в отношениях СССР и Афганистана прослеживалась взаимная подозрительность. У президента М. Дауда из-за признаков поддержки Москвой левых группировок, у Советского Союза из-за попыток М. Дауда наладить отношения с Ираном, США и западными странами. У М. Дауда имелись опасения относительной восприимчивости афганцев к коммунистическим идеям.
Возможность поддержки СССР левых сил в Афганистане имела как объективные, так и субъективные основания. Первые были связаны с увеличением роли СССР в экономическом развитии, расширении гуманитарного обмена. Субъективные основания обнаруживались в действиях левых группировок, прежде всего НДПА, которая стремилась к налаживанию связей с КПСС.
О взаимоотношениях ЦК КПСС и МИД СССР с левыми силами в Афганистане указано в статье А.П. Барышева «Большевизм и современный мир»20. В этой статье указывается, что официально НДПА не признавалась КПСС. Контакты между партиями начались только с 1967 года, и это не давало возможности отслеживать положение в партии и влиять на ее политику. Однако о планах НДПА СССР знало и не поддерживало ее революционных амбиций. Лидеры НДПА также прекрасно понимали, что СССР не проявит согласия на захват ими власти в Афганистане, поэтому не информировали советскую сторону о своих планах. Существует версия, согласно которой СССР подталкивало НДПА к захвату власти в Афганистане. Но документов, подтверждающих это, не найдено. Но о связях советских спецслужб с лидерами партии имеются. Заместитель резидента КГБ СССР в Кабуле в 1975-1979 г.г А. Морозов в серии журнальных публикаций о своей работе приводит данные о передаче НДПА в 1976 году через посольство СССР письма в международный отдел ЦК КПСС. Примерно в том же году резиденты СССР встречались с лидером НДПА М. Тараки, которому было передано мнение советского руководства о нежелательности каких-либо акций НДПА в отношении действующей власти.
Советская внешнеполитическая разведка поддерживала связь с НДПА примерно с 1960-х годов. Сам факт поддержания отношений, оказание им моральной, материальной помощи уже способствовало активности НДПА. Между КПСС, КГБ СССР и лидеров НДПА существовали негласные контакты, что способствовало у них уверенности в поддержке в случае несанкционированного захвата власти. В этой сфере связей с Афганистаном СССР допускались не до конца выверенные шаги, которые косвенно могли способствовать выступлению НДПА 27 апреля 1978 года21.
Важную роль в советско-афганских отношениях играли военные связи. В 1950-е годы была предпринята попытка модернизировать афганские вооруженные силы. Во время поиска средств и модели модернизации Афганистан попытался обратиться к США, но получил отказ. На просьбу откликнулся СССР. Советскими военными специалистами была разработана программа модернизации королевских вооруженных сил. В военных училищах СССР с 1960 года стали готовить афганских офицеров. Но афганское руководство по-прежнему принимало все меры, чтобы уменьшить советское влияние в армии. Они хорошо понимали? что это способствует распространению в стране коммунистических идей, но поделать с этим ничего не могли. К моменту свершения переворота и взятию власти в руки НДПА здесь находилось более 2 тысяч советских советников и специалистов. В военных училищах СССР прошли подготовку более 3 тысяч афганских офицеров.
Помимо выше названных областей, отношения между СССР и Афганистаном развивались и в других областях. В области науки и культуры они начались в 1960 году с подписания договора между двумя странами. Одновременно начался обмен делегациями спортсменов, ученых, последовали гастроли артистов, поездки писателей, художников. Не была забыта и еще одна область сотрудничества – здравоохранение. В Афганистане работали советские врачи, афганские студенты получали образование в медицинских учебных учреждениях СССР, повышали квалификацию в аспирантурах и ординатурах22. При помощи советских специалистов в Кабуле был создан госпиталь, поликлиника, центр матери и ребенка. Именно благодаря советским медикам в стране была ликвидирована оспа, сократилось число болевших малярией.
США и западные страны в условиях противостояния с СССР и мировой социалистической системой пытались исказить суть взаимоотношений между двумя государствами. Существовало мнение, согласно которому СССР в стремлении оказать помощь Афганистану преследовал свои цели: получение доступа к полезным ископаемым и энергетическим ресурсам, выход к Персидскому заливу, создание механизмов возможного влияния в Иране и т.д. Однако эти предположения не подкреплялись аргументами. В завоевании внешних рынков СССР был намного скромнее, чем США, не ставил афганцам неприемлемых условий и ориентировался на взаимовыгодное сотрудничество
23.
Экономические связи, которые существовали между двумя государствами, оказание Афганистану экономической, военно-технической, гуманитарной помощи играло двоякую роль. С одной стороны, экономическое присутствие СССР в Афганистане помогало решению части политических задач на Среднем Востоке, которые вытекали из общего глобального противостояния с США и Западными странами, что обеспечивало безопасность южных границ Советского Союза. С другой стороны, развитие экономики Афганистана, разведка и освоение его природных ресурсов в дальнейшем могли дать толчок к развитию экономик в республиках советской Средней Азии.
Таким образом, место Афганистана в системе геополитических связей СССР определялось следующим. Советско-афганские отношения были не просто отношениями между двумя государствами. Эти отношения, наполненные главным образом торгово-экономическим и военно-техническим сотрудничеством, можно назвать “бархатным периодом”. С началом холодной войны актуальным стал вопрос о сторонниках и союзниках в борьбе двух мировых социально-политических систем. Именно Афганистан, в развитие различных областей которого Советский Союз вложил достаточно много средств, и стал таким союзником, но ненадолго. Все изменил апрель 1978 года.
Из всего вышесказанного видно, что СССР и Афганистан прошли долгий путь в развитии отношений. Этот путь включал в себя три перечисленных периода. В результате долгих и сложных взаимодействий между двумя странами были установлены прочные отношения.