ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.06.2021
Просмотров: 1128
Скачиваний: 2
6) Модернизация - ступенчатый процесс. Все общества, модернизируясь, должны пройти одни и те же стадии. Сколько каждому обществу осталось идти, зависит от того, на какой стадии оно находится, когда начинает модернизационный процесс;
7) Модернизация - гомогенизирующий процесс. Традиционных обществ много, и все они разные; говорят, что у них одно общее - то, что они не современные. Современные же общества в основных своих структурах и проявлениях одинаковы;
8) Модернизация - необратимый процесс. Могут быть задержки на этом пути, частичные отступления, снижение темпов и т.п. Все это частности; главное же в том, что начавшись, модернизация не может не завершиться успехом;
9) Модернизация - прогрессивный процесс. Хотя на пути может быть много зла и страданий, в конечном счете все окупится, потому что в модернизированном современном обществе неизмеримо выше культурное и материальное благополучие человека.
Культура и современный мир
Изменилась роль культуры в обществе, и при этом изменилось само понимание культуры. Попытки концептуально выразить эту новую культурную ситуацию неизбежно приводят исследователей к понятию постмодерна.
Термин "постмодернизм" возник в 30-е годы в контексте художественной критики, а слово "постмодерн" впервые употребил в 1947 г. знаменитый историк А. Тойнби для обозначения нового периода в развитии западной цивилизации. Не углубляясь в философские, искусствоведческие и культурологические интерпретации постмодерна, остановимся на проявлениях постмодерна применительно к общим принципам постижения и организации жизни.
Прежде всего, это распад "метаповествований", характерных для эпохи модерна, т.е. распад грандиозных идеальных целостностей, во взаимодействии которых и складывался модернизм. Это наука, религия, гуманизм, философия, социализм и так далее, т.е. идейные образования, претендовавшие на полную и исчерпывающую интерпретацию мира, или, по крайней мере, открывающие перспективу создания тотального мировоззрения. Самое важное здесь, пожалуй, - отказ от метаистории (универсальной исторической концепции), выстраивающей всю историю в одну стройную и последовательную схему. В этом смысле критика эволюционизма, как раз и представляющего собой такую универсальную объяснительную схему, и возникновение плюралистической парадигмы в науках о культуре и стало проявлением антимодернистской реакции и предвестием постмодерна.
Далее, это отказ от попыток расколдовывания мира. Расколдовыванием мира М. Вебер называл процесс рационализации мира и человеческой жизни, освобождения их от магии, религии и всяческих других предрассудков. Мир становится "прозрачным", доступным рациональному познанию и манипулируемым путем рационально организованной деятельности. Это расколдовывание началось с философии Просвещения и ознаменовало собой культурно-историческую эпоху модерна. И вот постмодерн кладет конец этой тенденции. Явился ли этот отказ вынужденным или добровольным - другое дело. То, что оказалось тупиком для модерна (возникла, по выражению Ю. Хабермаса, "новая непрозрачность"), стало выходом для постмодерна. Невероятная усложненность семантических, технологических и социальных систем, утрата ими в процессе их развития основополагающих организационных основ, смешение разнообразных принципов и стилей в рамках одной и той же системы как результат ее развития - все это просто исключило возможность рационального познания многих систем, возникших в результате человеческой деятельности. Кроме того, тенденция многих систем и групп к закрытости, сознательно культивируемая эзотеричность означают просто нежелание расколдовываться, т.е. сознательный вызов духу модерна. Сюда же можно отнести расцвет и приумножение иррационалистичес-ких движений, сект, кругов именно в конце XX столетия.
Меняется и содержание культуры. Казавшаяся когда-то прочной культурная иерархия исчезает. Скорее, бывшая "высокая культура" обретает субкультурный статус. Культура дифференцируется на мало зависимые, или вовсе независимые друг от друга культурные стили, формы и образы жизни. Культурная индустрия, которая раньше рассматривалась как производительница непрестижной и "дешевой" массовой культуры, оказывается приобретающей новую, не присущую ей ранее функцию, - функцию производителя и распространителя не просто "легкой музыки" и "эстрадных песенок", а жизненных форм и жизненных стилей. В этой же функции к ней присоединяются масс-медиа.
Неоднократно отмечался гигантский рост в последние десятилетия масштабов шоу-бизнеса, оборот которого на Западе сравним с крупными отраслями промышленности. Такой же или сравнимый рост мы наблюдаем сегодня в России, только он происходит на фоне промышленного спада. Это означает, что едва ли не единственной по-настоящему процветающей производственной отраслью является у нас производство жизненных форм и стилей, причем производимые "модели" меняются здесь безостановочно вместе со сменой поп- и рок-идолов, рэпа, рейва и прочих поп- и рок-стилей.
Постмодерн - это и жизнь, и философия. Выше показано, как практика жизни становится "постмодернистской". Теоретические основы постмодернизма как своеобразной философии культуры заложены в философии французского постструктурализма - у М. Фуко, затем - Лиотара, Бодрийара и других.
ПРИМЕРЫ ИЗ ТЕСТОВ С ОТВЕТАМИ
1. Происхождение и сущность человека
1. Высказывание «Человек есть мера всех вещей: сущих в том, что они существуют, и не сущих в том, что они не существуют» принадлежит …
|
Протагору |
|
Сократу |
|
Аристотелю |
|
Тертуллиану |
2. Трудовая концепция происхождения человека была предложена …
|
Ф. Энгельсом |
|
В. Лениным |
|
Аристотелем |
|
Ф. Бэконом |
3. Современный западный философ Й. Хейзинга считает, что сущностной характеристикой человека является …
|
игра |
|
психика |
|
труд |
|
информация |
4. Половой отбор сыграл ключевую роль в происхождении человека по мнению …
|
Ч. Дарвина |
|
З. Фрейда |
|
Ф. Энгельса |
|
К. Ясперса |
5. Согласно концепции В. С. Соловьева, идеально совершенный человек является высшим проявлением …
|
Софии |
|
животного |
|
сверхчеловека |
|
личности |
6. Современная философия и наука считает человека …
|
биосоциальным существом |
|
животным |
|
субстанцией |
|
техникой |
Решение:
Современная
философия и наука считает человека
биосоциальным существом. Человек, как
живой организм, включен в природную
связь явлений и подчиняется биологическим
закономерностям, на уровне сознания,
психики и личности человек обращен к
социальному бытию с его специфическими
закономерностями.
7. Раздел философии, занимающийся исследованием проблем человека, человеческого существования, называется …
|
антропологией |
|
праксиологией |
|
телеологией |
|
аксиологией |
8. Придание природе и ее составляющим (животным, природным объектам, погоде) человеческих качеств называется …
|
антропоморфизмом |
|
постмодернизмом |
|
теоцентризмом |
|
антропогенезом |
9. Решающую роль в становлении человека, согласно теории антропосоциогенеза, сыграл …
|
труд |
|
инстинкт |
|
разум |
|
мозг |
Решение:
Решающую
роль в становлении человека, согласно
теории антропосоциогенеза, сыграл труд.
Опираясь на теорию Ч. Дарвина (соч.
«Происхождение человека и половой
отбор»,1871), диалектико-материалистическая
философия утверждает биосоциальную
природу человека. Становление человека
и общества связано с переходом от
биологической формы движения материи
к социальной; при этом биологическая
форма движения не исчезает, а диалектически
«снимается» социальной, и после
становления человека его развитие
протекает под определяющим влиянием
социальных факторов. Используя в процессе
труда – совместной целенаправленной
преобразовательной материально-предметной
деятельности – орудия, человек становится
в новые отношения с природой, в его
распоряжении оказывается новая сила.
Труд обусловил развитие нервной системы,
руки, прямохождения, формирование
социальных связей и знаково-символической
системы коммуникации.
10. В философии Просвещения главным признаком человека считался (-ась) …
|
разум |
|
воля |
|
интуиция |
|
талант |
11. Философом, считавшим сущностью человека совокупность общественных отношений, был …
|
К. Маркс |
|
Г. Гегель |
|
Аристотель |
|
Н. А. Бердяев |
12. Философом, считавшим человека переходным этапом от животного к сверхчеловеку, был …
|
Ф. Ницше |
|
В. Соловьев |
|
З. Фрейд |
|
Н. Бердяев |
13. Подход, согласно которому человек – это природное существо, животное, называется …
|
натурализаторским |
|
гуманистическим |
|
аксиологическим |
|
символическим |
14. Определение человека как политического (общественного) существа принадлежит …
|
Аристотелю |
|
Зенону |
|
Ч. Дарвину |
|
К. Марксу |
Решение:
Определение
человека как политического (общественного)
существа принадлежит Аристотелю. По
его мнению, «тот, кто в силу своей природы,
а не вследствие случайных обстоятельств
живет вне государства – либо недоразвитое
в нравственном плане существо, либо
сверхчеловек».
15. Диалектический материализм в качестве сущности человека выделяет …
|
практическую деятельность |
|
одушевленность |
|
мышление |
|
эмоциональность |
Решение:
Диалектический
материализм в качестве сущности человека
выделяет практическую деятельность.
Человек – существо социальное, поэтому
сама способность к духовному развитию
исторически формируется и совершенствуется
в социальных условиях, с развитием
общественной практики – целенаправленной,
творчески-преобразовательной активности.
Формы практики многообразны:
материально-производственная,
познавательно-научная, общественно-политическая.
Именно в процессе практики формируется
и развивается собственно человеческая
сущность, содержанием которой является
освоение и преобразование природных и
социальных объектов, а также самого
себя, самоутверждение себя в мире,
обретение свободы.
16. Одним из фундаментальных принципов современной космологии, который фиксирует связь между крупномасштабными свойствами нашей Вселенной и существованием в ней человека, является ______________ принцип.
|
антропный |
|
диалектический |
|
кибернетический |
|
социальный |
17. Концепция, согласно которой человек был создан Богом, называется …
|
креационизмом |
|
постмодернизмом |
|
теоцентризмом |
|
деизмом |
2. Человек, индивид, личность
1. Субъект, представляющий собой уникальную духовно-телесную целостность, «автор» жизни, определяющий ее смысл и цели, называется …
|
личностью |
|
профессионалом |
|
коллективом |
|
субстанцией |
2. Выражение «Человек человеку волк» принадлежит …
|
Т. Гоббсу |
|
Л. Фейербаху |
|
Н. Бердяеву |
|
М. Маклюэну |
3. Отрицание общественно-исторической природы личности характерно для …
|
экзистенциализма |
|
марксизма |
|
немецкого классического идеализма |
|
неофрейдизма |
Решение:
Отрицание
общественно-исторической природы
личности характерно для экзистенциализма,
согласно которому человек не может быть
сведен к какой-либо «сущности»
(биологической, социальной или духовной).
Экзистенциализм, как и персонализм,
разграничивает и противопоставляет
понятия индивидуальности
как части природного и социального
целого и личности
как неповторимого духовного самоопределения.
«Существование предшествует сущности»:
человек в результате своего жизненного
выбора сам определяет себя как личность.
Стать личностью, субъектом – значит
обрести свою свободу; отказаться от
своей свободы – значит отказаться от
себя как личности и стать «как все»,
объектом, то есть частью общества.
Подобным противопоставлением личности
и общества экзистенциализм существенно
отличается от немецкого классического
идеализма и марксизма.
4. Личность как особая индивидуальная сущность стала объектом философского анализа в период …
|
Средневековья |
|
Нового времени |
|
Античности |
|
Возрождения |
Решение:
Философия
Средних веков впервые сделала объектом
анализа личность как особую индивидуальную
сущность. Если в Античности личность
понималась как отношение человека к
обществу (для греческой философии,
например, личность нереальна вне общины
или полиса), то в христианстве она
понимается как особая «индивидуальная
субстанция», синоним нематериальной
души. Именно в эпоху Средневековья
личность понимается как внеприродная
и внесоциальная сущность, обладающая
свободой выбора, самосознанием,
нравственными качествами. В отличие от
древних учений, христианская религия
и философия отрицают идею растворения
индивидуальной души в природе и идею
перерождения, утверждают безусловную,
абсолютную ценность личности.
5. Самобытность конкретного человека, его способность быть самим собой в рамках социальной системы, называется …
|
индивидуальностью |
|
свободой |
|
творчеством |
|
универсальностью |
6. По мнению И. Канта, основой личности является …
|
моральный закон |
|
истинное познание |
|
индивидуальность |
|
психика |
Решение:
По
мнению И. Канта, основой личности
является моральный закон. Личность
отличается от других вещей мира тем,
что она есть не средство, а «цель сама
по себе».
7. Субъект, представляющий собой уникальную духовно-телесную целостность, «автор» жизни, определяющий ее смысл и цели, называется …
|
личностью |
|
профессионалом |
|
коллективом |
|
субстанцией |
8. Согласно концепции К. Г. Юнга, психологический тип человека, направленный преимущественно на свой внутренний мир, замкнутый, застенчивый, называется …
|
интровертом |
|
экстравертом |
|
холериком |
|
атлетом |
9. Согласно концепции К. Г. Юнга, психологический тип человека, направленный преимущественно на внешний мир, общительный, активный, называется …
|
|
|
экстравертом |
|
|
|
интровертом |
|
|
|
флегматиком |
|
|
|
астеником |
10. Образ человека как совокупность инстинктов, влечений, конфликтов возникает в …
|
психоанализе |
|
схоластике |
|
марксизме |
|
рационализме |
11. Девиз «Познай самого себя» связан в истории философии с именем …
|
Сократа |
|
Августина |
|
З. Фрейда |
|
Д. Юма |
12. Личность как субъект социальных отношений характеризуется …
|
активностью |
|
объективностью |
|
коллективностью |
|
обратимостью |