Файл: Философия Человека.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.06.2021

Просмотров: 1128

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6) Модернизация - ступенчатый процесс. Все общества, модернизируясь, должны пройти одни и те же стадии. Сколько каждому обществу осталось идти, зависит от того, на какой стадии оно находится, когда начинает модернизационный процесс;

7) Модернизация - гомогенизирующий процесс. Традиционных обществ много, и все они разные; говорят, что у них одно общее - то, что они не современные. Современные же общества в основных своих структурах и проявлениях одинаковы;

8) Модернизация - необратимый процесс. Могут быть задержки на этом пути, частичные отступления, снижение темпов и т.п. Все это частности; главное же в том, что начавшись, модернизация не может не завершиться успехом;

9) Модернизация - прогрессивный процесс. Хотя на пути может быть много зла и страданий, в конечном счете все окупится, потому что в модернизированном современном обществе неизмеримо выше культурное и материальное благополучие человека.

Культура и современный мир

Изменилась роль культуры в обществе, и при этом изменилось само понимание культуры. Попытки концептуально выразить эту новую культурную ситуацию неизбежно приводят исследователей к понятию постмодерна.

Термин "постмодернизм" возник в 30-е годы в контексте художественной критики, а слово "постмодерн" впервые употребил в 1947 г. знаменитый историк А. Тойнби для обозначения нового периода в развитии западной цивилизации. Не углубляясь в философские, искусствоведческие и культурологические интерпретации постмодерна, остановимся на проявлениях постмодерна применительно к общим принципам постижения и организации жизни.

Прежде всего, это распад "метаповествований", характерных для эпохи модерна, т.е. распад грандиозных идеальных целостностей, во взаимодействии которых и складывался модернизм. Это наука, религия, гуманизм, философия, социализм и так далее, т.е. идейные образования, претендовавшие на полную и исчерпывающую интерпретацию мира, или, по крайней мере, открывающие перспективу создания тотального мировоззрения. Самое важное здесь, пожалуй, - отказ от метаистории (универсальной исторической концепции), выстраивающей всю историю в одну стройную и последовательную схему. В этом смысле критика эволюционизма, как раз и представляющего собой такую универсальную объяснительную схему, и возникновение плюралистической парадигмы в науках о культуре и стало проявлением антимодернистской реакции и предвестием постмодерна.

Далее, это отказ от попыток расколдовывания мира. Расколдовыванием мира М. Вебер называл процесс рационализации мира и человеческой жизни, освобождения их от магии, религии и всяческих других предрассудков. Мир становится "прозрачным", доступным рациональному познанию и манипулируемым путем рационально организованной деятельности. Это расколдовывание началось с философии Просвещения и ознаменовало собой культурно-историческую эпоху модерна. И вот постмодерн кладет конец этой тенденции. Явился ли этот отказ вынужденным или добровольным - другое дело. То, что оказалось тупиком для модерна (возникла, по выражению Ю. Хабермаса, "новая непрозрачность"), стало выходом для постмодерна. Невероятная усложненность семантических, технологических и социальных систем, утрата ими в процессе их развития основополагающих организационных основ, смешение разнообразных принципов и стилей в рамках одной и той же системы как результат ее развития - все это просто исключило возможность рационального познания многих систем, возникших в результате человеческой деятельности. Кроме того, тенденция многих систем и групп к закрытости, сознательно культивируемая эзотеричность означают просто нежелание расколдовываться, т.е. сознательный вызов духу модерна. Сюда же можно отнести расцвет и приумножение иррационалистичес-ких движений, сект, кругов именно в конце XX столетия.


Меняется и содержание культуры. Казавшаяся когда-то прочной культурная иерархия исчезает. Скорее, бывшая "высокая культура" обретает субкультурный статус. Культура дифференцируется на мало зависимые, или вовсе независимые друг от друга культурные стили, формы и образы жизни. Культурная индустрия, которая раньше рассматривалась как производительница непрестижной и "дешевой" массовой культуры, оказывается приобретающей новую, не присущую ей ранее функцию, - функцию производителя и распространителя не просто "легкой музыки" и "эстрадных песенок", а жизненных форм и жизненных стилей. В этой же функции к ней присоединяются масс-медиа.

Неоднократно отмечался гигантский рост в последние десятилетия масштабов шоу-бизнеса, оборот которого на Западе сравним с крупными отраслями промышленности. Такой же или сравнимый рост мы наблюдаем сегодня в России, только он происходит на фоне промышленного спада. Это означает, что едва ли не единственной по-настоящему процветающей производственной отраслью является у нас производство жизненных форм и стилей, причем производимые "модели" меняются здесь безостановочно вместе со сменой поп- и рок-идолов, рэпа, рейва и прочих поп- и рок-стилей.

Постмодерн - это и жизнь, и философия. Выше показано, как практика жизни становится "постмодернистской". Теоретические основы постмодернизма как своеобразной философии культуры заложены в философии французского постструктурализма - у М. Фуко, затем - Лиотара, Бодрийара и других.


ПРИМЕРЫ ИЗ ТЕСТОВ С ОТВЕТАМИ


1. Происхождение и сущность человека

1. Высказывание «Человек есть мера всех вещей: сущих в том, что они существуют, и не сущих в том, что они не существуют» принадлежит …

 Протагору

 

 Сократу

 

 Аристотелю

 

 Тертуллиану

2. Трудовая концепция происхождения человека была предложена …

 Ф. Энгельсом

 

 В. Лениным

 

 Аристотелем

 

 Ф. Бэконом

3. Современный западный философ Й. Хейзинга считает, что сущностной характеристикой человека является …

 игра

 

 психика

 

 труд

 

 информация

4. Половой отбор сыграл ключевую роль в происхождении человека по мнению …

 Ч. Дарвина

 

 З. Фрейда

 

 Ф. Энгельса

 

 К. Ясперса

5. Согласно концепции В. С. Соловьева, идеально совершенный  человек является высшим проявлением …

 Софии

 

 животного

 

 сверхчеловека

 

 личности

6. Современная философия и наука считает человека …

 биосоциальным существом

 

 животным

 

 субстанцией

 

 техникой

Решение:
Современная философия и наука считает человека биосоциальным существом. Человек, как живой организм, включен в природную связь явлений и подчиняется биологическим закономерностям, на уровне сознания, психики и личности человек обращен к социальному бытию с его специфическими закономерностями.


7. Раздел философии, занимающийся исследованием проблем человека, человеческого существования, называется …

 антропологией

 

 праксиологией

 

 телеологией

 

 аксиологией

8. Придание природе и ее составляющим (животным, природным объектам, погоде) человеческих качеств называется …

 антропоморфизмом

 

 постмодернизмом

 

 теоцентризмом

 

 антропогенезом

9. Решающую роль в становлении человека, согласно теории антропосоциогенеза, сыграл …

 труд

 

 инстинкт

 

 разум

 

 мозг

Решение:
Решающую роль в становлении человека, согласно теории антропосоциогенеза, сыграл труд. Опираясь на теорию Ч. Дарвина (соч. «Происхождение человека и половой отбор»,1871), диалектико-материалистическая философия утверждает биосоциальную природу человека. Становление человека и общества связано с переходом от биологической формы движения материи к социальной; при этом биологическая форма движения не исчезает, а диалектически «снимается» социальной, и после становления человека его развитие протекает под определяющим влиянием социальных факторов. Используя в процессе труда – совместной целенаправленной преобразовательной материально-предметной деятельности – орудия, человек становится в новые отношения с природой, в его распоряжении оказывается новая сила. Труд обусловил развитие нервной системы, руки, прямохождения, формирование социальных связей и знаково-символической системы коммуникации.

10. В философии Просвещения главным признаком человека считался (-ась) …

 разум

 

 воля

 

 интуиция

 

 талант

11. Философом, считавшим сущностью человека совокупность общественных отношений, был …

 К. Маркс

 

 Г. Гегель

 

 Аристотель

 

 Н. А. Бердяев

12. Философом, считавшим человека переходным этапом от животного к сверхчеловеку, был …

 Ф. Ницше

 

 В. Соловьев

 

 З. Фрейд

 

 Н. Бердяев

13. Подход, согласно которому человек – это природное существо, животное, называется …

 натурализаторским

 

 гуманистическим

 

 аксиологическим

 

 символическим

14. Определение человека как политического (общественного) существа принадлежит …

 Аристотелю

 

 Зенону

 

 Ч. Дарвину

 

 К. Марксу


Решение:
Определение человека как политического (общественного) существа принадлежит Аристотелю. По его мнению, «тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств живет вне государства – либо недоразвитое в нравственном плане существо, либо сверхчеловек».


15. Диалектический материализм в качестве сущности человека выделяет

 практическую деятельность

 

 одушевленность

 

 мышление

 

 эмоциональность

Решение:
Диалектический материализм в качестве сущности человека выделяет практическую деятельность. Человек – существо социальное, поэтому сама способность к духовному развитию исторически формируется и совершенствуется в социальных условиях, с развитием общественной практики – целенаправленной, творчески-преобразовательной активности. Формы практики многообразны: материально-производственная, познавательно-научная, общественно-политическая. Именно в процессе практики формируется и развивается собственно человеческая сущность, содержанием которой является освоение и преобразование природных и социальных объектов, а также самого себя, самоутверждение себя в мире, обретение свободы.

16. Одним из фундаментальных принципов современной космологии, который фиксирует связь между крупномасштабными свойствами нашей Вселенной и существованием в ней человека, является ______________ принцип.

 антропный

 

 диалектический

 

 кибернетический

 

 социальный

17. Концепция, согласно которой человек был создан Богом, называется …

 креационизмом

 

 постмодернизмом

 

 теоцентризмом

 

 деизмом



2. Человек, индивид, личность

1. Субъект, представляющий собой уникальную духовно-телесную целостность, «автор» жизни, определяющий ее смысл и цели, называется …

 личностью

 

 профессионалом

 

 коллективом

 

 субстанцией

2. Выражение «Человек человеку волк» принадлежит …

 Т. Гоббсу

 

 Л. Фейербаху

 

 Н. Бердяеву

 

 М. Маклюэну


3. Отрицание общественно-исторической природы личности характерно для …

 экзистенциализма

 

 марксизма

 

 немецкого классического идеализма

 

 неофрейдизма

Решение:
Отрицание общественно-исторической природы личности характерно для экзистенциализма, согласно которому человек не может быть сведен к какой-либо «сущности» (биологической, социальной или духовной). Экзистенциализм, как и персонализм, разграничивает и противопоставляет понятия
индивидуальности как части природного и социального целого и личности как неповторимого духовного самоопределения. «Существование предшествует сущности»: человек в результате своего жизненного выбора сам определяет себя как личность. Стать личностью, субъектом – значит обрести свою свободу; отказаться от своей свободы – значит отказаться от себя как личности и стать «как все», объектом, то есть частью общества. Подобным противопоставлением личности и общества экзистенциализм существенно отличается от немецкого классического идеализма и марксизма.


4. Личность как особая индивидуальная сущность стала объектом философского анализа в период …

 Средневековья

 

 Нового времени

 

 Античности

 

 Возрождения

Решение:
Философия Средних веков впервые сделала объектом анализа личность как особую индивидуальную сущность. Если в Античности личность понималась как отношение человека к обществу (для греческой философии, например, личность нереальна вне общины или полиса), то в христианстве она понимается как особая «индивидуальная субстанция», синоним нематериальной души. Именно в эпоху Средневековья личность понимается как внеприродная и внесоциальная сущность, обладающая свободой выбора, самосознанием, нравственными качествами. В отличие от древних учений, христианская религия и философия отрицают идею растворения индивидуальной души в природе и идею перерождения, утверждают безусловную, абсолютную ценность личности.

5. Самобытность конкретного человека, его способность быть самим собой в рамках социальной системы, называется …

 индивидуальностью

 

 свободой

 

 творчеством

 

 универсальностью

6. По мнению И. Канта, основой личности является …

 моральный закон

 

 истинное познание

 

 индивидуальность

 

 психика


Решение:
По мнению И. Канта, основой личности является моральный закон. Личность отличается от других вещей мира тем, что она есть не средство, а «цель сама по себе».


7. Субъект, представляющий собой уникальную духовно-телесную целостность, «автор» жизни, определяющий ее смысл и цели, называется …

 личностью

 

 профессионалом

 

 коллективом

 

 субстанцией


8. Согласно концепции К. Г. Юнга, психологический тип человека, направленный преимущественно на свой внутренний мир, замкнутый, застенчивый, называется …

 интровертом

 

 экстравертом

 

 холериком

 

 атлетом

9. Согласно концепции К. Г. Юнга, психологический тип человека, направленный преимущественно на внешний мир, общительный, активный, называется …


 экстравертом

 


 интровертом

 


 флегматиком

 


 астеником

10. Образ человека как совокупность инстинктов, влечений, конфликтов возникает в …

 психоанализе

 

 схоластике

 

 марксизме

 

 рационализме

11. Девиз «Познай самого себя» связан в истории философии с именем …

 Сократа

 

 Августина

 

 З. Фрейда

 

 Д. Юма

12. Личность как субъект социальных отношений характеризуется …

 активностью

 

 объективностью

 

 коллективностью

 

 обратимостью