ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.06.2021
Просмотров: 1131
Скачиваний: 2
13. Философом, обосновавшим идеал жизни по принципу «Человек человеку Бог», был …
|
Л. Фейербах |
|
Дж. Локк |
|
В. Вернадский |
|
Ф. Ницше |
14. Субъект, представляющий собой уникальную духовно-телесную целостность, «автор» жизни, определяющий ее смысл и цели, называется …
|
личностью |
|
профессионалом |
|
коллективом |
|
субстанцией |
15. Концепция, согласно которой личность рассматривается в качестве высшей ценности, смыслом земной цивилизации, называется …
|
персонализмом |
|
антропоморфизмом |
|
солипсизмом |
|
рационализмом |
16. Согласно фундаментальному принципу христианской антропологии, каждый человек является …
|
личностью |
|
творцом мира |
|
животным |
|
объектом |
Решение:
Согласно
фундаментальному принципу христианской
антропологии, каждый человек
является личностью. С позиций
персонализма, личность – единство
духовности, душевности и телесности.
17. Классическое определение личности в западноевропейской философии было дано …
|
Боэцием |
|
Сократом |
|
В. Соловьевым |
|
К. Марксом |
Решение:
Классическое
определение личности в западноевропейской
философии было дано Боэцием (ок.490–524
гг.) – средневековым философом. Личность
– индивидуальная субстанция разумной
природы.
18. Философом, считавшим личность «связкой или пучком восприятий», был …
|
Д. Юм |
|
И. Фихте |
|
А. Камю |
|
П. Абеляр |
19. Доброжелательное отношение к человеку, утверждающее его свободу и достоинство, независимо от каких-либо исполняемых им социальных функций, называется …
|
гуманизмом |
|
толерантностью |
|
позитивизмом |
|
учтивостью |
20. Единичный представитель человеческого рода без учета его реальных антропологических и социальных особенностей называется …
|
индивидом |
|
личностью |
|
субстратом |
|
элементом |
21. Автором психоаналитической типологии характеров человека (экстраверт-интроверт) является …
|
Клавдий Гален |
|
Карл Юнг |
|
Зигмунд Фрейд |
|
Георг Гегель |
Решение:
Автором
психоаналитической типологии характеров
человека (экстраверт-интроверт) является
Клавдий Гален, врач II-го века нашей эры.
3. Человек и культура
1. История культуры человечества, в которой существовало множество самобытных культурных традиций, называется …
|
мировой культурой |
|
философией культуры |
|
историософией |
|
метафизикой |
Решение:
История
культуры человечества, в которой
существовало множество самобытных
культурных традиций, называется мировой
культурой. Второй смысл этого понятия
– достижения, признаваемые различными
народами и включаемые в их культуру
(например, мировое признание творчества
А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского,
А. П. Чехова, русского искусства и
т.д.).
2. Система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства социальной жизни, называется …
|
культурой |
|
политикой |
|
бизнесом |
|
образованием |
Решение:
Система
исторически развивающихся надбиологических
программ человеческой деятельности,
поведения и общения, выступающих условием
воспроизводства социальной жизни,
называется культурой. Впервые этот
термин встречается у Цицерона.
3. Слово «культура» в переводе с _________языка означает «возделывание», «обработка земли»
|
латинского |
|
греческого |
|
английского |
|
немецкого |
4. Высказывание о культуре, с которым НЕЛЬЗЯ согласиться:
|
Культура наследуется биологически |
|
Культура такой же древний феномен, как и человечество |
|
Выражение «малокультурные народы» бескультурно |
|
Бескультурных народов не бывает |
5. Воспитание и образование относятся к __________ культуре.
|
духовной |
|
материалистической |
|
биологической |
|
технической |
6. Подход, по которому культура – это система внебиологических программ человеческой практики, называется …
|
деятельностным |
|
аксиологическим |
|
антропологическим |
|
сознательным |
Решение:
Подход,
по которому культура – это система
внебиологических программ человеческой
практики, называется деятельностным.
В качестве способа регуляции, сохранения
и развития общества культура включает
в себя не только духовную, но и предметную
деятельность.
7. Подход, согласно которому культура – это система информационных кодов, закрепляющих жизненный социальный опыт, а также средства его фиксации, называется …
|
семиотическим |
|
антропоцентрическим |
|
социальным |
|
культурным |
Решение:
Подход,
согласно которому культура – это система
информационных кодов, закрепляющих
жизненный социальный опыт, а также
средства его фиксации, называется семиотическим.
Данной позиции придерживался Ю. А. Лотман.
Культура как сложно организованный и
развивающийся набор семиотических
систем передает программы поведения и
деятельности будущим поколениям.
8. Подход, согласно которому культура – это система ценностей, сложная иерархия идеалов и смыслов, называется …
|
аксиологическим |
|
культурологическим |
|
онтологическим |
|
этическим |
Решение:
Подход,
согласно которому культура – это система
ценностей, сложная иерархия идеалов и
смыслов, называется аксиологическим.
Эта система значима для конкретного
общества в конкретных исторических
условиях.
9. Философом, считавшим вражду к культуре прирожденным свойством человека, был …
|
З. Фрейд |
|
Г. Гегель |
|
Н. Бердяев |
|
В. Дильтей |
Решение:
Философом,
считавшим вражду к культуре прирожденным
свойством человека, был З. Фрейд
(1856–1939 гг.). Культура как бы «табуирует»
многие желания и мотивы, связанные со
свободным проявлением животных
инстинктов, воспитывая и формируя
человека с раннего детства, свобода
индивида все более ограничивается
развитием культуры.
10. Культуру и цивилизацию противостоящими друг другу считал …
|
О. Шпенглер |
|
М. Лютер |
|
П. Абеляр |
|
У. Оккам |
11. Идеологические и мировоззренческие установки, радикально противостоящие принципам и основоположениям западной культуры последней трети XX в., называются …
|
контркультурой |
|
конформизмом |
|
пацифизмом |
|
индивидуализмом |
Решение:
Идеологические
и мировоззренческие установки, радикально
противостоящие принципам и основоположениям
западной культуры последней трети
XX в., называются контркультурой. Для
идеологии контркультуры характерен
революционный настрой, в основном в
сфере духовной культуры – «революция
в искусстве», «сексуальная революция»,
«психоделическая революция». Это бунт
молодого поколения против «культуры
отцов».
12. Культурная общность со своим ограниченным кругом приверженцев, со своими ценностями и представлениями, стилем одежды, языком, нормами поведения, называется …
|
субкультурой |
|
нацией |
|
группой |
|
клубом |
Решение:
Культурная
общность со своим ограниченным кругом
приверженцев, со своими ценностями и
представлениями, стилем одежды, языком,
нормами поведения, называется субкультурой.
К субкультурам могут быть отнесены
национальные (локальные) культуры (по
отношению к глобальной массовой
культуре), молодежные движения,
профессиональные сообщества, объединения
поклонников той или иной «звезды»
шоу-бизнеса, политического деятеля,
идеи и т.п.
13. Распространенность и общедоступность являются признаками ______ культуры.
|
массовой |
|
элитарной |
|
народной |
|
классической |
Решение:
Распространенность
и общедоступность являются признаками
массовой культуры – культуры современного
(индустриального и постиндустриального)
общества, рассчитанной на массовое
потребление. Эта особенность отличает
ее от элитарной и народной. Неотъемлемой
частью этой культуры являются средства
массовой информации (радио, печать,
телевидение, Интернет), благодаря которым
она оказывается доступной представителям
всех социальных слоев. Цели массовой
культуры – удовлетворение сиюминутных
запросов людей, быстрое реагирование
на происходящие в мире изменения,
получение прибыли ее создателями. Жанры
массовой культуры – романы, детективы,
коммерческие фильмы, мюзиклы, эстрадные
шоу и т.д.
14. Тип культуры, характеризующийся организованной индустрией потребления и широко разветвленной сетью средств коммуникации, называется ____________ культурой.
|
массовой |
|
аграрной |
|
традиционной |
|
элитарной |
15. Результатом отчуждения в явлении массовой культуры является ее …
|
низкий художественный уровень |
|
интернациональный характер |
|
функция психологической компенсации |
|
способность интегрировать индивида в социальную систему |
16. По мнению Н. Я. Данилевского, самобытная цивилизация, замкнутое самодостаточное образование называется …
|
культурно-историческим типом |
|
формацией |
|
государством |
|
историко-философской категорией |
Решение:
По
мнению Н. Я. Данилевского, самобытная
цивилизация, замкнутое самодостаточное
образование называется культурно-историческим
типом. В общем плане культурно-исторический
тип состоит из идеальной формы
(морфологического признака) и органической
материи. Подробнее об этом см. в его
работе «Россия и Европа».
17. Игра как всеобщий принцип становления человеческой культуры была предложена …
|
Й. Хейзингой |
|
Э. Гуссерлем |
|
Р. Карнапом |
|
Ф. Энгельсом |
Решение:
Игра
как всеобщий принцип становления
человеческой культуры была предложена
Й. Хейзингой (1872–1945 гг.). В работе
«Человек играющий» философ подчеркивает,
что всякая форма культуры есть «игра»
потому, что она развивается как свободный
выбор.
18. Коренные изменения в духовной жизни общества, преобразование и смена базовых ценностей господствующего уклада и образа жизни называются …
|
культурной революцией |
|
духовным кризисом |
|
мировоззрением |
|
надстройкой |
19. По мнению К. Г. Юнга, бессознательные компоненты фундаментальных ценностей культуры называются …
|
архетипами |
|
психотипами |
|
сущностью |
|
диалектикой |
20. Передача культуры происходит по принципу …
|
«социальных эстафет» |
|
равенства |
|
разнообразия |
|
монотеизма |
Решение:
Передача
культуры происходит по принципу
«социальных эстафет». Культура является
формой социального наследования,
сохраняющей для будущих поколений
социальный опыт предков и передающей
его от поколения к поколению.
21. Художественное творчество как особая форма общественного сознания, вид духовного освоения действительности называется …
|
искусством |
|
культурой |
|
духовностью |
|
наукой |
-
Ценности и смысл человеческой жизни
1. Специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества, называются …
|
ценностями |
|
субъектами |
|
терминами |
|
фактами |
2. Совокупность внутренних, душевных и интеллектуальных качеств, воплощающих человеческий идеал в его моральном совершенстве, называется …
|
добродетелью |
|
ценностью |
|
значимостью |
|
идолом |
Решение:
Совокупность
внутренних, душевных и интеллектуальных
качеств, воплощающих человеческий идеал
в его моральном совершенстве, называется
добродетелью. Это фундаментальное
моральное понятие, характеризующее
готовность и способность личности
сознательно и твердо следовать добру.
3. Ценности, связанные с духовной сферой жизни общества, во многом определяющие образ жизни человека, называются …
|
идеологическими |
|
материальными |
|
предметными |
|
эстетическими |
4. Ценности, содержащие в себе общественные установления, запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений (о добре, справедливости и т.д.), называются …
|
субъектными |
|
объектными |
|
предметными |
|
природными |
5. Понятие «ценность» появляется в трудах …
|
И. Канта |
|
Г. Гегеля |
|
В. Ленина |
|
В. Соловьева |
6. Важнейшей социальной ценностью является …
|
человек |
|
закон |
|
природа |
|
власть |
7. Религиозное мировоззрение утверждает в качестве смысла человеческой жизни …
|
спасение души |
|
творчество |
|
любовь к человеку |
|
познание |
8. Позиция, согласно которой только нравственная ценность определяет ценность человеческой индивидуальности, принадлежит …
|
И. Канту |
|
К. Марксу |
|
А. Бергсону |
|
М. Хайдеггеру |
Решение:
Позиция,
согласно которой только нравственная
ценность определяет ценность человеческой
индивидуальности, принадлежит И. Канту.
В мире как «царстве целей» различны 3
уровня ценностной реальности: 1) то,
что имеет рыночную цену – умения и
прилежание в труде, 2) то, что обладает
аффективной ценой – остроумие, веселость,
3) то, что имеет достоинство, внутреннюю
ценность – нравственные поступки.
9. Внеположенная сущность феномена, оправдывающая его существование, называется …
|
смыслом |
|
явлением |
|
фактом |
|
объектом |
Решение:
Внеположенная
сущность феномена, оправдывающая его
существование, называется смыслом.
Категория смысла впервые неявно
появляется у Аристотеля.
10. Естественный конец единичного живого существа, который только для человека выступает как определяющий момент его жизни и мировоззрения, называется …
|
смертью |
|
смыслом жизни |
|
вероятностью |
|
фактом |