ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.06.2021
Просмотров: 1308
Скачиваний: 13
5. Философия, будучи прорывом из бессмысленного, эмпирического, принуждающего человека со всех сторон мира к миру смысла, выполняет _______ функцию.
|
гуманистическую |
|
гносеологическую |
|
мировоззренческую |
|
методологическую |
Решение:
Одной
из самых важных является гуманистическая
функция философии. Нет на свете ни одного
человека, который бы не рассуждал над
вопросом о жизни и смерти, о неминуемости
своего конца. Такие размышления нередко
действуют угнетающе на человека.
Философия, конечно, не дает нам вечности,
но она помогает осмыслить эту жизнь,
помогает найти ее смысл и укрепить свой
дух. Н. А. Бердяев является одним из тех
философов, которые лучше всех представлял,
в чем заключается гуманистическое
предназначение философии.
6. Выполняя идеологическую функцию, философия формулирует …
|
систему определенных ценностей |
|
универсальный метод познания |
|
категории философии |
|
всеобщие закономерности развития мира |
Решение:
Идеология
– это совокупность взглядов и теорий,
в которых выражаются интересы какой-либо
социальной группы, ее отношение к
общественным явлениям, программы ее
действия. В философских учениях находят
выражение стремления, надежды, идеалы
разных социальных слоев общества. В
этом и заключается идеологическая
функция философии. Однако было бы неверно
думать, что каждое философское учение
четко и однозначно «привязано» к
интересам одного определенного класса
и защищает только их. В одном и том
же философском учении нередко содержатся
идеи, выражающие интересы разных
социальных слоев. Кроме того, создаваемые
выдающимися мыслителями учения, каково
бы ни было их идеологическое значение,
заключают в себе общечеловеческое
содержание, развитие и защиту
общечеловеческих ценностей и идеалов.
Поэтому, главная задача философии
в области идеологии состоит в том,
чтобы отразить имеющееся в обществе
разнообразие социальных позиций, идеалов
и жизненных ценностей.
7. Функция философии, связанная со способностью сомневаться, оценивать и обновлять основания своей собственной деятельности, называется …
|
критической |
|
познавательной |
|
прогностической |
|
метафизической |
Решение:
Функция
философии, связанная со способностью
сомневаться, оценивать и обновлять
основания своей собственной деятельности,
называется критической. Философия
критична по своему существу.
8. Функция философии, состоящая в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий, называется …
|
эвристической |
|
интенсивной |
|
валеологической |
|
позитивной |
Решение:
Функция
философии, состоящая в содействии
приросту научных знаний, в том числе в
создании предпосылок для научных
открытий, называется эвристической.
Философский метод совместно с
формально-логическим обеспечивает
приращение знаний в философской сфере.
Валеология – общая теория здоровья.
9. Функция философии, реализующаяся в выделении и учете сложного характера связей между методом и объектом познания в науке, называется …
|
координирующей |
|
дезинтегрирующей |
|
идеалистической |
|
дуалистической |
Решение:
Функция
философии, реализующаяся в выделении
и учете сложного характера связей между
методом и объектом познания в науке,
называется координирующей. Существо
этой функции состоит в координировании
методов в процессе научного исследования.
10. Функция философии, связанная с формированием философского мышления, передачей опыта социального бытия, надприродных программ поведения и общения, называется …
|
культурно-воспитательной |
|
логико-рациональной |
|
информационно-семиотической |
|
прогностической |
Решение:
Функция
философии, связанная с формированием
философского мышления, передачей опыта
социального бытия, надприродных программ
поведения и общения,
называется культурно-воспитательной.
Знание философии способствует формированию
у человека важных качеств культурной
личности.
11. Функция философии, тесно связанная с проблемой обоснования ценностей для человека и общества, называется …
|
социально-аксиологической |
|
практико-эмпирической |
|
теологической |
|
методологической |
12. Теоретическим ядром мировоззрения является …
|
философия |
|
мифология |
|
повседневность |
|
необходимость |
Решение:
Теоретическим
ядром мировоззрения является философия.
Философия стремится рациональными
средствами создать предельно обобщенную
картину мира и найти место человека в
нем. Это одна из важных функций философии
в обществе.
13. Принцип научного и философского мышления, обращение мышления на себя, к своим истокам, предпосылкам, формам называется …
|
рефлексией |
|
схоластикой |
|
педагогикой |
|
гносеологией |
Предмет философии
1. Основной вопрос философии, сформулированный в рамках диалектического материализма, звучит как вопрос об отношении …
|
мышления к бытию |
|
человека к Богу |
|
науки к религии |
|
общества к терроризму |
Решение:
Основной
вопрос философии, сформулированный в
рамках диалектического материализма,
звучит как вопрос об отношении мышления
к бытию. Данный вопрос был сформулирован
Ф. Энгельсом в произведении «Людвиг
Фейербах и конец классической немецкой
философии». В зависимости от решения
вопроса об отношении бытия к материи
Энгельс противопоставляет материализм
и идеализм как подходы и ставит
противоположность между материей и
сознанием, а бытие разделяет на бытие
идеального и материальное бытие.
2. Философско-мировоззренческая позиция, состоящая в критической оценке науки и ее роли в системе культуры и научного познания как формы отношения человека к миру, называется …
|
антисциентизмом |
|
сциентизмом |
|
скептицизмом |
|
позитивизмом |
Решение:
Философско-мировоззренческая
позиция, состоящая в критической оценке
науки и ее роли в системе культуры и
научного познания как формы отношения
человека к миру, называется антисциентизмом.
Антисциентизм дает негативную оценку
НТП и в целом отрицательно оценивает
роль науки в жизни человека и общества.
3. Термин «философия» означает …
|
любовь к мудрости |
|
стремление к совершенству |
|
познай самого себя |
|
все в твоих руках |
4. Мыслителем считавшим, что «вся философия подобна как бы дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика», а ветви, исходящие от этого ствола, – все прочие науки», был …
|
Декарт |
|
Аристотель |
|
Гегель |
|
Маркс |
5. Основной чертой философского мировоззрения является …
|
универсализм |
|
конкретность |
|
искусственность |
|
виртуальность |
Решение:
Основной
чертой философского мировоззрения
является
универсализм. Универсализм философии
предполагает всесторонность знания.
Философия
стремилась выработать всеобщие основания
бытия, теоретически осмыслить все
существующее, дать целостную картину
мира.
6. Характерной чертой научного мировоззрения является …
|
объективность |
|
универсальность |
|
персонализм |
|
абсолютность |
Решение:
Характерная
черта научного познания – объективность,
которая фиксирует совпадение знания
со своим объектом. Последнее неосуществимо
без конструктивно-критического и
самокритического отношения субъекта
к действительности и к самому себе,
исключающего косность, догматизм,
апологетику, субъективизм.
7. Исторический тип мировоззрения, для которого характерно фантастическое отражение действительности, называется …
|
мифологией |
|
религией |
|
наукой |
|
философией |
8. Основной чертой мифологического мировоззрения является …
|
антропоморфизм |
|
критичность |
|
скептицизм |
|
объективность |
Решение:
Основной
чертой мифологического мировоззрения
является антропоморфизм. Антропоморфизм
– очеловечивание природы, наделение
ее человеческими качествами.
9. Европейским мыслителем считавшим, что «в сущности говоря, вся философия есть лишь человеческий рассудок на туманном языке», был …
|
Гёте |
|
Аристотель |
|
Декарт |
|
Камю |
10. Философия как форма мировоззрения возникает …
|
|
|
в VII–VI вв. до н.э. |
|
|
|
в ХХ в. |
|
|
|
с возникновения человечества |
|
|
|
в ХIХ в. |
Решение:
Философия
как форма мировоззрения возникает в
VII – VI вв. до н. э. Так, К. Ясперс писал,
что философия возникает одновременно
в трех независимых друг от друга регионах
– Древней Индии, Древнем Китае и Древней
Греции.
11. Первый этап развития философского мировоззрения получил название …
|
космоцентризма |
|
антропоцентризма |
|
наукоцентризма |
|
культуроцентризма |
12. Характерной чертой философского мировоззрения является …
|
критичность |
|
лаконичность |
|
искусственность |
|
вера |
Структура философии
1. Категории прекрасного, возвышенного, трагического, комического относятся к …
|
эстетике |
|
диалектике |
|
идеализму |
|
позитивизму |
Решение:
Категории
прекрасного, возвышенного, трагического,
комического относятся к эстетике
как науке о законах создания и освоения
эстетических и художественных ценностей.
Областью исследования эстетики является
специфический опыт освоения действительности
человека через духовно-чувственную
эйфорию, восторг, блаженство, наслаждение.
2. Философское учение, объясняющее существование всего, что есть в мире, как следствие видоизменений первоначальной субстанции, называется …
|
монизмом |
|
дуализмом |
|
позитивизмом |
|
плюрализмом |
Решение:
Философское
учение, объясняющее существование
всего, что есть в мире, как следствие
видоизменений первоначальной субстанции,
называется монизмом. Согласно монизму
в мире можно найти единую основу всего
сущего. Так, материалистическая философия
усматривает эту основу в материи. Монизм
противостоит плюрализму и дуализму.
3. Направление в философии, считающее духовное первоосновой мира, природы, сущего, называется …
|
идеализмом |
|
материализмом |
|
нигилизмом |
|
натурализмом |
4. Вопросы – что первично? что есть бытие, субстанция, материя? – относятся к _____________ проблемам философии.
|
онтологическим |
|
гносеологическим |
|
эстетическим |
|
аксиологическим |
Решение:
Вопросы
– что первично? что есть бытие, субстанция,
материя? – относятся к онтологическим
проблемам философии. Онтология – раздел
философии, изучающий фундаментальные
принципы бытия, наиболее общие законы
и категории сущего.
5. Наукой о формах и приемах рационального мышления является …
|
логика |
|
этика |
|
идеология |
|
философия |
6. Философское учение, отрицающее роль разума в познании и выдвигающее на первый план иные виды человеческих способностей – инстинкт, интуицию, непосредственное созерцание, озарение, называется …
|
иррационализмом |
|
материализмом |
|
рационализмом |
|
эмпиризмом |
7. Философское учение о нравственности и морали называется …
|
этикой |
|
онтологией |
|
аксиологией |
|
эстетикой |
Решение:
Философское
учение о нравственности и морали
называется этикой. Аристотель создал
этику как особую дисциплину в разделе
практической философии, поскольку этика
занимается на философском уровне
жизненно важными для каждого нравственными
вопросами, касающимися должного поведения
человека по отношению к другим людям и
к себе.
8. Философское учение, признающее в основе мира наличие двух независимых и равноправных начал, называется …
|
дуализмом |
|
монизмом |
|
догматизмом |
|
плюрализмом |
9. Вопросы – что такое добро и зло? что такое мораль, нравственность, достоинство? – относятся к __________ проблемам философии.
|
этическим |
|
логическим |
|
эвристическим |
|
надуманным |
10. Раздел философии, рассматривающий основные принципы бытия, определяющие устройство мира, называется …
|
онтологией |
|
этикой |
|
логикой |
|
гносеологией |
11. Вопросы антропосоциогенеза, сущности и существования человека относятся к _____________ проблемам философии.
|
антропологическим |
|
гносеологическим |
|
праксеологическим |
|
искусственным |
Решение:
Вопросы
антропосоциогенеза, сущности и
существования человека относятся к
антропологическим проблемам философии.
Антропология – философское учение о
человеке, его «сущности» и «природе».
12. Философское учение о ценностях, об их происхождении и сущности, об их месте в реальности, называется …
|
аксиологией |
|
онтологией |
|
гносеологией |
|
антропологией |
13. В марксистской философии наукой о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления является …
|
диалектика |
|
метафизика |
|
онтология |
|
гносеология |
Решение:
Диалектика
в марксистской философии – это наука
о наиболее общих законах развития
природы, общества и мышления. Выделяют
три основных диалектических закона:
1) закон единства и борьбы
противоположностей, раскрывающий
причину самодвижения и развития; 2) закон
перехода количества в качество, выражающий
механизм развития; 3) закон отрицания
отрицания, показывающий общий результат
и направленность процесса развития.