Файл: Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования.docx
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 137
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ ИМ. ПРОФ. М.А. БОНЧ-БРУЕВИЧА»
(СПбГУТ)
ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра истории и регионоведения
Дисциплина: Культурология
ТЕМА: «Типология культур»
Фамилия: Башмаков
Имя: Игорь
Отчество: Николаевич
Группа №: ИБ-26с
Проверил:______________
Санкт-Петербург
2023
Содержание
ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1
Кафедра истории и регионоведения 1
Дисциплина: Культурология 1
Фамилия: Башмаков 1
Имя: Игорь 1
Отчество: Николаевич 1
Группа №: ИБ-26с 1
Санкт-Петербург 1
Введение 3
Принципы классификации культур 5
Специализированная и обыденная культура 8
Соотношение понятий массовой и элитарной культуры 10
Заключение 13
Список литературы 14
Принципы классификации культур
Специализированная и обыденная культура
Соотношение понятий массовая и элитарная культуры
Заключение
Список источников
Введение
Культура очень сложное, многогранное понятие, которое используется не вполне строго, в различных отраслях и иногда пересекающихся контекстах. Сам термин берет свое начало в Древнем Риме и происходит от лат. culture, что означает «возделывание», «развитие», «почитание». Изначально под словом культура подразумевалось возделывание земли. Однако современная наука использует данное понят в нескольких аспектах.
В обыденном понятие «культура» выступает как ключевой социализирующий фактор, который регулирует разные сферы взаимодействия людей — от повседневного общения до функционирования глобальной экономики. Так же она выступает в роли собирательного образа, который объединяет искусство, религию, науку и т. д. Культурология же использует понятие культуры, которое раскрывает сущность человеческого бытия как реализацию творчества и свободы. Именно культура отличает человека от всех стальных существ.
Культурология или другими словами теория культуры — это комплексная гуманитарная дисциплина, целью которой является интеграция научного знания о культуре. Культурология возникла на стыке философии, социологии, психологии антропологии, этнографии, искусствоведения, лингвистики и ряда других дисциплин. Культурология система знаний о сущности закономерностях существования и развития человеческом значении и способах постижения культуры. Более того понятие «типология культур» означает метод научного познания, в основе которого лежит расчленение социокультурных систем и объектов и их группировка с помощью обобщенной идеализированной модели или типа.
Актуальность выбора научной темы обусловлена тем, что каждая культура — это самостоятельная «Вселенная», созданная определенным отношением человека к миру и к самому себе, и изучая различные культуры, мы не только познаем традиции, обычаи, образ жизни той или иной культуры, но и обогащаемся новыми знаниями, творческим опытом, так как каждая культура - способ творческой самореализации человека, народа, нации.
Для достижения цели, поставленной в данной учебной работе, были определены следующие задачи:
-
Определение принципов классификации культур -
Разделение культуры на специализированную и обыденную -
Выявление соотношений понятий массовой и элитарной культуры
Принципы классификации культур
Впервые представление о существовании определённых и самостоятельных «культурно-исторических типов» было предложено русским мыслителем XIX века Н.Я. Данилевским, однако, широкое распространение типологические представления о культуре получили лишь в XX веке. Идея типологии культур является идеей германской и зарождается она в течение романтизма. Позже она переходит в русскую научную традицию и находит яркое воплощение в исследовании истории развития культуры Н.Я. Данилевского. Самая распространенная типология культур принадлежит А.А. Веремьевой.
Исследуя типологии культуры, можно выделить три основных принципа выделения различий культур:
-
Географический — локализация культур в географическом пространстве -
Хронологический — выделение самостоятельных этапов в историческом развитии, то есть локализация во времени -
Национальный — изучение отличительных черт культуры на всем протяжении ее исторического развития
Из этих трех основных концепция вытекают уже все остальные.
Для большего понимания различий между тремя этими принципами приведем примеры типологий: к первому принципу классификации можно отнести типологию культуры «Восток-Запад», ко второму — типология культуры К. Ясперса о «осевом времени», к третьему — типология культуры, предложенную Н.Я. Данилевским, М.Г. Левиным, Н.М. Чебоксаровым.
Также существует еще несколько принципа классификации:
-
По технологическим признакам ( характеристика новых информационных технологий) -
По носителю культуры
По последнему принципу, по носителю культуры, культура разделяется на мировую и национальную. К мировой культуре можно отнести все то лучшее, что было достигнуто национальными культурами различных народов всего мира. А национальная культура является совокупностью культур различных классов, групп и слоев общества. К национальной культуре относятся духовные ценности ( язык, религия, литература и т.д.) и материальные (ведение хозяйства, орудия труда, экономический уклад).
Немецкий социолог, философ и историк Макс Вебер разработал модель идеального типа культуры, которая в реальности никогда в полной мере не воплощается, но без нее действительную культуру понять довольно проблематично и трудно. Итак, идеальный тип — это образ культуры, который накладывается на изучаемую реальность. Идеальный тип может быть выражен каким-либо «пограничным» или «генетическим» понятием, с которым действительно сопоставляется, сравнивается, для того чтобы сделать отчетливыми определенные, значимые компоненты ее эмпирического содержания. Он строится как теоретическая смысловая конструкция путем усиления, логического связывания элементов, встречающихся в разных обществах и в разные эпохи. Заслуга М. Вебера в разработке метода культурологии состоит в том, что он в значительной мере преодолел различия между историческими и социологическими подходами в культуре, трактуя идеальный тип и как структурное, и как исторически развивающееся образование. Современное знание в сфере культурологии представлено различными типологиями культур. Это не означает, что одни из них более правильные, чем другие. Смысл заключается в том, что сами исследовательские задачи диктуют необходимый набор показателей, которые и выступают основанием для той или иной типологии культуры.
Признаки классификации и тип культуры:
-
По отношению к способу жизни людей:
-
жизнь людей в природе, которая была доминирующей для народов до XIV-XV вв. -
жизнь людей «во второй природе» -
жизнь людей на выживание
-
По духовнорелигиозным основаниям:
-
буддийский тип культуры (с VI—V вв. до н.э.); -
христианский тип культуры (с I в. н.э.); -
исламский тип культуры (с VII в. н.э.); -
конфуцианско-даосистский тип культуры.
-
По принципу свободы совести:
-
религиозный тип культуры -
светский тип культуры
-
По принципу связи культуры с научно-техническим прогрессом:
-
доиндустриальный (традиционный) тип культуры; -
индустриальный (техногенный) тип культуры; -
постиндустриальный (информационный, рационально-интеллектуальный) тип культуры
-
По историческому принципу:
-
культура древних обществ (до V вв. н.э.); -
культура Средних веков (VI—XIV вв.); -
культура Возрождения и Реформации (XV-XVI вв.); -
культура Нового времени (XVII- нач. XX вв.); -
современная культура (XX-XXI вв.)
Существуют и иные классификации типов культуры. Например, канадский философ Маршалл Маклюэн (1911—1980) классифицирует типы культур по способу передачи информации (традиционный, письменный, экранный), американский социолог Даниел Белл (1919—2011) — по типу производственной технологии (традиционный, индустриальный, постиндустриальный). Все эти подходы, имея сильные и слабые стороны, помогают постичь сложность и уникальность реальных явлений мирового культурноисторического процесса.
Специализированная и обыденная культура
По степени специализации ученые выделяют два уровня культуры — обыденную и специализированную. Термин «обыденная культура» используется для обозначения сниженного или профанного уровня высокой культуры, которая, в свою очередь, именуется специализированной или профессиональной культурой. Обыденная культура предполагает знание обычаев и устоев повседневной жизни социальной и национальной среды, в которой существует человек. Культурология как наука при характеристике типов культуры использует такие термины, как инкультурация и социализация личности, которые по отношению к обыденной культуре означают сам процесс овладения ею. Профанная культура распространяется на небольшую часть мира, то есть, микромир, ограниченный только территорией, городом, районом, домом, а также межличностными отношениями.
Обыденная культура является сферой эмоциональной привязанности, особых чувств — чувства долга по отношению к детям, родителям, пожилым людям, инвалидам, а также чувства взаимной симпатии. Иными словами, областью распространения обыденной культуры можно считать общедоступные навыки и общепонятные всем членам общества знания. Такие знания и навыки — традиции, обычаи, нравы, правила повседневного поведения — человек осваивает в семье, в школе, среди родственников, друзей, ровесников, через средства массовой информации, а также в церкви и армии. Новый жизненный опыт накладывается на то, что было усвоено в детстве и остается неизменным.
Обыденная культура распространяется в социальном пространстве, которое является приватным. Так, взаимоотношения в домашней среде обычно протекают в менее вежливой форме, люди бывают менее сдержанны в словах и поступках, они чаще ссорятся, реже следят за своим внешним видом, могут проявлять такие манеры и совершать такие поступки, которые не позволяют себе «на людях». Иными словами, приватное пространство понимается как место, где человек может отойти от условностей и правил поведения пространства публичного. В результате через тесные спонтанные контакты происходит овладение теми навыками, знаниями и стереотипами поведения, являющимися базой для дальнейшего приобщения к специализированной культуре.
Специализированная культура — культура, обусловленная общественным разделением труда и наличием системно-институциональных сфер деятельности. Специальное образование, полученное в отрочестве и юности, помогает человеку включиться в профессиональную культуру. Одного только общения в семье, в школе, на улице и с друзьями недостаточно для овладения навыками специализированной культуры. Здесь должна быть специальная профессиональная подготовка. Составными частями специализированной культуры являются: наука, искусство, философия, право, религия.
В то время, как у профанной культуры язык обыденный, то у специализированной культуры — профессиональные языки. Специализированная культура является сферой социальных статусов и общественного разделения труда.
Кроме приватного пространства, где человек не соблюдает культурных условностей (домашняя среда) и публичным пространством, в котором он максимально стремится соответствовать этим условностям и выглядеть лучше, чем он есть на самом деле, существует промежуточное пространство, которое вбирает в себя черты как одного, так и другого. В этом промежуточном пространстве значительное место занимает место работы. Это область одновременно и долговременных, и кратковременных отношений, место взаимодействия различных социальных групп, людей знакомых и незнакомых. Как обыденный, так и специализированный уровни культуры можно увидеть практически везде. Художественная литература, оперная и симфоническая музыка, балет, скульптура, изобразительное искусство и т. п. считаются объектами специализированной культуры.