Файл: Роль медицинской сестры в уходе за пациентами с артериальной гипертензией.docx
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 232
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
этап сестринского процесса – сбор анамнеза:
Знакомство с пациентом на участке, страдающим артериальной гипертензией: изучение истории болезни, наследственной отягощенности по АГ (ишемической болезни сердца, сахарному диабету и др.);
Субъективное обследование:
Оценка его двигательной активности;
Выяснение наличие вредных привычек, особенностей питания и соблюдения режима питания и приверженности стола № 10;
Сбор жалоб пациента.
Объективное исследование включает в себя:
1) измерение роста и веса с вычислением индекса массы тела (Приложение 1);
2) измерение пульса на периферических артериях; измерение АД.
-
Лабораторные и инструментальные методы исследования – стандартные и дополнительные (по назначению врача).
2 этап сестринского процесса – определение нарушенных потребностей и определение проблем пациента.
1) Физиологические потребности.
Выживание:
-
Есть (из-за тяжести состояния) – ограничения в диете. -
Пить (нарушение водного баланса). -
Дышать (декомпенсация). -
Выделять (задержка жидкости),
Безопасность:
-
Быть чистым (из-за тяжести состояния). -
Поддерживать состояние (осложнения). -
Одеваться, раздеваться (из-за тяжести состояния). -
Спать, отдыхать (из-за тяжести состояния). -
Общаться (госпитализация). -
Работать (ограничение или утрата трудоспособности, изменение образа жизни). -
Возможные проблемы пациента.
1). Физиологические:
-
Головная боль; -
Головокружение; -
Тошнота, рвота; -
Боль в сердце; -
Нарушение зрения; -
Носовые кровотечения; -
Бессонница; -
Отёки.
2) Психологические.
-
Проблемы адаптации: -
Отсутствие адаптации к болезни. -
Беспокойство по поводу исхода. -
Дефицит знаний о болезни. -
Беспокойство по поводу ухудшения зрения. -
Недооценка тяжести заболевания. -
Изменение образа жизни: -
Необходимость изменения характера питания. -
Дефицит общения. -
Изменение семейных процессов.
3) Социальные:
-
Утрата социальных и производственных связей. -
Изоляция во время госпитализации. -
Трудности в самообеспечении (медикаменты, продукты). -
Утрата трудоспособности (инвалидизация в случае развития осложнений, например, – нарушения мозгового кровообращения).
4) Духовные:
-
Дефицит духовного участия и сочувствия. -
Отсутствие самореализации.
5) Потенциальные проблемы:
-
Риск развития носового кровотечения. -
Высокий риск нарушения зрения. -
Высокий риск нарушения мозгового кровообращения.
-
Приоритетные проблемы пациента:
-
Головная боль.
Сестринский диагноз при артериальной гипертензии: головная боль, головокружение, рвота, боли в сердце, слабость, недомогание, мелькание «мушек» перед глазами.
2 этап сестринского процесса – планирование сестринских вмешательств.
Медицинская сестра планирует участие в диспансерном наблюдении пациента.
В условия поликлиники медицинская сестра может обучить пациента измерять АД в домашних условиях; проконсультировать по вопросам немедикаментозного лечения АГ: питания - снижение потребления поваренной соли до 5 г/сут (Приложение 2); комплексному изменению режима питания (увеличение употребления растительной пищи, уменьшение употребления насыщенных жиров, увеличение в рационе калия, кальция, содержащихся в овощах, фруктах, зерновых, и магния, содержащегося в молочных продуктах); отказу от курения; нормализации веса; снижению потребления алкогольных напитков менее 30 г алкоголя в сутки у мужчин и менее 20 г в сутки у женщин; увеличению физических нагрузок (регулярные аэробные (динамические) физические нагрузки по 30—40 мин не менее четырех раз в неделю).
3 этап сестринского процесса - реализация плана сестринских вмешательств.
Диспансерное наблюдение пациента с АГ осуществляется не менее 1-2 раз в год (в зависимости от степени тяжести). Диспансерное наблюдение включает в себя обязательные лабораторные и инструментальные исследования. Медицинская сестра организует проведение всех необходимых исследований.
Обучение пациента измерению АД в домашних условиях
Оснащение: тонометр, фонендоскоп, ручка, дневник наблюдения.
I. Подготовка к процедуре
-
Сказать пациенту, что вы обучите его измерять артериальное давление. -
Определить мотивацию и способность пациента к обучению. -
Уточнить у пациента, согласен ли он обучаться измерению артериального давления.
II. Обучение пациента
-
Ознакомить пациента с устройством тонометра и фонендоскопа. -
Предупредить его, что измерять артериальное давление можно не ранее, чем через 15 мин после физической нагрузки. -
Демонстрация техники наложения манжеты. Наложить манжету на свое левое обнаженное плечо (натянуть ее, как рукав) на 1—2 см выше локтевого сгиба, предварительно свернув трубочкой по диаметру руки: одежда не должна сдавливать плечо выше манжеты; между манжетой и плечом должен проходить один палец. -
Продемонстрировать технику соединения манжеты и манометра, проверить положение стрелки манометра относительно нулевой отметки шкалы. -
Продемонстрировать технику пальпации пульса плечевой артерии в области локтевого сгиба. -
Вставить фонендоскоп в уши и поставить мембрану фонендоскопа на место обнаружения пульса, но так, чтобы головка фонендоскопа оказалась под манжетой. -
Продемонстрировать технику пользования грушей: взять в руку, на которой наложена манжета, манометр, в другую — «грушу» так, чтобы 1 и 2-м пальцами можно было открывать и закрывать вентиль; закрыть вентиль на «груше», повернув его вправо, нагнетать воздух в манжету после исчезновения тонов еще на 30 мм рт. ст. медленно открыть вентиль, повернув его влево, выпустить воздух со скоростью 2—3 мм рт. ст. в 1 с. Одновременно с помощью фонендоскопа выслушивать тоны Короткова на плечевой артерии и следить за показателями по шкале манометра. Акцентировать внимание пациента на том, что:
появление первых звуков соответствует величине систолического давления; переход громких звуков в глухие или их полное исчезновение соответствует величине диастолического давления.
-
Записать результат в виде дроби. -
Убедиться в том, что пациент обучился технике измерения артериального давления, попросив продемонстрировать процедуру. При необходимости дать письменную инструкцию. -
Обучить ведению дневника наблюдения. -
Предупредить пациента, что он должен измерить АД 2—3 раза с интервалом 2—3 мин. -
После обучения протереть мембрану и ушные концы фонендоскопа шариком со спиртом. -
Вымыть руки.
Заключение
Курсовой работе выполнены поставленные задачи:
Изучена научная медицинская литература, посвящённая симптоматике, клиническому течению, формам и диагностике артериальной гипертензии;
Изучена роль медицинской сестры в решении проблем пациентов с артериальной гипертонией;
Разработан буклет о профилактических мероприятиях направленных на предупреждение артериальной гипертонии (соблюдение питания с ограничением соли и сниженным содержанием животных жиров).
Выбор темы обусловлен актуальностью проблемы АГ. Артериальная гипертония (АГ) является ведущим фактором риска развития сердечно-сосудистых (инфаркт миокарда, инсульт, ИБС, хроническая сердечная недостаточность), цереброваскулярных (ишемический или геморрагический инсульт, транзиторная ишемическая атака) и почечных заболеваний (хроническая болезнь почек). Сердечно-сосудистые и цереброваскулярные заболевания, представленные в официальной статистике, как болезни системы кровообращения (БСК) являются ведущими причинами
смертности населения в Российской Федерации, на их долю в числе умерших от всех причин приходится более 55% смертей.
При соблюдении рекомендаций в отношении ведения здорового образа жизни, защиты от негативных воздействий на «органы-мишени»; диспансерное наблюдение и длительная антигипертензивная терапия, при установленном диагнозе, все это поможет избежать грозных осложнений и риска развития внезапной смерти. Огромную роль в проведении всех этих мероприятий играет медицинская сестра.
Мной сделан вывод, что необходимо вести профилактическую работу среди населения. В связи с этим был разработан буклет и рекомендации направленные на профилактику гипертонической болезни.
Список литературы
-
Алгоритмы ведения пациента с артериальной гипертензией Санкт-Петербург, 2015 Издание первое -
Алгоритмы ведения пациента с гипертоническим кризом Санкт-Петербург, 2015 Издание первое -
Артериальная гипертония у взрослых Клинические рекомендации, 2016 -
Кардиологический Вестник№ 1, 2015Том X Бюллетень Российского кардиологического научно-производственного комплекса -
Кардиология. Национальное руководство: краткое издание / под ред. Ю. Н. Беленкова, Р. Г. Оганова. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2012. —848 с. -
Обуховец,Т.П Основы сестринского дела практикум, 2011год, Ростов – на – Дону « Феникс», 2013год, С 238 -241. -
Поликлиническая терапия: учебник / коллектив авторов ; под ред. И.И. Чукаевой, Б.Я. Барта. — Москва : КНОРУС, 2017. — 696 с. — (Бакалавриат). -
Рекомендации по лечению артериальной Европейского общества по гипертонии (ESH) и Европейского общества кардиологов (ESC), 2013 -
Толегенов А. К. Артериальная гипертензия // Вестник КазНМУ //№ 1, 2013 -
Чазова И.Е., председатель (Москва), Ратова Л.Г., секретарь (Москва),
Бойцов С.А. (Москва), Небиеридзе Д.В. (Москва) Диагностика и лечение артериальной гипертензии (Рекомендации Российского медицинского общества по артериальной гипертонии и Всероссийского научного общества кардиологов)
88>102>30>