Файл: Формирование пенсионного законодательства в досоветский и советский периоды.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Исторический аспект пенсионного обеспечения в РФ
§1.Формирование пенсионного законодательства в досоветский и советский периоды
§2.Реформа пенсионного обеспечения РФ
Глава 2. Современное пенсионное обеспечение в РФ
§1.Основные понятия и система современного пенсионного законодательства РФ
§2.Особенности назначения, перерасчета и расчета трудовой пенсии РФ
Глава 3. Проблемы реализации пенсионной реформы в юридической практике (на примере Брянской области)
§1.Проблема реализации пенсионного законодательства
§2.Проблема взаимодействия органов ПФР с органами государственной власти, а так же со страхователями-работодателями
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Пенсионное обеспечение граждан - комплексная система, функционирующая на базе законодательных актов государства, принятых с целью защитить гражданина в сложные периоды его жизни.
Регулирование государством пенсионного обеспечения защищает пенсионера от катаклизмов нашей экономики в неустойчивое время, привлекает другие формы пенсионного обеспечения через имеющиеся ресурсы предприятий и самих граждан и, самое главное, строит очень чёткую систему взаимоотношений между гражданином, субъектом Федерации и государством в целом.
С января 2002 года в России началась реформа системы социального обеспечения - пенсионная реформа. Национальный совет при Президенте России по пенсионной реформе во главе с премьер-министром Михаилом Касьяновым одобрил основные её положения, а парламент принял соответствующие законы: пенсионная система была перестроена на базе нового законодательства.
Важно понять, что пенсионная реформа затрагивает все слои общества и ее проведение невозможно без достижения общественного согласия.
Стоит отметить, что на протяжении последних лет пенсионная реформа является одним из важнейших приоритетов работы Правительства, соответствующих министерств и ведомств. Однако кардинальных изменений в пенсионной системе, заявленных в начале реформы, по факту не происходит. Дискуссия о направлениях и механизмах реформирования системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации остается уделом узкой группы специалистов.
Опубликованные официальные документы не дают полной картины обо всей глубине и сложности стоящих проблем, о возможных альтернативных решениях и аргументации в выборе той или иной модели развития, поэтому исследование проблематики пенсионного законодательства является актуальным в наше время. Только подробный разбор и эмпирический анализ позволяет выявить различные точки зрения и найти решения выявленных проблем.
Целью данного исследования является подробное изучение проведения, а так же результатов реформы пенсионного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью в работе обозначены следующие задачи:
проследить эволюцию пенсионной системы;
рассмотреть особенности современного пенсионного законодательства в свете проведенной реформы 2002 - 2012 гг.
выявить основные проблемы реализации пенсионной реформы РФ в настоящее время на уровне РФ и Брянской области, а так же предложить способы их решения.
Объектом дипломной работы является система современного пенсионного законодательства Российской Федерации. При этом можно отметить, что временными рамками, в которые заключен процесс развития пенсионного обеспечения России является постреволюционный период, обозначивший зарождение пенсионной системы и до настоящего времени, так как процесс её реформирования до сих пор не завершен.
Предметом же является массив пенсионного законодательства РФ, регулирующий отношения в области пенсионного обеспечения.
В исследовании использованы такие методы, как системно-структурный, а так же сравнительное правоведение.
Отечественные исследователи обратились к активному изучению проблем пенсионного обеспечения с начала его функционирования. Но особенное внимание оно привлекло исследователей постсоветской эпохи. Среди отечественных исследователей можно выделить таких как: Астапович А.З., Баскаков В.Н., Гришина Т.С., Голикова Л.В., Гонтмахер Е.И., Гудков А.В., Джанчурина А.С., Крючкаова П.В., Лельчук А.Л., Луковкина Е.А., Люблин Ю.З., Орлов-Карба П.А., Помазкин Д.В., Табах А.О., Роик В.Д., Якушев Л.П. В целом, проблема пенсионного обеспечения в России на настоящий момент является открытой для дискуссий.
Для достижения поставленных цели и задач дипломная работа разделена на введение, три главы и заключение. Первая глава раскрывает исторический аспект: в ней изложены основные этапы развития пенсионной системы с зарождения до современного вида. Вторая - теоретическая: в ней рассмотрены основные понятия пенсионного законодательства. Третья глава - практическая: в данной главе рассмотрены основные проблемы функционирования пенсионной системы в РФ и Брянской области, а так же предложены пути их решения. В заключение работы сделаны основные выводы.
В работе использовано 61 источник, из которых 17 нормативно-правовых актов, иной научно-публицистической литературы в области пенсионного законодательства- 44.
Дипломное исследование расположено на 73-х листах машинописного текста.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РФ
§1.Формирование пенсионного законодательства в досоветсткий и советский периоды
Пенсионная система - совокупность создаваемых государством правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии.
Историю развития системы пенсионного обеспечения в нашей стране можно разделить на несколько этапов. Еще в восьмидесятые годы XIX столетия Общество для содействия русской промышленности и торговли поставило вопрос об устройстве в России государственной кассы страхования рабочих от несчастных случаев на производстве и государственной пенсионной кассы для трудящихся. Пенсионные кассы страхового типа появились в России в 1888 г. на железных дорогах. Далее они стали образовываться в разных ведомствах. Существовали эмеритальные, пенсионные и страховые кассы. Фактически все государственные служащие состояли членами этих касс. Все крупные промышленные предприятия имели свои отдельные кассы или создавали объединенные. Расчеты страховых тарифов и актуарные расчеты пенсионных схем базировались на четкой земской и отраслевой статистике, рассчитывались не только таблицы смертности, но и таблицы инвалидности. К уставам касс прилагались таблицы размеров выплат, которые рассчитывались по правилам теории страхования жизни с учетом условий назначения пенсий, статистики смертности, инвалидности и норм роста капитала.
Эмеритальные кассы обеспечивали выплаты пособий и пенсий своим участникам, как правило, четырех видов:
· пенсия по выслуге лет;
· пенсии по инвалидности;
· вдовьи и сиротские пенсии;
· пособия по увольнению и/или сокращению штатов до выслуги и установленного числа лет.
Характерен следующий факт: в 1908 г. в Эмеритальной кассе инженеров путей сообщения были сделаны актуарные расчеты вплоть до 2062 г. Как видим, в дореволюционной России пенсионным делом и страхованием жизни занимались очень серьезно и планировали надолго.
Второй этап развития пенсионной системы начался после Октябрьской социалистической революции. Одним из первых Декретов Советской России был Декрет от 10 ноября 1917 г. «Об увеличении пенсий рабочим, пострадавшим от несчастных случаев». В нем Совет Народных Комиссаров постановил: «страховому товариществу предоставляется производить позаимствования из пенсионного фонда на увеличение пенсий пострадавшим от несчастных случаев, на 100%». Первоначально политика в этом вопросе обуславливалась стремлением осуществить свои социально-экономические преобразования на базе прежних экономических отношений. В сообщении от 30 октября 1917 года «О социальном страховании», отмечалось, что рабоче-крестьянское правительство приступает к изданию декретов о полном социальном страховании на основе следующих рабочих страховых лозунгов:
· распространение страхования на всех без исключения наемных рабочих, а также городскую и сельскую бедноту;
· распространение страхования на все виды потери трудоспособности, а именно на случай болезни, увечья, инвалидности, старости, материнства, вдовства и сиротства, а также и безработицы;
· возложение всех расходов по страхованию целиком на предпринимателей;
· возмещение полного заработка в случае утраты трудоспособности и безработицы;
· полное самоуправление застрахованных во всех страховых организациях.
Однако уже через год вышло «Положение о социальном обеспечении трудящихся», утвержденное Советом народных комиссаров 31 октября 1918. В нем был намечен переход от принципов социального страхования к социальному обеспечению всех членов трудовой коммуны, хотя среди источников средств на социальное обеспечение были названы работодатели, частных предприятий, национализированных и государственных предприятий и учреждений, артелей, ремесленников, сельских хозяев и пр. Такой переход объяснялся экономическими условиями «военного коммунизма». Создание единой государственной системы социального обеспечения привело к ликвидации страховых товариществ.
В период Новой экономической политики (НЭП), в связи с переходом предприятий на хозяйственный расчет, был осуществлен и переход от государственного социального обеспечения к социальному страхованию. В соответствии с декретом Совета Народных Комиссаров от 15 ноября 1921 года «О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом» обеспечение за счет государства было заменено обеспечением в порядке социального страхования, т.е. специальных фондов, формирующихся за счет взносов, уплачиваемых всем учреждениями, предприятиями, хозяйствами, пользующимися наемным трудом.
Параллельно с социальным страхованием развивается и государственное социальное обеспечение. Таким образом, в двадцатые годы используются две различные организационно-правовые формы: социальное страхование и социальное обеспечение, имеющие различные механизмы формирования и расходования средств.Начиная с 30-х годов государственная политика в области социальной защиты, все больше делает акцент на развитии и расширении государственного обеспечения. В результате проведенной реформы социальной защиты пенсионное обеспечение стало осуществляться в форме непосредственно государственного обеспечения. Расходы на выплату пенсий работающим пенсионерам стали финансироваться из бюджетных средств, а выплата таких пенсий была передана органам социального обеспечения. Кроме того, получили широкое распространение льготные пенсии. Контингент имеющих право на льготы определялся обширными перечнями профессий и должностей. Льготы заключались в понижении возраста, дающего право на пенсию по старости, а также в понижении стажа, дающего право на эту пенсию. В 1946-1956 гг. сложилось довольно сложное законодательство о льготных пенсиях, что привело к существованию двух параллельных систем.
Начиная с 30-х годов государственная политика в области социальной защиты, все больше делает акцент на развитии и расширении государственного обеспечения. В результате проведенной реформы социальной защиты пенсионное обеспечение стало осуществляться в форме непосредственно государственного обеспечения. Расходы на выплату пенсий работающим пенсионерам стали финансироваться из бюджетных средств, а выплата таких пенсий была передана органам социального обеспечения. Кроме того, получили широкое распространение льготные пенсии. Контингент имеющих право на льготы определялся обширными перечнями профессий и должностей.
Льготы заключались в понижении возраста, дающего право на пенсию по старости, а также в понижении стажа, дающего право на эту пенсию. В 1946-1956 гг. сложилось довольно сложное законодательство о льготных пенсиях, что привело к существованию двух параллельных систем.В связи со сложившейся ситуацией, для упорядочения процесса пенсионирования 14 июля 1956 году был принят Закон СССР «О государственных пенсиях», вступивший в силу с 1 октября того же года. В этом же году Советом Министров СССР было издано Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий (Свод законов СССР, т. 2, с. 532, 1990 г.), а также постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 утверждены списки производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах (Список №1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах и Список №2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах).
Новым законом были значительно повышены размеры пенсии. Коэффициент замещения составлял от 50 до 100% заработка. Кроме того, были установлены различные надбавки, существенно повысившие уровень пенсионного обеспечения. Впервые закон установил возможность назначения пенсии при неполном трудовом стаже - в размере пропорциональном этому стажу. Но все это не изменило основу, сложившуюся в 30-е годы организационно-правовую форму пенсионного обеспечения.
Следует сказать, что недостатки пенсионной системы, побудившие начать ее реформирование в 1956 году, через некоторое время в полной мере проявились и после проведения пенсионной реформы 1956 года: несдерживаемый рост численности пенсионеров, получающих льготные пенсии; расширение круга лиц, получающих одновременно и пенсию и заработную плату; существенное отставание темпа роста размера пенсий от темпов роста заработной платы, ведущие как к уравнительности пенсионного обеспечения, так и к неуклонному снижению коэффициента замещения заработной платы; и, самое главное, неуклонный рост бюджетных расходов на выплаты пенсий.