Файл: Формирование пенсионного законодательства в досоветский и советский периоды.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Кроме того, можно отметить, что дореформенная пенсионная система не обеспечивала эквивалентности размера получаемых пенсий уплаченным взносам. Действовавшая в Советском Союзе распределительная пенсионная модель начала «стареть», и взносов, перечисленных в пенсионную систему, не хватало для выплаты текущих пенсий ныне живущим пенсионерам. Во-вторых, данной несбалансированности «содействовал» институт льготных пенсий в связи с особыми условиями труда - к началу пенсионной реформы льготная досрочная пенсия устанавливалась каждому четвертому вновь выходящему на пенсию работнику.
§2. Реформа пенсионного обеспечения РФ
В период с 1991 по 2002 гг. использовалась распределительная система пенсионного обеспечения. Её суть заключалась в следующем: взносы в пенсионный фонд, собираемые сейчас с работающего населения, шли на выплату пенсионерам. Такой механизм был назван механизмом солидарности поколений, так как те, кто сегодня содержат пенсионеров, сами в старости окажутся на содержании следующего поколения. Неэффективность распределительной системы особенно ярко проявляется на фоне современной демографической ситуации в нашей стране и во всем мире в целом.
Таким образом, результатом десятилетнего развития Пенсионного фонда явилось создание достаточно прочной системы пенсионного обеспечения населения, при которой данной задачей занимается не аппарат управления государством из средств государственного бюджета, а отдельно, специально созданный для этого государственный институт, занимающийся только непосредственно данной задачей, и использующий только собственные средства не входящие в какой-либо бюджет.
Так же в этой системе собирались необходимые статистические данные для дальнейшего развития пенсионного дела, и обязательные при прогнозировании необходимых средств, для обеспечения людей нуждающихся в социальной защите.
Начиная с 1 января 2002 года в Российской Федерации началась реализация крупномасштабной пенсионной реформы. Реформа являлась составной частью структурных преобразований в экономике и социальной политике государства, ее цель - создание многоуровневой пенсионной системы, позволяющей обеспечить гражданам возможность получения достойной пенсии после окончания трудовой деятельности.
Нормативно-правовая база, регламентирующая источники формирования средств пенсионного обеспечения, принципы и методы аккумулирования, сохранения и распределения накопленных ресурсов состояла из действующих на тот момент нормативно-правовых актов. Конфигурацию реформированной пенсионной системы и определили следующие Федеральные законы: от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», от 01.04.1996 №75-ФЗ«Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», от 24.07.2002 №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»; Постановления Правительства: №329 от 30.06.2004 «О Министерстве финансов Российской Федерации», №317 от 39.06.2004 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам», №317 21.07.2004 «Об установлении размеров базовых частей трудовых пенсий и утверждении коэффициента индексации с 1 августа 2004 г страховой части трудовой пенсии», и иные нормативно-правовые акты.
Значительные изменения были внесены в законодательство федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
Исходя из действующего законодательства, можно говорить о трехуровневой структуре системы пенсионного обеспечения:
· государственное пенсионное обеспечение
· обязательное пенсионное страхование
· негосударственное (дополнительное) пенсионное
Эта система отличается от ранее действовавшей радикальными изменениями в блоке обязательного пенсионного страхования, а также укреплением роли дополнительного пенсионного обеспечения и роли негосударственных пенсионных фондов в системе пенсионного обеспечения.
Введение новой формулы расчета трудовой пенсии, которая финансируется за счет страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, уплачиваемого работодателем, предусматривает две составляющие:
· страховую
· накопительную часть.
Таким образом, пенсионная система в своем историческом развитии прошла несколько этапов:
. С 1927г. - 1990 г. - социалистический.
Особенностью данного периода является то, что аккумуляция средств на пенсионное обеспечение происходила в бюджете социального страхования.
.1990 г. - переходный.
Особенностью данного периода явилось адаптация пенсионной системы к новым политическим реалиям, а так же процесс подготовки новой нормативной базы, обеспечивающей нормативное содержание экономики периода преобразования социалистического в российское законодательство.
. 1990г. - 2002г. - адаптивный.
Развитие пенсионной системы как самостоятельной отрасли социального обеспечения граждан при полном финансировании из Федерального Бюджета.
. 2002г. - настоящее время - пенсионная реформа.
Особенностями данного периода являются:
· Установление трехуровневой системы пенсионного обеспечения: государственное, обязательное пенсионное и негосударственное
· Введение новой формулы расчета трудовой пенсии, которая финансируется за счет страховых взносов в Пенсионный фонд РФ
Для более полного понимания современной пенсионной системы основные её особенности на современном этапе будут рассмотрены во второй главе.
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§1. Основные понятия и система современного пенсионного законодательства РФ
Пенсия (от латинского pensio - платёж) - регулярная и, как правило, пожизненная денежная выплата нетрудоспособным гражданам со стороны государства или иных субъектов в качестве основного источника средств существования, назначаемая в установленном законом случаях. Пенсия является формой социальной защиты населения.
Трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц - заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств;
Пенсионное обеспечение является базовой и одной из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения. Устойчиво функционирующая пенсионная система - залог социальной стабильности в обществе и, наоборот, неудовлетворительно работающая пенсионная система порождает опасную социальную напряжённость.
Пенсионное обеспечение граждан осуществляется в большинстве стран мира. При этом, если в одних странах основной упор на государственное финансирование пенсионной системы, в других - основу составляют пенсионные накопления самих граждан.
Рассматривая пенсионное обеспечение различных стран, можно выделить следующие разновидности пенсионного обеспечения.
Основателем первой в мире государственной системы пенсий по возрасту для трудящихся, базирующейся на солидарной схеме, являлся канцлер Германии Отто фон Бисмарк (1889 год). Эту модель в начале XX века стали копировать разные страны в Европе, и она получила название «континентальной» (ее иногда называют «бисмаркской»): пенсионный возраст в общий для мужчин и женщин - 65 лет (с 2012 до 2030 гг. будет 67 лет). Пенсия имеет распределительный характер и зависит от уровня зарплаты и трудового стажа. Подобный вид пенсионного обеспечения так же в Австралии, Франции, Италии, Греции и в большинстве других стран континентальной Западной Европы
Пенсионная система Великобритании - одна из старейших систем социального страхования в мире (с 1908 года) и одна из самых сложных по организации, регулированию и набору возможностей, предоставленных будущим пенсионерам. Два раза (по итогам доклада комиссии лорда Уильяма Бевериджа в 1944 году и реформ 1982-86 гг.) система подвергалась глобальной перестройке. Тип модели системы назван «англо-саксонским» (иногда такие системы называют системами Бевериджа). В британской системе, пенсионеры могут получать выплаты из трех источников: базовой социальной пенсии и трудовой пенсии («второй» государственной, зависящей от заработка и стажа) из национальной страховой схемы, профессиональной пенсионной схемы и добровольных накоплений. Такая модель характерна так же характерна США и Канаде.
Как видно из мирового опыта, пенсионный вопрос косвенно касается всего трудоспособного населения государства. Для России этот вопрос в данное время является очень актуальным.
Соотношение между населением трудоспособного и пенсионного возрастов, от которого зависит финансовая устойчивость пенсионной системы в нашей стране, является менее благоприятным, чем в подавляющем большинстве развитых стран. Это происходит, несмотря на то, что Россия в настоящее время существенно отстаёт от развитых стран по средней продолжительности жизни.
Согласно преамбуле к Федеральному закону от 17.12.2001№ 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на трудовые пенсии устанавливаются Федеральным законом от 17.12.2001№ 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».
То есть, право российских граждан на пенсионное обеспечение по достижении соответствующего возраста гарантировано Конституцией РФ - согласно этому документу любой житель Российской Федерации имеет право на обязательную государственную пенсию.
Как было обозначено в первой главе, система современного пенсионного обеспечения РФ выглядит следующим образом:
Государственное пенсионное обеспечение основано на финансировании пенсий за счет федерального бюджета: социальные пенсии для отдельных категорий граждан, которые не приобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхованию, или тех, кто имеет право на государственное обеспечение по закону от 15.12.2001 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении».
Обязательное пенсионное страхование включает в себя трудовую пенсию по старости (в составе страховой и накопительной частей) и трудовую пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца (в составе страховой части) и финансируемое за счет страховых взносов работодателя.
Участниками данного вида пенсионного обеспечения стали мужчины 1953 года рождения и моложе и женщины 1957 года рождения и моложе.
Трудовая пенсия финансируется за счет страховых взносов, перечисляемых работодателем, и состоит из двух частей:
. Страховой. Данная часть зависит от трудового стажа, заработной платы и страховых взносов работодателя, а также фиксированного базового размера, устанавливаемого государством.
. Накопительной. Данная часть, в свою очередь, зависит от суммы пенсионных накоплений, сформированных за счет страховых взносов работодателя и инвестиционного дохода, суммы добровольно уплачиваемых дополнительных страховых взносов и средств материнского (семейного) капитала.
Негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение - негосударственные пенсии, выплачиваемые в рамках договоров с негосударственными пенсионными фондами, финансируемые за счет взносов работодателей и работников в свою пользу и дохода, полученного от их инвестирования.
Негосударственное пенсионное обеспечение в пенсионной системе рассматривается как дополнительное по отношению к государственному и может осуществляться как в форме дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных организаций, отраслей экономики либо территорий, так и в форме личного пенсионного страхования граждан, производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение в страховых компаниях или пенсионных фондах. Обе эти формы должны развиваться.
Многоуровневая система страхует от многих рисков - особенно от общего, обусловленного неопределенностью в экономике и политике (правительственные или рыночные кризисы, изменения в относительных ценах труда и капитала) - с помощью диверсификации типов управления (государственный и частный), источников финансирования (капитал и труд) и инвестиционных стратегий (акции и облигации, международные и внутренние инвестиции). Сегодня общепризнано, что многоуровневая схема может эффективно разрешать многие проблемы современных пенсионных систем. Именно этот путь выбрали многие страны при реформировании в 90-е годы своих пенсионных схем. К концу истекшего столетия лишь 5 государств (Чили, Боливия, Сальвадор, Мексика и Казахстан) полностью отказались от распределительной системы и перешли на чисто накопительную.