Файл: Уткина Елизавета Михайловна Преподаватель Драчева Юлия Александровна Практическое занятие.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 244

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Все вышеизложенные критерии указывают на то, что программа является образовательной и общеразвивающей: развивается самостоятельное мышление, детские фантазии направлены в нужное русло, формируется эстетическое понимание и художественный вкус, становление личности в обществе, приобретаются навыки, которые можно использовать в современной жизни.

Обоснованием данной программы является создание благоприятных условий реализации духовных, познавательных и творческих потребностей развивающейся личности, для ее самореализации в декоративно-прикладном искусстве.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Основная цель программы:

-обучение основам декоративных техник, изучение новых современных материалов, используемых в предметах дизайна интерьера.

Задачи :

- развитие художественного и эстетического вкуса, творческой активности учащихся;

-ознакомление с декоративно - прикладным искусством и его видами, направлениями, обучение основам изготовления сувениров и изделий в технике макраме и батика.

- формирование знаний, умений работы с различными простыми и нестандартными материалами и их совершенствование, соблюдая правила техники безопасности;

- развитие знаний в области дизайна, его многообразия и возможностей с применением различных технологий;

- применение полученных теоретических и практических знаний в дальнейшем, умение совмещать различные техники, цветовую гамму, фон и фактуру в правильную композицию;

-формирование личностно-значимых морально - психологических качеств (усидчивость, трудолюбие, терпеливость, умение доводить начатое дело до конца, чувство коллективизма и взаимовыручки и т.п.)

- подготовка учащихся к осознанному профессиональному самоопределению;

-развитие художественно-творческих, индивидуально выраженных способностей личности ребенка;

- воспитание национального самосознания и уважения к культурам других народов;

- воспитание нравственно-духовных приоритетов у учащихся.

Отличительной особенностью данной программы является

систематизация различных видов декоративно - прикладного искусства (батик, макраме, пластика, изонить), это способствует создание условий для удовлетворения различных художественно-творческих интересов учащихся.

Программа курса рассчитана на 3 года обучения. Она предусматривает постепенное усложнение творческих заданий от занятия к занятию, от года к году.


Степень сложности заданий на занятиях определяется с учетом индивидуальных особенностей личности. Кроме аудиторных занятий по усмотрению педагога могут быть использованы такие формы работы как экскурсии в музей, на выставки, встречи с интересными людьми, вернисажи. В конце изучения, определенной темы педагог предлагает учащимся самостоятельную работу по индивидуальному творческому плану, где педагог выступает в роли консультанта. Хорошей традицией в коллективе могут стать праздники, конкурсы, вручение подарков. В конце учебного года проводится выставка работ учащихся с их обсуждением. Итоговые работы могут выполняться индивидуально или коллективом авторов.

Овладение техникой (батика и макраме) прикладного искусства подразумевает свои способы проверки полученных знаний - это срезы знаний после каждой новой темы, практические работы, различные выставки творческих работ учащихся, участие в различных конкурсах, КВНы, в конце каждого учебного полугодия - открытые итоговые занятия.

Результаты - итоги педагогической деятельности это всевозможные выставки, участие в научно-практических конференциях, профессиональное самоопределение при поступлении в Сузы и ВУЗы. Кроме этого учащийся, овладев знаниями данного направления, могут украсить свой дом, класс, школу изделиями в данной технике. А пожеланию сдавать свои работы на продажу, или просто делать подарки для своих друзей, близких.

Программа включает в себя 3 ступени обучения:

Подготовительная ступень (сделай, как я) - первый год обучения: учащиеся знакомятся с основами некоторых простых технологий, материалами, применяемыми в работе, учатся аккуратному и экономному обращению с этими материалами.

Начальная ступень (репродуктивная) – второй год обучения: на данном этапе детям предлагается усложнение полученных и закреплённых ранее технологий, а также водятся новые, более сложные.

Углубленная ступень (поисковотворческая) – третий год обучения и творческая группа: вводятся новые более сложные технологии, их совмещение в работе. Учащиеся принимают активное участие в подборе или замене цвета, предлагают свои варианты оформления и дополнения в процессе изготовления декоративных панно, различных сувениров и т. д. Данный процесс направлен на участие в проектной деятельности детей

, их активное участие в конкурсах, выставках и научно-практических конференциях на всех уровнях.

Задачи первого года обучения:

- расширение кругозора, раскрытие творческих способностей;

- научить работать детей с некоторыми видами материалов (мулине, капроновыми нитями, анилиновыми и акриловыми красками по ткани), соблюдать при этом аккуратность и экономичный расход;

- научить обращать внимание на подбор и сочетание в работе нужной цветовой гаммы (элементы и детали работы должны сочетаться с фоном);

- сформировать представление о данном направлении в различных сферах

применения (интерьер, архитектура, моделирование одежды, реклама т. д.);

- создание непринуждённой эмоциональной обстановки в учебном объединении.

Задачи второго года обучения:

- знакомство с новыми более сложными технологиями (объединение отдельно выполненных элементов в одну композицию – объёмные панно и изучение совершенно новых технологий – фриволите, гильоширование, плетение из бумаги, декупаж);


- научить работать с новыми видами материалов, используемых в нужных технологиях (декоративные акриловые краски, декоративные универсальные контуры, подарочная бумага, искусственный шелк и т.д.);

- научить правильно размещать детали в композиции по стилю, форме, цвету;

-прививать аккуратность при выполнении работы (усложнённые варианты требуют большей аккуратности);

- прививать чувство толерантности в коллективе.

Задачи третьего года обучения:

- введение новых технологий в процесс обучения;

-знакомство с новыми приёмами декорирования в различных стилях и направлениях;

-знакомство с исследовательской деятельностью.

Задачи творческой группы:

- самостоятельно выполнять работы и составлять композиции из пройденных тем;

- свободно ориентироваться в процессе подбора фактуры для фона и подбора или замены цветовой гаммы выполняемой работы;

- участие в исследовательской деятельности, научно – практических конференциях, умение презентовать свою работу.

Сроки реализации программы: 3 года

Программа предназначена для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста от 8 до 17 лет. Занятия проходят два раза в неделю: первый год обучения (младший школьный возраст) – по 2 часа - 144часа в год, второй, третий год обучения и творческие группы (средний и старший школьный возраст) – по 3 часа - 216 часов в год.

Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся.

1-й год обучения

Учащиеся знают:

-виды декоративно - прикладного искусства;

-инструменты и материалы, применяемые в работе, последовательность

технологических операций;

-правила по технике безопасности при работе;

-виды, свойства и названия материалов, используемые в работе.

- общие сведения о профессиях связанных с народными промыслами.

Учащиеся умеют:

-организовывать рабочее место в соответствии с используемым материалом

и поддерживать порядок во время работы;

-выполнять поручения педагога, данные в устной или письменной форме;

- под руководством педагога проводить анализ изделия
, планирование последовательности его изготовления;

-определять материалы и инструменты, необходимые для работы, правильно

использовать их при работе;

-эстетично оформлять изделия, проявляя элементы творчества.

2 год обучения

Учащиеся знают:

-последовательность технологических операций для изготовления

конкретных изделий;

-правила по технике безопасности при работе;

-теоретические сведения из истории батика и макраме;

- об использование батика и макраме в прикладном творчестве.

Учащиеся умеют:

- изготавливать изделия по образцу, рисунку, устным и письменным инструкциям;

- работать самостоятельно инструментами и приспособлениями.

- работать индивидуально и группами;

- проявлять элементы творчества на всех этапах, эстетично оформлять изделия;

- подготовить самостоятельно рабочее место и содержать его в порядке.

3 год обучения

Учащиеся знают:

- общетрудовые знания: об организации трудового процесса в зависимости от характера (индивидуальный или коллективный);

-названия и назначения инструментов и материалов применяемых в работе. Приемы безопасной работы ими; культуру поведения и труда.

Учащиеся умеют:

- общетрудовые умения: организовывать рабочее место, в соответствии с практическим заданием и поддерживать порядок во время работы;

- участвовать в коллективной работе группы учеников;

- отбирать нужные для работы материалы и инструменты;

- планировать последовательность операции и время работы;

- составлять эскизы будущего изделия;

- помогать младшим ученикам в работе;

- правильно и аккуратно оформлять изделия;

- читать чертежи и проекционные карты;

- разрабатывать индивидуальные проекты.

Творческая мастерская 4-5 год обучения

Учащиеся знают:

- общетрудовые знания: об организации трудового процесса в зависимости от характера (индивидуальный или коллективный);

-названия и назначения инструментов и материалов применяемых в работе. Приемы безопасной работы ими; культуру поведения и труда.

Учащиеся умеют:

- общетрудовые умения: организовывать рабочее место, в соответствии с практическим заданием и поддерживать порядок во время работы;

- участвовать в коллективной работе группы учеников;