Файл: Уткина Елизавета Михайловна Преподаватель Драчева Юлия Александровна Практическое занятие.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 243

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.03 Педагогика дополнительного образования

Дисциплина: Подготовка педагога дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности

Практическое занятие 1


Выполнила:

Уткина Елизавета Михайловна

Преподаватель:

Драчева Юлия Александровна

    1. Практическое занятие 1


Задание по теме 1.4. Профессиограмма педагога дополнительного образования

Цель занятия: закрепление знаний об профессиограмме педагога дополнительного образования, формирование умения разрабатывать профессиограмму и психограмму педагога дополнительного образования.

 Задание 1. Разработайте примерную профессиограмму педагога дополнительного образования, реализующего программы социально – педагогической направленности. При разработке опирайтесь на модель профессиограммы, представленную  в лекции

Профессиограмма педагога дополнительного образования

Становление профессионализма опирается на общее психологическое развитие, осуществляется на его фоне и позднее его. Специфика профессионализма педагога наиболее четко может быть представлена через профессиограмму, эталонную модель педагога.

Профессиограмма – документ, отражающий условия и содержательную обобщенную характеристику определенной профессии, требования к специалисту – носителю данной профессии и определение, исходя из этих требований, необходимых для данного вида деятельности качеств личности, составляющих основу профессиональной пригодности; ядром профессиограммы является психограмма.

Квалификационные требования: На должность педагога дополнительного образования назначается специалист, среднее профессиональное или высшее педагогическое образование без предъявления требования к стажу работы. В соответствии с п. 1 ст. 53 Закона РФ «Об образовании», порядок комплектования работников образовательных учреждений регламентируется их уставами.


Доминирующий способ мышления: адаптация – координация.

Профессиональная область: педагогика, культура.

По классификации Климова данная профессия относится к типу Человек – человек, человек – художественный образ.

Доминирующий интерес: социальный.

Дополнительный интерес: артистический.

Знания, необходимые педагогу дополнительного образования:

социально-психологических механизмов взаимодействия людей;

принципов и закономерностей развития образования с учетом его психолого – педагогических традиций;

о природо-, культуро- и социосообразности;

индивидуально-психологических особенностях развития личности в социокультурном пространстве;

условиях, способах, путях саморазвития личности ( в том числе профессионально-компетентный).

Умения, необходимые педагогу дополнительного образования:

проектировать и прогнозировать ход образовательного процесса;

взаимодействовать с другими людьми, определяя мотивы поведения, потребности, значение поступков, регулируя собственное поведение, эмоциональное состояние;

анализировать и изучать сложившиеся пед. ситуации, прогнозировать и управлять их развитием; осознанного использования технологий обучения и развития человека.

Функциональные обязанности:

Основными задачами работы педагога дополнительного образования является создание комфортных условий для творческого развития детей и подростков, развитие их социально- эмоционального мира.

Комплектует состав обучающихся в кружке, мастерской детей и принимает меры по сохранению их жизни и здоровья в течение срока обучения.

Осуществляет дополнительное образование обучающихся, развивает их творческую деятельность.

Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы, исходя из психофизиологической обоснованности.

Выявляет творческие способности, способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей.

Поддерживает одаренных и талантливых обучающихся, в том числе детей, имеющих отклонения в развитии.

Оказывает консультативную помощь родителям (лицам, их заменяющим), а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции.

Организует участие обучающихся в массовых мероприятиях, выставках творчества, открытых занятиях, показательных выступлениях.



Участвует в деятельности педагогических советов и другой методической работы.

Соблюдает правила внутреннего распорядка.

Самостоятельно занимается повышением профессионального мастерства.

Критерии успешности:

успешное творческое развитие детей, освоение ими необходимых знаний, умений и навыков в соответствии с возрастом;

открытые уроки и занятия, отмеченные родителями и педагогами как успешные; общий психологический комфорт в коллективе;

составление информационной и отчетной документации, проведение выставок и конкурсов детских работ.

Неблагоприятные факторы деятельности:

Педагог дополнительного образования в процессе трудовой деятельности сталкивается со следующими неблагоприятными факторами:

психофизиологические: высокая вовлеченность и сосредоточенность;

физическая нагрузка;

высокая эмоциональная нагрузка;

социально-психологические: ответственность за жизнь детей.

Организационные основы деятельности педагога дополнительного образования:

Для педагога дополнительного образования законодательством предусмотрена 18-часовая рабочая неделя (полная ставка). Распределение часов в течение рабочей недели определяется совместно администрацией организации и самим педагогом.

Условия труда: в помещении, мобильные; наличие рабочего места, класса для проведения занятий; наличие залов для проведения различных мероприятий

Уровень руководства:

Педагог дополнительного образования является специалистом и подчиняется администрации, прямого руководства не осуществляет, однако принимает участие в руководстве через педсоветы.


Перспективы должностного продвижения: горизонтальные внутриорганизационные: при наличии высшего образования – методист, педагог-организатор, директор ЦДТ; внеорганизационные: переход на аналогичную должность в учреждения дополнительного образования детей, учреждения интернатного типа, дошкольные микроцентры социально-педагогической поддержки детства и т.п.

Требования к общей педагогической подготовке: базовые знания в психологии (общей, возрастной, педагогической, социальной), физиологии, педагогике, социологии.

Требования к частной подготовке:

Знание нормативно-правовой базы педагогической деятельности, теории и истории общей педагогики;

владение методами социально-педагогической диагностики, методами социально-педагогической поддержки, методами планирования профессиональной и исследовательской деятельности.


Направления профессионального совершенствования:

готовность к новому, что появляется в теории и практике педагогики;

расширение теоретических познаний и практических умений в области педагогики, психологии, социологии, права;

личностный рост (морально-этическое совершенствование, а так же развитие в себе таких качеств как эмпатия, коммуникабельность, доброжелательность и т.п.); стремление достичь в своей деятельности высшего уровня профессионализма – уровня, системно моделирующего творчества (по Кузьминой Н.В.);

самостоятельная занимается постановка целей своей профессиональной деятельности. Иногда цели деятельности исходят от непосредственного руководителя – директора ЦДТ.

Медицинские противопоказания:

Противопоказаниями к деятельности - общие противопоказания педагогической деятельности:

сенсорные дефекты (резко выраженные дефекты слуха и речи);

нервные и психические заболевания;

инфекционные заболевания.

Пути получения профессии:

В настоящее время значительная часть педагогов работает на основе среднего и высшего педагогического образования, после прохождения специальных курсов: «повышения профессионального мастерства для педагогов со стажем работы до 1 года работы, свыше 5 лет» в НИРО. Данную профессию можно получить во многих колледжах, ВУЗах (приказ Минобразования РФ от 22. 09. 2008 г. № 264 утверждена специальность: педагог дополнительного образования -050710).

Профессия «педагог дополнительного образования детей» содержит в себе элементы таких профессий как социальный педагог, психолог, воспитатель.

Т.к. профессия является довольно новой, перспективы развития профессии много: дальнейшая разработка теоретической базы данной специальности;

разработка методологии;

совершенствование обучения специалистов в данной области;

улучшение координации деятельности всех социальных служб.

Психограмма педагога дополнительного образования детей:

В соответствии с должностными обязанностями педагог дополнительного образования должен обладать следующими качествами:

педагогическое мышление;

педагогическая рефлексия;

педагогическая наблюдательность;

педагогическая эрудиция.

Когнитивные качества модальности: зрительная – 4; слуховая- 4; тактильная-4; обоняние-2; вкус-3.

Внимание: устойчивость - 4; концентрация - 4; переключение -5 (обусловлено необходимой чувствительностью к поведению детей); распределение - 4; произвольное - 4.


Память: вербально-логическая - 4; наглядно-образная - 4; долговременная - 4; кратковременная - 5; оперативная - 4.

Мышление: вербальное - 5 (работа предполагает вербальные контакты); образное - 5; продуктивное - 3; репродуктивное - 4.

Личностные характеристики:

внимательность к индивидуальным вариантам психического развития ребенка; педагогический оптимизм;

эмпатия;

стремление к саморазвитию;

стремление к познанию себя и других;

широта интересов и независимость взглядов;

способность эмоционально притягивать к себе людей;

повышенное чувство ответственности за свои слова и действия;

осознание границ своей компетентности;

общая эрудиция;

работоспособность;

стрессоустойчивость;

эмоциональная уравновешенность;

порядочность;

морально-нравственная чистоплотность.


Социально-психологические качества:

педагог должен обладать широким спектром коммуникативных навыков и должен уметь:

взаимодействовать с людьми разных социальных слоев и групп;

слушать и слышать;

войти в ситуацию общения и установить контакт;

выявить информацию и собрать факты, необходимые для понимания ребенка; создавать и развивать позитивные отношения;

строить общение на уважении, честности, вежливости, открытости;

правильно составлять устное сообщение, чтобы смысл был доступен уровню человека, с которым взаимодействует специалист;

объективно воспринимать и интерпретировать поведение (вербальное, невербальное, паравербальное) человека, с которым он общается (ребёнок, родитель и т.д.).

Ошибки в работе педагога дополнительного образования детей могут быть вызваны:

недостатком знаний в данной проблематике (например, незнание тех или иных возрастных особенностей);

сниженной способностью к рефлексии (например, отношение к ребёнку или ситуации, в которую он попал, может формироваться на основе установок, стереотипов, и даже бессознательных переживаний профессионала);

отрицательной мотивацией;

стрессом (эмоциональным и информационным);

патологическим процессом.

При любой причине результатом ошибки будет неправильное понимание (нежелание понять) проблемы ребёнка, а значит и выбор неадекватных способов решения проблемы, а значит помощи. Педагог, работая в постоянном взаимодействии с людьми, касаясь по роду своей деятельности негативных сторон жизни (девиантное поведение, неблагополучные семьи, асоциальные ситуации), может часто испытывать эмоциональное напряжение. Эмоциональное давление проявляется ещё и в том, что специалисту приходится принимать очень ответственные решения, касающиеся фактически судьбы другого человека (например, он может быть инициатором дела о лишении родительских прав). Поэтому педагог должен быть зрелой личностью, ему должны быть присущи такие качества и характеристики как организованность, самообладание, решительность, сопротивляемость стрессу, высокое самоуважение, низкая тревожность, высокая сила «Я концепции».