Файл: Содержание Введение Глава Религиознополитический экстремизм 5 Понятие и сущность религиознополитического экстремизма 5 Глава Социальная угроза социальнополитического экстремизма 9 Перечень использованных информационных ресурсов 12 Введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 16

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...…3


Глава 1. Религиозно-политический экстремизм 5

    1. Понятие и сущность религиозно-политического экстремизма 5

Глава 2. Социальная угроза социально-политического экстремизма 9

Перечень использованных информационных ресурсов 12
Введение
Субъектами религиозно-политического экстремизма могут выступать как отдельные лица и группы, так и общественные организации (религиозные и светские) и даже (на определенных этапах) целые государства и их союзы. Религиозно-политический экстремизм можно отнести к одной из форм нелегитимной политической борьбы, т.е. не соответствующей нормам законности и этическим нормам, разделяемым большинством населения. Использование насильственных способов борьбы и исключительная жестокость, проявляемая сторонниками религиозно-политического экстремизма, как правило, лишают его поддержки широких масс, в том числе и относящихся к тому вероисповеданию, последователями которого объявляют себя лидеры экстремистской группы. Как и легитимная политическая борьба, религиозно-политический экстремизм реализуется в двух основных формах: практико-политической и политико-идеологической.

Религиозный экстремизм следует рассматривать как крайнюю форму религиозного фанатизма. Суть любого экстремизма, в том числе и религиозного, — в применении насилия к инакомыслящим. Идеология экстремизма отрицает инакомыслие, жестко утверждает собственную систему политических, идеологических, религиозных взглядов. От своих сторонников экстремисты требуют слепого повиновения и исполнения любых, даже самых абсурдных приказов и инструкций.

Религиозно-политический экстремизм отвергает возможность переговорных, компромиссных, а тем более консенсусных путей решения социально-политических проблем. Сторонники религиозно-политического экстремизма отличаются крайней нетерпимостью по отношению ко всем, кто не разделяет их политических взглядов, включая единоверцев. Для них не существует никаких границ дозволенного и недозволенного.


Экстремизм предполагает наличие какой-либо идеологии, теоретического обоснования применения насилия, хотя аргументация основана зачастую главным образом на эмоциональных, а не рационалистических представлениях об окружающем мире. Экстремизм и терроризм определяется не по провозглашенным идеологическим доктринам, а на основе практической деятельности, когда экстремистские вылазки и террористические акты становятся средством давления на политику политических режимов. Терроризм, с некоторым допущением, можно представить как составную часть экстремизма, его наиболее яркое и действенное проявление в социально-политической жизни общества. Можно утверждать, что понятия «терроризм» и «экстремизм» достаточно тесно связаны между собой, но могут выступать и самостоятельными объектами исследования, которые не всегда детерминированы друг с другом.


1 Религиозно-политический экстремизм


    1. Понятие и сущность религиозно-политического экстремизма


Религиозно-политический экстремизм - это деятельность, направ­ленная на насильственное изменение государственного строя или насиль­ственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства. Преследование политических целей позволя­ет отличить религиозно-политический экстремизм от религиозного эк­стремизма, который главным образом проявляется в сфере религии и не ставит перед собой таких целей. По названному признаку он отличается также от экономического, экологического и духовного экстремизма. Религиозно-политический экстремизм представляет собой такой вид противозаконной политической деятельности, которая мотивирует­ся или камуфлируется религиозными постулатами или лозунгами. По этому признаку он отличается от этнонационалистического, экологичес­кого и других видов экстремизма, у которых существует иная мотива­ция.Доминирование силовых методов борьбы для достижения своих целей - характерная черта религиозно-политического экстремизма. По этому признаку религиозно-политический экстремизм можно отличить от религиозного, экономического, духовного и экологического экстре­мизма.

Религиозно-политический экстремизм отвергает возможность пере­говорных, компромиссных, а тем более консенсусных путей решения социально-политических проблем. Сторонники религиозно-политичес­кого экстремизма отличаются крайней нетерпимостью по отношению ко всем, кто не разделяет их политических взглядов, включая единовер­цев. Для них не существует никаких «правил политической игры», гра­ниц дозволенного и недозволенного. Конфронтация с государственны­ми институтами - их стиль поведения. Принципы «золотой середины» и требования «не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе», являющиеся основопо­лагающими для мировых религий, отвергаются ими. В их арсенале глав­ными являются насилие, крайняя жестокость и агрессивность, сочетаю­щиеся с демагогией. Нередко они используют террористические методы борьбы.



Своими характерными признаками религиозно-политический экстремизм отличается от других видов экстремизма.

  • Религиозно-политический экстремизм – это деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства. Преследование политических целей позволяет отличить религиозно-политический экстремизм от религиозного экстремизма. По названному признаку он отличается также от экономического, экологического и духовного экстремизма.

  • Религиозно-политический экстремизм представляет собой такой вид противозаконной политической деятельности, которая мотивируется или камуфлируется религиозными постулатами или лозунгами. По этому признаку он отличается от этнонационалистического, экологического и других видов экстремизма, у которых существует иная мотивация.

  • Преобладание силовых методов борьбы для достижения своих целей – характерная черта религиозно-политического экстремизма. По этому признаку религиозно-политический экстремизм можно отличить от религиозного, экономического, духовного и экологического экстремизма. Религиозно-политический экстремизм отвергает возможность переговорных, компромиссных, а тем более консенсусных путей решения социально-политических проблем. Сторонники религиозно-политического экстремизма отличаются крайней нетерпимостью по отношению ко всем, кто не разделяет их политических взглядов, включая единоверцев.

Религиозно-политический экстремизм наиболее часто проявляется:

  • В виде деятельности, имеющей целью подрыв светского общественно- политического строя и создание клерикального государства;

  • в виде борьбы за утверждение власти представителей одной конфессии (религии) на территории всей страны или ее части;

  • в виде религиозно обосновываемой политической деятельности, осуществляемой из-за рубежа, имеющей целью нарушение территориальной целостности государства или ниспровержение конституционного строя; - в виде сепаратизма, мотивированного или камуфлированного религиозными соображениями.

Для религиозно-политического экстремизма характерно стремление к быстрому решению сложных проблем независимо от «цены», которую приходится платить за это. Отсюда упор на силовые методы борьбы. Диалог, договоренность, консенсус, взаимопонимание отвергаются им. Крайним проявлением религиозно-политического экстремизма является терроризм, представляющий собой совокупность особо жестоких форм и средств политического насилия. В последние десятилетия религиозно-политический экстремизм все чаще обращается к террору как средству достижения своих целей.


Многочисленные факты такого рода мы наблюдаем в Чечне, Узбекистане, Югославии, Ольстере, на Ближнем Востоке и в других регионах Земли. Стремясь вызвать или усилить в массах недовольство существующим строем и заполучить у них поддержку своих планов, сторонники религиозно- политического экстремизма в идейно-политической борьбе нередко берут на вооружение методы и средства психологической войны, обращаются не к разуму и логическим аргументам, а к эмоциям и инстинктам людей, к предрассудкам и предубеждениям, к разнообразным мифологическим конструкциям.

Манипулирование религиозными текстами и ссылки на богословские авторитеты в сочетании с представлением извращенной информации используются ими для создания эмоционального дискомфорта и подавления способности человека логически мыслить и трезво оценивать происходящие события. Угрозы, шантаж и провокации являются составными элементами «аргументации» религиозно-политических экстремистов.

Факторами, порождающими религиозно-политический экстремизм в нашей стране, следует назвать социально-экономический кризис, массовую безработицу, резкое падение жизненного уровня основной массы населения, ослабление государственной власти и дискредитацию ее институтов, неспособных решать назревшие вопросы общественного развития, распад прежней системы ценностей, правовой нигилизм, политические амбиции религиозных лидеров и стремление политиков использовать религию в борьбе за власть и привилегии.

Среди причин, способствующих усилению религиозно-политического экстремизма в России нельзя не назвать нарушения прав религиозных и этнических меньшинств, допускаемые должностными лицами, а также деятельность зарубежных религиозных и политических центров, нацеленная на разжигание в нашей стране политических, этнонациональных и межконфессиональных противоречий.


2 Социальная угроза религиозно-политического экстремизма

Религиозно-политический экстремизм можно отнести к одной из форм нелегитимной политической борьбы, т.е. не соответствующей нормам законности и этическим нормам, разделяемым большинством населе­ния. Использование,
насильственных способов борьбы, и исключитель­ная жестокость, проявляемая сторонниками религиозно-политического экстремизма, как правило, лишают его поддержки широких масс. В том числе и относящихся к тому вероисповеданию, последователями кото­рого объявляют себя лидеры экстремистской группы. Так происходит с «братьями-мусульманами» на Ближнем Востоке, с «Талибаном» в Афга­нистане, с «Исламским движением Узбекистана» в Средней Азии. Как и легитимная политическая борьба, религиозно-политический экстремизм реализуется в двух основных формах: практико-политической и полити­ко-идеологической.

Для религиозно-политического экстремизма характерно стремление к быстрому решению сложных проблем независимо от «цены», которую приходится платить за это. Отсюда упор на силовые методы борьбы. Диалог, договоренность, консенсус, взаимопонимание отвергаются им. Крайним проявлением религиозно-политического экстремизма являет­ся терроризм, представляющий собой деятельность, направленную на достижение политических целей с помощью особо жестоких, устраша­ющих форм и методов политического насилия Он широко применялся в истории политической борьбы, проходившей под религиозными знаме­нами, приобретая подчас характер геноцида (крестовые походы, варфа-ломеевская ночь и др.). В последние десятилетия религиозно-полити­ческий экстремизм все чаще обращается к террору как средству дости­жения своих целей. 

Религиозно-политический экстремизм, как отмечалось, может быть направлен на демонтаж сложившихся общественных структур, изменение существующего государственного строя, реорганизацию националь­но-территориального устройства и т.д. с применением противозаконных методов и средств. Наиболее часто он проявляется:

  • в виде деятельности, имеющей целью подрыв светского общественно- политического строя и создание клерикального государства;

  • в виде борьбы за утверждение власти представителей одной конфессии (религии) на территории всей страны или ее части;

  • в виде религиозно обосновываемой политической деятельности, осуществляемой из-за рубежа, имеющей целью нарушение территори­альной целостности государства или ниспровержение конституцион­ного строя;

  • в виде сепаратизма, мотивированного или камуфлированного религиозными соображениями;

  • в виде стремления навязать в качестве государственной идеологии определенное религиозное учение.