ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.06.2021
Просмотров: 207
Скачиваний: 1
Выясняя соотношение эволюционного учения и'современной генетики, необходимо четко уяснить, что речь идет о двух различных уровнях организации живой природы: видового (над-индивидуального) и молекулярно-генетического (субиндивидуального). В сущности эта проблема сводится к выяснению действия механизмов естественного отбора на видовом и моле-кулярно-генетическом уровнях.
В 70-е годы XX века создана техника выделения гена из ДНК, а также методика размножения нужного гена. В результате этого возникла генная инженерия. Внедрение в живой организм чужеродной генетической информации и приемы, заставляющие организм эту информацию реализовывать, составляют одно из самых перспективных направлений в развитии биотехнологии. Методами генетической инженерии удалось получить интерферон и инсулин. Объектом биотехнологии выступает сегодня не только отдельный ген, но и клетка в целом.
Клеточная инженерия открывает широкие возможности практического использования биомассы культивируемых клеток и создания на их основе промышленных технологий, например, для быстрого клонального микроразмножения и оздоровления растений. Применение методов клеточной инженерии позволяет существенно интенсифицировать процесс создания новых форм организмов. Метод гибридизации соматических клеток — новый метод, дающий возможность получать межвидовые гибриды, т.е. преодолевать естественный барьер межвидовой нескрещиваемости, чего нельзя было достичь традиционными методами селекции. Для этого в искусственно созданных условиях выделяют и сливают протопласты — клетки, лишенные стенок, — обоих родительских растений и получают гибридные клетки, которые могут затем регенерировать целое гибридное растение с признаками обоих родителей. Это позволяет получать совершенно новые организмы, не существовавшие в природе. Но при этом возникает опасность, что искусственно созданные организмы могут вызвать непредсказуемые и необратимые последствия для всего живого на Земле, в том числе, и для человека.
Генная и клеточная инженерия обратили внимание человечества на необходимость общественного контроля за всем, что происходит в науке.
7. Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность;
1.Человек.
По современной биологической, конкретнее — зоологической — классификации человек — представитель типа хордовых, подтипа позвоночных, класса млекопитающих, подкласса плацентарных, отрада приматов, семейства людей, рода человека, вида разумного. В этом ряду человека выделяют следующие отличительные свойства:
-способность производить орудия труда для сознательного воздействия на окружающий мир;
-прямохождение и положение внутренних органов, соответствующее вертикальному положению тела.
-высокая степень развития руки, позволяющая изготавливать орудия труда,
-членораздельная речь.
-высокая степень развития головного мозга и его, вместилища — черепа.
-кожа, большая часть которой лишена волосяного покрова.
2.Физиология человека.
Физиология человека - наука о процессах жизнедеятельности и механизмах их регуляции на клеточном, тканевом, органном и организменном уровнях. Начало физиологии как науке было положено трудами английского врача У. Гарвея (1578-1657), создавшего учение о кровообращении. Первые работы по физиологии в России были предприняты в XVIII в. М. В. Ломоносовым, изучавшим особенности цветного зрения и давшим классификацию вкусовых ощущений. Неоценимый вклад в развитие физиологии внесли русские учёные И. М. Сеченов, И. П. Павлов, Н. Е. Введенский, В. М. Бехтерев, А. А. Ухтомский и др. Одним из основных методов физиологии является эксперимент, благодаря использованию которого развитие науки идет параллельно развитию физики, химии и биологии. Сегодня науку физиологию подразделяют на общую физиологию (изучает природу процессов, единых для организмов различных видов, а также общие закономерности реакции организма на воздействие внешней среды) и частную физиологию, которая изучает физиологию отдельных органов (печени, почек, сердца) или систем (нервной, кровеносной, пищеварительной и т. д.). Специальными физиологическими дисциплинами являются патологическая физиология (изучает органы и процессы, отклоняющиеся от нормы) и прикладная физиология (рассматривает особенности жизнедеятельности человека в специфических условиях, например в космосе, под водой, высоко в горах).
Органы пищеварения: пищеварение- процесс механической и химической
4.Эмоции, творчество, работоспособность,
В различных отношениях сознание человека выступает его ум, честь и совесть, как его рассудок, разум и как самосознание и душа, как индивидуальное проявление времени — общественного сознания на конкретном этапе исторического развития. И все это является особыми формам отражения и выражения природы, общества и внутреннего мир каждого отдельного человека. Субъективный мир человеку представляющий для него самого его собственное Я, являющийся его внутренним миром, можно назвать информационной (инстинктивно-эмоциональной, духовно-чувственно интеллектуальной) надстройкой над индивидуальным телесныи материальным общественным бытием человека. Это определение вполне соответствует тому, что сознание человека и по способу существования и по содержанию есть отражение материи в той мере, в какой она проявилась в его собственном бытии.
Дадим теперь краткую характеристику основным компонентам психики и сознания человека.
Эмоции.В эмоциональной сознания различают элементарные эмоции (голод, жажда, усталость...), чувства (любовь, ненависть, горе, радость...), факты (ярость, ужас, отчаяние...), страсти и эмоциональное самочувствие, настроение (веселое, подавленное), особо сшц^ ные состояния эмоциональной напряженности — стрессы.
В чувствах человека объекты отражаются в форме переживания и оценочного отношения к ним. Отражение объекта отношение к нему связаны, но не совпадают полностью. Отражение может быть одинаковым, а отношение — разным. В чувствах человека наряду с объективными свойствами оцениваем со значимость вещей для самого его и для других людей. В разных культурах одни и те же объекты могут иметь замету различающиеся значения, могут выступать символами совершенно различных отношений.
Чувства и сознание взаимосвязаны. Нарушение сознания начинается с расстройства сначала эмоциональной сферы, затем нарушается мышление, за ним самосознание. Если человек не осознает опасности, он не испытывает и страха. Если кто-либо не сознает нанесенного оскорбления, он не переживает и гнева. Если нет совести, то нет и осознания своей вины
и раскаяния.
С участием мышления и чувств осуществляется вся деятельность людей. Источником активности является потребность — предметно определенная зависимость человека от внешнего мира. Потребности переживаются в виде желаний и влечений. Влечение — психофизический феномен. Человек зависит от того предмета, к которому его влечет. Когда этот предмет находится, то влечение приобретает характер желания. Желание есть влечение с сознанием его в той мере, в какой потребности осознаются человеком, они становятся его интересом и непосредственным стимулом определенной деятельности.
Работоспособность. Познание человеком самого себя развивалось вместе с развитием его трудовой деятельности и вместе с познанием ее самой. История естествознания свидетельствует, что человек разобрался в устройстве глаза лишь после того, как были сконструированы оптические приборы. Механизм слухового восприятия с помощью кортиевого органа, своего рода струнного инструмента раскрыт по аналогии с арфой или роялем. И.П. Павлов в анализе рефлекторной деятельности мозга использовал терминологию физики электричества и электротехники. И вообще знание электрических и магнитных явлений оказалось очень полезным в развитии физиологии мозга. Сейчас же огромную роль в познании мозга играет кибернетическое моделирование.
Самосознание базируется на способности человека к абстрактному мышлению, на способности отделять общее от отдельного, отношения от соотносящихся вещей. Сама эта способность родилась именно в трудовой деятельности, требующей постоянно соотносить образ—цель с ходом ее достижения, чтобы не сбиться с пути, ведущего к намеченной цели. Так рождается способность сначала оперировать с идеальным планом вещей, а затем уже и с самими вещами.
Творчество. Творчество - высшее проявление работоспособности. Все люди, так или иначе добывают себе пропитание. Но одни тяготятся своей работой, другие находят в ней удовольствие. По отношению к работе можно выделить два психологических типа: отвлеченное, механическое повторение операций и увлеченность, поиск наилучших решений. Во втором случае мы имеем дело с творчески мышлением. Такой стиль мышления присущ людям с развитым воображением - фантазией. Фантазия, отраженная в делах, приводит к творчеству - высшему проявлению способностей человека.
Социальное поведение. Безусловно, поведение человека не ограничивается врожденными животными программами. Ведь человек живет и действует, побуждаемый множеством потребностей. Каждый человек стоит ровно столько, сколько он хлопочет. Иными словами, человеческую личность определяют его потребности.
Физиологические
потребности это низшие, управ-
ляемые
органами тела потребности: дыхательная,
пищевая,
сексуальная, потребность
в самозащите.
Потребность
в надежности - стремление к материаль-
ной
надежности, здоровью, обеспечению его
старости и т.п.
Социальные
потребности - удовлетворение этой
по-
требности не объективно и
трудно описуемо. Одного человека
удовлетворяют
очень немногие контракты с другими
людьми, в
другом человеке эта
потребность выражается очень сильно.
Потребность
в осознании собственного достоинства
— здесь
речь идет об уважении,
престиже, социальном успехе. Вряд ли
эта потребности удовлетворяется отдельным лицом, для этого требуются группы.
Потребность в осуществлении самого себя -это потребность в развитии личности, в самореализации, в осмыслении своего назначения в мире.
Самоактуализация и есть полное использование всех возможностей человека. Обычно человек стремится выразить себя в той области, в которой он обладает наибольшими задатками и способностями, но подлинное наслаждение приносит только творческая! работа. Творческая работа человека над самим собой — главный механизм удовлетворения потребности стать всем тем, кем он может и по своей свободной мотивации должен стать.
9. Биоэтика, человек, биосфера и космические циклы:
Биоэтика возникла и стала интенсивно развиваться в начале 7О-х гг. в Западной Европе и США. Большую роль в становлении биоэтики сыграла медицина, а также развитие генетики, осознание не только биологами, но и обществом возможны. Новый уровень технологических и практических возможностей медицины и экспериментальной науки поставил перед учеными новые этические проблемы. Биоэтика возникла как ответ на технологические вызовы в медицине. Технологии трансплантации органов и поддержания жизни вступили в противоречие и даже в конфликт с традиционными культурными ценностями.. Например, для христианства сердце это не только важнейший биологический, но и духовный орган человека.
Можно сказать, что биоэтика это форма защиты прав человека в том числе его права на жизнь, на здоровье, на ответственное и свободное самоопределение своей жизни. Если рассматривать биоэтику не просто как анализ норм взаимоотношений врача и пациента, а в более широком контексте тех ментальных и ценностных форм, которые определяют отношение к жизни и смерти, к детству и старости, то в таком случае эта наука включит в себя врачебную этику, этические нормы отношения к животным, но и экологическую, лику отношений человека с биогеоиинозами и со всей биосферой. Не только человек, но и вся природа окажутся субъектами этических размышлений и моральной регуляции.
Человек, биосфера и космические циклы.
Циклические изменения солнечной активности проявляются на Земле в частоте и интенсивности магнитных бурь, полярных сияний, в колебаниях ультрафиолетовой радиации, степени ионизации верхних слоев атмосферы и т.п. Все это неизбежно сказывается на биосфере в целом, на телесном и психическом состоянии людей. В XX в. ученые все больше стали обращать внимание на зависимость и социальных процессов (войн, революций, эпидемий, самых разнообразных массовых потрясений) от солнечной активности.
В 1924 г. А.Л. Чижевский предупреждал: «Мы должны помнить, что влияние космических факторов отражается более или менее равномерно на всех двух миллиардах человеческих индивидов, ныне населяющих Землю, и было бы преступно игнорировать изучение их влияния, как бы тонко и неуловимо с первого взгляда оно ни было.