ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.06.2021

Просмотров: 207

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выясняя соотношение эволюционного учения и'современ­ной генетики, необходимо четко уяснить, что речь идет о двух различных уровнях организации живой природы: видового (над-индивидуального) и молекулярно-генетического (субиндиви­дуального). В сущности эта проблема сводится к выяснению действия механизмов естественного отбора на видовом и моле-кулярно-генетическом уровнях.

В 70-е годы XX века создана техника выделения гена из ДНК, а также методика размножения нужного гена. В резуль­тате этого возникла генная инженерия. Внедрение в живой орга­низм чужеродной генетической информации и приемы, зас­тавляющие организм эту информацию реализовывать, состав­ляют одно из самых перспективных направлений в развитии биотехнологии. Методами генетической инженерии удалось получить интерферон и инсулин. Объектом биотехнологии вы­ступает сегодня не только отдельный ген, но и клетка в целом.

Клеточная инженерия открывает широкие возможности практического использования биомассы культивируемых клеток и создания на их основе промышленных технологий, на­пример, для быстрого клонального микроразмножения и оздоровления растений. Применение методов клеточной инжене­рии позволяет существенно интенсифицировать процесс созда­ния новых форм организмов. Метод гибридизации соматичес­ких клеток — новый метод, дающий возможность получать меж­видовые гибриды, т.е. преодолевать естественный барьер меж­видовой нескрещиваемости, чего нельзя было достичь тради­ционными методами селекции. Для этого в искусственно со­зданных условиях выделяют и сливают протопласты — клетки, лишенные стенок, — обоих родительских растений и получают гибридные клетки, которые могут затем регенерировать целое гибридное растение с признаками обоих родителей. Это позво­ляет получать совершенно новые организмы, не существовав­шие в природе. Но при этом возникает опасность, что искусственно созданные организмы могут вызвать непредсказуемые и необратимые последствия для всего живого на Земле, в том числе, и для человека.

Генная и клеточная инженерия обратили внимание человечества на необходимость общественного контроля за всем, что происходит в науке.



7. Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность;


1.Человек.

По современной биологической, конкретнее — зоологичес­кой — классификации человек — представитель типа хордо­вых, подтипа позвоночных, класса млекопитающих, подклас­са плацентарных, отрада приматов, семейства людей, рода че­ловека, вида разумного. В этом ряду человека выделяют сле­дующие отличительные свойства:

-способность производить орудия труда для сознательного воздействия на окружающий мир;

-прямохождение и положение внутренних органов, соответствующее вертикальному положению тела.


-высокая степень развития руки, позволяющая изготавливать орудия труда,

-членораздельная речь.

-высокая степень развития головного мозга и его, вместилища — черепа.

-кожа, большая часть которой лишена волосяного покрова.


2.Физиология человека.

Физиология человека - наука о процессах жизнедеятельности и механизмах их регуляции на клеточном, тканевом, органном и организменном уровнях. Начало физиологии как науке было положено трудами английского врача У. Гарвея (1578-1657), создавшего учение о кровообращении. Первые работы по физиологии в России были предприняты в XVIII в. М. В. Ломоносовым, изучавшим особенности цветного зрения и давшим классификацию вкусовых ощущений. Неоценимый вклад в развитие физиологии внесли русские учёные И. М. Сеченов, И. П. Павлов, Н. Е. Введенский, В. М. Бехтерев, А. А. Ухтомский и др. Одним из основных методов физиологии является эксперимент, благодаря использованию которого развитие науки идет параллельно развитию физики, химии и биологии. Сегодня науку физиологию подразделяют на общую физиологию (изучает природу процессов, единых для организмов различных видов, а также общие закономерности реакции организма на воздействие внешней среды) и частную физиологию, которая изучает физиологию отдельных органов (печени, почек, сердца) или систем (нервной, кровеносной, пищеварительной и т. д.). Специальными физиологическими дисциплинами являются патологическая физиология (изучает органы и процессы, отклоняющиеся от нормы) и прикладная физиология (рассматривает особенности жизнедеятельности человека в специфических условиях, например в космосе, под водой, высоко в горах).

Органы пищеварения: пищеварение- процесс механической и химической



4.Эмоции, творчество, работоспособность,

В различных отношениях сознание человека выступает его ум, честь и совесть, как его рассудок, разум и как самосознание и душа, как индивидуальное проявление времени — общественного сознания на конкретном этапе исторического развития. И все это является особыми формам отражения и выражения природы, общества и внутреннего мир каждого отдельного человека. Субъективный мир человеку представляющий для него самого его собственное Я, являющийся его внутренним миром, можно назвать информационной (инстинктивно-эмоциональной, духовно-чувственно интеллектуальной) надстройкой над индивидуальным телесныи материальным общественным бытием человека. Это определение вполне соответствует тому, что сознание человека и по способу существования и по содержанию есть отражение материи в той мере, в какой она проявилась в его собственном бытии.

Дадим теперь краткую характеристику основным компонентам психики и сознания человека.

Эмоции.В эмоциональной сознания различают элементарные эмоции (голод, жажда, усталость...), чувства (любовь, ненависть, горе, радость...), факты (ярость, ужас, отчаяние...), страсти и эмоциональное самочувствие, настроение (веселое, подавленное), особо сшц^ ные состояния эмоциональной напряженности — стрессы.


В чувствах человека объекты отражаются в форме переживания и оценочного отношения к ним. Отражение объекта отношение к нему связаны, но не совпадают полностью. Отражение может быть одинаковым, а отношение — разным. В чувствах человека наряду с объективными свойствами оцениваем со значимость вещей для самого его и для других людей. В разных культурах одни и те же объекты могут иметь замету различающиеся значения, могут выступать символами совершенно различных отношений.

Чувства и сознание взаимосвязаны. Нарушение сознания начинается с расстройства сначала эмоциональной сферы, за­тем нарушается мышление, за ним самосознание. Если чело­век не осознает опасности, он не испытывает и страха. Если кто-либо не сознает нанесенного оскорбления, он не пережи­вает и гнева. Если нет совести, то нет и осознания своей вины

и раскаяния.

С участием мышления и чувств осуществляется вся деятель­ность людей. Источником активности является потребность — предметно определенная зависимость человека от внешнего мира. Потребности переживаются в виде желаний и влечений. Влечение — психофизический феномен. Человек зависит от того предмета, к которому его влечет. Когда этот предмет находит­ся, то влечение приобретает характер желания. Желание есть влечение с сознанием его в той мере, в какой потребности осознаются человеком, они становятся его интересом и непо­средственным стимулом определенной деятельности.

Работоспособность. Познание человеком самого себя развивалось вместе с раз­витием его трудовой деятельности и вместе с познанием ее са­мой. История естествознания свидетельствует, что человек разобрался в устройстве глаза лишь после того, как были сконст­руированы оптические приборы. Механизм слухового восприя­тия с помощью кортиевого органа, своего рода струнного инст­румента раскрыт по аналогии с арфой или роялем. И.П. Пав­лов в анализе рефлекторной деятельности мозга использовал терминологию физики электричества и электротехники. И во­обще знание электрических и магнитных явлений оказалось очень полезным в развитии физиологии мозга. Сейчас же огромную роль в познании мозга играет кибернетическое моделирование.

Самосознание базируется на способности человека к абст­рактному мышлению, на способности отделять общее от от­дельного, отношения от соотносящихся вещей. Сама эта спо­собность родилась именно в трудовой деятельности, требую­щей постоянно соотносить образ—цель с ходом ее достижения, чтобы не сбиться с пути, ведущего к намеченной цели. Так рождается способность сначала оперировать с идеальным пла­ном вещей, а затем уже и с самими вещами.

Творчество. Творчество - высшее проявление работоспособности. Все люди, так или иначе добывают себе пропитание. Но одни тяготятся своей работой, другие находят в ней удовольствие. По отношению к работе можно выделить два психологических типа: отвлеченное, механическое повторение операций и увлеченность, поиск наилучших решений. Во втором случае мы имеем дело с творчески мышлением. Такой стиль мышления присущ людям с развитым воображением - фантазией. Фантазия, отраженная в делах, приводит к творчеству - высшему проявлению способностей человека.


Социальное поведение. Безусловно, поведение человека не ограничивается врож­денными животными программами. Ведь человек живет и дей­ствует, побуждаемый множеством потребностей. Каждый человек стоит ровно столько, сколько он хлопочет. Иными словами, че­ловеческую личность определяют его потребности.

Физиологические потребности это низшие, управ­-
ляемые органами тела потребности: дыхательная, пищевая,
сексуальная, потребность в самозащите.

Потребность в надежности - стремление к материаль-­
ной надежности, здоровью, обеспечению его старости и т.п.

Социальные потребности - удовлетворение этой по­-
требности не объективно и трудно описуемо. Одного человека
удовлетворяют очень немногие контракты с другими людьми, в
другом человеке эта потребность выражается очень сильно.

Потребность в осознании собственного достоинства — здесь
речь идет об уважении, престиже, социальном успехе. Вряд ли

эта потребности удовлетворяется отдельным лицом, для этого требуются группы.

Потребность в осуществлении самого себя -это потребность в развитии лич­ности, в самореализации, в осмыслении своего назначения в мире.

Самоактуализация и есть полное ис­пользование всех возможностей человека. Обычно человек стремится выразить себя в той области, в которой он обладает наибольшими задатками и способностями, но подлинное на­слаждение приносит только творческая! работа. Творческая работа человека над самим собой — главный механизм удов­летворения потребности стать всем тем, кем он может и по своей свободной мотивации должен стать.

9. Биоэтика, человек, биосфера и космические циклы:

Биоэтика возникла и стала интенсивно развиваться в начале 7О-х гг. в Западной Европе и США. Большую роль в становле­нии биоэтики сыграла медицина, а также развитие генетики, осознание не только биологами, но и обществом возможны. Новый уровень технологических и практических возможностей медицины и экспериментальной науки поставил перед учеными новые этические проблемы. Биоэтика возникла как ответ на технологические вы­зовы в медицине. Технологии трансплантации органов и поддержания жизни вступили в противоречие и даже в конфликт с традиционными культурными ценностями.. Например, для христианства сердце это не только важ­нейший биологический, но и духовный орган человека.

Можно сказать, что биоэтика это форма защиты прав человека в том числе его права на жизнь, на здоровье, на от­ветственное и свободное самоопределение своей жизни. Если рассматривать биоэтику не просто как анализ норм взаимоот­ношений врача и пациента, а в более широком контексте тех ментальных и ценностных форм, которые определяют отношение к жизни и смерти, к детству и старости, то в таком случае эта наука включит в себя врачебную этику, этические нормы отношения к животным, но и экологичес­кую, лику отношений человека с биогеоиинозами и со всей биосферой. Не только человек, но и вся природа окажутся субъектами этических размышлений и моральной регуляции.


Человек, биосфера и космические циклы.

Циклические изменения солнечной активности проявляются на Земле в частоте и интенсивности магнитных бурь, полярных сияний, в колебаниях ультрафиолетовой радиации, степе­ни ионизации верхних слоев атмосферы и т.п. Все это неизбежно сказывается на биосфере в целом, на телесном и психическом состоянии людей. В XX в. ученые все больше стали обращать внимание на зависимость и социальных процессов (войн, революций, эпидемий, самых разнообразных массовых потрясений) от солнечной активности.

В 1924 г. А.Л. Чижевский предупреждал: «Мы должны помнить, что влияние космических факторов отражается более или менее равномерно на всех двух миллиардах человечес­ких индивидов, ныне населяющих Землю, и было бы пре­ступно игнорировать изучение их влияния, как бы тонко и неуловимо с первого взгляда оно ни было.


Смотрите также файлы