Файл: Дисциплина Основы философии Практическое задание 4 Обучающийся Тюрькова Анна Александровна Преподаватель Чепрунова Дарья Владимировна Задание Максимальное количество баллов Информация для выполнения задания.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.01 Дошкольное образование

Дисциплина: Основы философии

Практическое задание 4


Выполнил:

Обучающийся Тюрькова Анна Александровна

Преподаватель:

Чепрунова Дарья Владимировна

Задание 1. Максимальное количество баллов – 4.

Информация для выполнения задания: Умение анализировать и структурировать информацию является одной из универсальных компетенций современных специалистов. Ментальные карты – это метод организации идей, задач, концепций и любой другой информации. Ментальные карты помогают визуально структурировать, запоминать и объяснять сложные вещи. Например, записать тезисы выступления или составить учебный план.

Центральная позиция всех ментальных карт — главная идея. От нее отходят ключевые мысли, которые можно делить на подпункты до тех пор, пока вы не структурируете всю информацию. Ментальные карты помогают в работе, учебе и повседневных задачах.


Семь правил интеллект-карт

Располагайте лист горизонтально.

Всегда начинайте с центра.

Рисуйте ветви от центра в стороны.

Заключайте каждый ключевой блок в визуальную рамку.

Показывайте иерархию и связь разными цветами.

Выбирайте сильные слова для ключевых блоков.

Пишите печатными буквами, если работаете на бумаге.

Задание: Составьте интеллект-карту статьи Ю.В. Маслянка «Система образования в условиях ценностно-смыслового кризиса: философский анализ»  (ссылка на статью)

В помощь для выполнения задания: пример сервиса по созданию интеллект-карт:  https://www.mindmeister.com/ru

  

Задание 2. Максимальное количество баллов – 3.

Для успешной профессиональной деятельности и личностного развития важно грамотно анализировать свои личностные психолого-мировоззренческие качества.

Задание: определите тип своего мировоззрения по всем имеющимся характеристикам и формам, свой анализ обоснуйте примерами.


Примечания к заданию: Ответ эффективнее всего оформить в табличной форме.

В столбце «Наименование типа и формы мировоззрения» необходимо вписать наименования форм мировоззрения всех типов и классификаций (из теоретического лекционного материала). 

В столбце «Результаты самоанализа/Примеры» ставится отметка о наличии или отсутствии признаков анализируемого типа мировоззрения и, при наличии, приводятся примеры проявлений конкретного типа мировоззрения.

В столбце «Возможности и трудности  для личностного развития» необходимо дать оценку перспектив: как анализируемый тип мировоззрения позволяет человеку развиваться.

Наименование типа и формы мировоззрения

Результаты самоанализа/Примеры

Возможности и трудности  для личностного развития

Обыденное

В процессе жизненного пути, воспитание в семье, общение с близкими, друзьями  у меня определенные жизненные ценности. Интуиция, чувство самосохранения помогают в формировании обыденного восприятия жизни. Обыденное мировоззрение помогает опираться на жизненный опыт и здравый смысл. Пример: Инстинкт самосохранения побуждает меня соблюдать правила дорожного движения, принимать лекарства и обращаться к врачу в случае болезни, жизненный опыт позволяют мне принимать правильные и взвешенные решения

Опирается на свой жизненный опыт человека. Тесная связь с формами народной мудрости людей.

 Художественное

 Художественное мировоззрение помогает видеть мне вокруг себя прекрасное.  Это мировоззрение проникает во всю жизнедеятельность человека, выражает себя через образы. Пример: При посещении концертов, театра, музеев я могу наслаждаться прекрасным: рассматривая картины, слушая красивую музыку, посещая хорошие спектакли. Прогуливаясь по улице,  шуршать осенней листвой под ногами, ловить снежинки зимой, любоваться зеленью и т . д.




Религиозное

Тесная связь с мировым культурным наследием, ориентация на решение духовных проблем, стремление дать человеку веру и возможность достижения целей.

Недостаточное внимание  к достижениям науки, непримиримость к другим жизненным позициям

 Научное




Точное познание мира, обоснованность и доказательность.

Не всегда направлена на улучшения его положения в мире, знание безразлично к смыслам, интересам, ценностям человека

Философское







Мифологическое

















Задание 3. Максимальное количество баллов – 3.

Задание: Сформулируйте основные этапы формирования мировоззрения, определите, какие факторы оказывают влияние на формирование содержания мировоззрения на каждом этапе.

.Мировоззрение — это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества. Существует три основных этапа формирования мировоззрения.

1 этап: Мироощущение – чувственное восприятие мира. Выражается в отношении человека к природе и окружающему миру, выраженном в форме чувств и действий. В результате чувственного осознания мира в человеческом сознании формируются образы. По своему мироощущению люди делятся на оптимистов и пессимистов. Оптимисты мыслят позитивно. Проявляют уважение к другим и радуются их успехам. Считают, что мир к ним благосклонен. Оптимисты, ставя перед собой цели и сталкиваясь с трудностями, легко их преодолевают. Пессимисты мыслят негативно. Убеждены, что мир суров и видят все только в негативном свете. Человек размышляет о том, кто он в этом мире, победитель или неудачник. Окружающих людей делит на друзей и врагов, хороших и плохих.

2 этап: Мировосприятие — преимущественно чувственный, соединённый образ мира. Это общее видение мира и отношение к нему. Как правило, имеется в виду восприятие внешнего мира через призму внутреннего мира, с помощью своей внутренней картины жизни. Факторы, влияющие на мировосприятие: СМИ, интернет, телевидение. Изучение искусства, природы, сущности и свойств окружающих предметов определяет мировосприятия человека. Он начинает по-другому видеть мир, оценивая происходящее не только с точки зрения эмоций, но и опираясь на полученные достоверные знания.

3 этап: Миропонимание – мысленное, рациональное истолкование мира. На основе этого этапа формируется представление о мире на основе его рационального объяснения. Восприятия всех аспектов жизни, через общность накопленных знаний и убеждений личности, связанное с постоянным  накоплением информации.

Миропонимание иногда путают с мировоззрением. Но понимание мира и видение мира не синонимы, и различаются.  Миропонимание опирается на интеллект и желание познавать. Картина мира основана на научных знаниях. Все мировые вероисповедания накладывают схожий отпечаток на мышление людей, обучая терпимости, вере, сохранению семейных ценностей и прочих элементов поведения, которые большинство людей назовут неправильными. В определенный промежуток времени в обществе могут формироваться традиции, нормы и представления о мире, уникальные именно для этого периода, Объем знаний ,доступный для конкретной эпохи, тоже играет важную роль.


Задание 4. Максимальное количество баллов – 4.

Задание: Выберите любое философское направление или конкретное философское учение (на выбор студента) из раздела «История философии» и сформулируйте критические тезисы, опровергающие эти идеи.

Примерные философские направления для анализа:

эпикуреизм

скептицизм

платонизм

рационализм

эмпиризм

позитивизм

любое другое по выбору студента.

Примечание к заданию: При выполнении задания обязательно сначала сформулируйте ключевые тезисы, описывающие фундаментальные идеи философского направления. При формулировании критических тезисов постарайтесь опираться на факты, доказывающие или опровергающие вашу точку зрения.

Философское направление: эпикуреизм




Тезисы/Основные идеи

Критический анализ

Наиболее разумным для человека является не деятельность, а покой – атараксия.

Говоря о понимании Эпикуром удовольствия, надо помнить, что атараксия одна из основ высшего счастья. Кто обладает высшим счастьем, он всегда одинаково счастлив. Тот, кто безмятежен, тот обладает удовольствием, но нельзя получать удовольствие без благоразумия  

Эпикуреец не боится смерти: «Пока мы существуем, нет смерти; когда есть смерть, нас более нет»

Жить следует настоящим. Боятся смерти не стоит, потому что жизнь есть здесь и сейчас, человек существует сейчас, благодаря тому, что атомы соединились, а после смерти атомы разъединятся. Существование прекратится с момента физической смерти 

Жизнь – вот главное наслаждение

Часто люди понимают этот тезис неправильно, они считают, что Эпикур намекал, на то, чтобы мы потакали своим чувствам таким как есть роскошную еду, выпивать, принимать наркотики. Но мораль Эпикура – это получение удовольствия через ограничения, через аскезу.

Он разделял удовольствия на 3 вида:

Естественные и необходимые;

Естественные, но не необходимые;

Неестественные и не необходимые (т.е. тщеславные желания)

Он призывал придерживаться первого вида удовольствий. Естественные и необходимые желания легко удовлетворить, таким образом найти счастье легко, такие как еда и кров, люди имеют легкий доступ к этим вещам поскольку они являются базовыми потребностями.

То есть умение довольствоваться малым.

Но в современном обществе каждый человек задается вопросом: «Что ему нужно?»

Естественные, но не необходимые желания немного сложнее удовлетворить. Примерами этого является вкусная еда, роскошный автомобиль.

Третий вид удовольствия, например, материальные блага, власть, слава, роскошь, богатство трудно получить и также невозможно полностью удовлетворить. Это означает, если у нас будет достаточно энергии, этого никогда не будет достаточно. Люди всегда хотят большого.









Задание 5. Максимальное количество баллов – 4.

Информация для выполнения задания: Требования к практической направленности получаемой информации в современном обществе существенно возросли. Можно отметить, что девизом становится фраза: «Знание должно быть реализуемо в практической деятельности». 

Одним из эффективных механизмов выстраивания пошаговых алгоритмов деятельности является метод чек-листов (от англ. check — проверка, а list — список). Чек-листы иногда называют контрольными списками. 

Чек-лист — это заранее определенный список задач или действий, который используют в качестве инструкции. Таким образом, чек-лист — это перечень пошаговых действий, которые необходимо выполнить, чтобы получить определенный результат в какой-либо работе. Чек-листы были введены в различные профессиональные сферы, где требуется принимать решения. Внедрить его просто, пользоваться им удобно, и, как показывает мировой опыт, он позволяет существенно сократить число ошибок в самых разных сферах жизнедеятельности. 

Преимущества использования чек-листов:

Структурирование информации в виде четких задач. 

Повышение скорости обучения.

Высокий результат, уменьшение числа ошибок из-за невнимательности.

Взаимозаменяемость. Экономия рабочего времени.

Чек-листы становятся очень популярными в образовании и самообразовании. 

Задание: Составьте чек-лист для реализации целей самообразования и успешного обучения по Вашей специальности с учетом научной информации о возможностях мозга.

Источник видеоматериала: видеолекцияТатьяны Черниговской ("Как научить мозг учиться?")

1 Постановка перед собой цели для самообразования

2 Ознакомление с требованиями и правилами учебного материала

3 Изучение учебных дисциплин (просмотр видеолекций, конспект)

4 Поиск ответов на вопросы ,которые мне не понятны

5 Изучение дополнительной литературы по предмету (использование интернет ресурсов)

6 Закрепить пройденную дисциплину

7 Выполнение самостоятельной работы

8 Выполнение практической работы

9 Выполнение итоговой работы

10 Достижение высокого качества обучения

Задание 6. Максимальное количество баллов – 4.

Задание: Современный мир предъявляет человеку новые  условия и требования для жизнедеятельности. Многие ученые активно заявляют о необходимости кардинально переформатировать систему научных знаний и методов. Посмотрите видеофрагмент  выступления Сергея Капицы «Как развивается мир». (Источник https://www.youtube.com/watch?v=FKVawCxrf28)