Файл: Дисциплина История Практическое занятие 3 Обучающийся Тюрькова Анна Александровна Преподаватель Новикова Наталья Львовна Задание 1.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.01 Дошкольное образование
Дисциплина: История
Практическое занятие 3
Выполнил:
Обучающийся Тюрькова Анна Александровна
Преподаватель:
Новикова Наталья Львовна
Задание 1 .
Рассмотрите представленные в таблице карикатуры.
В карикатурах отображены политические события ХХ века. Обратите внимание на символику и персонажей , изображенных на предлагаемых карикатурах. Вам необходимо определить , какие политические событие отображают представленные карикатуры.
Выполните задание:
-
Соотнесите карикатуры (обозначенные цифрами в 1 столбце таблицы) и политические события (обозначенные буквами во 2 столбце таблицы), и представьте правильные ответы по соответствию каждой карикатуры определенному политическому событию.
1 Б
2 Г
3 Е
4 Д
5 А
6 В
-
Ниже представлены политические события, Вам необходимо сделать краткий анализ одного события, в соответствии с первой буквой Вашей фамилии, указанной в скобках после наименования события.
-
Освоение космоса (А, Б, В, Г, Д, Е, Ё) -
Карибский кризис (Ж, З, И, К, Л) -
Глобализация (М,Н, О, П, Р) -
Холодная война(С, Т, У, Ф, Х) -
Перестройка(Ц, Ч, Ш, Щ) -
Корейская война(Ы, Э, Ю, Я)
Холодная война – это военное , политическое и экономическое противостояние между Советским Союзом и США и их сторонниками, без открытых военных действий . Она стала последствием противоречий между двумя системами: капиталистической и социалистической.
Период « Холодной войны» :1946- 1989
Причины:
Обе страны стремились стать самой могущественной державой в мире.
К политическим причинам относят: неразрешимое идеологическое противоречие между двумя системами ,моделями общества. Опасение США ,что роль СССР в мире усилится.
К экономическим причинам относят: борьбу за ресурсы и рынки сбыта продукции. Ослабление экономической и военной мощи противника.
Цели сторон: Закрепить сферы влияния . Поставить противника в невыгодные политические , экономические условия.
Цель США: сдерживание социализма, противостояние революционному движению . СССР рассматривался как «империя зла»
Цель СССР: полная победа социализма в мировом масштабе.
Средства холодной войны: Гонка вооружений, Активная деятельность разведки, Психологическая война, Сбор компроматов на политических лидеров и др.
Основные периоды и события 1 этапа «Холодной войны» :
5 марта 1946 – речь У. Черчилля – начало холодной войны, в которой была провозглашена идея создания союза для борьбы с коммунизмом.
1947 г. – «доктрина Трумэна».
1947 г. – план Маршала
1948-1953 г. – советско-югославский конфликт
1948 г. – раскол Германии (ФРГ и ГДР)
1949 г.- создание НАТО
1949 г. – успешное испытание в СССР атомной бомбы
1950-1953 г. – война в Корее.
2 период : 1955-1962 (похолодание в отношениях между странами)
В этот период мир был на грани ядерной катастрофы. Антикоммунистические выступления в Венгрии, Польше ,Суэцкий кризис
Основные периоды и события 2 этапа «Холодной войны» :
1955 г- создание Организации Варшавского договора (ОВД)
1955г. – Женевская конференция глав правительств стран- победительниц
1957 г.- разработка и успешное испытание в СССР межконтинентальной баллистической ракеты, что усилило напряженность в мире.
4 октября 1957 г. – открылась космическая эра. Запуск первого искусственного спутника земли в СССР
1959 г. – победа революции на Кубе. Куба стала надежный партнером СССР
1962 г.- Карибский кризис
3 период: 1963-1979 г. (полоса разрядки напряженности)
1963 г.- СССР, Великобритания и США подписали первый договор о запрете ядерных испытаний в трех сферах(атмосфере, космосе и под водой)
1968 г. –« Пражская весна» в Чехословакии
СССР стал великой державой, с которой нужно было считаться. Разрядка напряженности носила взаимовыгодный характер.
1970 г. – СССР предпринимает ряд попыток к усилению «разрядки ».
Подписаны соглашения об ограничении стратегического вооружения. В 1970 – договор между ФРГ и СССР по которому обе стороны обязались решать конфликты миром.
В мае 1972 г. подписан договор об ограничении систем противоракетной обороны
Конвенция о запрете разработки и производстве, накоплении запасов бактериологического токсичного оружия и об их уничтожении.
1975г – высшая точка разрядки . Подписание в августе в Хельсинки Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и Декларации принципов взаимоотношений между государствами. Подписало 33 государства ,включая СССР, США и Канаду
1975г. – совместная космическая программа «Союз -Апполон»
1979г. – Договор об ограничении наступательных вооружений (ОСВ-2)
4 период : 1979-1987 (осложнение международной обстановки)
Обострение отношений с США ,потому- что СССР ввел войска в Афганистан(война длилась с 1979-1989).
1981г.- США развернули программу «Стратегических оборонительных инициатив» (СОИ)
1983 г. – США размещают свои баллистические ракеты в Италии, Англии, ФРГ, Дании, Бельгии
СССР выходит из Женевских переговоров
5 период: 1988-1991 (заключительный этап)
К власти в СССР приходит М.С. Горбачев
Горбачев проводит политику «нового политического мышления»
1985- 1987 г. – переговоры в Женеве, Рейкьявике, Вашингтоне. Признание существующего миропорядка ,расширение экономических связей стран , несмотря на разную идеологию.
В декабре 1987 года Горбачев и Буш на саммите объявляют о завершении «холодной войны»
Конец «холодной войны » был вызван экономической слабостью СССР ,неспособностью поддерживать гонку вооружений.
В 1990 году воссоединение Германии стало своеобразной победой Запада в холодной войне. 8 декабря 1991 года – Беловежское соглашение, распад СССР.
25 декабря 1991 года президент Д. Буш объявил об окончании холодной войны и поздравил соотечественников с победой.
Итоги:
Формирование однополярного мира, в котором лидерами стали США.
Свержение социализма в странах Центральной и Восточной Европы
Крах советской экономики, падение ее авторитета на международном рынке. Начало образования новой России.
Задание 2. Во второй половине ХХ века многие сраны освободились от колониальной зависимости.
Назовите причины этого процесса.
К какому континенту (континентам) относились эти страны?
Охарактеризуйте политическое и экономическое развитие одной из стран.
После Второй Мировой войны начался процесс деколонизации – распада колониальных империй европейских держав.
Причина крушения колониальной системы. :
Одной из главных причин крушения колониальной системы стала закономерность,которая проявила себя после Второй Мировой войны, когда страны лишенные колоний (Япония ,Италия, США) развивались гораздо быстрей, чем страны обладавшие колониями в Азии и Африке (Великобритания, Франция, Португалия).
Колониальные державы были ослаблены в военном отношении
С созданием ООН борьба народов колоний за освобождение получила международно-правовое обоснование. Кроме того они могли обратиться зв помощью к СССР и Китаю.
К какому континенту (континентам) относились эти страны?
Страны освободившиеся от колониальной зависимости относились к Африканскому (Конго, Алжир, Мозамбика, Ангола ) и Азиатскому (Бирма , Цейлон, Камбоджа) континентам.
Охарактеризуйте политическое и экономическое развитие одной из стран.
На примере Индии мы рассмотрим политическое и экономическое развитие.
В стране проведена аграрная реформа; создали государственный сектор в промышленности и введение планирования в экономике; началась индустриализация. Во внутренней политике упор был сделан на сочетание принципов демократии и централизма. Проведена национализация крупных банков. Основными задачами политики считали обеспечение национального единства и территориальной целостности страны, повышение жизненного уровня наименее обеспеченных слоев населения , модернизацию производства.
Задание 3.
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы , по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения , существующих в исторической науке.
«Эпоху правления Брежнева (1964- 1982)» можно назвать временем «застоя» как в советской экономике, так и во внешней политике.»
Используя исторические знания ,приведите два аргумента ,которыми можно подтвердить данную точку зрения , и два аргумента, которыми можно опровергнуть ее. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде .
Аргументы в подтверждение:
-
Экономический рост замедлился ,начались проявляться признаки стагнации. -
При Брежневе была свергнута «хрущевская оттепель» . Ужесточилась цензура, многие писатели (Александр Солженицын, Сергей Довлатов ) уехали в Америку. Международный авторитет СССР ухудшился из –за ввода танков в Прагу в 1968 г. и ввода войск в Афганистан в 1979 г.
Аргументы в опровержения :
-
К 1980 году СССР занимал первое место в Европе и второе место в мире по объёмам промышленного и сельскохозяйственного производства. -
За время нахождения у власти Брежнева ,доходы советских граждан выросли примерно в 1.5 раза. Население страны увеличилось на 12 млн. человек. Развивался военно- промышленный комплекс(сконструированы танки Т-72, Т-80;самолеты МИГ- 29, СУ-27 и т.д)
Задание 4. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы.
Из выступления на съезде
«Товарищи ! Нам нужно решительно, раз и навсегда развенчать культ личности , сделать надлежащие выводы как в области идейно- теоритической , так и в области практической работы.
Для этого необходимо:
Во- первых, по- большевистски осудить и искоренить как чуждый духу марксизма- ленинизма и несовместимый с принципами партийного руководства и нормами партийной жизни культ личности, вести беспощадную борьбу против всех и всяческих попыток возродить его в той или иной форме. Восстановить и последовательно проводить по всей нашей идеологической работе важнейшие положения учения марксизма- ленинизма о народе, как творце истории, создателе всех материальных и духовных богатств человечества, о решающей роли марксисткой партии в революционной борьбе за преобразования общества, за победу коммунизма. В связи с этим нам предстоит провести большую работу на тем , чтобы с позиций марксизма – ленинизма критически рассмотреть и поправить получившие широкое хождение ошибочные взгляды, связанные с культом личности, в области исторической, философской , экономической и других наук, а также в области литературы и искусства . В частности ,необходимо в ближайшее время провести работу по созданию полноценного марксистского учебника по истории нашей партии, учебников по истории советского общества, книг по истории гражданской войны и Великой Отечественной войны.
Во- вторых, последовательно и настойчиво продолжать проводимую в последние годы Центральным Комитетом партии работу по строжайшему соблюдению во всех партийных организациях, сверху донизу , ленинских принципов партийного руководства и прежде всего высшего принципа – коллективности руководства, по соблюдению норм партийной жизни, закрепленных Уставом нашей партии, по развертыванию критики и самокритики.
В- третьих, полностью восстановить ленинские принципы советского социалистического демократизма, выраженные в Конституции Советского Союза, вести борьбу против произвола лиц, злоупотребляющих властью. Необходимо до конца исправить нарушения революционной социалистической законности , которые накопились за длительный период в результате отрицательных последствий культа личности.»
В каком году происходил съезд, отрывок из выступления на котором приводится?
Какое название (пропущенное в тексте) получил период в отечественной истории, к которому относится проведение съезда?
Кто был руководителем СССР в этот период?
Выскажите свое мнение относительно этого выступления.
Ответы предполагают использование информации из источника ,а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.