Файл: Предэкзаменационная работа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 184

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

плач..т (малыш),

брос..т (человек)

стел..т (он)

кудахч..т (курица),

прогрева..мое (море)

Ответ: ___________________________________________ .

13. Определите предложение, в котором НЕ (НИ) с обоими словами пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти слова.

1) Выйдет, сядет и молчит, покашливает, (НЕ)ПОДНИМАЯ, и все перекладывает то нож, то вилку. Если же вдруг заговорит, то так (НЕ)ОЖИДАННО и громко, что вздрогнешь.

2) За домом (НЕ)КОТОРОЕ подобие сада, за садом не то озеро, не то болото, заросшее кугой и кувшинками, и (НЕ)ИЗБЕЖНАЯ плоскодонка возле топкого берега.

3) Нет, сначала (НЕ)НАВИДЕЛА — мне казалось, что ты совсем (НЕ)ЗАМЕЧАЕШЬ меня.

4) Иногда они (НИ)С(ТОГО) (НИ)С(СЕГО) подпрыгивали, раскрывая огромные крылья, и, (НЕ)ОБРЕМЕНЕННЫЕ заботами, медленно взлетали.

5) Этого тебе (НЕ)НУЖНО знать.— Как ты груб, — сказала она, (НЕ)БРЕЖНО вздохнув, и стала смотреть в солнечное окно.

Ответ: ___________________________________________ .

14.Определите предложение, в котором ОБА выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

  1. В тишине слышен был откуда-то равномерный и как БУД(ТО) ТОТ(ЖЕ) сырой скрип дергача.

  2. Никогда не думал, что они летают ПО(НОЧАМ), — оказалось, что (ЗА)ЧАСТУЮ летают.

  3. Носила желтый ситцевый сарафан и крестьянские чуньки (НА)БОСУ ногу, плетенные из КАКОЙ(ТО) разноцветной шерсти.

  4. (ПО)ЭТОМУ слово ужас происходит от ужа. Они у нас тут (ПО)ВСЮДУ, и в саду, и под домом...

  5. (В)ПЕРВЫЕ заговорила она с ним просто, и случайно взглянули они (ДРУГ)ДРУГУ в глаза прямо.

Ответ: ___________________________________________ .

15.Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква Н.

И, вскинув карти(1)о руку в дли(2)ом рукаве, отороче(3)ом лебеди(4)ым пухом, оглушительно выстрелила из стари(5)ого пистолета, которым Петя пугал потрепа(6)ых воробьев, заряжая его только порохом.

Ответ: ___________________________________________ .

16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. [Давно наступили сумерки] , и [на западе, за чернеющими лесистыми полями, все еще мертвенно светила долгая летняя московская заря].

  2. [В тишине слышен был откуда-то равномерный и как будто тоже сырой скрип дергача].

  3. [Он облокотился на окно], и [она на его плечо].

  4. [Катался я всего больше по ночам], и [выходило даже поэтично].

  5. [Выйдет и сядет, молчит и покашливает, и все перекладывает столовые приборы].


Ответ: _______________________________ .

17.Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении долж-на(-ы) стоять запятая(-ые).

Всех птенцов (1) выпавших из гнезда (2) мы поймали и (3) приставив лестницу (4) бережно посадили обратно в гнездо.

Ответ: ___________________________ .

18.Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запя-тая(-ые).

Блеща средь полей широких,

Вон (1) он льется (2) здравствуй (3) Дон!

От сынов твоих далеких

Я привез тебе поклон.

Как прославленного брата,

Реки знают тихий Дон;

От Аракса и Евфрата (4)

Я привез (5) тебе (6) поклон.

Приготовь же (7) Дон (8) заветный (9)

Для наездников лихих

Сок кипучий, искрометный

Виноградников (10) твоих.

(А.С. Пушкин «Дон»)

Ответ: ___________________________

19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

На ранней заре (1) распахнешь окно (2) в прохладный сад (3) сквозь (4) который (5) ярко блестит кое-где утреннее солнце (7) и сам побежишь (8) умываться на пруд.

Ответ: ___________________________

20.Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Солнце сверкает сбоку (1) и (2) когда дорога замаслилась и блестит (3) то кажется (4) что по реке лесной (5) словно катишься.

Ответ: ___________________________

Прочитайте текст и выполните задания 21-25.
(1) В любом названии места скрывается тайна. (2) И чем древнее поселок,  улица  или река, тем тайна глубже.  (3) Каждый из нас обязательно с самого детства пытался найти ключи к этим тайнам. (4) Мы без труда решали задачи, если нашу деревню называют Сосновка,  Осиновка,  Дубровка, Берёзовка. (5) Тут всё ясно, даже если сегодня лесом и не пахнет возле деревни. (6) Но вот уже чуть сложнее задача. (7) Село Орлово. (8) Я родился в этом селе и, конечно, где-то лет в десять, задаваясь  вопросами к миру, решил, что в наших местах водилось много орлов. (9) Отец, с которым поделился своим открытием, сказал, что некогда селом правил барин Орлов. (10) С возрастом интерес к такого рода исследованиям не пропадает. (11) Я с жадностью читал и расспрашивал обо всём, что касалось села. (12) Я обнаружил, что никакой барин Орлов нашим селом не правил, что село всегда было вольным. (13) Почему городок назывался Орловым, так и не удалось докопаться.

        (14) Иногда не надо много усилий, чтобы докопаться  до смысла названий. (15) Но за годы поездок у меня в записной книжке скопилось много любопытных названий

.

(По В. Пескову)

                                                                              

21 Укажите , к какому стилю речи относится данный текст. Выпишите название этого стиля.

Официально-деловой

Художественный

Научный

Разговорный

Публицистический: актуальная тема, автор убеждает нас в том, что собирать и изучать названия - интересно (на своем примере); есть местоимение «я»

Ответ: ___________________________

22 Укажите, какой тип речи представлен в предложениях 1-4. Выпишите название этого типа речи.

Повествование.

Описание

Рассуждение.

Ответ: №23 Выпишите из предложения 14 слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

Ответ: ДОкапатьСЯ

Прочитайте текст и выполните задание 24-27
(1) – Здесь полюс, поздравляю вас, ребята! – именно эти слова сказал начальник полярной экспедиции Дмитрий Шпаро, когда в белёсой мгле ненадолго сверкнуло солнце и штурман Юрий Хмелевский определил: цель достигнута. (2)Несколько секунд друзья ещё стояли, пошатываясь, плотно прижавшись друг к другу. (3)И вдруг они кинулись обниматься, поздравлять друг друга, радуясь нелегко доставшейся победе. (4)Северный полюс столбиком не отмечен, на нём ничего нет, кроме льда и снега. (5)Это всего лишь символ, математическая точка, где сходятся меридианы и сходят на нет параллели. (6)На Южном полюсе исследователи, единожды вычислив точку, отметили её флагом и кругом из бочек. (7)На Севере из-за льда, постоянно перемещаемого течением, полюс всякий раз надо вычислять заново. (8)Этой точки Земли не раз достигали на собачьих упряжках, на мотосанях, дирижабле, на самолётах, на ней всплывали подводные лодки, сюда дошёл отечественный ледокол «Арктика», а после него ещё более шестидесяти ледоколов из разных стран. (9)А вот пешим ходом на лыжах полюса впервые достигла экспедиция из семерых человек под руководством Дмитрия Шпаро в 1979 году. (10)Печать большой и необычной дороги лежала теперь на этой семёрке. (11)Палатка выцвела – из оранжевой стала прозрачно-жёлтой, до дыр износились бахилы, лыжи были источены до предела. (12)Ну и, конечно, на лицах запечатлелось всё, что пришлось испытать. (13)[Выросшие бороды], [порыжевшие носы, обожжённые морозом], [облупленные щёки]. (14)Но это не были люди, до предела растратившие свои силы: они радовались, как дети, шутили, смеялись. (15)И в один голос готовы были сказать, что могли бы пройти ещё столько же.


(16)Среди множества писем, приходивших в редакцию в те дни, писем с горячей поддержкой экспедиции и пониманием её задач, был и такой вопрос: (17)«Зачем?» (18)Вопрос этот столь же старый, как и вся история человечества. (19)Всегда кто-то шёл по земле, обрекая себя на лишения, даже на гибель. (20)А кто-то, сидя в спокойном тепле у костра в пещере или у телевизора в квартире, говорил: (21)«Зачем?»

(22)Вопрошающих никто не помнит, так как они не совершили ничего значимого для будущих поколений. (23)Тех же, кто шёл, история знает. (24)Усилиями легиона смельчаков были открыты на Земле материки, острова, глубины, проливы, полюса, покорены горы, нанесены на карту мельчайшие очертания лика Земли. (25)«Плавать по морю необходимо, жить не так уж необходимо», – гласит древнее латинское изречение. (26)Людям хочется открывать неизведанное, хотя это всегда рискованно. (27)Человек с колыбели своей истории сознательно рисковал своей жизнью, чтобы совершать открытия. (28)Иначе мы не знали бы очертаний материков, глубин океана, пространства пустынь, высоты гор и толщи снегов. (29)Точка полюса – лишь некий итоговый символ. (30)Главное состоит в преодолении пространства до полюса, в преодолении полутора тысяч труднейших на всей земле километров, отделяющих остров Генриетты (точку старта) от полюса. (31)Степень трудности перехода наивысшая, она требует предела человеческих сил. (32)Мороз под сорок. (33)Торосы, разводья, которые надо преодолеть на лодках.

(34)Постоянное напряжение, риск.

(35)И вот он под ногами – полюс. (36)Величественный белый мир. (37)Чуть шевелится флаг на мачте, будто во сне. (38)Под ним на льду – шар-контейнер с такими дорогими для нас символами родной земли. (39)Это останется на полюсе. (40)Остаются у флага и портреты легендарных полярников: Седова, Русанова, Толля. (41)Володя Леденёв снимает на плёнку эти следы посещения полюса. (42)Снимает он и ледяной столбик, вокруг которого сегодня начерчены сажей параллели и меридианы.

— (43)Ну вот всё и кончилось – дошли... (44)А Земля продолжает вертеться, – говорит Володя. — (45)Друзья, а как там, интересно, на Южном полюсе… потеплее будет?

 

(По В.М. Пескову*)

*Василий Михайлович Песков (родился в 1930 году) – известный советский журналист, писатель, фотокорреспондент, путешественник, телеведущий.
24.

А) Среди предложений 12-15 найдите сложное бессоюзное предложение, в составе которого есть простые односоставные назывные: _13_.


Б) Среди предложений 35-40 найдите предложение, осложненное сравнительным оборотом: 38_.

В) Среди предложений 2-6 найдите предложение, которое связано с предыдущими при помощи личного местоимения:_3_.

Г) Среди предложений 26-29 найдите предложение, в котором есть ОЧП:_28_ .


А

Б

В

Г

13

38

3

28


25. Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

 

Предложенный для анализа фрагмент отличается простотой и доступностью языка, характерными для публицистического стиля речи. В.М. Песков достаточно широко применяет здесь синтаксические средства выразительности, к примеру (А)3 (предложения 8, 24, 28) и (Б) 5 («ребята» в предложении 1, «друзья» в предложении 45). В тексте изредка встречаются тропы, в том числе (В)2 (« горячая поддержка» в предложении 16, «величественный белый мир» в предложении 36). Кроме того, в отрывке нашёл применение такой стилистический приём, как (Г) 6 (предложения 6—7, 19—21).

 

Список терминов

1) парцелляция

2) эпитет(-ы)

3) ряд(-ы) однородных членов

4) разговорная лексика

5) обращение(-я)

6) антитеза

7) сравнение(-я)

8) вводные слова

9) книжная лексика

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:


А

Б

В

Г













26. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 

1) Люди с древних времён считали, что познание окружающего мира дороже жизни.

2) В 1979 году впервые —без использования транспортных средств—группа под руководством Дмитрия Шпаро достигла полюса.

3) Поход дался членам экспедиции достаточно легко.

4) История не помнит всех, кто совершал открытия.

5) Члены экспедиции знают, что на Южном полюсе будет теплее.
27. Выпишите из предложения 10 слово в переносном значении