ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 951
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Система управления в общине относительно проста. Высшая власть у аруако -- Мамо. Для того, чтобы в будущем занять это пост, наиболее способные мальчики, проявляющие желание учиться, должны овладеть умением гадать и играть на музыкальных инструментах
Духовная жизнь индейцев пронизана религиозным мироощущением Некоторые материальные объекты, например, сумка, по поро и др стали религиозными и культовыми символами индейцев имеются святые места ("канкура") , где происходят ритуальные праздники. Некоторые виды труда также имеют определенную религиозную направленность Так, обработка коки содержит определенный религиозный смысл, поскольку это растение считается "корнем мудрости", основой традиционного мышления Кок используется с лечебной целью, в церемониальных собраниях представляет собой символ дружбы: когда два индейца встречаются они обмениваются листьями коки С раннего возраста дети посещают собрания взрослых, участвуют в праздниках, где наблюдат деятельность взрослых и слушают их беседы.
Семья аруаков производит все необходимое для своего существования. Важные экономические решения принимает отец Выходя замуж, женщины приносят в новую семью земельный надел и орудия труда Между матерью и младшим ребенком существуют тесные отношения, она дает ребенку грудь максимально возможное время Если у матери нет молока, она никогда не поручает вскармливать своего ребенка другой женщине, потому что та может иметь "более сильный или поврежденный дух", и предпочитает кормить дитя коровьим молоком Отношения между братьями и сестрами
очень ласковые, старшие присматривают за малышами и обучают их новым навыкам.
Представление о возрасте аруаков отлично от нашего Они не считают годы, их не интересует, сколько ребенку лет. Его развитие определяется тем, как он участвует в деятельности -- сначала семьи, а затем и общества На этой основе выделяются периоды или этапы роста, которые имеют свое название.
Зизи -- период с момента рождения до того, как дети научаются самостоятельно ходить и могут покинуть "зичу" (сумку)
Абиру -- период, когда дети делают первые шаги В этот период ребенка начинают упрекать или наказывать, если он испражняется на накидку матери Упреки всегда шутливы и лишь иногда сопровождаются легким шлепком
Ганусина -- примерно с трех лет ребенок получает маленькую сумку (мочилас) из простого волокна -- символ работы и экономической помощи семье, которую он начинает осуществлять
Кумаситу -- в этот период дети отдаляются от матери и начинается дифференциация работы по полу
Купма -- примерно в 12-18 лет подросток уже хорошо владеет орудиями труда, он уже научился всему у своих родителей Мальчик носит мужскую накидку и способен связать ее, он неоднократно присутствовал на конкурсе, и на его руках шерстяные нитки, завязанные у запястья ("асегуранса"), подтверждающие его активное участие в жизни общины. Этот период завершается вручением юноше "попоро" (вручает Мамо), что открывает дверь в жизнь взрослых Девочка-подросток входит в новое общественное состояние и считается взрослой, когда у нее начинается первая менструация Когда это случается, девушку на девять дней закрывают в дом, запрещая ей есть соль, овощи и готовить еду. Кровь собирают на вату и относят Мамо для освящения Она не должна попасть на пол, так как в этом случае женщина будет несчастлива в браке
Социально-экономическое развитие общины Аруако в настоящее время, констатирует в своей работе К Оталора, определяется, с одной
стороны, потребностью сохранять свои национальные традиции, а, с другой стороны, необходимостью устанавливать более тесные контакты с внешним миром Это привело к открытию школы для обучения детей чтению, письму на родном и испанском языках, счету; дети изучают географию региона и историю страны,
На основе собственных наблюдении за повседневной деятельностью детей в этой общине К. Оталора проанализировала особенности детских игр Опираясь на концепцию Д. Б Эльконина, она выявила наиболее характерные для детей разных возрастов игры:
Игра-развлечение -- игра, в которой полностью отсутствует сюжет. Ее цель -- развлечь, развеселить участников. Так, наиболее частым развлечением у девочек было бегать друг за другом, чтобы, догнав, пощекотать. Обычно, закончив такое действие, ребенок смеется
Игра-упражнение -- отсутствует сюжет, преобладают физические действия, при этом одно и то же действие повторяется несколько раз подряд. Дети разных возрастов поднимались, на деревья, ползали по бревну или просто бегали Чаще этот вид игры наблюдался у мальчиков моложе семи лет У более взрослых детей (11-12 лет) обычной игрой была борьба. Они брались за руки, сравнивая свою силу
Сюжетная игра -- есть игровые действия и воображаемая ситуация, хотя и в зачаточной форме. Наиболее частыми сюжетами были приготовление пищи и сбор фруктов. Иногда дети изображали игру на аккордеоне, звон колокола или действия животных. Сюжетные игры никогда не воспроизводили существующие в общине социальные отношения, в играх отсутствовали роли отца, матери, Мамо Одна из местных женщин объяснила экспериментатору, что дети не играют во взрослых, потому что в таких играх проявляется неуваженье к ним. Последнее недопустимо, так как в общине к взрослым относятся с большим уважением Сюжетная игра чаще встречалась у детей моложе семи лет л практически отсутствовала у более старших Мальчики чаще играли а сюжетные игры, чем девочки Это и понятно, у девочек с раннего возраста больше определенных и ответственных занятий, чем у мальчиков К восьми годам девочка овладевает всеми необходимыми общественными функциями, по поводу которых обычно развертывается игра Ей не нужно их воображать, она уже сама следит за младшими, готовит обед и т п Сюжетная игра у детей общины Аруако не получает достаточного развития, не достигает развернутой формы по всей вероятности потому, что в общине нет серьезного отношения к играм и игрушкам, взрослые не учат детей играть, а, наоборот, отвергают игру Раннее приобщение детей к труду и взрослой жизни препятствует развертыванию игры.
Процессуально-подражательная игра -- воспроизведение действий или ситуаций, которые ребенок наблюдает в настоящий момент Подражательная и сюжетная игра близки друг к ДРУГУ- У детей аруако трудно установить ту грань, где кончается подражание и начинается сюжетная игра Можно выделить лишь возрастную границу: игра-подражание наиболее часто встречается у маленьких детей. В качестве примера игры-подражания можно привести следующий случай Трехлетняя девочка около места церемоний слышит звук, похожий на флейту, тогда она берет палочку, дует в нее, изображая своим голосом звук, подобный услышанному
Традиционная игра -- та, которая передается из поколения в поколение, в нее играют взрослые и дети, она имеет правила, но в ней отсутствует воображаемая ситуация В общине Аруако это игра в волчок Эта игра возникла как результат тесной связи между игрой и трудом Исторически волчок происходит из веретена. В онтогенезе ребенок действует с предметами, которые его окружают Наблюдая, как мать действует с веретеном, ребенок учится крутить сначала фрукты с воткнутой в них палочкой, а затем деревянный волчок, форма которого соответствует руке ребенка Эта игра передается из поколения в поколение, но обычно играют в нее только мужчины Если девочка хочет научиться крутить предметы, она не играет в волчок, а крутит веретено и учится прясть
Особенности игры индейских детей общины Аруако, подчеркивает К Оталора, определяются прежде всего тем, что дети с самого раннего возраста вынуждены работать и нести ответственность как взрослые Поскольку ребенок к восьми годам уже владеет всеми предметами и участвует в общественной жизни, нет необходимости моделировать эту жизнь в символическом плане. Как уже отмечалось, дети не играют в папу, маму и Мамо, потому что в общине это значило бы не уважать их Чаще всего в игре принимают участие двое детей, так как не принято, чтобы дети, не находящиеся в родстве, играли между собой Сама форма жизни общины препятствует возникновению такой ситуации, при которой дети могли бы играть группой
Работа К Оталора еще раз показывает, что детская игра имеет историческую и социальную, а не биологическую природу Среда выступает по отношению к игре как источник ее развития. Не только сюжет и содержание игры ребенок заимствует из окружающей действительности. Сам характер игры, ее структура определяется обществом. Если в обществе (как у индейцев Аруако) существуют запреты на воспроизведение в игре функций взрослых и авторитетных личностей, то сюжетноролевая игра не развивается несмотря на то, что у ребенка формируются некоторые операциональнотехнические предпосылки игры, такие, например, как воображаемая ситуация, способность к замещению и др.
Игра, истоки которой связаны с социальноэкономическим уровнем развития общества и культурными традициями народа, эволюционирует вместе с обществом.
В современном индустриальном обществе игра не является единственным типом деятельности детей. Другие типы деятельности в дошкольном возрасте: изобразительная деятельность; элементарный труд; восприятие сказки;учение.
Изобразительная деятельность ребенка давно привлекает внимание художников, педагогов и психологов (Ф. Фребель, И. Люке, Г. Кершенштейнер, Н. А. Рыбников, Р. Арнхейм и др.). Рисунки детей изучаются с разных точек зрения. Основные исследования сосредоточены главным образом на возрастной эволюции детского рисунка (Г. Кершенштейнер, И. Люке) Другие авторы шли по линии психологического анализа процесса рисования (Э. Мейман, Н А Рыбников). Следующая категория работ по детскому рисунку шла по линии измерения одаренности при рисовании. Исследователи обычно собирали большое число детских рисунков и распределяли их по степени совершенства. Ряд авторов посвятили свои труды анализу связи умственного развития и рисования (Ф. Гуденаф) Была показана высокая корреляция этих способностей, чем лучше рисунок, тем выше умственная одаренность. На основании этого Ф. Гуденаф рекомендует использовать рисование как тест на умственное развитие По мнению А. М. Шуберт, однако, может быть иное объяснение: чем выше рисунок во всех отношениях, тем характернее он, но не для жизни ума, а для жизни эмоции. А Ф. Лазурский и другие психологи -- также подчеркивали связь между личностью ребенка и его рисунком.
Несмотря на все эти разнообразные подходы, рисунок с точки зрения его психологической значимости изучен еще недостаточно. С этим связано большое число разноречивых теорий, объясняющих психологическую природу детских рисунков.
Своеобразие этих рисунков породило ряд концепций. Среди них большое место занимает интеллектуалистическая теория
Теория символизма детского рисунка. По мнению В. Штерна, рисунок ребенка -- отнюдь не изображение конкретно воспринимаемого предмета. Ребенок изображает то, что он знает об объекте, а не непосредственно воспринимаемый образец. С точки зрения В Штерна, Д Селли и др., рисунок следует рассматривать как символ определенных понятий
Со времени своего возникновения и до настоящего времени интеллектуалистическая теория подвергается критике. В частности, уже давно было отмечено, что хорошие рисунки выполняются умственно отсталыми детьми и наоборот. "Если бы интеллектуалисты были правы,-- говорят критики,-- то дети глухонемые, в общем сюящие умственно ниже, чем дети слышащие, не давали бы рисунков более правильной формы, чем эти последние". Почти пятьдесят лет спустя Р Арнхейм назвал интеллектуалистический подход к детскому рисунку "довольно странной теорией", которая вводит исследователя в заблуждение.
Близка к концепции В Штерна Лейпцигская школа комплексных переживаний. По мнению психологов этой школы (Г Фолькельт), детское искусство носит экспрессионистский характер -- ребенок изображает не то, что он видит, а то, что он переживает. Он выражает свои чувства, свои эмоциональные состояния. Поэтому рисунок ребенка субъективен и часто непонятен постороннему человеку
Однако, как отмечал Н. М Рыбников, для понимания детского рисунка очень важно исследовать не только продукт, результат рисования, но и сам процесс создания рисунка. С его точки зрения, В Штерн и Г Фолькельт подходили к рисунку ребенка антигенетически. Н М Рыбников отмечал, что изобразительная деятельность ребенка отличается от изобразительной деятельности взрослого человека Деятельность взрослого художника направлена на результат, тогда как для ребенка продукт изобразительной деятельности играет второстепенную роль На первый план для него выступает сам прочесе создания рисунка. Поэтому дети рисуют с большим увлечением, но как только завершают рисунок, часто выбрасывают его. Маленькие дети изображают на бумаге мало, но при этом много говорят, жестикулируют. Только к концу дошкольного возраста ребенок начинает обращать внимание на рисунок как на продукт изобразительной деятельности.
В работах ряда исследователей проблемы детского рисунка сделана попытка наметить стадии развития изобразительной деягельности. Итальянский психолог К. Риччи считал, что она в своем развитии проходит два этападоизобразительный и изобразитель- нын, которые, в свою очередь, делятся на несколько стадий. Перв. стадия доизобразительного этапа (по Г. Кершенштейнеру, К. Ричч и др.) -- стадия каракулей, которая начинается в возрасте двух лет Первые каракули -- обычно почти случайные метки. В это время ребенка интересует не изображение, а карандаш. И больше того ребенок может даже смотреть по сторонам, когда чертит по бумаге На этой стадии развития он еще не умеет связывать зрительные образы с рисованием. Он получает удовольствие от самих движения, когда водит карандашом по бумаге. В этот период ребенок, как правило, не способен нарисовать чтолибо "реальное". Как отмечают американские исследователи (В. Ловенфильд и др.), "попытки научить ребенка этого возраста нарисовать яблоко равносильны тому чтобы обучить младенца на стадии гуления правильно произносить слова или составлять из них предложения".