Файл: Личностноориентированные технологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 25

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т.3.5. Горбачева Елена Александровна

1. Подготовить презентацию на тему: «Активные методы обучения детей с ОВЗ» (не более 10 слайдов).

2. Подготовить доклад на тему: «Личностно-ориентированные технологии» (до 5-7 страниц).

Динамическое развитие российского общества требует формирования ярко индивидуальной, прагматичной, раскрепощенной, независимой личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме. В новых реалиях жизни необходимо воспитывать свободную, активную, уважающую себя личность. А это, в свою очередь, ставит во главу угла применение педагогами новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися. Современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, демократизации ее жизнедеятельности.

В связи с этим наиболее актуальным стратегическим направлением на сегодняшний день являются личностно- ориентированные технологии.

Большой вклад в разработку теоретических и методических основ этого подхода внесли такие ученые, как Бондаревская Е. В., Сериков В.В., Турганинова Ю. И., Якиманская, Ш. Амонашвили и многие другие.

Они разработали основные принципы личностно- ориентированного подхода:

- принцип самоактуализации: важно побудить и поддержать стремление школьника к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей;

- принцип индивидуальности: каждый член школьного коллектива должен быть (стать) самим собой, (обрести) постичь свой образ;

- принцип субъектности: следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и в школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта;

- принцип выбора: педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора форм и способов организации учебно- воспитательного процесса в школе и классе;

- принцип творчества и успеха: благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных сторонах своей личности»;

- принцип доверия и поддержки: вера в ребенка, доверие ему, поддержка его стремлений к самореализации и самоутверждению, должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля.

Личностно- ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий его развития, реализации его природного потенциала. Такие технологии называются антропоцентрическими.


Личностно-ориентированные технологии характеризуются:

- антропоцентричностью (антропо- человек, центризм –центр), антропоцентрический подход в создании педагогических условий формирования современной модели самоорганизуемого свободного развития личности, самоорганизующий потенциал школы.

- Психотерапевтической направленностью: (психотерапевтическая направленность на поддержку личности, помощь ей, вселять оптимистическую веру в творческие силы, отвергая принуждение).

Личностно –ориентированные технологии ставят цель:

разностороннее и творческое развитие ребенка.

Основная установка педагога на общение, взаимопонимание с учениками на их освобождение для творчества. Творчество, исследовательский поиск

являются основным способом существования ребенка в пространстве личностно- ориентированного образования.

Но духовные, физические, интеллектуальные возможности детей еще слишком малы, чтобы самостоятельно справляться с творческими задачами. Ребенку нужна педагогическая помощь, поддержка. Поддержка выражает существо гуманистической позиции педагога по отношению к детям. Поддержка основывается на трех принципах деятельности Ш. Амонашвили:

- любить ребенка;

- очеловечить среду, в которой он живет;

- прожить в ребенке свое детство.

Чтобы поддержать ребенка, считал В. А. Сухомлинский, педагог должен сохранить в себе ощущение детства; развивать в себе способность к пониманию ребенка и всего , что с ним происходит, мудро относиться к поступкам детей, верить в то, что ребенок ошибается, а не нарушает с умыслом; защищать ребенка, не думать о нем плохо, несправедливо и, самое важное, не ломать детскую индивидуальность, а исправлять ее, направлять ее на развитие, памятуя о том, что ребенок находится в состоянии самопознания, самоутверждения, самовоспитания.

Наиболее полно технологии индивидуальной поддержки разработаны в зарубежных исследованиях по гуманистической психологии. Американский психолог К. Роджерс считает основной задачей педагога помощь ребенку в его личностном росте. Педагогика, по его мнению, сродни терапии: она всегда должна возвращать ребенку его физическое и психическое здоровье.



Он считает, что педагог может создать нужную атмосферу для индивидуального развития, если будет руководствоваться следующими положениями:

- демонстрировать доверие к детям;

- помогать в формировании целей и задач;

- исходить из того, что в детей есть внутренняя мотивация к делу;

- учитель есть источник опыта, к которому можно обратиться за помощью;

- должен быть активным участником группового взаимодействия;

- открыто выражать перед детьми свои чувства;

- понимать чувства и переживания каждого ребенка;

- педагог должен знать самого себя и свои возможности.

Самостоятельность и творчество выступают в качестве основного способа существования и развития индивидуальности в детях. Творческий потенциал ребенка реализуется в условиях гармонии внутреннего и внешнего мира.

В процессе использования личностно- ориентированных технологий в системе воспитания предоставляю возможность ребенку:

- взглянуть на самого себя «изнутри» и «извне», сравнить себя с другими учащимися, оценить свои поступки поведения;

- вырабатывать силу воли, так как, ребенок иногда действует вопреки своим желаниям и интересам; - учиться управлять собой через постоянное влияние на жизненные ситуации;

- учиться преодолевать собственные эмоциональные барьеры, которые мешают принятию волевого решения;

- развивать способность быстрого принятия решений;

- удовлетворять свои потребности в самореализации, повышении статуса, в творчестве, в общении;

- учиться продуктивному общению путем достижения гармонии с окружением;

- овладевать мышлением, которое уменьшает внутренний конфликт, напряженность, позволяет контролировать эмоции и желания;

Но чтобы индивидуально работать с этими детьми, учитываю их психологические особенности, сохраняя личность как индивидуальность.

Важно признать, что основной формой взаимодействия детей с педагогом является совместная деятельность, которая с позиции личностно- ориентированного взаимодействия не может не быть партнерской. Педагог и воспитанник совместно вырабатывают цели, содержание занятия, дает оценки находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. Педагог находится вместе с учениками и ни в коем случае «не над ними или рядом с ними».

Пример традиционного занятия и личностно-ориентированного занятия:


Традиционное занятие

Личностно- ориентированное занятие

1.Обучаю всех детей установленной сумме знаний, умений, навыков.
2.Определяю задание, формы работы и демонстрирую образец задания.

3.Стараюсь заинтересовать детей в том материале, который предлагаю сама.

4. Планирую и направляю детскую деятельность.

5.Оценивать результаты работы
детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки.
6.Определяю правила поведения детей и слежу за их соблюдением.
7. Разрешаю возникающие конфликты между детьми, поощряю правых и наказываю виноватых.

1.Способствую эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личного опыта.

2.Предлагаю выбрать задание и формы работы, поощряю самостоятельный поиск путей решения задания.

3.Стемлюсь выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию материала.

4.Помогаю самостоятельно спланировать свою деятельность.

5.Поощряю детей самостоятельно
оценивать результаты их работы исправляя допущенные ошибки.
6. Учу самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение.

7. Побуждаю детей обсуждать возникающие межличностные конфликтные ситуации и самостоятельно искать разрешения.

Чтобы выполнить все условия реализации личностно-ориентированного воспитания нужно:

1.Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, верить в нее.

2. Организовать «атмосферу успеха», помогать детям обретать уверенность в своих силах и способностях.

3. Исключить принуждение, не выделять отставание и другие недостатки ребенка, а устранять их, не нанося ущерба личному достоинству ребенка.

4. Учить школьника видеть личность как в самом себе, так и в каждом из окружающих.

5 Завоевать уважение и доверие учеников.

От того как я буду в своей работе следовать принципам личностно- ориентированных технологий зависит: получат ли воспитанники посильное развитие, достигнут ли максимально возможного уровня, найдут ли свое место в жизни, станут ли свободной личностью.