Файл: Лабораторная работа 1 по дисциплине Распределенные информационные системы и базы данных Проверил.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра вычислительной техники
Лабораторная работа №1
по дисциплине:
«Распределенные информационные системы и базы данных»
Выполнил: Проверил:
студент гр. АММ-22, АВТФ Ильиных С.П., д.т.н., доцент
Толкачев М.Н.
Новосибирск, 2023
Введение
Системы автоматизации в разных областях профессиональной деятельности получают все более широкое распространение. Успех проектирования высококачественных систем в значительной степени зависит от способности разработчиков предварять разработку и внедрение таких систем описанием всего комплекса проблем, которые необходимо разрешить. В связи с этим большое значение приобретают методология анализа и проектирования систем, а также средства ее реализации. Одной из самых известных и широко распространенных в настоящее время методологий является методология IDEF0, основанная на использовании структурного анализа и графических средств описания систем.
В разных областях профессиональной деятельности время от времени возникают проблемы, связанные с недостаточной эффективностью бизнес- процессов. Решение этих проблем часто требует оперативного вмешательства с привлечением всех сил: и системных аналитиков, и экспертов предметной области, и разработчиков систем. Успех всех усилий зависит от того, насколько эффективны используемые средства и насколько эффективно взаимодействие всех участников решения проблем. Методология структурного анализа IDEF0 и CASE-средства ее применения являются оптимальными средствами для проведения анализа и реорганизации бизнес-процессов.
Целью является освоение принципов построения функционально-структурных моделей в методологии IDEF0 и овладение навыками работы в Ramus Educational.
1. Разработка Модели IDEF0 В Системе Ramus Educational
1.1 Определение свойств проекта и модели
В качестве учебного примера предметной области рассмотрим организацию работы библиотеки в традиционном представлении. Рассмотрим этот пример в упрощенном виде, имея в виду то интуитивное представление о работе библиотеки, которое имеется у студентов.
Допустим, что работа библиотеки по обслуживанию абонентов осуществляется по такому сценарию.
Приобретенные библиотекой книги размещаются в книгохранилище. При этом в справочно-библиографическом отделе регистрируется их библиографические данные.
Абонент на абонементе обращается в справочно-библиографический отдел с запросом о наличии книги в библиотеке и в ответ получает справку.
При наличии книги в библиотеке абонент оформляет заявку в книгохранилище. Затребованная книга при условии наличия ее экземпляра в книгохранилище, пересылается на абонемент и выдается абоненту.
Выполним моделирование работы библиотеки на основе методологии IDEF0, используя в качестве инструментальной среды Ramus Educational. Программа Ramus имеет сравнительно простой, интуитивно понятный интерфейс пользователя. После ее запуска пользователю будет предложено или создать новый файл проекта или открыть уже готовый.
Рисунок 1 – Диалог начала работы
После выбора «Создать новый файл» и нажатия экранной кнопки
осуществляется запуск мастера проекта. Мастер поведет пользователя по некоторой процедуре, состоящей из пяти шагов.
На первом шаге предлагается указать автора проекта, название проекта и название модели, а также выбрать нотацию модели IDEF0 или DFD (рис. 2).
На втором шаге предлагается указать название организации, где будет использован данный проект (рис. 3).
На третьем шаге предлагается привести описание проекта. В описании проекта можно указать его краткую характеристику (рис. 4).
На четвертом
шаге предлагается создать так называемые классификаторы. Классификаторы используются для упорядочения информации об объектах таких, как документы, персонал, оборудование и т.д. (рис. 5).
На пятом, заключительном шаге, предлагается выбрать те из созданных классификаторов, элементы которых будут содержаться в перечне собственников процессов.
Рисунок 2 - Диалог настройки свойств проекта
Рисунок 3 - Диалог настройки свойств проекта
Рисунок 4 - Диалог настройки свойств проекта
Рисунок 5 - Диалог настройки свойств проекта
Работа с мастером заканчивается по нажатию кнопки.
По завершении работы мастера пользователь переводится в режим
«Диаграммы» и может приступить к построению диаграмм модели.
Диаграммы оформляются в рабочем пространстве шаблона, в котором указаны свойства модели и ее статус.
1.2 Построение контекстной диаграммы
Таблица 1.
Описание функциональных блоков
Название блока | Номер блока | Описание |
Работа библиотеки | A0 | Под работой библиотеки имеются в виду технологические аспекты ее функционирования |
Комплектование библиотеки и хранение книг | A1 | Комплектование библиотеки предполагает приобретение новых книг, их хранение и списание. |
Комплектование библиотеки | A11 | Комплектование библиотеки предполагает приобретение новых книг и списание пришедших в негодность. При комплектование каждому экземпляру книги присваивается инвентарный номер. |
Хранение книг | A12 | Экземпляры книг хранятся в хранилище и выдаются по заявкам абонентов во временное пользование. |
Справочно- библиографическое обслуживание | A2 | Справочно-библиографическое обслуживание предполагает занесение сведений о книгах в каталог и поиск книг в каталоге. |
Занесение в каталог | A21 | Вновь приобретенные книги регистрируются в каталоге |
Библиографический поиск | A22 | По запросу абонента осуществляется поиск информации о книге в каталоге. |
Абонементное обслуживание | A3 | Абонементное обслуживание в том числе: 1) запись на абонемент; 2) поиск книг в каталоге; 3) оформление заявки в хранилище; 4) выдача книг; 5) прием возвращенных книг; |
Запись на абонемент | A31 | Посетители библиотеки могут быть записаны в качестве ее абонентов. |
Выдача книг | A32 | Затребованные книги при наличии их в хранилище могут быть выданы. |
Поиск книг | A33 | Поиск сведений о книге выполняется по заявке абонента |
Возврат книг | A34 | Выданные книги подлежат возврату и размещению их в хранилище |
Оформление заявки | A35 | При наличии свободного экземпляра книги в хранилище оформляется заявка на затребованную книгу. |
Взаимодействие библиотеки с окружающей средой моделируется при помощи стрелок, которые в том или ином качестве представляют данные, сопутствующие выполнению функции. Для создания стрелок необходимо:
-
Щелчком экранной кнопки с горизонтальной стрелкой на панели инструментов инициировать режим работы со стрелками. -
Нажать левой клавишей мыши на обрамление диаграммы с соответствующей стороны (появится черная полоса) и перевести курсор внутрь функционального блока на соответствующий сегмент в виде черного треугольника.
Стрелкам должно быть присвоено имя. Для этого следует щелчком правой клавиши мыши по стрелке, вызвать контекстное меню и выбрать опцию
«Редактировать активный элемент». На контекстной диаграмме имеет смысл изменить размер шрифта подписи стрелки. В соответствии c каноном IDEF0 название стрелки должно быть именем существительным.
Приступим к размещению на контекстной диаграмме граничных стрелок. В основе работы библиотеки лежат операции с книгами.
Книги поступают в библиотеку извне и выводятся из нее. Таким образом, входом и выходом функционального контекстного блока являются книги. Для того чтобы показать эти разные состояния книг рекомендуется присвоить им разные имена, например «Книги на входе» и «Книги на выходе».
Другой важной функцией библиотеки является формирование контингента абонентов. Стрелки входа «Посетители» и выхода – «Абоненты»
представляют предпосылки и результаты этой деятельности. Работа библиотеки осуществляется под влиянием факторов, регламентирующих эту деятельность. Такими факторами, по крайней мере, являются «Бюджет» (бюджетное финансирование) и «Правила пользования», которые на контекстной диаграмме играют роль управления. Наконец исполнителями всех видов работы библиотеки являются ее сотрудники (стрелка «Персонал»).
Рисунок 6 – Контекстная диаграмма.
1.3 Построение диаграммы декомпозиции
Контекстная диаграмма дает обобщенное представление о предметной области, недостаточное для понимания того, в чем состоит суть работы библиотеки. Для более детального описания функционирования библиотеки необходимо выполнить декомпозицию ее главной функции.
Исходя из общих соображений о библиотеке, можно выделить следующие функции, детализирующие представление о ее работе:
-
комплектование и хранение книг; -
справочно-библиографическое обслуживание; -
абонементное обслуживание.
Для детализации представления о работе библиотеки необходимо построить диаграмму декомпозиции первого уровня.
Для перехода к диаграмме декомпозиции необходимо выделить блок,
подлежащий детализации, и на панели инструментов нажать кнопку перехода к дочерним диаграммам в виде треугольника направленного вниз .
В раскрывшемся диалоге следует указать число функциональных блоков на диаграмме декомпозиции. Если появится необходимость,