Файл: Лабораторная работа 1 по дисциплине Распределенные информационные системы и базы данных Проверил.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра вычислительной техники

Лабораторная работа №1

по дисциплине:

«Распределенные информационные системы и базы данных»



Выполнил: Проверил:

студент гр. АММ-22, АВТФ Ильиных С.П., д.т.н., доцент

Толкачев М.Н.
Новосибирск, 2023
Введение

Системы автоматизации в разных областях профессиональной деятельности получают все более широкое распространение. Успех проектирования высококачественных систем в значительной степени зависит от способности разработчиков предварять разработку и внедрение таких систем описанием всего комплекса проблем, которые необходимо разрешить. В связи с этим большое значение приобретают методология анализа и проектирования систем, а также средства ее реализации. Одной из самых известных и широко распространенных в настоящее время методологий является методология IDEF0, основанная на использовании структурного анализа и графических средств описания систем.

В разных областях профессиональной деятельности время от времени возникают проблемы, связанные с недостаточной эффективностью бизнес- процессов. Решение этих проблем часто требует оперативного вмешательства с привлечением всех сил: и системных аналитиков, и экспертов предметной области, и разработчиков систем. Успех всех усилий зависит от того, насколько эффективны используемые средства и насколько эффективно взаимодействие всех участников решения проблем. Методология структурного анализа IDEF0 и CASE-средства ее применения являются оптимальными средствами для проведения анализа и реорганизации бизнес-процессов.

Целью является освоение принципов построения функционально-структурных моделей в методологии IDEF0 и овладение навыками работы в Ramus Educational.

1. Разработка Модели IDEF0 В Системе Ramus Educational

1.1 Определение свойств проекта и модели


В качестве учебного примера предметной области рассмотрим организацию работы библиотеки в традиционном представлении. Рассмотрим этот пример в упрощенном виде, имея в виду то интуитивное представление о работе библиотеки, которое имеется у студентов.

Допустим, что работа библиотеки по обслуживанию абонентов осуществляется по такому сценарию.

Приобретенные библиотекой книги размещаются в книгохранилище. При этом в справочно-библиографическом отделе регистрируется их библиографические данные.

Абонент на абонементе обращается в справочно-библиографический отдел с запросом о наличии книги в библиотеке и в ответ получает справку.

При наличии книги в библиотеке абонент оформляет заявку в книгохранилище. Затребованная книга при условии наличия ее экземпляра в книгохранилище, пересылается на абонемент и выдается абоненту.

Выполним моделирование работы библиотеки на основе методологии IDEF0, используя в качестве инструментальной среды Ramus Educational. Программа Ramus имеет сравнительно простой, интуитивно понятный интерфейс пользователя. После ее запуска пользователю будет предложено или создать новый файл проекта или открыть уже готовый.


Рисунок 1 – Диалог начала работы

После выбора «Создать новый файл» и нажатия экранной кнопки

осуществляется запуск мастера проекта. Мастер поведет пользователя по некоторой процедуре, состоящей из пяти шагов.

На первом шаге предлагается указать автора проекта, название проекта и название модели, а также выбрать нотацию модели IDEF0 или DFD (рис. 2).

На втором шаге предлагается указать название организации, где будет использован данный проект (рис. 3).

На третьем шаге предлагается привести описание проекта. В описании проекта можно указать его краткую характеристику (рис. 4).

На четвертом

шаге предлагается создать так называемые классификаторы. Классификаторы используются для упорядочения информации об объектах таких, как документы, персонал, оборудование и т.д. (рис. 5).

На пятом, заключительном шаге, предлагается выбрать те из созданных классификаторов, элементы которых будут содержаться в перечне собственников процессов.


Рисунок 2 - Диалог настройки свойств проекта

Рисунок 3 - Диалог настройки свойств проекта


Рисунок 4 - Диалог настройки свойств проекта

Рисунок 5 - Диалог настройки свойств проекта




Работа с мастером заканчивается по нажатию кнопки.

По завершении работы мастера пользователь переводится в режим

«Диаграммы» и может приступить к построению диаграмм модели.

Диаграммы оформляются в рабочем пространстве шаблона, в котором указаны свойства модели и ее статус.

1.2 Построение контекстной диаграммы

Таблица 1.

Описание функциональных блоков




Название блока

Номер блока

Описание

Работа библиотеки

A0

Под работой библиотеки имеются в

виду технологические аспекты ее функционирования

Комплектование библиотеки и хранение книг

A1

Комплектование библиотеки

предполагает приобретение новых книг, их хранение и списание.

Комплектование библиотеки

A11

Комплектование библиотеки предполагает приобретение новых книг и списание пришедших в негодность.

При комплектование каждому

экземпляру книги присваивается инвентарный номер.

Хранение книг

A12

Экземпляры книг хранятся в

хранилище и выдаются по заявкам абонентов во временное пользование.

Справочно- библиографическое обслуживание

A2

Справочно-библиографическое обслуживание предполагает занесение сведений о книгах в каталог и поиск

книг в каталоге.

Занесение в каталог

A21

Вновь приобретенные книги

регистрируются в каталоге

Библиографический поиск

A22

По запросу абонента осуществляется

поиск информации о книге в каталоге.

Абонементное обслуживание

A3

Абонементное обслуживание в том числе: 1) запись на абонемент; 2) поиск книг в каталоге; 3) оформление заявки в хранилище; 4) выдача книг;

5) прием возвращенных книг;

Запись на абонемент

A31

Посетители библиотеки могут быть

записаны в качестве ее абонентов.

Выдача книг

A32

Затребованные книги при наличии их в

хранилище могут быть выданы.

Поиск книг

A33

Поиск сведений о книге выполняется

по заявке абонента

Возврат книг

A34

Выданные книги подлежат возврату и

размещению их в хранилище

Оформление заявки

A35

При наличии свободного экземпляра книги в хранилище оформляется заявка

на затребованную книгу.



Взаимодействие библиотеки с окружающей средой моделируется при помощи стрелок, которые в том или ином качестве представляют данные, сопутствующие выполнению функции. Для создания стрелок необходимо:

  1. Щелчком экранной кнопки с горизонтальной стрелкой на панели инструментов инициировать режим работы со стрелками.

  2. Нажать левой клавишей мыши на обрамление диаграммы с соответствующей стороны (появится черная полоса) и перевести курсор внутрь функционального блока на соответствующий сегмент в виде черного треугольника.

Стрелкам должно быть присвоено имя. Для этого следует щелчком правой клавиши мыши по стрелке, вызвать контекстное меню и выбрать опцию

«Редактировать активный элемент». На контекстной диаграмме имеет смысл изменить размер шрифта подписи стрелки. В соответствии c каноном IDEF0 название стрелки должно быть именем существительным.

Приступим к размещению на контекстной диаграмме граничных стрелок. В основе работы библиотеки лежат операции с книгами.

Книги поступают в библиотеку извне и выводятся из нее. Таким образом, входом и выходом функционального контекстного блока являются книги. Для того чтобы показать эти разные состояния книг рекомендуется присвоить им разные имена, например «Книги на входе» и «Книги на выходе».

Другой важной функцией библиотеки является формирование контингента абонентов. Стрелки входа «Посетители» и выхода – «Абоненты»
представляют предпосылки и результаты этой деятельности. Работа библиотеки осуществляется под влиянием факторов, регламентирующих эту деятельность. Такими факторами, по крайней мере, являются «Бюджет» (бюджетное финансирование) и «Правила пользования», которые на контекстной диаграмме играют роль управления. Наконец исполнителями всех видов работы библиотеки являются ее сотрудники (стрелка «Персонал»).


Рисунок 6 – Контекстная диаграмма.


1.3 Построение диаграммы декомпозиции

Контекстная диаграмма дает обобщенное представление о предметной области, недостаточное для понимания того, в чем состоит суть работы библиотеки. Для более детального описания функционирования библиотеки необходимо выполнить декомпозицию ее главной функции.

Исходя из общих соображений о библиотеке, можно выделить следующие функции, детализирующие представление о ее работе:

  • комплектование и хранение книг;

  • справочно-библиографическое обслуживание;

  • абонементное обслуживание.

Для детализации представления о работе библиотеки необходимо построить диаграмму декомпозиции первого уровня.

Для перехода к диаграмме декомпозиции необходимо выделить блок,

подлежащий детализации, и на панели инструментов нажать кнопку перехода к дочерним диаграммам в виде треугольника направленного вниз .

В раскрывшемся диалоге следует указать число функциональных блоков на диаграмме декомпозиции. Если появится необходимость,