Файл: Формирование функциональной грамотности учащихся с овз в рамках коррекционных психологических занятий.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 17
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Городского округа «город Ирбит» Свердловской области
«Основная общеобразовательная школа № 5»
Школьный этап фестиваля «Симфония урока»
Тема: «Формирование функциональной грамотности учащихся с ОВЗ в рамках коррекционных психологических занятий»
Педагог- психолог: Князева С.В.
В настоящее время в сфере образования функциональная грамотность становится одной из главных тем для обсуждения на всех уровнях, во всех образовательных учреждениях. Что же такое функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Для этого ребёнок должен обладать:
- готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим
миром;
- возможностью решать различные (в том числе нестандартные) жизненные задачи;
- способностью строить социальные отношения.
Существует проблема формирования функциональной грамотности обучающегося с ОВЗ. Из-за индивидуальных особенностей, по-разному усваивают получаемые знания, неодинаково используют их на практике, имеют свои индивидуальные возможности овладения необходимыми навыками грамотного поведения по различным аспектам. Хотелось бы обратить внимание на то, что для большинства детей с ОВЗ характерна такая проблема, как низкий уровень эмоционально - волевой и коммуникативной сферы, что приводит к трудностям их взаимодействия в социуме.
Как на коррекционно- психологических занятиях развить навыки функциональной грамотности
1. Мыслить критично: ставить под сомнение факты, которые не проверены официальными данными или источниками, обращать внимание на конкретность цифр и суждений. Задавать себе вопросы: точна ли услышанная или увиденная информация
, есть ли у нее обоснование, кто ее выдает и зачем, каков главный посыл.
2. Развивать коммуникативные навыки: формулировать главную мысль сообщения. Не бояться отстаивать свою точку зрения, делиться своими идеями и выносить их на обсуждение.
3. Организовывать процесс познания: ставить цели и задачи, разрабатывать поэтапный план, искать нестандартные решения, анализировать данные, делать выводы.
Функциональная грамотность помогает людям использовать запас имеющейся информации, применять ее на практике и решать сложные жизненные задачи. Она основывается на реальной грамотности людей и широте их знаний о мире, помогает мыслить независимо и делать собственные выводы обо всем, что происходит вокруг.
Кроме основных методов и приемов работы на уроке для детей с ОВЗ целесообразно использовать активные методы обучения, методы, побуждающие учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом, это:
-
деловые игры. Игровая деятельность задается через поведение игроков как представителей тех или иных организаций. По ходу игры используются групповые обсуждения, фокусирующиеся как на предметной стороне решаемых проблем, так и на особенностях взаимодействия участников. -
ролевые игры. В ролевых играх в отличие от деловых отсутствует система оценивания. Действия игроков стимулируются здесь самим игровым комплексом, в который включаются элементы внешней среды. Игроки самостоятельно анализируют сложившуюся ситуацию по ходу игры, им в этом никто не помогает. Тем самым достигается высокий уровень самоорганизации участников. Игроки, получая игровую реакцию других участников, сами делают выводы относительно собственного продвижения к игровой цели. -
ситуационные игры. Ситуационная игра так же, как и ролевая игра, представляет собой метод социального тренинга, однако она имеет еще и диагностическое значение. Ее цель состоит не столько в обучении адекватному ролевому поведению, сколько в овладении умениями справляться с затруднительными ситуациями.
Положительный эффект применения ролевых и деловых игр в контексте социализации подростка. Опыт проигрывания ролей влияет на формирование характера ребёнка, так как затрагивает его эмоциональную сферу. Принятые роли позволяют устранять такие факторы, как стеснение, скованность, избегать стрессовых ситуаций. Нормы, включенные в принятую роль, становятся источником развития морального поведения обучающегося. Роль может помочь подростку освоить ценности мира взрослых, ввести его в этот мир.