Файл: Чеклист по разработке разделов рабочей программы воспитания. Белова Л. В. Мкоу сош 3 г. Заволжск Структура рабочей программы воспитания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 210

Скачиваний: 37

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Раздел программы: 3.2.1. Организация воспитательной работы в «Школе Минпросвещения России»

Чек-лист по разработке разделов рабочей программы воспитания.
Белова Л. В. МКОУ СОШ № 3 г. Заволжск
Структура рабочей программы воспитания

РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ

1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся

1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ

2.1 Уклад общеобразовательной организации

2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности

РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

3.1 Кадровое обеспечение

3.2 Нормативно-методическое обеспечение

3.3 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми

образовательными потребностями

3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной

жизненной позиции обучающихся

РАЗДЕЛ 4. Анализ воспитательного процесса

Содержание разделов

В разделе 1 на основе базовых общественных ценностей формулируется цель воспитания и задачи, которые школе предстоит решать для достижения цели.

Задачи соответствуют задачам модулей программы

В разделе 2 описывается специфика деятельности школы в сфере воспитания

Информация о расположении, социальном окружении, источниках положительного и отрицательного влияния на детей, , значимых партнерах школы, особенностях контингента учащихся, , оригинальных воспитательных находках школы, важных для школы принципах и традициях воспитания.

В раздел 3 включены все инвариантные модули:

Классное руководство, Школьный урок Курсы внеурочной деятельности Работа с родителями Самоуправление Профориентация. В программу могут быть включены вариативные модули: Ключевые общешкольные дела Детские общественные объединения Школьные медиа Экскурсии, походы организация предметно-эстетической среды и другие

В разделе 4 описывается как будет осуществляться самоанализ воспитательной работы.

Представлен возможный перечень основных направлений самоанализа с критериями и рекомендованными способами его осуществления.

Модули РПВ

Целесообразность вариативного модуля.
Новый модуль должен отражать реальную деятельность педагогов и школьников (например, в школе есть программа дополнительного образования "Клуб волонтеров"). Эта деятельность является значимой и для школьников и педагогов и не может быть описана ни в одном из модулей, предлагаемых примерной программой.

Формулировка задачи модуля.Задачи-это проблемы организации конкретных видов и форм деятельности, которые необходимо решить для поставленной цели воспитания. Поскольку каждая школа по-своему видит эти проблемы, задачи формулируются по-своему., конкретизируются.

Воспитывающее содержание деятельности, описанной в модуле ПВ. Воспитательный смысл модуля понятен, из его описания видно, что он может дать для личностного роста школьника. приведены и описаны конкретные формы и способы деятельности,которые использует школа и которые направлены на решение воспитательной задачи модуля.

Классное руководство

Принципы на которых строится взаимодействие классного руководителя и детей.

Описывается работа классного руководителя, обеспечивающая изучение и сплочение коллектива класса.

Организация участия класса в общешкольных делах

Описаны возможные способы внутриклассного самоуправления, механизмы вовлечения детей в общешкольные дела и рефлексии результатов.

Проведение классных часов

Событийный подход к организации классного часа, активные формы организации деятельности (тренинги, игровые процедуры, проекты, мини-дискуссии, анкетирования и т.п.)

Работа с учителями-предметниками

Описаны цели и способы взаимодействия классного руководителя с учителями -предметниками.

Индивидуальная работа с воспитанниками

Описаны способы изучения особенностей личностного развития школьников, педагогической поддержки в решении жизненных проблем.

Работа с родителями или законными представителями

Описаны способы регулярного информирования родителей об успехах и проблемах школьников, оказания помощи в регулировании отношений между родителями и детьми, родителями и администрацией школы, родителями и учителями-предметниками. Представлены особенности организации родительских собраний, родительских комитетов, способы вовлечения родителей в жизнь класса.



Школьный урок

Реализация воспитывающего обучения через содержание предметов

Определена связь содержания предметных областей с такими личностными результатами как смыслообразование и морально-этическая ориентация, российская гражданская идентичность, готовность к выбору профиля, профессии, уважение к труду, значимость ЗОЖ и экологически безопасного поведения, поликультурный опыт, толерантности т.п.

Реализация воспитывающего обучения через включение в урок активных форм деятельности.

Описаны формы работы на уроке, которые стимулируют учебную мотивацию, формирование навыков взаимопомощи, самоорганизации, развивают чувство коллективной и индивидуальной ответственности, самостоятельности (учебные дискуссии, викторины, ролевые игры и т.п.

Методы и приемы обучения носят воспитывающий характер, способствуют динамике личностного развития школьников.

Описаны методы и приемы, которые обеспечивают мотивацию и личностную ответственность за результаты учебной деятельности, способствуют смыслообразованию достижения результатов в учебе. направленны на формирование и развитие самостоятельности, рефлексии (формирующее оценивание, обратная связь, самостоятельное спланирование деятельности, взаимооценивание, самооценивание и т.п)

Воспитание через личность учителя

Описаны способы и приемы педагогического взаимодействия с детьми на уроке.

Курсы внеурочной деятельности

Направления курсов внеурочной деятельности

В модуле представлены курсы (модель) по нескольким направлениям в соответствии с ФГОС (духовно-нравственное, физкультурно-спортивное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), реализуемых через организацию следующих видов деятельности: познавательная, художественное творчество, проблемно-ценностное общение, туристическо-краеведческая, спортивно-оздоровительная. в следующих видах деятельности. Организуется на основе изучения потребностей и интересов детей и родителей, с целью индивидуализации образовательного пространства школы.

Привлекательность курсов ВД для детей

Описаны способы и условия вовлечения школьников в деятельность курсов на основе осознанного выбора школьников с учетом их потребностей и интересов.


Качество курсов внеурочной деятельности

КВД носят личностно-развивающий характер, обеспечивают формирование и развитие личностных результатов школьников. Формы ВД создают благоприятные условия для усвоения знаний основных социальных норм, для развития позитивных отношений школьников к ценностям и для приобретения опыта социально-значимых дел. Содержание и формы КВД имеют ярко-выраженный воспитательный потенциал и способствуют формированию детско-взрослых общностей.

Самоуправление

Самоуправление на уровне школы

Система самоуправления носит характер реального детского самоуправления. Совета обучающихся (совет старост, школьный совет старшеклассников и т.п) принимают участие в обсуждении вопросов, затрагивающих их права и законные интересы. Система обеспечивает возможность ребятам занимать позицию организаторов и инициаторов школьных дел.

Самоуправление на уровне класса

Описаны формы и способы организации детского самоуправления на уровне классов. Их деятельность организуется с учетом возрастных особенностей воспитанников и способствует проявлению активной жизненной позиции, развитию организаторских навыков, формированию чувства ответственности, готовность к корректировке своих действий на основе анализа деятельности, в том числе анализа результатов учебы и т.д. Соблюдение принципа добровольности, открытого обсуждения,, недопустимости авторитаризма и ситуации успеха. Педагогические находки для мотивации участия детей в самоуправлении.

Самоуправление на индивидуальном уровне

Сопровождение детских инициатив, создание условий для их проявления при выполнении индивидуальных поручений в планировании основных этапов дела, обсуждении желаемых результатов, ресурсов для его реализации, постоянной обратной связи на разных этапах и т.п. Педагогические находки в области управления саморазвитием школьников.

Профориентация

Создание условий для ранней профориентации

Описана система профориентационной работы, обеспечивающая преемственность на всех уровнях образования. Профорентационная работа включает в себя профессиональное просвещение, диагностику, консультирование, организацию профессиональных проб. К работе привлекаются социальные партнеры и родители.

Формы и виды профориентационной деятельности

Описаны совместные детско-взрослые мероприятия, обеспечивающие формирование активной позиции по отношению к своему профессиональному будущему. Имеются программы курсов профориентационной деятельности, ученики вовлекаются во всероссийские профориентационные проекты. Мероприятия обеспечивают обратную связь для осознания личностных инсайтов (понимание возможностей профессиональной успешности и самореализации).


Система сопровождения профессионального выбора

Описаны условия, созданные в школе для осознания своих интересов, склонностей, предпочтений, мотивов, личностных и профессиональных качеств необходимых в будущей профессии. Используются активизирующие методики профессионального выбора. К работе привлечены специалисты( тьюторы, психологи и т.п ).

Работа с родителями

Уровни работы с родителями

Описана система работы с родителями на групповом и индивидуальном уровне.

Формы работы с родителями

Формы работы с родителями обеспечивают их педагогическое просвещение и формирование активной позитивной позиции в части воспитания своих детей. Характер мероприятий может обеспечить формирование субъектной позиции родителей как участников воспитательного процесса.