ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 393
Скачиваний: 29
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Контрольные задания к зачёту по предмету «История психологии»
Выполнил Петров Н.А. (педагог-психолог)
-
Определите достоверность тезисов, выделив достоверные курсивом:
-
В Милетской школе был впервые провозглашен принцип анимизма в объяснении явлений жизни. -
Гилозоизм утверждает, что в основе психического – сверхъестественная сущность, не поддающаяся влиянию природы. -
Архе – это сверхъестественная сущность души. -
Архе – это единая материальная основа телесного и психического. -
Архе по Фалесу – огонь. -
Архе по Гераклиту – вода. -
Гераклит Эфесский утверждал идею статичности психических процессов, невозможность их течения и изменения во времени. -
Анаксимандр ввел понятие Логоса как всеобщего закона о взаимосвязи между причинами и событиями. -
Гераклит сформулировал принцип нервизма. -
Принцип нервизма означает связь психики с нервной системой и головным мозгом. -
Алкмеон утверждал панпсихизм . -
Эмпедокл развивал идею гуморальной регуляции психики. -
Анаксагор – автор атомистического учения. -
Демокрит – основоположник идеалистического направления. -
Демокрит объяснял направление активности человека сцеплением и столкновением атомных потоков, утверждал, что сам человек не произволен. -
Платон – ученик Демокрита. -
Сократ – основоположник идеалистического направления. -
Согласно учению Демокрита, мир = пустота, в которой движутся атомы. -
Согласно Платону, мир состоит из тленной материи и вечных идей. -
Платон утверждал смертность души. -
Демокрит утверждал смертность души. -
Платон – сенсуалист. -
Демокрит - материалист и рационалист. -
Сократ и Платон утверждают зависимость поведения человека от материальных причин. -
Аристотель утверждал первичность материального над идеальным. -
Аристотель впервые описал память как самостоятельный процесс. -
Демокрит впервые описал ассоциации и логику как механизмы мышления. -
Аристотель первым указал на психотерапевтическую роль искусства. -
Плотин переработал учение Аристотеля. -
Механизм переливания знаний из мировой души в индивидуальную Плотин назвал экстазом. -
Плотин объяснял самосознание как способность человека отдавать себе отчет в собственных мыслях, чувствах, переживаниях.
-
Заполните матрицу психологических идей Средневековья по форме:
| Философские основания (материализм/идеализм) | Метод изучения души | Основные идеи и понятия учения |
Августин Аврелий | Идеализм | Рефлексия, любовь, молитва, философия, самоанализ | 1. Понятие Бога как высшей формы существа. Августин отождествлял Бога с абсолютной истиной и добром. 2. Рассмотрение понятия греха. Августин утверждал, что грех – это следствие нарушения Божественного Закона и отрыва от Бога, что ведет к потере души и духовной гибели человека. 3. Концепция свободной воли. Августин отрицал свободу воли человека, считая, что она подвержена определенным привязкам и ограничениям. 4. Рассмотрение понятия времени и истории. Августин утверждал, что время – это пустота, которая создана Богом для приспособления существ, живущих в этом мире. 5. Мировоззрение, которое идеализировало христианские корни культуры, рассматривая их как единственный путь к вечной жизни и спасению. 6. Мышление- источник истины, что делало смысл истины субъективным, а не объективным. Августин считал, что истина должна быть найдена в мышлении, а не в опыте. 7. Концепция бессмертия души. Августин верил, что каждый человек обладает бессмертной душой, которая сохраняет свою индивидуальность после смерти. |
Ибн Рушд (Аверроэс) | Материализм | Философский (рациональный анализ),стихийный метод (анализ человеческих влечений, страстей), проективный метод(проецирование частей души на внешний мир),практический метод(медитация и др. духовные практики). | 1.Религию можно рассматривать как верование, содержащее в иносказательной форме философскую истину. 2.Доказывал, необходимость изучения неразрывных связей между функциями организма и теми ощущениями, чувствами, мыслями, которые человек испытывает в качестве процессов, присущих его душе. 3.Доказал зависимость восприятия окружающего мира от свойств нервной системы. С его точки зрения душа вместе с распадом тела тоже уничтожается, а разум остается, что является свидетельством богоподобия человека. 4.Считал, что возможности человека в постижении истины неограниченны и важно только научить людей правильно мыслить, привить им желание размышлять. |
Ибн Сина (Авиценна) | Материализм | Познание функций души было направлено на познание материального, органического тела, доступного чувственному наблюдению, воздействию лекарственных и хирургических средств. | 1.Разработал теорию двух истин, в которой доказывалось, что существуют две независимые истины – вера и знание. 2.Истина знания, имеет право на собственную область исследований и на собственные методы изучения человека. 3.Представлял два учения о душе – религиозно-философское и естественно-научное. 4.Положение Ибн Сины о зависимости психических явлений от физиологических касалось чувствительности организма, его способности реагировать на внешние раздражения, а также его эмоциональных состояний. |
Ибн Аль-Хайсам (Альгазен) | Выступал за идеалистическую трактовку реальности, считая, что мир является отражением умственных идей и представлений. | Наблюдение за поведением чел., самонаблюдение, анализ снов, концептуальный анализ(анализ понятий и идей). | 1.Одной из его самых важных идей является то, что человек может познать окружающий мир только через свои ощущения и опыт. Он полагал, что наши ощущения являются единственным источником нашего знания о мире вокруг нас. 2.Альхазен также понимал, что наши ощущения могут быть введены в заблуждение. Поэтому он разработал метод научного исследования, основанный на экспериментах и наблюдениях, чтобы проверить правильность наших предположений о мире. Другой важной идеей Альхазена является то, что человек должен стремиться к пониманию веры и религии, чтобы достичь истинного знания о Боге и мире. Он считал, что знание о Боге и религии не противоречат научному познанию, но, напротив, могут дополнить его. Таким образом, Альхазен был сторонником научного и религиозного познания, и он видел их как совместимые и дополняющие друг друга формы познания мира. Он учил, что только через стремление к истине и познанию можно достичь истинного счастья и благосостояния. 3. Сделал ряд важных открытий в области психофизиологии восприятия. Его естественно-научный подход к органам восприятия (прежде всего к зрительной системе) определялся первой в истории психологической мысли попыткой трактовать их функции, исходя из законов оптики. 4.За основу зрительного восприятия Ибн аль-Хайсам принял построение в глазу по законам оптики образа внешнего объекта. Он доказывал, что этот процесс определяется внешними физическими причинами, поскольку в дальнейшем к прямым оптическим эффектам присоединяются, хотя и бессознательно, дополнительные психические акты, благодаря которым возникает восприятие формы окружающих предметов, их величины, объема. 5.Экспериментально изучил бинокулярное зрение, смешение цветов и наблюдаемые при этом эффекты, явление контраста. 6.Доказал, что для полноценного восприятия объектов необходимо движение глаз – перемещение зрительных осей. |
Фома Аквинский | Представитель схоластической философии (которая основывалась на фил. Аристотеля) | Философский метод (изучение человеческих страстей и способов управления ими), теологический метод, метод опыта (изучение поведения чел., и его опыта), методы анализа и синтеза. | 1.Основатель Томизма. 2.Стремился систематизировать накопленные в то время наукой знания, и примирить богословие с наукой, в том числе и с наукой античности, прежде всего с теорией Аристотеля, последователем которого он являлся. 2.Писал о том, что вера и наука имеют две разные истины, но в том случае, если истина науки противоречит истине веры, наука должна ей уступить. 3.Доказывал, что мышление – это имманентное, главное свойство души, без него душа не существует, а потому невозможно говорить о смерти души и бессмертии разума. 4.Душа человека не просто разумна, но сознательна и этим отличается от бессознательной души животных. |
Р.Бэкон | Материализм | Экспериментальный анализ (разбор психических .процессов на элементы),метод опыта (изучение поведения, эмоций, знаний), сравнительный анализ. | 1.Утверждал, что наиболее опасны для человечества не ошибки, а невежество, погружающее мир во мрак, прогнать который может только знание. 2.Являлся сторонником объективного знания, доказывая, что опыт, эксперимент и математика должны быть положены в основу всех наук. 3.Доказывал, что ощущения являются ведущим психическим процессом, материалом, из которого рождается знание, а потому чисто вербальные методы, схоластические рассуждения не отвечают задаче развития интеллекта. 4.Говорил о безграничности способностей и возможностей человеческого ума. |
Д. Скотт | Материализм | Метод аналитической философии (деление сложных концептов на более простые элементы), духовное упражнение (размышления, молитвы), сравнительный анализ, эксперимент. | 1.Говорил о необходимости преодолевать ложные понятия и учиться мыслить. 2.Считал, что материальная основа психики объединяет людей в общую группу, так как материя и есть то общее, что существует в вещах, в природе. 3.Отличия объектам придает форма. 4.Познание должно быть направлено на познание индивидуального, конкретного в каждой вещи. 5.Познавательный процесс – это процесс активный. 6.Ввел в психологию важное положение об активном характере ощущений и их связи с деятельностью. |
Уильям Оккам | Материализм | Анализ, метод опыта, интроспекция (обращение к внутренним ощущениям и представлениям), рефлексия, метод коммуникации (изучение души через общение с другими людьми). | Утверждал, что в основе понятий лежат знаки вещей, т.е. общее – знак многих объектов, в реальности его не существует. 2.Считал, что понятие не произвольно, оно рассматривается им как результат абстракции, причем эта логическая операция происходит на основании сходства между предметами. 3.Писал о существовании понятий разного уровня – одни из них являются знаками вещей, а другие знаками понятий. 4.Знание делил на наглядное и отвлеченное. |
-
Выберите правильный ответ и выделите его курсивом.
-
К основным методам исследования в бихевиоризме относятся:
а) экспериментальная интроспекция;
б) формирующий эксперимент;
в) условно-рефлекторный метод и наблюдение;
г) феноменологическое самонаблюдение.
-
В бихевиоризме поведение понимается как:
а) внешние и внутренние реакции организма, способствующие адаптации;
б) совокупность социально значимых поступков;
в) глубинные эмоциональные переживания
г) действия, контролируемые сознанием.
-
В рамках бихевиоризма стимул понимается как:
а) внутреннее побуждение к действию;
б) страх перед наказанием;
в) физиологическая реакция на раздражитель;
г) внешний раздражитель.
-
Представители гештальтпсихологии занимались изучением:
а) бессознательных процессов;
б) когнитивных процессов;
в) поведения;
г) нейрофизиологических процессов.
-
В концепции З. Фрейда двумя базовыми бессознательными процессами, посредством которых образуются невротические симптомы и образы сновидений, являются:
а) реактивное образование и сопротивление;
б) проективная идентификация и перенос;
в) вытеснение и изоляция;
г) смещение и сгущение.
-
Понятие, которое А. Адлер ввел для обозначения единства личности, обеспечивающее ее целостность:
а) жизненный стиль;
б) ядро «Я»;
в) Я-концепция;
г) «самость».
-
Для неофрейдизма характерны:
а) акцент на подавленной сексуальности;
б) акцент на значении социокультурных факторов для развития и функционирования психики;
в) полный отказ от понятия бессознательного;
г) представление о том, что человек может освободиться от своего прошлого.
-
В когнитивной психологии (Дж. Брунер) отнесение объекта к той или иной рубрике человеческого опыта называется …
а) идентификацией;
б) категоризацией;
в) вапоризацией;
г) элиминацией.
-
Составьте матрицу идей по схеме:
Автор | Название концепции | Движущая сила развития личности | Основные труды |
А. Маслоу | 1. Иерархия потребностей 2. Концепция "потока" | Движущей силой развития личности, по Абрахаму Маслоу, является стремление к самореализации. Человек стремится к тому, чтобы достичь своего полного потенциала и стать лучшей версией самого себя. Этот процесс может быть достигнут только тогда, когда у человека достаточно основных потребностей: физиологических, безопасности, любви и принадлежности, уважения и самоактуализации, которые должны быть удовлетворены в определенном порядке. | 1. Мотивация и личность 2. К психологии бытия 3. Дальние пределы человеческой природы 4. Религии, ценности и пиковые переживания 5. Упсыхологическое управление 6. Психология науки 7. Психология будущего 8. Маслоу об управлении |
К. Роджерс | 1. Теория личности 2. Концепция восприятия 3. Принципы психотерапии: 4. Концепция условий роста: 5. Внимание к "здесь и сейчас": | Роджерс считал, что ключевым условием для развития личности является эмпатия и поддержка со стороны окружающих людей, таких как родители, учителя, друзья и терапевты. Он считал, что человек развивается лучше всего в культуре, которая поддерживает его потребность в самореализации. | 1. "Консультирование и психотерапия клиент-центрированного типа" (1951) 2. "Взгляд на человека" (1957) 3. "Свобода для учения" (1969) 4. "Путь быть" (1980) 5. "До конца меняющийся мир" (1983) 6. "Указание на пути сотрудничества" (1985) 7. "Самоотождествление, творчество и изменение" (1995) |
В. Франкл | 1. Духовные потребности 2. Обретение мира 3. Ответственность 4. Духовное переживание 5. Конструирование смысла | Для Виктора Франкла, движущей силой развития личности является поиск смысла жизни. Франкл считал, что человек будет наиболее счастливым и успешным, если найдет свою уникальную цель в жизни и будет следовать ей. | 1) "Человек в поисках смысла" 2) "Психология существования" 3) "Сказание о лагере концентрации" 4) "Терапия искусством" 5) "Медитации о жизни и смерти" |
Р. Мэй | 1. Определение цели 2. Устранение препятствия 3. Самодисциплина 4. Постоянное улучшение 5. Мотивация | Р. Мэй выбрал для своей теории развития личности понятие духовной силы, которая является движущей силой процесса развития. Он считал, что человек может достигнуть полной реализации своего потенциала и стать полноценной личностью только тогда, когда он обретет духовную гармонию и понимание своих истинных ценностей. | 1. "The Courage to Create" 2. "Love and Will" 3. "The Discovery of Being: Writings in Existential Psychology" 4. "The Art of Counseling" 5. "The Meaning of Anxiety" |
И. Ялом | 1. Существенность смерти 2. Существенность межличностной связи 3. Интеграция психотерапии и философии 4. Всеобщность психотерапии 5. Важность понимания | Для Израиля Ялома движущей силой развития личности является поиск смысла жизни. Он считает, что стремление к поиску смысла может вдохновлять человека на саморазвитие и рост. | 1. Каждый день, который будет 2. Любовь на последний вздох 3. Экзистенциальная психотерапия 4. Недостаточность жизни |
С. Гроф | 1. "Перинатальная матрица" 2. "Интегральная психотерапия" 3."Трансперсональное сознание" 4. "Глубинная психология" 5. "Духовный кризис" | Согласно Станиславу Грофу, движущей силой развития личности являются переживания, которые он называет "трансперсональными". Это означает, что они выходят за рамки обычного опыта человека и связаны с более широкими аспектами сознания, такими как коллективное бессознательное, космическое сознание и духовность. | 1. "The Cosmic Game: Explorations of the Frontiers of Human Consciousness" 2. "The Adventure of Self-Discovery: Dimensions of Consciousness and New Perspectives in Psychotherapy and Inner Exploration" 3. "Beyond the Brain: Birth, Death, and Transcendence in Psychotherapy" 4. "The Holotropic Mind: The Three Levels of Human Consciousness and How They Shape Our Lives" 5. "LSD: Doorway to the Numinous: The Groundbreaking Psychedelic Research into Realms of the Human Unconscious" |