Файл: Проверяемое задание 1 Составление программы по развитию собственной личности будущего психологаконсультанта. Задание.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 209
Скачиваний: 17
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Проверяемое задание 1
Составление программы по развитию собственной личности будущего психолога-консультанта.
Задание. Изучите модель эффективного консультанта. Затем, используя метод саморефлексии, проанализируйте личностные качества и свойства, а также степень их выраженности у себя. В процессе саморефлексии определите, каких личностных качеств вам, как эффективному консультанту, не хватает, и обоснуйте причину. Разработайте программу, включающую способы и средства по развитию данных качеств.
Рекомендации по выполнению задания
Задание оформите в виде таблицы. В заключении сделайте вывод по заданию. Размер шрифта – 12.
Таблица 1
Личностные качества эффективного консультанта | Степень выраженности данного качества у себя | Использование способов и средств для развития конкретного качества, их цель |
Открыт для восприятия и принятия собственных чувств и переживаний | Достаточная | Отслеживание и осознание собственных чувств, исследование их причин. Рефлексия. |
Должен осознавать самого себя | Умеренная | Развитие умения осознавать свое состояние в моменте, выдерживать паузу между событием и реакцией, заменяя автоматическую реакцию на осознанную. Прохождение личной терапии, для вскрытия неосознаваемых паттернов и реакций. |
Осознает свои ценности и убеждения | Умеренная | Расширение кругозора, изучение философской литературы, анализ своего поведения. Развитие умения отличать ценности от потребностей. |
Не навязывает своих ценностей другим | Достаточная | Внимание и уважение к чужим ценностям. Контроль за невербальной трансляцией собственных ценностей в отношениях. |
Готов к риску вступления в реальные отношения | Умеренная | Построение отношений в личной/групповой терапии. |
Способен устанавливать теплые и глубокие отношения с другими | Достаточная | Проработка ограничений в личной/групповой терапии. |
Позволяет себе быть таким, каков он есть на самом деле | Умеренная | Работа по выявлению и осознанию и принятию собственных ценностей, целей. |
Принимает на себя ответственность за свое поведение | Достаточная | Осознание и принятие собственного вклада в свою жизнь. |
Реалистичен в своих ожиданиях | Умеренная | Развитие навыка адекватной оценки собственных возможностей. В том числе посредством супервизии и рефлексии. |
Любознателен в вопросах, касающихся личности человека и человеческого поведения | Достаточная | Проявление интереса к собеседнику. Внимательное отношение. |
Обладает чувством юмора | Умеренная | Чтение юмористической прозы, тренировка «легкого» взгляда на сложные вещи |
Обладает интуицией | Низкая | Прохождение личной терапии для повышения доверия своим чувствам. Для обретения профессиональной интуиции – практическая работа с клиентами. |
Обладает толерантностью к неопределенности | Умеренная | Снижение уровня тревоги и стресса. Прохождение супервизии. |
Для эффективной работы консультанту необходимо постоянно заниматься развитием собственной личности. Расширять кругозор и повышать уровень профессиональных знаний. Перед началом работы с клиентами необходимо пройти личную терапию и обязательно прибегать к супервизорским консультациям. Тренировать способность осознавать свои чувства в моменте и внимательность по отношению к собеседнику. Так же не перегружать себя работой и находить баланс между трудом и отдыхом, так как психолог-консультант работает «собой» и выгоревший терапевт вряд ли поможет клиентам.
Проверяемое задание 2
Анализ положений теорий личности в контексте психологического консультирования.
Задание. Изучите психологические направления: психоаналитическое, гуманистическое, экзистенциальное, поведенческое, гештальт-направление. Укажите авторов-представителей и выдвинутые ими положения, а затем пропишите, какие положения из данных концепций используются в практике психологического консультирования и при решении каких проблем.
Рекомендации по выполнению задания
Задание необходимо оформить в виде таблицы и провести анализ 6–8 представителей. В заключении работы необходимо сделать вывод, высказать собственную точку зрения, каким психологическим направлениям и их положениям вы отдаете предпочтение и почему. Размер шрифта – 12.
Таблица 2
Психологическое направление | Автор-представитель | Основные положения его концепции | Сфера применения (т. е. при каких проблемах в консультативной практике конкретные положения могут использоваться) |
Психоанализ | З. Фрейд | Три уровня сознания: сознание, подсознательное, бессознательное . Либидо как сексуальная энергия, инстинктивное влечение. Преодоление сопротивления, устранение вытеснения, перенос бессознательного на уровень сознания. Анализ переноса. | Невротический конфликт, препятствующий разрядке инстинктивных влечений |
Индивидуальная психология | А. Адлер | Борьба за превосходство, выработанный определенный стиль жизни, как компенсация пережитого в детстве чувства неполноценности. Решение личностью основных задач в области любви, работы и дружбы | Преодоление чувства неполноценности, помощь людям в понимании себя и других |
Аналитическая психология | К. Юнг | Либидо как творческая энергия. Три структуры личности: Эго (осознанное), личное бессознательное, коллективное бессознательное. Экстраверсия – интроверсия. | Интеграция противоположных психических сил |
Эго-теория | Э. Эриксон | Психосоциальные стадии развития, сопровождающиеся кризисами при переходе на каждый этап. | Возрастные кризисы, кризис идентичности |
Гуманистическая психология | Э Фромм | Социальные и культурные факторы в развитии личности, характер как следствие способа удовлетворения экзистенциальных потребностей | Одиночество, ощущение собственной незначительности, отчужденность |
Социокультурная теория | К. Хорни | Отношения с родителями – решающий фактор развития личности. Невротические потребности как отражение недостатка безопасности и беспомощности. | Базальная тревога |
Экзистенциальная психология | Р. Мэй И. Ялом | Уникальность конкретной человеческой жизни. Понимание человека как бытия. Ключевые проблемы: смерть, изоляция, внутренняя пустота, свобода. Жизнь рассматривается как череда внутренних конфликтов, проистекающих из ключевых проблем. | Осмысление жизненного пути и ценностей, изменение своего пути на основе этих ценностей. |
Логотерапия | В. Франкл | Основной движущей силой является поиск смысла жизни, который люди способны находить во всем. | Поиск смысла существования |
Теория оперантного научения | Б. Скиннер | Поведение как ответ на знакомый стимул (респондентное) и зависимое от результата действия (оперантное). Поведение – реакция на окружение, которое может регулироваться подкреплением. | Замена нежелательного поведения желательным |
Социально-когнитивная теория | А. Бандура | На психику человека оказывают влияние поведенческие и когнитивные факторы. Научение ключевое положение теории. Происходит за счет самонаблюдения, суждений и самооценки. | Приобретение самоэфективности |
Когнитивная теория | Дж. Келли | Теория когнитивных конструктов, | |
Феноменологическая теория | К. Роджерс | Поведение человека можно объяснить только в терминах его субъективных переживаний. Врожденное стремление человека актуализировать, сохранять и интенсифицировать себя. | Обретение самости |
Гештальттеория | Ф. Перлз | Переживание непосредственных переживаний «Здесь и теперь». Личная ответственность человека за состояние его сознания. Целостный подход к личности. | Психологическое напряжение, рожденное незавершенным гештальтом (нереализованной потребностью) |
На современном этапе прикладная психология является достаточно сложным предметом, так как и разные подходы имеют собственные теории, и в общем плане накапливается практический опыт и появляются экспериментальные данные, которые могут конкурировать или противоречить друг другу, в такой ситуации психологу приходится «лавировать» в данных условиях. Для успешной консультативной работы в такой ситуации специалисту необходимо иметь опору на собственный практический опыт и глубокие знания различных направлений. На данный момент мне очень интересна экзистенциальная психология, поскольку в этом направлении акцент на личности, индивидуальности. Рассматриваются ключевые вопросы нашей жизни, смерти, смысла/бессмысленности, общения, любви, внутренней пустоты. Экзистенциальный терапевт должен обладать широким кругом психологических, философских, культурных знаний, поскольку экзистенциальная терапия не предусматривает конкретных техник.
Проверяемое задание 3
Виды психологического консультирования.
Задание. Проанализируйте виды консультирования и заполните табл. по следующим показателям.
Таблица 3
Вид консультирования | Цель и назначение | Сфера применения (указать конкретно проблемы) | В чем целесообразность, эффективность данного вида консультирования | Недостатки, трудности и сложности данного вида консультирования |
Интимно-личностное | Работа с глубокими личностными переживаниями | Психологические, поведенческие проблемы и недостатки, страхи, проблемы в общении | Разрешение глубоких травм, знакомство человека с собой, принятие себя, повышение качества жизни, налаживание отношение с окружающими | Необходимость глубокой психологической преднастройки консультанта и клиента, длительность терапии |
Индивидуальное семейное | Работа с семейными отношениями и вопросами | Предупреждение и разрешение семейных конфликтов, регулирование отношений в семье, с родственниками. Вопросы выбора супруга. Сопровождение разводов | Налаживание семейных отношений, сохранение семьи или поддержка при прохождении бракоразводного процесса. Налаживание диалога между членами семьи | Необходимость участия в процессе нескольких членов семьи и их желание работать над отношениями. Вскрытие в процессе работы индивидуальных проблем личностных проблем участников. Наличие у психолога знаний семейных отношений |
Психолого-педагогическое индивидуальное | Решение вопросов обучения научения воспитания, повышения квалификации | Совершенствование программ, методов и средств обучения, выявление индивидуальных особенностей | Нахождение эффективных методов решения задач для конкретной индивидуальной ситуации, мобилизация скрытых ресурсов, коррекция дисгармоний, определение дальнейшего пути развития | Для консультанта желательно наличие педагогического образования или опыт педагогической деятельности. Возможно наличие сложностей в работе с детьми при наличии неадекватного запроса родителей. |
Деловое | Вопросы из сферы трудовой деятельности | Выбор профессии, развитие способностей, организация труда, повышение работоспособности, ведение переговоров | Повышение личной эффективности, осознание личностных особенностей, целей. Обозначение пути развития | Не решаются проблемы личного характера. |
Проверяемое задание 4
Техники в психологическом консультировании.
Задание. Изучите техники, применяемые в психологическом консультировании, затем заполните табл. 4. Размер шрифта – 12. В заключении сделайте вывод, ответив на вопрос, какие техники, по вашему мнению, являются более «сложными», а какие, наоборот, более просты в применении. Обоснуйте свою точку зрения.
Таблица 4
№ | Название техники | Описание техники в психологическом консультировании | Условия применения конкретной техники (когда и в каких случаях она применяется) | Примеры, подтверждающие использование данной техники |
1 | Эмпатия | Установление позитивной психологической связи между психологом и клиентом | С момента взаимодействия с клиентом, для разрядки напряжения, для достижения доверия со стороны клиента | Предрасположение клиента к себе, снятие напряжения, достижение раскованности клиента, обеспечение доверительных отношений |
2 | Открытый вопрос | Вопрос дающий возможность сосредоточить внимание клиента на определенном аспекте его опыта, задать направление определенному отрезку беседы | Средство сбора интересующей информации, уточнения или исследования опыта клиента, а также выяснение основных фактов, облегчающих разговор | Углубление, расширение информации клиента |
3 | Отражение чувств | Отзеркаливание вербально или невербальное выраженных клиентом эмоций с целью их отреагирования, осмысления | Когда есть необходимость в раскрытии чувств клиента, усилении эмпатии и взаимного доверия | Поощрение непосредственно выраженных чувств, усиление, углубление полноты контакта клиента, чтобы он чувствовал то, что говорит в данный момент |
4 | Невербальное воздействие | Форма самовыражения, которая опирается на телодвижения, мимику, пантомимику, вздохи | Для усиления или уменьшения эффекта сообщения, при необходимости создания противоречия между сообщением и невербальным действием | Воздействие на бессознательные установки, диспозиции бессловесным подтверждением или отражение мыслей клиента |
5 | Активное слушание | Техника позволяющая точнее понимать психологические состояния, мысли собеседника с помощью особых приемов в беседе, подразумевающих активное выражение собственных переживаний и соображений | Во время всего сеанса | Уточнение, повторение ключевых слов ради поддержки, подхватывание и продолжение хода основной мысли собеседника, сообщение о своем восприятии |
6 | Поддержка | Средство поддержания изложения клиентом собственной истории, для подтверждения высказанных им мыслей, чувств | Чтобы показать клиенту свою включенность в беседу, усилить эмпатию | Поощрение, демонстрация, признание, подтверждение и понимание сказанного клиентом |
7 | Зеркальное отражение | Незаметное для клиента имитирование его жестов, мимики, пантомимики, повторение его тона, интонации, высказываний | В моменты исповеди клиента, когда клиент бросает мимолетные взгляды на консультанта или делает акцент на отдельные слова таинства | Усиление эмпатии, расположение к консультанту |
8 | Рефлексивное слушание | Стиль ведения беседы, который предполагает активное речевое взаимодействие психолога и респондента, в определенном смысле – переживание вместе с клиентом | Для осуществления точного контроля над правильностью восприятия полученной от клиента информации | Выяснение, перефразирование, словесное отражение психологом чувств клиента |
9 | Фокусирование | Подведение клиента к разговору по одной узкой проблеме, от которой зависит глубина проработки и продуктивность консультирования | Когда запутался сам консультант, запутался клиент, при работе с рассеянным клиентом, при неясности каких-либо деталей | Сосредоточение клиента на значимой проблеме, предупреждение отвлечений, углубление взгляда клиента на свои проблемы |
10 | Информация | Предоставление выверенных опытом знаний в форме объяснений, изложения фактов или мнений | Когда клиент ищет ответы на волнующие его вопросы, просит дать ту или иную информацию | Выяснение скрытых за вопросом тревог, ожиданий и желаний, расширение взгляда, кругозора, увеличение психологического поля и поиск ответов |
11 | Поощрение | Подтверждение высказанного клиентом в целях поддержания его действий, поступков и поведения | Повторение последних слов клиента ил ключевой фразы, | Эмоциональное и словесное поощрение создают у клиента ощущение, что консультант стремится понять и почувствовать то, что было им выражено |
12 | Совет | Высказывание клиенту собственного мнения, основанного на своем видении ситуации, предложение клиенту сделать или не сделать что-либо | При заключения, вытекающих из определенной проблемы и анализа ее основных компонентов, продиктованных ожиданиями и потребностями клиента с учетом существующих возможностей | Подталкивание, побуждение к поиску новых вариантов решения проблемы |
13 | Самораскрытие | Эмоциональная вовлеченность, открытость и искренность не только клиента, но и самого консультанта, обмен личным опытом и переживаниями, реакция на чувства клиента «здесь и теперь» | Необходимо чтобы самораскрытие было уместным и служило интересам клиента. Говоря о своих чувствах консультант дает пример открытости в общении, приглашая клиента к откровенной беседе | Создание атмосферы безопасности, усиление взаимного доверия |
14 | Побуждение к рефлексии | Побуждение клиента к самопереживанию, самоанализу, посредством поощрения диалога с самом собой | При увлечении клиента внешними факторами, когда выполнено присоединение, построено доверие | Обучение клиента способности самоанализа, провокация инсайтов |
15 | Обратная связь | Обращение внимания клиента на проявления его поведения, помогающее ему узнать, как другие люди воспринимают его, как они реагируют на его поведение | Когда клиент в своих симптомах всегда обвиняет весь окружающий мир, только не себя, при нарушении адекватного самовосприятия клиента | Помощь клиенту в осознании своего поведения, усиление и обеспечение самовосприятия, предоставление клиенту свободы выбора, уменьшение потребности клиента в защите |
16 | Пересказ | Повторение содержания мыслей клиента с использованием ключевых слов из его речи | Побуждение клиента к раздумьям над своим положением, ситуацией | Активизирование обсуждения, повышение уровня понимания |
17 | Свободная ассоциация | Обеспечивает свободное и откровенное высказывание мыслей, чувств клиентом без попытки при этом сосредоточиться, отправляясь либо от какого-то слова, числа, сновидения | При выяснении вытесненных травм, страданий, пережитых ужасов | Познание бессознательного, получение информации о психических процессах и явлениях и применение полученной информации для коррекции и лечения функциональных расстройств, осознанием клиентом причин и источников своих проблем |
18 | Директива | Указание с целью вовлечения клиента в процесс исследования собственных чувств ил поведения. Может быть в виде рекомендации по изменению действий, поступков, явно противоречащей здравому смыслу | При необходимости формирования конкретной установки, при необходимости клиенту предпринять нужные действия | Побуждение к действию, изменению отношения и представления |
19 | Конфронтация | Обращение внимания клиента на то, что он чего-то избегает, выявление и демонстрация противоречий или расхождений между различными элементами его психического опыта | Средство выявления противоречий в поведении, мыслях и чувствах клиента, при неверном понимании и толковании чего-либо | Отсоединение психолога от логики, мыслей клиента, противостояние сопротивлению и невротическим уловкам клиента, вызов пациенту стать более гибким |
20 | Интерпретация | Процесс придания дополнительного значения тем или иным внутренним переживаниям клиента или внешним условиям, событиям, углубление их или новое объяснение | При необходимости альтернативного видения реальности клиентом, изменения его настроения ил поведения, при необходимости показать логическую последовательность и причинно-следственные связи | Связывание между собой разрозненных идей, эмоциональных реакций и поступков, выстраивание определенной причинной связи между поступками, психическими явлениями |
21 | Резюме | Сжатое повторение основных мыслей и чувств клиента, а также подведение итогов беседы | При исповеди, продолжительных беседах, при необходимости выстраивания фрагментов беседы в смысловое единство, при необходимости конфронтации | Прояснение того, что психолог и клиент добились в ходе беседы, прояснение направления работы, перенос обобщения из интервью в реальную жизнь |
22 | Поиск альтернатив | Рассуждения о вариациях разрешения проблемы путем оценки эффективности каждой альтернативы | Если клиент запутался в ценностях и целях действий, при затруднениях в выборе средств достижения целей, если клиент не видит путей разрешения проблем | Расширение взгляда клиента на проблему, обучение клиента сравнению и оценке возможных путей разрешения проблемы |
На мой взгляд наиболее сложными являются следующие техники:
- совет, так как нужно удерживать тонкую грань между предоставлением информации, собственного взгляда на ситуацию и решением за клиента его проблем, снимая тем самым с него ответственность за его жизнь и перенимая ее на себя.
- самораскрытие, требует наличия у консультанта профессиональной интуиции, поскольку нужно чувствовать момент, когда прием будет уместен и его «дозировку»
- эмпатия, так как данное чувство достаточно сложно искусственно продуцировать, но без него невозможно установить контакт с клиентом. Нужно уметь находить в любом человеке что-то притягательное, что поможет в установлении эмпатического контакта.
- конфронтация, поскольку в ситуации конфронтации психологу нужно уметь выдерживать сильные негативные чувства клиента и знать момент, когда можно использовать данную технику, так как к моменту ее применения у клиента должна возникнуть глубока доверительная связь с консультантом.
- интерпретация, в данной ситуации консультант часто наталкивается на сопротивление, отрицание, непринятие со стороны клиента. Так же требует от консультанта большой осторожности, так как вывод может быть поспешным, или неверным при недостаточном раскрытии клиента перед консультантом.
Не думаю, что существуют легкие техники, так как любая из них требует от консультанта большой вовлеченности, самосознания, проработанности, опыта.