Файл: 1. Теоретические основы психодиагностики как науки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 146

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение в ысшего образования

«Тольяттинский государственный университет»

ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

(наименование института)

Кафедра «Дошкольная педагогика, прикладная психология»

(наименование кафедры)

Практические задания

по учебному курсу «Практикум по психодиагностике»

(наименование учебного курса)

Вариант ____ (при наличии)

Обучающегося

Изюмникова М.А.







(И.О. Фамилия)




Группа

ПСХбдо-2001а













Преподаватель

Плешкова Ольга Ивановна







(И.О. Фамилия)




Проверяемые задания

Практическое задание 1

Тема 1. Теоретические основы психодиагностики как науки

Задание

Составить таблицу, содержащую информацию об основных ученых и исследователях и их вкладах, способствовавших формированию и становлению психодиагностики как науки.

Рекомендации по выполнению задания

  1. Ознакомиться с историей становления психодиагностики, описанной в учебной литературе, рекомендованной для изучения.

  2. Выписать основных исследователей, повлиявших на становление психодиагностики как науки. Обобщить сделанный ими научный вклад.

  3. Заполнить таблицу.

  4. Заполненный титульный лист с номером проверяемого задания и заполненной таблицей отправить преподавателю на проверку.


Образец выполнения задания 1

Ученый, исследователь

Научный вклад в становление психодиагностики

Кеттел Джеймс Маккин

Основатель и первый президент Американской психологической корпорации, перед которой становилась цель оказывать психологические услуги в промышленной ,научной и общественной сферах. Один из первых специалистов по экспериментальной психологии в Америке. Разработал психофизический метод парных сравнений. Занимался проблемами времени реакций, ассоциаций, внимания, антиципации, тестирования.

К. Пирсон

Разработка коэффициента корреляции, что послужило открытием тенденции использования количественных методов при обработке результатов психодиагностического обследования.

Френсис Гальтон

Он анализировал биографии выдающихся людей, пытаясь, выяснить степень их родства. Он также сравнивал психические особенности монозиготных и дизиготных близнецов, тем самым внеся в психологию новый метод, получивший название «близнецового». Кроме того, проводит опыты по измерению и сравнению функций органов чувств человека.


Дьюи Джон

Развивал новый вариант прагматизма- инструментализм в области логики и познания. Дьюи Джон различал виды человеческой деятельности как инструменты, созданные человеком для различия индивидуальных и социальных проблем. Познание трактовал как сложную форму поведения- средство для борьбы за выживание. Истина по Дьюи Джону определяется как практическая эффективность, полезность. В социальной области выступал как защитник и идеолог либерализма «мелиоризма», т.е. постепенного улучшения общества через систему и реформу образования.

Гербарт, Хербарт Иоганн Фридрих

Первый попытался построить психологию как систематическую науку, которая ,по Гербарт должна базироваться на метафизике, опыте и математике.


Практическое задание 2

Тема 2. Психометрические основы психодиагностики

Задание

Ознакомиться с основными психометрическими требованиями к психодиагностическим методикам. Выделить их виды и способы проверки методики на соответствие психометрическими требованиям. Заполнить таблицу.




Психометрическое требование

Виды и способы проверки методики на соответствие

Надежность

1.Надежность по внутренней согласованности — соответствие количественных показателей, получаемых обследуемым по разным пунктам (вопросам) методики (теста);

2.надежность ретестовая (надежность-устойчивость) - соответствие показателей, получаемых обследуемым при повторном измерении. Удовлетворительной считается надежность при корреляции г = 0,70;

3. надежность параллельных форм (надежность-согласованность) — согласованность показателей, получаемых обследуемым по эквивалентным формам методики (например, вариантам А и В тест-опросника Р. Б. Кеттелла);

4. надежность частей - согласованность показателей, получаемых обследуемым по разным частям методики или теста (например, по четным и нечетным заданиям). Удовлетворительной считается надежность при корреляции г = 0,80.

Валидность

 1.Внутренняя (содержательная) валидность понимается как степень соответствия результатов исследования содержанию феномена, позволяющая делать обоснованные выводы о причинно-следственных связях проявлений феномена, выводы о влиянии одной переменной на другую (в том числе и об отношениях между зависимыми и независимыми переменными: методика считается валидной, когда доказано существование зависимости причинно-следственного типа между зависимыми и независимыми переменными).

2.Внешняя валидность понимается как возможность обобщения результатов, полученных на ограниченной выборке, на всю генеральную совокупность; как достаточная обоснованность для формулирования обобщенных выводов (генерализации выводов).

3.  Популяционная валидность отражает меру обоснованности обобщений относительно всех людей, степень генерализуемое™ результатов измерения. Основания для широких обобщений чаще варьируют в разных исследованиях (вследствие вариации измеряемого признака в разных группах, различающихся по возрасту, субкультуре и др.).

4. Экологическаявалидность понимается как степень соответствия результатов измерения (адекватности процедур, инструментов изучения феномена) объяснению проявлений феномена в реальных условиях, как степень соответствия результатов исследования тому, что происходит в действительности, в реальной жизни людей.

5.Валидность статистических выводов отражает меру статистической значимости установленных зависимостей между переменными. Факторами, снижающими валидность статистических выводов, выступают: а) низкая чувствительность инструментов измерения, проявляющаяся при недостаточной по численности выборке, при большой изменчивости измеряемого признака в группах, т. е. при высокой гетерогенности выборок в аспекте отдельных переменных; б) низкая надежность методик измерения, неадекватность процедур манипулирования переменными; в) помехи, имеющие место в процессе измерения; г) нарушение методических требований проведения исследования и обработки его результатов. Достаточная валидность статистических выводов обеспечивается как на стадии проектирования исследования (обоснования плана и методов исследования, подбора выборки), так и при анализе его результатов.

6.Валидность процедур понимается как возможность варьирования условий при измерении переменных; возможность их определения в операциональных терминах; возможность концептуализации переменных. Валидность процедур может снижаться вследствие действия разных факторов: а) «переменные-паразиты» особого типа, связанные исключительно с определенными способами и операциями при измерениях; б) «переменные-паразиты» общего типа, связанные с условиями измерений косвенно (с ожиданиями исследователя, особенностями научной концепции, систематическими ошибками и т. п.).

Объективность

методики характеризует степень независимости результатов измерения от пользователя данной методики. Объективными результаты будут лишь в том случае, если, во-первых, они независимы от личностных особенностей пользователя, и, во-вторых, исключен произвол в их обработке и интерпретации.

Для проверки валидности и надежности методик чаше всего привлекаются количественные (статистические) критерии оценки.


Достоверность 

является требованием, которое в большей степени характеризует не тест, а процедуру его применения. Нарушения в процедуре тестирования не могут непосредственно контролироваться разработчиком, поэтому соблюдение требования достоверности в основном обеспечивается пользователем методики. Требования к достоверности психодиагностической методики (теста) становятся особенно актуальными в ситуации экспертизы, предполагающей принятие серьезных управленческих решений. В данной ситуации у участников тестирования появляются реальные мотивы к фальсификации результатов. Попытки фальсификации результатов в ситуации консультирования возникают реже в силу личной заинтересованности тестируемого в достоверности результатов


Рекомендации по выполнению задания

1. Ознакомиться с основными психометрическими требованиями к психодиагностическим методикам, описанными в учебной литературе, рекомендованной для изучения.

2. Выделить основные виды психометрических требований и способы проверки методики на соответствие им. Заполнить таблицу.

3. Заполненный титульный лист с номером проверяемого задания и заполненной таблицей отправить преподавателю на проверку.

Практическое задание 3

Тема 3. Классификация психодиагностических методик

Задание

На основе анализа литературы составьте развёрнутый конспект, содержащий все существующие классификации психодиагностических методик. Проанализируйте их достоинства и недостатки. В завершении конспекта напишите свой выбор и его обоснование в отношении наиболее научно и практически обоснованной классификации психодиагностических методик.

Рекомендации по выполнению задания

1. Ознакомиться с основными классификациями психодиагностических методик, описанными в учебной литературе, рекомендованной для изучения.

2. Законспектировать найденные классификации, выделить их достоинства и недостатки. Сформулировать свое мнение, записать его в конце конспекта.

3. Заполненный титульный лист с номером проверяемого задания и конспектом отправить преподавателю на проверку.
В настоящее время существует несколько достаточно обоснован­ных классификаций психодиагностических методик.

Во-первых, можно различать диагностические методы, основанные на заданиях, которые предполагают правильный ответ, либо на заданиях, относительно которых правильных ответов не существует К первой группе относятся многие тесты интеллекта, тесты специ­альных способностей, некоторых личностных черт (например, тест Равена, диагностическая процедура определения полезависимости-поленезависимости Уиткина, тест ригидности Лучинса и др.). Диаг­ностические методики второй группы состоят из заданий, которые характеризуются лишь частотой (и направленностью) того или иного ответа, но не его правильностью. Таковы большинство личностных опросников (например, тест 16PF Р Кеттелла):

Во-вторых, можно различать вербальные и невербальные психо­диагностические методики.

Первые так или иначе опосредованы речевой активностью об­следуемых; составляющие эти методики задания апеллируют к па­мяти, воображению, системе убеждений в их опосредованной языком форме. Вторые включают речевую способность испытуемых только в плане понимания инструкций, само же выполнение зада­ния 
опирается на невербальные способности - перцептивные, мо­торные.

Третье основание, используемое для классификации психодиаг­ностических методик, - это характеристика того основного методи­ческого принципа, который положен в основу данной методики. По этому основанию обычно различают:

1) объективные тесты;

2) стан­дартизованные самоотчеты, которые в свою очередь включают:

а) те­сты-опросники;

б) открытые опросники, предполагающие последующий контент-анализ;

в) шкальные техники, построенные по типу семантического дифференциала Ч. Осгуда; и методики классифика­ции;

г) индивидуально ориентированные техники типа ролевых ре­пертуарных решеток;

3) проективные техники;

4) диалогические (интерактивные) техники (беседы, интервью, диагностические игры).

Объективные тесты - это те методики, в которых возможен пра­вильный ответ, т. е. правильное выполнение задания.

Общим для всей группы методик стандартизованного самоотче­таявляется использование вербальных способностей испытуемого, а также обращение к его мышлению, воображению, памяти.

Тесты-опросники предполагают набор пунктов (вопросов, утвер­ждений), относительно которых испытуемый выносит суждения (как правило, используется двух- или трехальтернативный выбор ответов).

Одна и та же психологическая переменная представляется груп­пой пунктов (не менее 6). Пункты теста-опросника могут быть пря­мыми, апеллирующими непосредственно либо к опыту субъекта (на­пример: Боитесь ли Вы темноты?), либо к мнениям, суждениям ис­пытуемого, в которых косвенно проявляются его личный опыт или переживания (например: Большинство людей честны?) Опросники строятся как одномерные или многомерные, включающие в себя це­лый ряд психологических переменных.

Открытые опросники не предусматривают стандартизованного ответа испытуемого; стандартизация обработки достигается путем отнесения произвольных»ответов к стандартным категориям.

Шкальные техники предполагают оценку тех или иных объектов (словесных утверждений, изобразительного материала, конкретных лиц и т. п.) по выраженности в них качества, заданного шкалой (например: «теплый - холодный», «сильный - слабый»). Обычно используются трех-, пяти- и семиточечные шкалы. Особый вариант шкалирования – это субъективная классификация, предполагающая выявление субъек­тивного структурирования объектов на уровне шкалы наименований.