Файл: 1. Теоретические основы психодиагностики как науки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 146
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение в ысшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
(наименование института)
Кафедра «Дошкольная педагогика, прикладная психология»
(наименование кафедры)
Практические задания
по учебному курсу «Практикум по психодиагностике»
(наименование учебного курса)
Вариант ____ (при наличии)
Обучающегося | Изюмникова М.А. | |
| (И.О. Фамилия) | |
Группа | ПСХбдо-2001а | |
| | |
Преподаватель | Плешкова Ольга Ивановна | |
| (И.О. Фамилия) | |
Проверяемые задания
Практическое задание 1
Тема 1. Теоретические основы психодиагностики как науки
Задание
Составить таблицу, содержащую информацию об основных ученых и исследователях и их вкладах, способствовавших формированию и становлению психодиагностики как науки.
Рекомендации по выполнению задания
-
Ознакомиться с историей становления психодиагностики, описанной в учебной литературе, рекомендованной для изучения. -
Выписать основных исследователей, повлиявших на становление психодиагностики как науки. Обобщить сделанный ими научный вклад. -
Заполнить таблицу. -
Заполненный титульный лист с номером проверяемого задания и заполненной таблицей отправить преподавателю на проверку.
Образец выполнения задания 1
Ученый, исследователь | Научный вклад в становление психодиагностики |
Кеттел Джеймс Маккин | Основатель и первый президент Американской психологической корпорации, перед которой становилась цель оказывать психологические услуги в промышленной ,научной и общественной сферах. Один из первых специалистов по экспериментальной психологии в Америке. Разработал психофизический метод парных сравнений. Занимался проблемами времени реакций, ассоциаций, внимания, антиципации, тестирования. |
К. Пирсон | Разработка коэффициента корреляции, что послужило открытием тенденции использования количественных методов при обработке результатов психодиагностического обследования. |
Френсис Гальтон | Он анализировал биографии выдающихся людей, пытаясь, выяснить степень их родства. Он также сравнивал психические особенности монозиготных и дизиготных близнецов, тем самым внеся в психологию новый метод, получивший название «близнецового». Кроме того, проводит опыты по измерению и сравнению функций органов чувств человека. |
Дьюи Джон | Развивал новый вариант прагматизма- инструментализм в области логики и познания. Дьюи Джон различал виды человеческой деятельности как инструменты, созданные человеком для различия индивидуальных и социальных проблем. Познание трактовал как сложную форму поведения- средство для борьбы за выживание. Истина по Дьюи Джону определяется как практическая эффективность, полезность. В социальной области выступал как защитник и идеолог либерализма «мелиоризма», т.е. постепенного улучшения общества через систему и реформу образования. |
Гербарт, Хербарт Иоганн Фридрих | Первый попытался построить психологию как систематическую науку, которая ,по Гербарт должна базироваться на метафизике, опыте и математике. |
Практическое задание 2
Тема 2. Психометрические основы психодиагностики
Задание
Ознакомиться с основными психометрическими требованиями к психодиагностическим методикам. Выделить их виды и способы проверки методики на соответствие психометрическими требованиям. Заполнить таблицу.
Психометрическое требование | Виды и способы проверки методики на соответствие |
Надежность | 1.Надежность по внутренней согласованности — соответствие количественных показателей, получаемых обследуемым по разным пунктам (вопросам) методики (теста); 2.надежность ретестовая (надежность-устойчивость) - соответствие показателей, получаемых обследуемым при повторном измерении. Удовлетворительной считается надежность при корреляции г = 0,70; 3. надежность параллельных форм (надежность-согласованность) — согласованность показателей, получаемых обследуемым по эквивалентным формам методики (например, вариантам А и В тест-опросника Р. Б. Кеттелла); 4. надежность частей - согласованность показателей, получаемых обследуемым по разным частям методики или теста (например, по четным и нечетным заданиям). Удовлетворительной считается надежность при корреляции г = 0,80. |
Валидность | 1.Внутренняя (содержательная) валидность понимается как степень соответствия результатов исследования содержанию феномена, позволяющая делать обоснованные выводы о причинно-следственных связях проявлений феномена, выводы о влиянии одной переменной на другую (в том числе и об отношениях между зависимыми и независимыми переменными: методика считается валидной, когда доказано существование зависимости причинно-следственного типа между зависимыми и независимыми переменными). 2.Внешняя валидность понимается как возможность обобщения результатов, полученных на ограниченной выборке, на всю генеральную совокупность; как достаточная обоснованность для формулирования обобщенных выводов (генерализации выводов). 3. Популяционная валидность отражает меру обоснованности обобщений относительно всех людей, степень генерализуемое™ результатов измерения. Основания для широких обобщений чаще варьируют в разных исследованиях (вследствие вариации измеряемого признака в разных группах, различающихся по возрасту, субкультуре и др.). 4. Экологическаявалидность понимается как степень соответствия результатов измерения (адекватности процедур, инструментов изучения феномена) объяснению проявлений феномена в реальных условиях, как степень соответствия результатов исследования тому, что происходит в действительности, в реальной жизни людей. 5.Валидность статистических выводов отражает меру статистической значимости установленных зависимостей между переменными. Факторами, снижающими валидность статистических выводов, выступают: а) низкая чувствительность инструментов измерения, проявляющаяся при недостаточной по численности выборке, при большой изменчивости измеряемого признака в группах, т. е. при высокой гетерогенности выборок в аспекте отдельных переменных; б) низкая надежность методик измерения, неадекватность процедур манипулирования переменными; в) помехи, имеющие место в процессе измерения; г) нарушение методических требований проведения исследования и обработки его результатов. Достаточная валидность статистических выводов обеспечивается как на стадии проектирования исследования (обоснования плана и методов исследования, подбора выборки), так и при анализе его результатов. 6.Валидность процедур понимается как возможность варьирования условий при измерении переменных; возможность их определения в операциональных терминах; возможность концептуализации переменных. Валидность процедур может снижаться вследствие действия разных факторов: а) «переменные-паразиты» особого типа, связанные исключительно с определенными способами и операциями при измерениях; б) «переменные-паразиты» общего типа, связанные с условиями измерений косвенно (с ожиданиями исследователя, особенностями научной концепции, систематическими ошибками и т. п.). |
Объективность | методики характеризует степень независимости результатов измерения от пользователя данной методики. Объективными результаты будут лишь в том случае, если, во-первых, они независимы от личностных особенностей пользователя, и, во-вторых, исключен произвол в их обработке и интерпретации. Для проверки валидности и надежности методик чаше всего привлекаются количественные (статистические) критерии оценки. |
Достоверность | является требованием, которое в большей степени характеризует не тест, а процедуру его применения. Нарушения в процедуре тестирования не могут непосредственно контролироваться разработчиком, поэтому соблюдение требования достоверности в основном обеспечивается пользователем методики. Требования к достоверности психодиагностической методики (теста) становятся особенно актуальными в ситуации экспертизы, предполагающей принятие серьезных управленческих решений. В данной ситуации у участников тестирования появляются реальные мотивы к фальсификации результатов. Попытки фальсификации результатов в ситуации консультирования возникают реже в силу личной заинтересованности тестируемого в достоверности результатов |
Рекомендации по выполнению задания
1. Ознакомиться с основными психометрическими требованиями к психодиагностическим методикам, описанными в учебной литературе, рекомендованной для изучения.
2. Выделить основные виды психометрических требований и способы проверки методики на соответствие им. Заполнить таблицу.
3. Заполненный титульный лист с номером проверяемого задания и заполненной таблицей отправить преподавателю на проверку.
Практическое задание 3
Тема 3. Классификация психодиагностических методик
Задание
На основе анализа литературы составьте развёрнутый конспект, содержащий все существующие классификации психодиагностических методик. Проанализируйте их достоинства и недостатки. В завершении конспекта напишите свой выбор и его обоснование в отношении наиболее научно и практически обоснованной классификации психодиагностических методик.
Рекомендации по выполнению задания
1. Ознакомиться с основными классификациями психодиагностических методик, описанными в учебной литературе, рекомендованной для изучения.
2. Законспектировать найденные классификации, выделить их достоинства и недостатки. Сформулировать свое мнение, записать его в конце конспекта.
3. Заполненный титульный лист с номером проверяемого задания и конспектом отправить преподавателю на проверку.
В настоящее время существует несколько достаточно обоснованных классификаций психодиагностических методик.
Во-первых, можно различать диагностические методы, основанные на заданиях, которые предполагают правильный ответ, либо на заданиях, относительно которых правильных ответов не существует К первой группе относятся многие тесты интеллекта, тесты специальных способностей, некоторых личностных черт (например, тест Равена, диагностическая процедура определения полезависимости-поленезависимости Уиткина, тест ригидности Лучинса и др.). Диагностические методики второй группы состоят из заданий, которые характеризуются лишь частотой (и направленностью) того или иного ответа, но не его правильностью. Таковы большинство личностных опросников (например, тест 16PF Р Кеттелла):
Во-вторых, можно различать вербальные и невербальные психодиагностические методики.
Первые так или иначе опосредованы речевой активностью обследуемых; составляющие эти методики задания апеллируют к памяти, воображению, системе убеждений в их опосредованной языком форме. Вторые включают речевую способность испытуемых только в плане понимания инструкций, само же выполнение задания
опирается на невербальные способности - перцептивные, моторные.
Третье основание, используемое для классификации психодиагностических методик, - это характеристика того основного методического принципа, который положен в основу данной методики. По этому основанию обычно различают:
1) объективные тесты;
2) стандартизованные самоотчеты, которые в свою очередь включают:
а) тесты-опросники;
б) открытые опросники, предполагающие последующий контент-анализ;
в) шкальные техники, построенные по типу семантического дифференциала Ч. Осгуда; и методики классификации;
г) индивидуально ориентированные техники типа ролевых репертуарных решеток;
3) проективные техники;
4) диалогические (интерактивные) техники (беседы, интервью, диагностические игры).
Объективные тесты - это те методики, в которых возможен правильный ответ, т. е. правильное выполнение задания.
Общим для всей группы методик стандартизованного самоотчетаявляется использование вербальных способностей испытуемого, а также обращение к его мышлению, воображению, памяти.
Тесты-опросники предполагают набор пунктов (вопросов, утверждений), относительно которых испытуемый выносит суждения (как правило, используется двух- или трехальтернативный выбор ответов).
Одна и та же психологическая переменная представляется группой пунктов (не менее 6). Пункты теста-опросника могут быть прямыми, апеллирующими непосредственно либо к опыту субъекта (например: Боитесь ли Вы темноты?), либо к мнениям, суждениям испытуемого, в которых косвенно проявляются его личный опыт или переживания (например: Большинство людей честны?) Опросники строятся как одномерные или многомерные, включающие в себя целый ряд психологических переменных.
Открытые опросники не предусматривают стандартизованного ответа испытуемого; стандартизация обработки достигается путем отнесения произвольных»ответов к стандартным категориям.
Шкальные техники предполагают оценку тех или иных объектов (словесных утверждений, изобразительного материала, конкретных лиц и т. п.) по выраженности в них качества, заданного шкалой (например: «теплый - холодный», «сильный - слабый»). Обычно используются трех-, пяти- и семиточечные шкалы. Особый вариант шкалирования – это субъективная классификация, предполагающая выявление субъективного структурирования объектов на уровне шкалы наименований.