ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 1095
Скачиваний: 28
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Семинарско-практическое занятие № 5 по темам «Ощущение и восприятие»
II. Подготовьте небольшое сообщение по каждой из тем (письменно, можно с презентацией):
-
Представьте краткую характеристику одного из видов ощущений (по модальностям): зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, кожные.
Студент дает характеристику одного из перечисленных видов ощущений (по своему выбору).
Вкусовые ощущения
Рецепторами вкусовых ощущений являются вкусовые луковицы, состоящие из чувствительных вкусовых клеток, соединенных с нервными волокнами. У взрослого человека вкусовые луковицы расположены главным образом на кончике, по краям и на задней части верхней поверхности языка. Середина верхней поверхности и вся нижняя поверхность языка не чувствительна к вкусу. Вкусовые луковицы также имеются на нёбе, миндалинах и на задней стенке глотки. У детей область распространения вкусовых луковиц гораздо шире, чем у взрослых. Раздражителями для вкусовых рецепторов служат растворенные вкусовые вещества.
Следует отметить, что вкусовые ощущения в большинстве случаев смешиваются с обонятельными. Разнообразие вкусов в значительной мере зависит от примесей обонятельных ощущений. Например, при насморке, когда обонятельные ощущения «отключены», в ряде случаев пища кажется безвкусной. Кроме этого, к вкусовым ощущениям примешиваются тактильные и температурные ощущения от рецепторов, находящихся в области слизистой оболочки во рту. Так, своеобразие «острой» или «вяжущей» пищи главным образом связаны с тактильными ощущениями, а характерный вкус мяты в значительной степени зависит от раздражения холодовых рецепторов.
Если исключить все эти примеси тактильных, температурных и обонятельных ощущений, то собственно вкусовые ощущения сведутся к 4 основным типам: сладкое, кислое, горькое, соленое. Сочетание этих четырех компонентов позволяет получить многообразные вкусовые варианты.
Экспериментальным путем также было установлено, что различные части языка имеют различную чувствительность к четырем вкусовым качествам. Например, чувствительность к сладкому максимально на кончике языка и минимально у задний части его, а чувствительность к горькому, наоборот, максимально сзади и минимально на кончике.
Так же следует обратить внимание на то, что чувствительность вкусовых рецепторов повышается при состоянии голода. После нескольких часов голодания значительно усиливается абсолютная чувствительность к сладкому, увеличивается, но в меньшей степени, чувствительность к кислому. Это дает основания полагать, что вкусовые ощущения в значительной мере связаны с необходимостью удовлетворения такой биологической потребности, как потребность в пище.
-
Дайте краткую характеристику одного из видов восприятия (по формам существования материи): восприятие пространства; восприятие времени; восприятие движения.
Студент дает характеристику одного из перечисленных видов восприятия (по своему выбору).
Восприятие времени
Восприятие времени, несмотря на важность, изучено гораздо меньше, поскольку время не воспринимается нами как явление материального мир, о его течении мы судим лишь по определённым признакам.
Наиболее элементарными формами являются процессы восприятия длительности и последовательности, в основе которых лежат элементарные ритмические явления, известные под названием «биологических часов». К ним относятся ритмические процессы, протекающие в нейронах коры и подкорковых образований. Например, чередование сна и отдыха. С другой стороны, мы воспринимаем время при выполнение какой-либо работы, т.е когда происходят определенные нервные процессы, обеспечивающие наши работы. В зависимости от длительности этих процессов, чередования возбуждения и торможения, мы получим определённую информацию о времени. Из этого можно сделать вывод о том, что в исследовании восприятия времени необходимо учитывать два основных аспекта: восприятие временной деятельности и восприятие временной последовательности.
Оценка длительности временного отрезка во многом зависит от того, какими событиями он был заполнен. Если событий было много, и они были интересные для нас, то время шло быстро. И наоборот, если событий было мало или они были не интересны для нас, то время тянулось медленно. Однако если приходиться оценивать прошедшие события, то оценка длительности носит обратный характер.
Оценка длительности времени зависит и от эмоциональных переживаний. Если события вызывают положительное отношение к себе, то время кажется быстро идущем. И наоборот, негативные удлиняют временной отрезок.
Характерной особенностью времени является его необратимость. Мы можем вернуться к ому месту пространства, откуда мы ушли, но мы не можем вернуть то время, которое прошло.
Восприятии времени человеком необходимо выделить два аспекта: субъективный и объективно-условный. Субъективный аспект связан с нашей личной оценкой проходящих событий, что, в свою очередь, зависит от заполненности данного временного периода событиями, а также их эмоциональной окрашенности. Объективно-условный аспект связан с объективным течением событий и чередой условно-договорных точек отсчета, или интервалов времени. Если первых аспект отражает нам наше ощущение времени, то второй помогает нам ориентироваться во времени.
III. Кратко раскройте суть законов (выбрать и выполнить письменно одно из заданий):
-
Закон Бугера-Вебера. Суть константы Вебера.
В 1760 г. французский физик П. Бугер на материале световых ощущений установил очень важный факт, касающийся величины порогов различения: для того чтобы почувствовать ощущение освещенности, необходимо изменить поток света на определённую величину. Изменение характеристик светового потока на меньшую величину мы не сможем заметить с помощью наших органов чувств. Позднее в первой половине XIX в. Немецкий ученый М. Вебер, исследуя ощущения тяжести, пришел к выводу, что, сравнивая объекты и наблюдая различия между ними, мы воспринимаем не различия между объектами, а отношения различия к величине сравниваемых объектов. Так, если к грузу сто граммов необходимо прибавить три грамма, чтобы почувствовать разницу, то к грузу в двести граммов, для того чтобы почувствовать различия, необходимо добавить шесть граммов. Иначе говоря: чтобы заменить увеличение веса, надо к первоначальному грузу прибавить приблизительно 1/30 его массы. Дальнейшие исследования показали, что подобная закономерность существует и у других видов ощущений. Например, если исходная освещенность комнаты составляет сто люксов, то прибавка освещенности, которую мы впервые заметим, должна составлять не менее одного люкса. Если же освещенность составляет тысячу люксов, то прибавка должна составлять не менее десяти люксов. Тоже самое относиться к слуховым, и к двигательным, и к другим ощущениям. Итак, порог различия ощущений определяется соотношением
Где ∆I – величина, на которую должен быть изменен исходный, уже породивший ощущения стимул, чтобы человек заметил, что он действительно изменился; I – величина действующего стимула. Причем исследования показали, что относительная величина, характеризующая порог различения, является постоянной для конкретного анализатора. Для зрительного анализатора это соотношение составляет приблизительно 1/1000, для слухового – 1/10, для тактильного – 1/30.
Таким образом, порог различения имеет постоянную относительную величину, т.е. всегда выражается в виде отношения, показывающего, какую часть первоначальной величины раздражителя надо прибавить к этому раздражению, чтобы получить едва заметное различие в ощущениях. Это положение было названо законом Бугера- Вебера. В математическом виде этот закон может быть записан в следующем виде:
Где const(константа) – постоянная величина, характеризующая порог различия ощущения, названная константой Вебера.
IV. Практические задания.
-
Представьте в таблице сходные и отличительные характеристики ощущения и восприятия.
| Ощущение | Восприятие |
Сходство | Возникают при воздействии раздражителя на органы чувств, а также это познавательные психические процессы, которые отражают окружающий мир. | Возникают при воздействии раздражителя на органы чувств, а также это познавательные психические процессы, которые отражают окружающий мир. |
Отличия | Отражает отдельные свойства. Больше биологического (врожденного). Зависит от сохранности нервной системы и рецепторов. Результат – информация об отдельных свойствах. | Отражает целостные предметы и явления. Больше социального (приобретенного). Больше зависит от активности человека. Результат – образ предмета или явления. |
-
Какая закономерность ощущений проявляется в каждом примере?
а) Длительно воздействующий неприятный запах перестает ощущаться.
Ответ: Адаптация
б) Под влиянием некоторых запахов (например, бергамотового масла)
наблюдается обострение слуховой чувствительности.
Ответ: Синестезия
в) У людей, занимающихся музыкой, наблюдается заметное повышение
чувствительности к различению тона.
Ответ: Сенсибилизация
г) Слепоглухая Ольга Скороходова по запаху узнавала вошедшего в
комнату человека; слушала музыку, положив руку на крышку рояля.
Ответ: Компенсаторная сенсибилизация
-
Представьте в таблице.
Свойство восприятия | Краткая характеристика | В чем проявляется | |
Предметность | Способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора несвязанных друг с другом ощущений, а в форме определенных предметов. Следует отметить, что предметность не является врождённым свойством восприятия. | Возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка. По мнению Сеченова, предметность формируется на основе движений, обеспечивающих контакт ребенка с предметом (движения рук; движения глаз и др.). Без участия движения образы восприятия не обладали бы качеством предметности. | |
Целостность | Восприятие дает целостный образ предмета. Он складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета | Восприятие дает целостный образ предмета. Он складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета | |
Структурность | Данное свойство заключается в том, что восприятие в большинстве случаев не является проекцией наших мгновенных ощущений и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени. | Восприятие доводит до нашего сознания структуру предмета или явления, с которым мы столкнулись в реальном мире. Например, если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают звучать у него в сознании, когда поступает информация о звучании новой ноты. | |
Константность | Константностью называют относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятие цвета, величины и формы предметов. | Благодаря константности, проявляющейся в способности перцептивной системы компенсировать изменения условий восприятия, мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные. Например, движущийся вдали грузовой автомобиль будет нами по-прежнему восприниматься как большой объект несмотря на то, что его изображение на сетчатки глаза будет значительно меньше, чем его изображение, когда мы стоим возле него. | |
Осмысленность | Это свойство человеческого восприятия наделять воспринимаемый объект определенным смыслом. Восприятие не определяется просто набором раздражителей, оно представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования полученных данных. | Мы воспринимаем предметы, которые имеют определенное значение. Вне зависимости от постоянно меняющегося содержания, мы узнаем один и тот же предмет. Восприятие человека, являясь своеобразным осознанием предметов и явлений, включает акт понимания, осмысления. | |
Апперцепция | Огромную роль в апперцепции играют знания человека, его предшествующий опыт. В процессе восприятия для того, чтобы классифицировать то, что воспринимаете, вы будете выдвигать и проверять гипотезы о принадлежности объекта к той или иной категории предметов. | Содержание восприятия определяется поставленной задачей, мотивами деятельности, интересами. Существенное место в апперцепции занимают установки и эмоции, которые легко могут изменить содержание восприятия. | |
Активность (избирательность) | Избирательность восприятия заключается в том, что в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты окружающего мира являются фоном нашего восприятия (не отражаются в сознании). | Например, находясь в лекционном зале, вы слушаете лекцию, не замечая, что позади вас кто-то обсуждает планы на вечер. Ваше восприятие направлено на лекцию, пока вас самих не спросят насчет планов. В этом случае, вы уже будете общаться, а не слушать лекцию, т.е. восприятие будет направлено на собеседников. |
Семинарско-практическое занятие № 6 по теме «Память»
II. Подготовьте небольшое сообщение по каждой из тем (письменно, можно с презентацией):
-
Представьте краткую характеристику одного из видов памяти (по характеру психической активности, преобладающей в деятельности и особенностям запоминания материала): двигательная (моторная), эмоциональная, образная, словесно-логическая.
Студент дает характеристику одного из перечисленных видов памяти (по своему выбору).
Эмоциональная память
Эмоциональная память – это память на чувства. Данный вид памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Поэтому эмоциональная память имеет очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действия, вызвавших в прошлом отрицательные переживания.
Следует отметить, что воспроизведенные, или вторичные, чувства могут значительно отличаться от первоначальных. Например, горе сменяется печалью, а восторг или сильная радость – спокойным удовлетворением; в другом случае, обида, перенесенная раньше, при воспоминании о ней обостряется, а гнев – усиливается.
Первые проявления памяти у ребенка наблюдаются к концу первого полугода жизни. В это время ребенок может радоваться или полакать при одном лишь виде того, что раньше доставляло ему удовольствие или страдание. Однако начальные проявления эмоциональной памяти существенно отличаются от более поздних. Это отличие заключается в том, что если на ранних этапах развития ребенка эмоциональная память носит условно-рефлекторный характер, то на более высоких ступенях развития эмоциональная память является сознательной.
-
Дайте краткую характеристику одного из видов памяти (по продолжительности закрепления и сохранения материала): кратковременная, оперативная и долговременная.
Студент дает характеристику одного из перечисленных видов памяти
(по своему выбору).
Кратковременная память
Кратковременная память – это вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации. С одной точки зрения кратковременная память чем-то похожа на непроизвольную. Но в отличии от непроизвольной, при кратковременной памяти для запоминания мы предпринимаем определенные волевые усилия.