Файл: Занятие 5 по темам Ощущение и восприятие.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 1096

Скачиваний: 28

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
дерево, волк).

17. Спорт (медаль, оркестр, состязание, победа, спортивная площадка).

18. Больница (помещение, сад, врач, радио, больные).

19. Любовь (розы, чувство, человек, город, природа).

20. Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек).

Суммарное количество баллов переводят в нормативные баллы по следующей схеме:



Нормативные баллы

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Суммарное количество баллов

20

-

19

18



1617



1415



1213



1011



9



Уровень выраженности мыслительной операции обобщения определяется по нормативным баллам:




Семинарско-практическое занятие № 8 по теме «Воображение»

II. Подготовьте небольшое сообщение по каждой из тем (письменно, можно с презентацией):

  1. Представьте краткую характеристику одного из видов воображения (активного): воссоздающее, творческое, мечта.

Студент дает характеристику одного из перечисленных видов воображения (по своему выбору).

Мечта

Мечта является особой формой воображения. Суть данного типа воображения заключается в самостоятельном создании новых образов. В мечте человек всегда создает образ желаемого, тогда как в образах творческих вовсе не всегда воплощаются желания их создателя. В мечтах находит свое образное выражения то, что влечет к себе человека, к чему он стремится. Мечта – это процесс воображения, не включенный в творческую деятельность.

Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т.е. мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее. Причем следует различать несколько подтипов данного вида воображения. Чаще всего человек строит планы в отношении будущего и в своей мечте определяет пути достижения задуманного. В этом случае мечта является активным, произвольным, сознательным процессом.

Но существуют люди, для которых мечта выступает в качестве замещения деятельности. Их мечты остаются только мечтами. Одна из причин этого явления, как правило, заключается в тех жизненных неудачах, которые они постоянно терпят. В результате ряд неудач человек отказывается от исполнения своих планов на практике и погружается в мечту. В этом случае мечта выступает как сознательный, произвольный процесс, не имеющий практического завершения.

  1. Мечты и грезы: сравнительная характеристика (с примерами).



Мечты являются активными, произвольными и сознательными психическими процессами.

Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей. Эти образы называются грезы.

Мечты – это не просто фантазии, а образы желаемого будущего. Они могут быть в той или иной степени реалистичными, многие из них требуют определенных условий и приложения сил для своего осуществления, но вполне достижимы. А главное, даже будучи видом пассивного воображения, мечта побуждает человека к активности.


Грезы, в отличие от мечты, к реальности отношения не имеют, это исключительно продукт нашего воображения, и, как правило, человек даже не предполагает что-то делать, чтобы грезы стали реальностью. Это пусть и приятное, но иллюзорное восполнение действительности.




Граница между мечтой и грезой очень зыбкая, иногда ее трудно заметить, но различия можно понять на простом примере.

Девушка, читая книгу в жанре фэнтези, представляет себя на месте героини, попавшей в сказочный мир, где в нее влюбляются сразу три принца или темных властелина. Это греза. А если девушка думает, что она когда-нибудь тоже напишет и даже издаст подобную книгу, то это мечта. И при должных усилиях вполне осуществимая.
III. Кратко раскройте суть концепций, определяющих связь воображения и творчества (выбрать и выполнить письменно одно из заданий):

Уровни творческих задач по Г.С. Альтшуллеру.

Г.С. Альтшуллер – разработал целую теорию решения творческих задач. Он выделял пять уровней творчества.

Задачи первого уровня решаются применением средств, прямо предназначенных для этих целей. Здесь требуется мысленный перебор лишь нескольких общепринятых и очевидных вариантов решения. Сам объект в этих случая не меняется. Средства решения таких задач находятся в пределах одной узкой специальности.

Задачи второго уровня требуют некоторого видоизменения объекта для получения необходимого эффекта. Перебор вариантов в этом случае измеряется десятками. При этом средства решения такого рода задач относятся к одной отрасли знаний.

Правильное решение задач третьего уровня скрыто среди сотен неправильных, так как совершенствуемый объект должен быть серьезно изменен. Приемы решения задач этого уровня приходится искать в смежных областях знаний.

При решении задач четвертого уровня совершенствуемый объект меняется полностью. Поиск решений ведётся, как правило, в сфере науки, среди редко встречающихся эффектов и явлений.

На пятом уровня решение задач достигается изменением всей системы, в которую входит совершенствуемый объект. Здесь число проб и ошибок возрастает многократно, а средства решения задач этого уровня могут оказаться за пределами возможностей сегодняшней науки. Поэтому сначала нужно сделать открытие, а потом, опираясь на новые научные данные, решать творческую задачу.


По мнению Г.С. Альтшуллера, одним из важных приемов решения творческих задач является перевод их с высших уровней на низшие. Например, если задачи четвертого или пятого уровня посредством специальных приемов перевести на первый или второй уровень, то далее сработает обычный перебор вариантов. Проблема сводится к тому, чтобы научиться быстро сужать поисковое поле, превращая «трудную» задачу в «легкую».

IV. Практическое задание (решение задач).

1. Определите и объясните, какой вид воображения проявляется в каждом из отрывков.

а) … Еще в детстве у меня появилось пристрастие к географическим

картам. Я мог сидеть над ними по нескольку часов, как над увлекательной книгой.

Я изучал течения неведомых рек, прихотливые морские побережья, проникал в глубину тайги, где маленькими кружочками были отмечены безыменные фактории, повторял, как стихи, звучные названия – Югорский шар и Гебриды, Гвадаррама и Инвернесс, Онега и Кордильеры.

Постепенно все эти места оживали в моем воображении с такой ясностью, что, кажется, я мог бы написать вымышленные путевые дневники по разным материкам и странам (К. Паустовский. «Золотая роза»).

Ответ: Воссоздающее воображение. Оно имеет место в тех случаях, когда, человек по одному описанию должен представить себе предмет, который им никогда раньше не воспринимался.

б) …Неожиданно вспомнились Ромашову недавняя сцена на плацу, грубые окрики полкового командира, чувство пережитой обиды… И в нем тот час же, точно в мальчике… закипели мстительные мысли…

… И Ромашов поразительно живо увидел себя ученым офицером Генерального штаба, подающим громадные надежды…

…Вот начались маневры. Большой двусторонний бой. Полковник

Шульгович не понимает диспозиции, путается, суетит людей и сам суетится, – ему уже делал два раза замечание через ординарца командир корпуса. «Ну, капитан, выручайте, – обращается он к Ромашову. – Знаете по старой дружбе. Уж, пожалуйста». Лицо сконфуженное и заискивающее. Но Ромашов, безукоризненно отдавая честь и подавшись на седле, отвечает спокойно-высокомерным видом: «Виноват, господин полковник… Это Ваша обязанность распоряжаться передвижениями полка. Мое дело – принимать приказания и исполнять их…» А уж от командира корпуса летит третий ординарец с новым выговором.


Блестящий офицер Генерального штаба Ромашов идет все выше и выше по пути служебной карьеры… (А. Куприн. «Поединок»).

Ответ: Мечта. В мечте человек всегда создает образ желаемого. В мечтах находит свое образное выражение то, что влечет к себе человека, к чему он стремится.

в) …Художник Михайлов, как и всегда, был за работой… Он делал рисунок для фигуры человека, находящегося в припадке гнева. Рисунок был сделан прежде, но он был недоволен им. «Нет, тот был лучше… Где он?» Бумага с брошенным рисунком нашлась, но была испачкана и закапана стеарином. Он все-таки взял рисунок, положил к себе на стол и, отдалившись и прищурившись, стал смотреть на него. Вдруг он улыбнулся и радостно взмахнул руками.

- Так, так! – проговорил он. И тотчас же, взяв карандаш, начал быстро рисовать. Пятно стеарина давало человеку новую позу.

Он рисовал эту новую позу, и вдруг ему вспомнилось с выдающимся подбородком энергичное лицо купца, у которого он брал сигары, и он это самое лицо, этот подбородок нарисовал человеку. Он засмеялся от радости. Фигура вдруг из мертвой, выдуманной стала живая и такая, которой нельзя уже было изменить. Можно было поправить рисунок сообразно с

требованиями этой фигуры. Но, делая эти поправки, он не изменял фигуры, а только откидывал то, что скрывало фигуру. Он как бы снимал с нее те покровы, из-за которых она не вся была видна; каждая новая черта только больше выказывала всю фигуру во всей ее энергичной силе, такою, какою она явилась ему вдруг от произведенного стеарином пятна. (Л.Н. Толстой.

«Анна Каренина»).

Ответ: Творческое воображение. Художник Михайлов преобразует представления и создает новые, самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы.