Файл: Занятие 5 по темам Ощущение и восприятие.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 1097

Скачиваний: 28

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Объем кратковременной памяти индивидуален. Он характеризует природную память человека и сохраняется, как правило, в течение всей жизни. Объем кратковременной памяти характеризует способность механически, т.е без использования специальных приемов, запоминать воспринимаемую информацию.

Кратковременная память играет очень большую роль в жизни человека. Благодаря ей перерабатывается значительный объем информации, сразу же отсеивается ненужная и остается потенциально полезная. В целом же кратковременная память имеет огромное значение для организации мышления.

Без хорошей кратковременной памяти невозможно нормальное функционирование долговременной памяти.


III. Кратко раскройте суть исследований памяти (выбрать и выполнить письменно одно из заданий):

Исследования Г. Эббингауза.

В 80-е гг. XIX в. Немецкий психолог Г. Эббингауз предложил прием, с помощью которого, как он считал, было возможно изучить законы «чистой» памяти, независимые от деятельности мышления. Этот прием – заучивание бессмысленных слогов. В результате он вывел основные кривые заучивания (запоминания) материала и выявил ряд особенностей проявления механизмов ассоциаций. Так, например, он установил, что сравнительно простые, но произведшие на человека сильное впечатление события могут запоминаться сразу, прочно и надолго. В то же время более сложные, но менее интересные события человек может переживать десятки раз, но в памяти они надолго не остаются. Г. Эббингауз также установил, что при пристальном внимании к событию бывает достаточно его однократное переживание, чтобы в дальнейшем точно его воспроизвести. Другой вывод состоял в том, что при запоминание длинного ряда лучше воспроизводиться материал, находящийся на концах. Одним из самых важных достижений Г. Эббингауза было открытие закона забывания. Данный закон был им выведен на основе опытов с запоминанием бессмысленных трехбуквенных слогов. В ходе опыта было установлено, что после первого безошибочного повторения серии таких слогов забывание идет вначале очень быстро. Уже в течение первого часа забывается до 60% всей полученной информации, а через шесть дней в памяти остается менее 20% от общего числа первоначально выученных слогов.
IV. Практическое задание.

1. Прочитайте книгу А.Р. Лурия «Маленькая книжка о большой памяти». Напишите свое впечатление в виде эссе.
А.Р. Лурия являлся академиком АПН СССР, он известен своими трудами по вопросам нарушения высших психических процессов при локальных поражениях мозга. Рассмотрю одну из его интересных работ «Маленькая книжка о большой памяти». Автор написал эту книгу на основе 30-летнего наблюдения за человеком с феноменальной памятью. За такой длительный срок он сумел собрать большой материал, который позволил ему не только изучить основные формы и приёмы памяти этого человека, но и описать основные особенности его личности.

"Маленькая книжка о большой памяти" - рассказ о выдающемся мнемонисте Ш. Он работал корреспондентом в газете, когда редактор дал задание посетить большой список адресов, чтобы получить комментарий. Ш. не стал записывать адреса, на что редактор разозлился, но вскоре убедился, что Ш. прекрасно воспроизводит список по памяти. Так благодаря случайности, Ш. оказался однажды в лаборатории Лурия, что послужило началом, как к долгим плодотворным исследованиям, так и долгой дружбе.



Лурия изучает мир, личность и самоопределение Ш. с азартом, радуется, как ребенок, предлагает тест за тестом, ведет долгие беседы. Самое замечательное в книге это то, как Ш. постепенно открывается сам для себя, анализирует и рационально познает механизм своей удивительной памяти. Выдающаяся память Ш. питается силой его синестезии. Он видит звуки, ощущает их на вкус, может учуять. Благодаря такому уникальному миру образов механизм запоминания Ш. походят на удивительный многомерный шифр, наблюдать за составление которого сравни присутствию на магическом сеансе.

Но, при всем этом поражающем многообразии возможностей памяти, Ш. жаловался на то, что запоминание лиц вызывает у него затруднения. Крайне удивительное свойство его памяти. Но, возможно, это аргументируется тем, что лицо – зачастую вещь крайне индивидуальная, и ее тяжело соотнести с чем-то крайне определенным. Ведь, у Ш. было обнаружено явление так называемой синестезии.

Интересно то, что память, как показала практика, у Ш. – долговременная. Ведь, сложно назвать кратковременной память того человека, который, став профессиональным мнемонистом, и запоминая каждый день колоссальное количество информации, даже по прошествии 15 лет мог произнести, вспомнить то, что слышал в прошлом.

Последний вопрос, над которым задумывается А.Р. Лурия, вопрос о способности своего испытуемого к забыванию. Как ни старался испытуемый, ему не удавалось ничего забыть.

Но эта книга, все же не пособие по легкому запоминания информации, это, в большей степени, описание определенного, отдельно взятого клинического случая, с использованием теоретических и практических достижений науки. Вместе с тем, книга написана доступным языком, подкреплена большим количеством примеров, что делает ее еще более интересной и легкой для восприятия.

Я считаю, что книга, прочитана мной с огромным интересом и привнесла в мою жизнь интересные и важные познания, а также помогла найти ответы на волнующие вопросы памяти, и вместе с тем, создать новые. Конечно, книга А.Р. Лурия может и не раскрывает всех механизмов памяти, однако представляет значительный интерес в раскрытии проблем памяти феноменальной, а также показывает сам процесс работы известного учёного и во многом может помочь начинающим психологам.

Семинарско-практическое занятие № 7 по темам «Мышление и речь»

II. Подготовьте небольшое сообщение по каждой из тем (письменно, можно с презентацией):


  1. Представьте краткую характеристику одного из видов мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактнологическое.

Студент дает характеристику одного из перечисленных видов мышления (по своему выбору).
Наглядно-образное
Наглядно-образное мышление – это вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. Мысля наглядно-образно, мы привязаны к действительности, а необходимые образы представлены в кратковременной оперативной памяти. Данная форма мышления является доминирующей у детей дошкольного и младшего школьного возраста. У взрослых – в творческой деятельности


  1. Дайте краткую характеристику одной из форм мышления:

понятие, суждение, умозаключение.

Студент дает характеристику одной из перечисленных форм мышления

(по своему выбору).

Умозаключение
Умозаключение является высшей формой мышления и представляет собой формирование новых суждений на основе преобразование уже имеющихся. Умозаключение как форма мышления опирается на понятия и суждения и чаще всего используется в процессах теоретического мышления.

Различают индуктивные и дедуктивные умозаключения.

Индукция – это переход от частного к общему. В процессе индукции человек может допускать ошибки и тогда умозаключение будет недостоверным. Достоверность достигается не только за счет увеличения количества случаев, на котором оно строится, но и за счет использования разнообразных примеров.

Дедукция, напротив, это умозаключение, сделанное в отношении частного случая на основе общего положения. Дедукция играет весьма существенную роль в жизни человека. Благодаря дедукции мы можем использовать знания общих закономерностей для предвидения конкретных фактов. Например, опираясь на знания причин, вызывающих ту или иную болезнь, медицина строит свои профилактические мероприятия по предупреждению данного заболевания.

III. Кратко раскройте суть исследований мышления (выбрать и выполнить письменно одно из заданий):
Концепция творческого мышления Дж. Гилфорда.
Психологами было затрачено достаточно много усилий для того, чтобы понять, как человек решает необычные, новые, творческие задачи. Тем не менее до настоящего времени нет точного ответа на вопрос о том, как происходит решение подобных задач человеком., что такое творческое мышление, был Дж. Гилфорд. В работах, творческому мышлению, он изложил свою концепцию, согласно которой уровень развития креативности определяется доминированием в мышлении четырех особенностей. Во- первых, это оригинальность и необычность высказанных идей, стремление к интеллектуальной новизне. Человек, способный к творчеству, почти всегда и везде стремиться найти свое собственное решение.


Во-вторых, творческого человека отличает семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, способность обнаружить возможность нового использования данного объекта.

В-третьих, в творческом мышлении всегда присутствует такая черта, как образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые стороны.

В-четвертых, человек с творческим мышлением отличается от других людей способностью продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности такой, которая содержит предпосылок к формированию новых идей. Такая способность творческого мышления была названа Дж. Гилфордом семантической спонтанной гибкостью.

IV. Практическое задание.

Проведите диагностику по методике «Исследование обобщения как мыслительной операции» с одним или несколькими испытуемыми (либо самодиагностику), проанализируйте результаты и представьте их (количественный и качественный анализ). Методика «Исследование обобщения как мыслительной операции»

Методика заключается в подборе слов, имеющих общие родовые признаки или логические связи с определенным обобщающим словом. Всего предъявляется на бланке 20 обобщающих слов и к каждому из них набор из 5 слов, два из которых более всего с ним связаны. Нужно найти эти два слова в каждой строке и подчеркнуть.

Испытуемый №1

1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).

2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

3. Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).

4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены).

5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).

6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).

7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, печать).

8. Чтение (глава, книга, картина, печать, слово).

9. Газета (правда, приложения, телеграммы, бумага, редактор).

10. Игра (карта, игроки, штраф, наказания, правила).

11. Война (аэроплан, пушки, сражения, ружья, солдаты).

12. Книга (рисунки, война, бумага, любовь, текст).

13. Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия).

14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение).

15. Библиотека (город, книги, лекция, музыка, читатели).

16. Лес (лист, яблоня, охотник,