ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.06.2021
Просмотров: 3552
Скачиваний: 3
56
Глава
3.
Спецслужбы
ведущих
стран
мира
и
бывшего
СССР
Одной
из
интереснейших
совместных
технических
операций
1-
го
и
8-
го
ГУ
было
применение
уже
упоминавшейся
в
предыдущей
главе
системы
“
Амхерст
”
для
обеспече
-
ния
связи
с
зарубежной
агентурой
,
как
легальной
,
так
и
нелегальной
.
После
распада
СССР
16-
е
управление
и
служба
правительственной
связи
были
выве
-
дены
из
состава
КГБ
и
реорганизованы
в
Федеральное
агентство
правительственной
свя
-
зи
и
информации
(
ФАПСИ
)
Российской
Федерации
.
Сам
КГБ
после
ряда
реорганизаций
был
преобразован
в
Федеральную
службу
безопасности
(
ФСБ
). (
В
настоящее
время
Ука
-
зом
Президента
РФ
производится
реорганизация
российских
спецслужб
,
в
результате
которой
ФАПСИ
и
Пограничные
войска
должны
войти
в
структуру
ФСБ
.)
По
сравнению
с
КГБ
СССР
,
ФСБ
является
достаточно
открытой
организацией
(
конечно
,
в
той
мере
,
в
какой
может
быть
открыта
спецслужба
).
С
ее
задачами
и
структурой
можно
ознакомить
-
ся
в
Internet
на
официальном
Web-
узле
ФСБ
по
адресу
http://www.fsb.ru
.
При
ре
-
организации
КГБ
1-
е
ГУ
было
выведено
из
его
состава
и
преобразовано
в
отдельную
службу
,
получившую
название
Службы
внешней
разведки
(
СВР
)
РФ
.
Последняя
,
учиты
-
вая
квалификацию
ее
специалистов
,
а
также
роль
РФ
в
мировой
политике
,
заслуживает
отдельного
рассмотрения
.
В
соответствии
с
новой
разведывательной
доктриной
России
,
внешняя
разведка
РФ
в
90-
х
годах
отказалась
от
политики
глобализма
.
В
настоящее
время
СВР
действует
только
в
тех
регионах
,
где
у
России
имеются
подлинные
,
а
не
мнимые
интересы
.
Разведка
не
формирует
собственные
задачи
,
они
определяются
руководством
страны
,
исходя
из
ин
-
тересов
государства
.
Кроме
того
,
в
настоящее
время
в
разведке
происходит
переход
от
конфронтации
со
спецслужбами
различных
стран
к
взаимодействию
и
сотрудничеству
в
тех
областях
,
где
совпадают
их
интересы
(
борьба
с
международным
терроризмом
,
нар
-
кобизнесом
,
нелегальной
торговлей
оружием
и
т
.
п
.).
Тем
не
менее
,
это
взаимодействие
не
носит
всеобъемлющего
характера
и
не
исключает
ведения
разведки
на
территории
тех
или
иных
стран
,
исходя
из
национальных
интересов
РФ
.
В
настоящее
время
СВР
ведет
разведку
по
трем
основным
направлениям
:
политиче
-
ском
,
экономическом
и
научно
-
техническом
.
В
области
политической
разведки
перед
СВР
стоят
задачи
:
получать
упреждающую
информацию
о
политике
ведущих
государств
мира
на
международной
арене
в
отноше
-
нии
России
;
отслеживать
развитие
кризисных
ситуаций
в
“
горячих
точках
”
планеты
,
ко
-
торые
могут
представлять
угрозу
для
национальной
безопасности
России
;
добывать
све
-
дения
о
попытках
отдельных
стран
создать
новые
виды
вооружения
,
особенно
ядерные
;
через
свои
каналы
оказывать
активное
содействие
осуществлению
внешней
политики
России
.
В
области
экономической
разведки
перед
СВР
стоят
задачи
:
защита
экономических
интересов
России
;
получение
секретных
сведений
о
надежности
торгово
-
экономических
партнеров
,
деятельности
международных
экономических
и
финансовых
организаций
,
затрагивающей
интересы
России
;
обеспечение
экономической
безопасности
страны
.
По
линии
научно
-
технической
разведки
задачи
СВР
практически
остались
прежними
.
Они
заключаются
в
получении
данных
о
новейших
достижениях
в
области
науки
и
тех
-
Советские
спецслужбы
57
ники
,
особенно
военных
технологий
и
технологий
двойного
применения
,
в
интересах
укрепления
обороноспособности
РФ
.
Организационная
структура
СВР
РФ
строится
в
соответствии
с
Законом
“
О
внешней
разведке
”.
В
структуру
СВР
(
рис
. 3.3)
входят
оперативные
,
аналитические
и
функцио
-
нальные
подразделения
(
управления
,
службы
,
самостоятельные
отделы
).
Впервые
в
практике
российских
спецслужб
создано
Бюро
по
связям
с
общественностью
и
средст
-
вами
массовой
информации
.
Рис
. 3.3.
Структура
СВР
РФ
,
образованной
на
основе
1-
го
ГУ
КГБ
СССР
ГРУ
ГШ
ВС
СССР
Вторым
разведывательным
органом
Советского
Союза
было
Главное
разведыватель
-
ное
управление
Генерального
штаба
Вооруженных
Сил
СССР
(
ГРУ
ГШ
ВС
СССР
).
По
-
мимо
ведения
стратегической
и
военной
разведки
,
ГРУ
с
момента
его
образования
на
за
-
ре
Советской
власти
занималось
добыванием
военно
-
технической
информации
и
сведе
-
ний
о
передовых
научных
достижениях
в
военной
области
.
В
отличие
от
ФСБ
,
ГРУ
ГШ
ВС
РФ
по
-
прежнему
остается
закрытой
для
посторонних
глаз
структурой
,
что
не
удиви
-
тельно
,
поскольку
цели
и
задачи
военной
разведки
в
гораздо
меньшей
степени
зависят
от
58
Глава
3.
Спецслужбы
ведущих
стран
мира
и
бывшего
СССР
политического
режима
страны
,
чем
цели
и
задачи
спецслужб
,
обеспечивающих
внутрен
-
нюю
безопасность
государства
.
Организационно
ГРУ
ГШ
ВС
СССР
состояло
из
управлений
,
направлений
и
отделов
(
рис
. 3.4).
Кроме
того
,
ГРУ
были
подчинены
разведуправления
всех
военных
округов
,
групп
войск
и
флотов
.
Разведуправлениям
,
в
свою
очередь
,
подчинались
разведотделы
армий
и
флотилий
.
На
уровне
дивизии
структуры
ГРУ
были
представлены
разведбаталь
-
онами
.
Наконец
,
почти
во
всех
военных
округах
существовали
отдельные
бригады
спе
-
циального
назначения
(
спецназ
),
а
также
подразделения
особого
назначения
(
осназ
).
С
точки
зрения
собственно
защиты
информации
следует
выделить
следующие
управления
ГРУ
.
•
5-
е
управление
—
оперативная
разведка
,
организация
разведработы
на
уровне
фрон
-
тов
,
флотов
и
военных
округов
.
Начальники
разведуправлений
военных
округов
под
-
чинялись
именно
5-
му
управлению
.
Начальники
2-
х
управлений
штабов
флотов
так
-
же
осуществляли
свою
деятельность
в
рамках
5-
го
управления
под
руководством
на
-
чальника
флотской
разведки
,
имевшего
статус
заместителя
начальника
ГРУ
.
•
6-
е
управление
—
радиотехническая
разведка
.
Работа
управления
выполнялось
сила
-
ми
и
средствами
четырех
отделов
.
•
1-
й
отдел
(
радиоразведка
).
Занимался
перехватом
и
дешифрованием
сообщений
из
каналов
связи
иностранных
государств
.
Он
руководил
подразделениями
осназ
военных
округов
и
групп
войск
.
•
2-
й
отдел
(
радиотехническая
разведка
).
Пользовался
услугами
тех
же
станций
пе
-
рехвата
и
осуществлял
наблюдение
электронными
средствами
за
теми
же
страна
-
ми
,
что
и
1-
й
отдел
.
Однако
специалистов
этого
отдела
интересовала
не
сама
ин
-
формация
,
а
параметры
излучения
радио
-,
телеметрических
и
других
электронных
систем
,
используемых
в
аппаратуре
слежения
и
обнаружения
военного
назначе
-
ния
.
•
3-
ий
отдел
(
техническое
обеспечение
).
Занимался
обслуживанием
станций
пере
-
хвата
,
оборудование
которых
размещалось
в
зданиях
советских
посольств
,
кон
-
сульств
и
торговых
миссий
,
а
также
на
отдельно
расположенных
станциях
пере
-
хвата
.
Советские
спецслужбы
59
Рис
. 3.4.
Структура
ГРУ
ГШ
ВС
СССР
•
4-
ый
отдел
(
слежение
).
Круглосуточно
отслеживал
всю
информацию
,
которую
добывало
6-
е
управление
.
Основная
задача
отдела
состояла
в
отслеживании
со
-
стояния
и
динамики
изменения
военной
ситуации
в
мире
.
Каждый
офицер
этого
отдела
отвечал
за
свой
объект
наблюдения
(
командование
стратегической
авиаци
-
ей
США
,
командование
тактической
авиацией
и
т
.
д
.)
•
9-
е
управление
—
военные
технологии
.
Работало
в
тесном
сотрудничестве
с
научно
-
исследовательскими
,
проектными
и
другими
учреждениями
и
организациями
военно
-
промышленного
комплекса
СССР
.
Занималось
добыванием
информации
о
разработ
-
ке
и
использовании
технологий
производства
военной
техники
и
вооружений
.
60
Глава
3.
Спецслужбы
ведущих
стран
мира
и
бывшего
СССР
•
10-
е
управление
—
военная
экономика
.
Занималось
анализом
информации
по
произ
-
водству
и
продажам
в
других
странах
продукции
военного
и
двойного
назначения
,
а
также
вопросами
экономической
безопасности
.
Спецслужбы
США
Стратегическая
разведка
США
ведется
четырнадцатью
органами
исполнительной
власти
США
,
образующими
так
называемое
“
Разведывательное
Сообщество
” (Intelli-
gence Community).
Работа
Разведывательного
Сообщества
(
РС
)
де
-
факто
началась
в
1947
году
после
принятия
Закона
“
О
национальной
безопасности
” (NSA — National Security
Act),
провозгласившего
курс
на
“
холодную
войну
”
с
СССР
,
но
де
-
юре
существование
скоординированного
РС
было
оформлено
только
в
1992
году
(
т
.
е
.
после
распада
СССР
)
Законом
“
Об
организации
разведки
” (IOA — Intelligence Organization Act).
В
соответст
-
вии
с
IOA,
в
состав
РС
на
федеративных
принципах
входят
:
ЦРУ
, 8
разведывательных
органов
Министерства
обороны
(85%
всего
бюджета
РС
)
и
5
федеральных
органов
ис
-
полнительной
власти
.
Министерство
обороны
США
представлено
в
РС
следующими
органами
.
•
DIA (Defense Intelligence Agency) —
Разведывательное
управление
Министерства
обороны
(
РУМО
).
•
NSA (National Security Agency) —
Агентство
национальной
безопасности
(
АНБ
).
•
NRO (National Reconnaissance Office) —
Национальное
управление
воздушно
-
космической
разведки
(
НУВКР
).
•
NIMA (National Imagery and Mapping Agency) —
Национальное
агентство
по
геодезии
и
картографии
(
НАГК
).
•
Army MI (Military Intelligence) —
Войсковая
разведка
Армии
США
.
•
Air Force ISR (Intelligence, Surveillance, and Reconnaissance) —
Службы
разведки
,
на
-
блюдения
и
перехвата
ВВС
США
.
•
Naval Intelligence —
Разведка
ВМФ
США
.
•
Marine Corps Intelligence —
Разведка
Корпуса
морской
пехоты
США
.
•
Помимо
органов
Министерства
обороны
,
в
РС
входят
:
•
CIA (Central Intelligence Agency) —
Центральное
разведывательное
управление
(
ЦРУ
).
•
INR (Bureau of Intelligence and Research) —
Бюро
разведки
и
исследований
(
БРИ
)
Го
-
сударственного
департамента
США
(State Department).
•
OIS (Office of Intelligence Support) —
Управление
разведывательного
обеспечения
(
УРО
)
Министерства
финансов
(Department of Treasure).
•
IN (Office of Intelligence) —
Управление
разведки
(
УР
)
Министерства
энергетики
(Energy Department).
•
FBI (Federal Bureau of Investigation) —
Федеральное
бюро
расследований
(
ФБР
)
Ми
-
нистерства
юстиции
(Justice Department).
•
Coast Guard Intelligence Element —
Разведывательная
составляющая
службы
берего
-
вой
охраны
(Coast Guard)
Министерства
транспорта
(Department of Transportation).