ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.06.2021
Просмотров: 3553
Скачиваний: 3
Спецслужбы
США
61
Таким
образом
, “
чистой
”
разведкой
в
РС
занимаются
только
5
федеральных
органов
исполнительной
власти
США
:
РУМО
,
АНБ
,
НУВКР
,
НАГК
и
ЦРУ
.
Остальные
9
органи
-
заций
,
входящих
в
РС
,
занимаются
разведывательной
деятельностью
с
целью
обеспече
-
ния
своих
основных
функций
,
не
имеющих
прямого
отношения
к
разведке
.
Кроме
пере
-
численных
,
в
США
имеются
и
некоторые
другие
организации
и
подразделения
феде
-
ральных
органов
исполнительной
власти
,
которые
не
входят
в
РС
,
но
в
той
или
иной
степени
занимаются
разведкой
и
(
или
)
контрразведкой
с
целью
выполнения
отдельных
задач
в
своей
сфере
деятельности
.
Работу
РС
координирует
директор
центральной
разведки
(DCI — Director of Central
Intelligence),
который
также
является
директором
ЦРУ
и
главой
Штаба
РС
(Intelligence
Community Staff).
При
Президенте
США
действуют
следующие
совещательные
органы
,
имеющие
отношение
к
разведке
.
•
National Security Council
(NSC) —
Совет
по
национальной
безопасности
(
СНБ
).
В
основной
штат
Совета
входят
:
президент
,
вице
-
президент
,
госсекретарь
,
министр
обороны
,
а
также
(
на
правах
штатных
советников
) —
начальник
объединенного
ко
-
митета
начальников
штабов
(
советник
по
обороне
)
и
директор
центральной
разведки
(
советник
по
разведке
).
В
расширенный
штат
Совета
также
входят
министр
финансов
и
советник
президента
по
национальной
безопасности
.
Основная
функция
Совета
за
-
ключается
в
оказании
помощи
президенту
США
в
выработке
решений
,
связанных
с
национальной
безопасностью
.
•
President’s Foreign Intelligence Advisory Board
(PFIAB) —
Президентский
консульта
-
тивный
совет
по
внешней
разведке
(
ПКСВР
).
В
ПКСВР
выдвигаются
шестнадцать
“
выдающихся
граждан
,
не
входящих
в
правительство
США
,
известных
своими
дос
-
тижениями
,
опытом
,
независимостью
и
честностью
”.
ПКСВР
рассматривает
вопросы
качества
и
адекватности
получаемой
разведывательной
информации
,
ее
анализа
и
вырабатываемых
на
ее
основе
оценок
,
контрразведывательной
деятельности
и
других
разведывательных
мероприятий
.
Члены
ПКСВР
имеют
доступ
ко
всей
разведыва
-
тельной
информации
,
собираемой
РС
США
.
•
Intelligence Oversight Board
(IOB) —
Наблюдательный
совет
по
разведке
(
НСР
).
Со
-
стоит
из
трех
человек
,
назначаемых
президентом
,
один
из
которых
является
предсе
-
дателем
НСР
.
Основная
официально
декларируемая
задача
НСР
—
контроль
соблю
-
дения
законности
в
работе
РС
.
Члены
НСР
могут
входить
(
и
,
как
правило
,
входят
)
в
ПКСВР
.
Оперативное
управление
РС
осуществляет
заместитель
директора
центральной
раз
-
ведки
(
ДЦР
)
по
руководству
сообществом
(DDCI/CM — Deputy Director of Central Intel-
ligence for Community Management).
Работа
DDCI/CM
регламентируется
Законом
“
О
правах
разведки
” (Intelligence Authorization Act),
принятым
в
1997
году
.
В
непосредст
-
венном
подчинении
DDCI/CM
находятся
:
•
Помощник
ДЦР
по
сбору
информации
(ADCI/C — Assistant DCI for Collection).
Воз
-
главляет
Национальный
совет
по
сбору
информации
(NICB — National Intelligence
Collection Board),
в
который
входят
руководители
разведывательных
структур
,
фи
-
62
Глава
3.
Спецслужбы
ведущих
стран
мира
и
бывшего
СССР
нансируемых
в
рамках
NFIP,
отвечающих
в
своих
учреждениях
и
организациях
за
сбор
разведывательной
информации
.
•
Помощник
ДЦР
по
аналитической
работе
(ADCI/AP — Assistant DCI for Analysis
and Production).
Возглавляет
Национальный
совет
по
аналитической
работе
(NIAPB
— National Intelligence Analysis and Production Board).
По
аналогии
с
NICB,
в
совет
NIAPB
входят
руководители
разведывательных
структур
,
финансируемых
в
рамках
NFIP,
которые
отвечают
за
ведение
аналитической
работы
в
соответствующих
уч
-
реждениях
и
организациях
.
•
Старший
администратор
по
закупкам
(SAE — Senior Acquisition Executive).
Контро
-
лирует
приобретение
РС
наиболее
ответственных
разведсистем
,
а
также
управление
закупками
.
Возглавляет
Совет
РС
по
закупкам
(ICAC — Intelligence Community Ac-
quisition Council).
•
Административный
директор
по
внутренним
связям
РС
(ExDir/ICA — Executive Di-
rector for Intelligence Community Affairs).
Возглавляет
Административный
штаб
со
-
общества
(CMS — Community Management Staff) —
технический
орган
,
работающий
в
интересах
ADCI/C, ADCI/AP
и
SAE
с
целью
обеспечения
последними
выполнения
возложенных
на
них
ДЦР
и
его
заместителем
задач
по
управлению
РС
.
Административный
штаб
сообщества
обеспечивает
решение
следующих
задач
РС
:
•
разработка
и
реализация
стратегических
планов
РС
;
•
обеспечение
учета
интересов
разведки
в
разрабатываемых
федеральных
программах
и
бюджетах
;
•
оперативное
управление
бюджетным
процессом
всего
РС
,
включая
оценку
выполне
-
ния
текущих
программ
и
предоставление
бюджетных
запросов
РС
на
утверждение
президенту
и
Конгрессу
США
;
•
соблюдение
политики
обработки
информации
,
собираемой
РС
.
Таким
образом
,
высшие
органы
управления
РС
США
имеют
структуру
,
представлен
-
ную
на
рис
. 3.5.
Спецслужбы
США
63
Рис
. 3.5.
Структура
управления
разведсообществом
США
ЦРУ
(CIA)
ЦРУ
также
называется
Центральной
разведкой
.
Учрежденное
президентом
Труменом
в
сентябре
1947
года
для
координации
деятельности
американской
разведки
,
ЦРУ
быст
-
ро
превратилось
в
мощнейшую
организацию
,
занимающуюся
сбором
и
обработкой
раз
-
ведывательной
информации
и
распространяющую
по
миру
влияние
США
с
помощью
тайных
операций
.
Подобно
КГБ
,
ЦРУ
после
окончания
“
холодной
войны
”
пережило
этап
сокращения
ассигнований
и
сворачивания
деятельности
.
Однако
,
в
отличие
от
КГБ
,
64
Глава
3.
Спецслужбы
ведущих
стран
мира
и
бывшего
СССР
распавшегося
стараниями
того
же
ЦРУ
на
несколько
спецслужб
,
что
не
могло
не
ска
-
заться
на
качестве
разведработы
,
основные
структуры
ЦРУ
были
сохранены
.
В
начале
90-
х
ЦРУ
имело
структуру
,
приведенную
на
рис
. 3.6.
Рис
. 3.6.
Структура
ЦРУ
в
начале
90-
х
годов
Согласно
NSA,
ЦРУ
предоставляется
исключительная
самостоятельность
.
Во
-
первых
,
ему
выделяются
средства
,
не
предусмотрительные
государственным
бюджетом
,
Спецслужбы
США
65
причем
за
их
использование
ЦРУ
не
обязано
отчитываться
перед
Конгрессом
.
Во
-
вторых
,
в
обход
законодательства
об
эмиграции
Управление
ежегодно
имеет
разрешение
на
натурализацию
в
США
до
100
завербованных
за
границей
агентов
.
В
-
третьих
,
соглас
-
но
постановлению
о
бюджете
ЦРУ
,
его
директор
получил
право
распоряжаться
денеж
-
ными
средствами
Управления
по
своему
усмотрению
,
не
считаясь
с
предписаниями
об
ограничении
использования
правительственных
средств
.
В
-
четвертых
,
ЦРУ
добилось
права
на
“
работу
”
с
теми
,
кто
по
частным
или
служебным
мотивам
собирается
посещать
бывшие
страны
социалистического
лагеря
.
Выступая
в
штаб
-
квартире
ЦРУ
в
Лэнгли
в
июле
1995
года
,
президент
Клинтон
очер
-
тил
перед
ЦРУ
круг
новых
задач
:
препятствие
распространению
в
мире
оружия
массово
-
го
поражения
,
борьба
с
наркоторговлей
и
международной
преступностью
,
в
том
числе
и
с
международным
терроризмом
,
а
также
экономическая
разведка
(
проще
говоря
—
про
-
мышленный
шпионаж
).
Для
обеспечения
этих
задач
в
структуру
ЦРУ
были
внесены
соответствующие
изме
-
нения
и
в
жизни
организации
начался
подъем
.
Однако
отток
кадров
,
вызванный
реорга
-
низацией
ЦРУ
в
начале
90-
х
годов
,
которому
,
помимо
внутренних
проблем
ЦРУ
,
спо
-
собствовал
бурный
рост
экономики
США
,
особенно
в
высокотехнологичных
областях
,
сказался
на
качестве
работы
ЦРУ
.
Например
,
в
Разведывательном
управлении
подав
-
ляющее
большинство
аналитиков
имеют
опыт
работы
не
более
пяти
лет
.
Примерно
такая
же
картина
и
в
других
управлениях
—
изменились
не
только
задачи
организации
,
но
и
ее
“
человеческий
фактор
”.
А
это
означает
,
что
возможности
и
влияние
ЦРУ
по
сравнению
с
другими
разведывательными
структурами
,
прежде
всего
военными
,
несколько
снизи
-
лись
.
И
хотя
после
событий
11
сентября
2001
года
РС
в
целом
и
ЦРУ
,
в
частности
,
не
ис
-
пытывают
недостатка
в
добровольцах
,
желающих
посвятить
свою
жизнь
работе
в
развед
-
ке
,
по
американским
меркам
она
давно
уже
перестала
быть
престижной
.
ЦРУ
подразделяется
на
управления
,
которые
возглавляют
заместители
директора
ЦРУ
по
соответствующим
направлениям
.
Разведывательное
управление
(DI — Directorate of Intelligence)
занимается
оценкой
поступающей
информации
,
ее
анализом
,
подготовкой
разведсводок
и
их
рассылкой
.
Это
подразделение
ЦРУ
отвечает
перед
потребителями
за
своевременность
,
точность
и
уме
-
стность
предоставляемой
в
их
распоряжении
информации
.
В
середине
90-
х
годов
управление
пережило
серьезную
реорганизацию
,
в
результате
которой
произошло
слияние
многих
отделов
с
целью
сокращения
управленческого
аппа
-
рата
(
из
семи
отделов
осталось
четыре
).
Многим
кабинетным
работникам
управления
пришлось
отправиться
в
длительные
зарубежные
командировки
,
чтобы
ознакомиться
с
объектами
изучения
“
на
местах
”.
В
настоящее
время
в
структуру
управления
DI
входят
следующие
отделы
.
•
Аналитический
отдел
Тихоокенского
региона
Азии
,
Латинской
Америки
и
Африки
(Office of Asian Pacific, Latin American, and African Analysis).
•
Аналитический
отдел
Ближневосточной
и
Южной
Азии
(Office of Near Eastern and
South Asian Analysis).
•
Аналитический
отдел
России
и
Европы
(Office of Russian and European Analysis).