Файл: СИСО_семестровая_1.docx

Добавлен: 02.02.2019

Просмотров: 898

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Не существует формальных неомарксистских организаций. Также не существует чётких дисциплинарных рамок неомарксизма, которые позволили бы однозначно отличать его как от современного «ортодоксального» марксизма, так и от «постмарксизма», формирующегося после студенческих революций и социальных реформ конца 1960-х годов.

Считается, что большинство направлений неомарксизма отказываются от идеи вооружённых революций в пользу более мирного развития событий — отойти от идеи насилия при сохранении идеи революции как таковой. Неомарксисты также стремятся создать новые экономические модели, трансформируя основные понятия классовой борьбы (как это сделал например Ханс-Юрген Краль). Развитие неомарксизма в современном мире происходит в рамках более широкого интеллектуального движения, которое часто собирательно называют «критическая теория».

В Н. 2-й пол. 20 в. вы­де­ля­ют два гл. на­прав­ле­ния – «гу­ма­ни­сти­че­ское» и «сци­ен­ти­ст­ское». Пер­вое, хро­но­ло­ги­че­ски бо­лее ран­нее, свя­за­но с влия­ни­ем Г. В. Ф. Ге­ге­ля, ис­то­ри­циз­ма и де­ба­тов во­круг про­бле­ма­ти­ки эк­зи­стен­циа­лиз­ма. Важ­ный им­пульс ему да­ло ши­ро­кое об­ра­ще­ние в 1950–60-х гг. к Мар­ксо­вым «Эко­но­ми­че­ско-фи­ло­соф­ским ру­ко­пи­сям 1844 го­да» (опубл. в нач. 1930-х гг.). Цен­траль­ной для это­го те­че­ния ста­ла те­ма пре­одо­ле­ния от­чу­ж­де­ния

, пол­но­мас­штаб­ная реа­ли­за­ция по­ра­бо­щён­ной ка­пи­та­лиз­мом че­ло­ве­че­ской лич­но­сти, кри­ти­ка мас­со­вой куль­ту­ры

и мас­со­во­го об­ще­ст­ва (эти мо­ти­вы пе­ре­кли­ка­лись с идея­ми М. Хай­дег­ге­ра и позд­не­го Э. Гус­сер­ля

, тео­ло­ги­ей ос­во­бо­ж­де­ния

в зап. хри­сти­ан­ст­ве, ан­ти­ко­ло­ни­аль­ной кри­ти­кой зап. об­ще­ст­ва у Ф. Фа­но­на и др.). Наи­бо­лее за­мет­ны­ми в этом на­прав­ле­нии бы­ли тру­ды тео­ре­ти­ков франк­фурт­ской шко­лы, а так­же по­сле­до­ва­те­лей А. Грам­ши и Ж. П. Сар­тра, стре­мив­шего­ся к син­те­зу идей мар­ксиз­ма и эк­зи­стен­циа­лиз­ма, за­да­чей ко­то­ро­го он счи­тал «вер­нуть че­ло­ве­ка в мар­ксизм» («Кри­ти­ка диа­лек­ти­че­ско­го ра­зу­ма», 1960). Близ­ки­ми к это­му бы­ли ори­ги­наль­ные кон­цеп­ции Э. Бло­ха

(«фи­ло­со­фия на­де­ж­ды») и ис­клю­чён­но­го из Франц. ком­пар­тии А. Ле­фев­ра (кри­ти­ка разл. форм от­чу­ж­де­ния в по­все­дневной жиз­ни и «ци­ви­ли­за­ции аб­ст­рак­ции»), а так­же фе­но­ме­но­ло­гич. марк­сизм итал. фи­ло­со­фов Э. Па­чи, П. Пик­ко­не и их по­сле­до­ва­те­лей, объ­е­ди­нён­ных во­круг ж. «Telos». В рус­ле идей ран­не­го Д. Лу­ка­ча сло­жи­лась кон­цеп­ция со­ци­аль­но обу­слов­лен­но­го «ви­де­ния ми­ра» Л. Гольд­ма­на

, пред­ло­жив­ше­го свой про­ект «гу­ма­ни­за­ции мар­ксиз­ма». К гу­ма­ни­стич. вет­ви Н. от­но­сят­ся и ра­бо­ты ря­да вост.-ев­роп. мар­ксис­тов (А. Шаф­фа в Поль­ше, К. Ко­си­ка в Че­хии и др.), соз­да­вав­шие­ся в про­ти­во­стоя­нии офиц. идео­ло­гии стран со­циа­ли­стич. ла­ге­ря, ко­то­рая осу­ж­да­ла боль­шин­ст­во те­че­ний Н. как раз­но­вид­ность «ре­ви­зио­низ­ма». Ин­те­рес к фи­лос.-ан­тро­по­ло­гич. про­бле­ма­ти­ке в рус­ле идей мо­ло­до­го К. Мар­кса (об­ществ.-ис­то­рич. прак­ти­ка как про­яв­ле­ние творч. при­ро­ды че­ло­ве­ка и т. п.) ха­рак­те­рен для юго­слав­ских фи­ло­со­фов, груп­пи­ро­вав­ших­ся во­круг ж. «Pra­xis» (1964–74; П. Вра­ниц­кий, М. Мар­ко­вич, Г. Пет­ро­вич и др.), и пред­ста­ви­те­лей т. н. бу­да­пешт­ской шко­лы (А. Хел­лер, Д. Мар­куш, М. Вай­да, Ф. Фехер и др.; уче­ни­ки Лу­ка­ча, они не раз­де­ля­ли, од­на­ко, его позд­ней­шую «он­то­ло­гию об­ще­ст­вен­но­го бы­тия», а ока­зав­шись в эмиг­ра­ции, под­верг­ли кри­ти­ке сис­те­му со­циа­ли­стич. го­су­дар­ст­ва и по­сте­пен­но от­хо­ди­ли от мар­ксиз­ма).





Развитие среднего класса в Казахстане


Средний класс – уникальное явление в мировой истории. Скажем так: его не было на протяжении всей истории человечества. Он появился лишь в XX веке. В обществе он выполняет специфическую функцию. Средний класс — стабилизатор общества. Чем больше он, тем меньше вероятность того, что общество будут сотрясать революции, межнациональные конфликты, социальные катаклизмы. Он состоит из тех, кто сделал судьбу собственными руками и, следовательно, кто заинтересован в сохранении того строя, который представил подобные возможности. Средний класс разводит два противоположных полюса, бедных и богатых, и не дает им столкнуться. Чем тоньше средний класс, тем ближе к друг другу полярные точки стратификации, тем вероятнее их столкновение. И наоборот.

Средний класс — самый широкий потребительский рынок для мелкого и среднего бизнеса. Чем многочисленнее этот класс, тем увереннее стоит на ногах малый бизнес. Как правило, в средний класс входят те, кто обладает экономической независимостью, т. е. владеет предприятием, фирмой, офисом, частной практикой, своим делом, ученые, священники, врачи, адвокаты, средние менеджеры.

В сфере экономических отношений средний класс играет роль экономического донора, так как его представители являются производителями основной части прибыли и дохода общества. Вместе с тем, средний класс является главным потребителем основной части продуктов и услуг, создателем новых рабочих мест, основным налогоплательщикам и инвестором. 

В сфере политических отношений средний класс играет огромную роль в формировании нормальной политической системы. В развитых странах средний класс четко понимает свои цели и задачи, и, имея политические институты, которые их поддерживают, он может лоббировать свои интересы и ценности в политическом пространстве государства. Средний класс является социальной основой, носителем ценностей, норм и знаний, которые демонстрируют высокую активность и высокую гражданскую ответственность.

К тому же, средний класс является культурным интегратором, то есть является носителем и распространителем национальных ценностей, норм, традиций и законов в обществе. В определенном смысле можно сказать, что средний класс формирует идеологию и моральный фундамент общества, так как благодаря своей многочисленности он доминирует во всех сферах общественной жизни. Также, представители среднего класса исполняют роль первопроходцев в процессе трансформации моделей поведения, принимая и пропагандируюя новые модели поведения, свойственные новому культурному либерализму. Таким образом, благодаря своей многочисленности, средний класс является очень важной социальной силой в развитых странах.

За последние несколько лет, политическая, экономическая и социальная ситуация в Казахстане  сильно изменилась. Казахстану удалось создать благоприятные условия для развития частного сектора  и привлечения прямых иностранных инвестиций, благодаря решительным реформам в экономических и финансовых отраслях, что привело к развитию энергетического и нефтегазового секторов. В течение двадцати лет независимости страна поднялась на очень высокий экономический уровень и сегодня является примером успешного перехода среди государств СНГ.   


На сегодняшний день в условиях стабильного развития экономики Казахстана проблема формирования и развития среднего класса является очень важной и актуальной. Правительство делает ставку на преобладание в обществе именно среднего класса, который рассматривается как  «класс комфорта», который обеспечивает политическую и социальную стабильность в развитых странах мира. Как результат этой точки зрения, создание благоприятных условий для дальнейшего успешного развития среднего класса в Казахстане является одним из главных приоритетов социально-экономической политики страны.

На сегодняшний день мнения отечественных экспертов и ученых о доле среднего класса в казахстанском обществе и критериях его определения разнятся. Они сходятся лишь в том, что в условиях стабильного развития экономики Казахстана средний класс сформировался очень быстро, и это четко прослеживается в существующих исследованиях по этой теме. Но, конечно же, речь идет не о полноценном среднем классе, а только о некоем ядре-основе. Туда входят экономически активные группы: предприниматели (малый и средний бизнес), топ-менеджеры, менеджеры, специалисты, и высококвалифицированные эксперты. Учитывая то, что это ядро имеет тенденцию к росту, можно предположить, что в течение следующих нескольких лет  средний класс будет увеличиваться и постепенно станет составлять весьма значительную часть населения Республики Казахстан.

На сегодняшний день давать конкретное определение границам среднего класса или описывать его представителей очень нелегкий процесс. Существуют огромное множество различных подходов и углов обозрения. Можно попытаться определить представителей среднего класса по социально-профессиональным категориям, по уровню дохода или уровню образования. Но, в то же время, все эти подходы не являются удовлетворительными, так как являются исключительно описательными и пытаются собрать воедино различные социальные группы.

Определение среднего класса, опираясь исключительно на экономические показатели, является малоэффективным, так как средний класс сам по себе не представляет того, что подразумевается как класс по Марксу. Различные категории, входящие в средний класс не проявляют солидарности по отношению к средствам производства. Такой показатель как уровень дохода также не представляется единственно достоверным, опять же  учитывая, что средний класс в любом обществе это достаточно неоднородный экономический субъект и уровни заработной платы могут оказаться очень дифференцированными.

В то же время, представляется возможным определить представителей среднего класса как обладателями некоторого имущества, приносящего доход –  свой бизнес, или, в крайнем случае, диплом об образовании или какая-либо другая квалификация. Это имущество и позволяет им смотреть в будущее с определенной долей уверенности. Обладание имуществом в некотором роде делает представителям среднего класса возможность относить себя к представителям богатого класса, но и в то же время, обладание этим имуществом само по себе дохода не приносит, им нужно работать, и в этом позволяет им относить себя к рабочему классу.


Средний класс, находясь в срединной позиции, обладает качествами как богатого класса и рабочего класса, что затрудняет определение его собственных границ. Таким образом, очевидно, что применение исключительно экономических критериев для определения среднего класса малоэффективно.  Возможно, будет логичнее говорить о применении нескольких критериев определения сразу.  

На протяжении многих лет, при изучении среднего класса его политическое поведение, образ и стиль жизни, ценностные ориентации являются объектом интереса со стороны очень многих западных исследователей. П.Бурдье говорил о том, что различные группы среднего класса состоят в культурной и идеологической зависимости от доминантной группы, они разделяют одно и то же желание к продвижению по социальной лестнице.  

Определять представителей среднего класса людей по уровню дохода не представляет собой эффективного метода, так же как и определение по стилю жизни. Стиль жизни очень широкое понятие, не несущее в себе очень четких и конкретных категорий. Таким образом, представляется очень трудным конкретно определить, где заканчиваются границы стиля жизни богатого класса, и начинается стиль жизни присущий представителям среднего класса.  Учитывая функции и характеристики, возлагаемые на средний класс, становится очевидным, что он состоит из людей, обладающих определенными социально-психологическими чертами, так же как и определенным уровнем дохода. Именно эти качества представителей среднего класса  позволяют им быть высокоактивными во всех сферах общественной жизни.










Заключение


Талантливые личности, несомненно, рождаются во всех социальных слоях и социальных классах. Если не существует барьеров для социального достижения, можно ожидать большую социальную мобильность, когда некоторые личности быстро поднимаются и получают высокие статусы, другие же опускаются на более низ-кие. Но между слоями и классами существуют барьеры, мешающие свободному переходу индивидов их одной статусной группы в другую. Один из самых главных барьеров возникает из-за того, что социальные классы обладают субкультурами, готовящими детей представителей каждого класса для участия в классовой субкультуре, в которой они социализированы. Обычный ребенок из семьи представителей творческой интеллигенции с меньшей вероятностью будет усваивать привычки и нормы, помогающие ему впоследствии работать крестьянином или рабочим. То же можно сказать о нормах,» помогающих ему в работе в качестве крупного руководителя. Тем не менее в конечном счете он может стать не только писателем, как его родители, но и рабочим или крупным руководителем. Просто для продвижения из одного слоя в другой или из одного социального класса в другой имеет значение «различие в стартовых возможностях». Скажем, у сыновей министра и крестьянина разные возможности для получения высоких должностных статусов. Поэтому официальная общепринятая точка зрения, состоящая в том, что для достижения любых высот в обществе нужно только трудиться и иметь способности, оказывается несостоятельной.


Все социальные перемещения личности или социальной группы включают в процесс мобильности. Согласно определению П.Сорокина, «под социальной мобильностью понимается любой переход индивида, или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой».

Для того чтобы достичь более высокого статуса, индивид, находящийся в группе с более низкими статусами, должен преодолеть барьеры между группами или слоями. Индивид, стремящийся попасть в более высокую статусную группу, имеет определенную энергию, направленную на преодоление этих барьеров и расходующуюся на прохождения расстояния между статусами более высокой и более низкой групп.

Удачное прохождение барьера возможно только в том случае, если сила, с которой индивид стремится достичь высокого статуса, будет больше силы отталкивания. Измерив силу, с которой индивид стремится проникнуть в верхний слой, можно с определенной вероятностью предсказать его попадание туда. Вероятностный характер инфильтрации обусловлен тем, что при оценке процесса следует учитывать постоянно меняющуюся ситуацию, которая складывается из многих факторов, в том числе их личностных отношений индивидов.



Литература


  1. http://group-global.org/ru/session/330

  2. http://www.grandars.ru/college/sociologiya/teorii-socialnoy-stratifikacii.html

  3. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В.. Социология: Учебник / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. — Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Гардарики,2003. — 512 е.. 2003

  4. Зборовский Г.Е.. Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Гардарики,2004. - 592 с.. 2004

  5. М. Ю. Горбунова. Общая социология. Конспект лекций. 2008

  6. Габдуллина К., Раисов Е. . Социология: Учебник для студентов высших учебных заведений. - Алматы: «Нур-пресс», 2005- 202 с.. 2005

Алматы 2017