Файл: Деятельность органов прокуратуры в годы Великой Отечественной войны 19411495 гг.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Деятельность органов прокуратуры в годы Великой Отечественной войны 1941-1495 гг.

Особое место в истории прокуратуры занимают суровые годы Великой Отечественной войны. Вероломное нападение фашистской Германии потребовало от нашей страны мобилизации всех сил и средств для собственной защиты и разгрома агрессора.

Требовалось все подчинить интересам фронта. Необходимо было всемерно укреплять тыл, чтобы обеспечить интенсивную работу промышленных предприятий и транспорта, бесперебойно снабжать советские войска оружием, боеприпасами, снаряжением, обмундированием, продуктами питания. А успешно решить эти задачи, выстоять и победить можно было, лишь установив железную дисциплину на фронте, строжайший порядок в тылу и со всей решительностью, которая диктовалась обстановкой, ведя борьбу с дезорганизаторами, дезертирами и паникерами.

С началом военных действий остро встал вопрос обеспечения кадрами прокурорских органов, поскольку значительная часть прокуроров и следователей были мобилизованы в Действующую армию. В связи с этим органы прокуратуры пополнялись за счет выпускников юридических институтов и средних специальных образовательных учреждений юридической направленности, а также за счет лиц, получивших ранения на фронте и не пригодных для службы.

Важнейшую роль в мобилизации всех имеющихся ресурсов страны для разгрома врага сыграл Государственный Комитет Обороны, созданный 30 июня 1941 года по решению Президиума Верховного Совета СССР, ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР. Ему были предоставлены широчайшие полномочия. ГКО издавал постановления, которые обязаны были беспрекословно выполнять все партийные и советские органы, военные, государственные и общественные организации, предприятия и учреждения, а также граждане. Надзор за точным и неуклонным исполнением постановлений ГКО и стал первостепенным делом всех органов советской прокуратуры.

Прокуратура СССР обеспечивала выполнение тех постановлений ГКО и иных актов военного законодательства, которые были направлены на быстрый перевод страны на военные рельсы, что являлось первоочередной задачей в начальный период войны
, а в последующем - тех задач, которые были направлены на поддержание высокой боеспособности армии, регулирование вопросов производства военной продукции, строительства, сельского хозяйства и т.д.

Повседневная работа прокуратуры была направлена прежде всего на обеспечение точного исполнения требований законодательства об укреплении тыла, на оказание помощи фронту, на всемерное содействие военному командованию. Особую актуальность приобретала борьба с нарушениями государственной, трудовой и воинской дисциплины, хищениями государственного и общественного имущества, самовольным оставлением работы на предприятиях промышленности и транспорта, нарушениями прав защитников Родины и их семей, детской беспризорностью и безнадзорностью. Огромное значение прокуратура придавала надзору за выполнением государственных планов поставок боеприпасов и вооружения, а также за выполнением решений о восстановлении на новом месте эвакуированных предприятий, требований о сохранности их оборудования, обеспечении их сырьем, материалами и рабочей силой.

Одним словом, вся работа прокуратуры в годы войны преследовала цель всемерного содействия фронту, обеспечения победы над врагом. Непримиримая борьба велась с посягательствами на воинскую дисциплину, боеспособность подразделений, частей, кораблей. Этому содействовала исключительная оперативность расследования преступлений при высоком качестве следствия и прокурорского реагирования на выявляемые причины и условия, способствовавшие совершению правонарушений. Постоянно велась правовая пропаганда среди военнослужащих и населения. Значительно расширился и активизировался общий надзор. Великая Отечественная война внесла существенные изменения в структуру и характер деятельности органов военной прокуратуры. В армии и на флоте создавались ее новые звенья. С переводом железнодорожного и водного транспорта на военное положение транспортные прокуратуры преобразовывались в военные. Были военизированы и территориальные прокуратуры прифронтовой полосы.

Важнейшей задачей военной прокуратуры являлось осуществление надзора за исполнением постановлений Государственного Комитета Обороны, относящихся к деятельности железнодорожного транспорта

, в первую очередь об обеспечении воинских перевозок. Решая эту задачу, прокуратура боролась с простоями подвижного состава под погрузкой и выгрузкой, с задержками в продвижении воинских эшелонов, поездов с боеприпасами и другими военными грузами. Нередко военные прокуроры, следователи возглавляли отряды по тушению пожаров, возникавших во время воздушных налетов, рассредоточивали воинские эшелоны, составы с вооружением и боеприпасами и другими военными грузами, организовывали оборону при неожиданных высадках на станциях вражеского десанта.

Без внимания нельзя оставить и важную роль Прокуратуры Тульской области в военный период, которая была учреждена 2 октября 1937 г., а в июне 1941 г. военизирована и переименована в Военную прокуратуру Тульской области и г. Тулы.

20 января 1942 г. сформирована Военная прокуратура Тульского гарнизона с численностью 7 военнослужащих заместителем Наркома обороны СССР - начальником Главного управления формирования и укомплектования войск Красной Армии Шаденко Е.А. Офицеры военной прокуратуры Тульского гарнизона выполняли важную задачу по поддержанию правопорядка и дисциплины в воинских частях, обороняющих подступы к городу.

С целью укрепления трудовой и исполнительной дисциплины Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1943 года прокурорско-следственным работникам устанавливаются классные чины с выдачей форменного обмундирования. Одновременно вводится сравнительная градация классных чинов прокуроров и следователей, приравненных к воинским званиям.

В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 года «О мобилизации» из аппарата прокуратуры Тульской области и из прокуратур районов в первые месяцы Великой Отечественной войны в ряды Красной Армии призваны 65 человек. Так же, среди бойцов, принимавших участие в боях с фашистскими захватчиками в составе Тульского рабочего полка, были и работники тульской прокуратуры, продолжавшие выполнять служебные обязанности в период осадного положения Тулы, введенного с 25 октября 1941 г., активно участвовали в оборонных мероприятиях — в строительстве баррикад, противотанковых препятствий и иных укреплений.

«В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 декабря 1941 года важнейшей задачей органов прокуратуры являлась борьба с самовольными уходами с предприятий военной промышленности. За июль-август 1944 года следователями прокуратуры области разыскано и предано суду Военного Трибунала области 657 дезертиров…» - это следует из аналитической справки, подготовленной для доклада прокурору области Садовникову И.М. следственным отделом прокуратуры Тульской области.


Деятельность органов прокуратуры, внесших бесценный вклад в приближение Победы, была по достоинству оценена. Были удостоены правительственных наград 711 прокуроров и следователей.

Работники прокуратуры проводили большую работу вместе с Чрезвычайным государственным комитетом по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков. Собранные материалы были использованы при разоблачении главных военных преступников на Нюрнбергском процессе.

Так, например, согласно заключению старшего помощника областного прокурора начальника следственного отдела Белявской от 5 января 1943 г. в результате опроса родственников погибших и очевидцев установлено, что 1 и 2 января 1943 г. командование немецкой части выселило всех граждан д. Дубна Белевского района в Орловскую область, при этом не разрешив взять с собой продукты и необходимые вещи. Спустя несколько дней некоторые из выселенных решили вернуться домой и попросить разрешения запастись пищей и вещами. Немцы встретили их огнём из автоматов, убив 18 человек, из которых: 6 несовершеннолетние, а 3 граждан были схвачены живыми, подвергнуты насилию, зверским пыткам, а затем убиты.

Работники Прокуратуры СССР провели колоссальную по своим масштабам работу по разоблачению немецко-фашистских захватчиков, установлению их злодеяний на оккупированных ими территориях Союза ССР. Высококвалифицированные прокуроры и следователи принимали активное участие в судебном процессе над главными военными преступниками, проходившем в Нюрнберге в период с 20 ноября 1945 г. по 1 октября 1946 г.

В настоящее время некоторыми учёными отмечается, что, учитывая исторический опыт Великой Отечественной войны, а также деятельность советской прокуратуры, в целях совершенствования системы прокурорских органов и повышения обороноспособности страны, целесообразно в соответствии с Конституцией РФ и ФКЗ "О военном положении" уточнить правовые основы и организацию деятельности Прокуратуры РФ для совершенствования ее надзорных функций и успешного решения задач, которые могли бы стать первоочередными для государства в чрезвычайных условиях, в том числе в случае введения военного положения.