Файл: Правовые основы деятельности индивидуального предпринимателя.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 12

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Правовые основы деятельности индивидуального предпринимателя


Индивидуальный предприниматель - дееспособный гражданин, зарегистрированный в установленном порядке в данном качестве и осуществляющий на свой риск и самостоятельную имущественную ответственность - самостоятельную деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Для выступления в предпринимательском обороте в рассматриваемом статусе физическое лицо должно обладать следующими свойствами: 1) оно должно быть дееспособным; 2) должно быть легитимировано в результате регистрации в качестве индивидуального предпринимателя

Гражданин приобретает дееспособность в полном объеме при достижении 18-летнего возраста (если только впоследствии дееспособность не будет ограничена либо снята полностью в судебном порядке). Ранее можно обрести полную дееспособность при вступлении в брак или эмансипации. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью и с 16-лстнсго возраста, но для этого необходимо получить согласие родителей, кроме тою, необходимо учитывать, что дееспособность в этом возрасте пока еще не полная. Некоторые сделки, определенные в ст. 26 ГК, гражданин с 16-летнего возраста может совершать самостоятельно, а все остальные - только при наличии письменного согласия родителей.

Признается индивидуальным предпринимателем также глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица. Статус предпринимателя указанный субъект приобретает с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

Регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя также регулируется Законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и осуществляется в том же порядке, как и регистрация юридических лиц. Отличается только набор документов, подготовленных для регистрации физического лица в данном статусе. Индивидуальный предприниматель исходя из возраста, гражданства, семейного положения или иных признаков должен представить в налоговый орган по месту своего жительства следующие документы:

  • - подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ;

  • - копию основного документа физического лица(для российских граждан);

  • - копию свидетельства о рождении физического лица;

  • - подлинник или копию документа, подтверждающего адрес местожительства физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя в Российской Федерации;

  • - нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копию свидетельства о заключении брака физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копию решения органа опеки и попечительства или копию решения суда об объявлении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, полностью дееспособным (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является несовершеннолетним);

  • - документ об уплате государственной пошлины;

  • - справку о наличии либо отсутствии судимости и/или факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям. Данный документ необходим в случае, если данное физическое лицо намерено осуществлять определенные виды предпринимательской деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних


Следует учитывать, что поскольку в качестве индивидуального предпринимателя могут быть также зарегистрированы иностранные граждане или лица без гражданства, то для указанных лиц установлены свои особенности в данном перечне документов.

Законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" определено, что не будет произведена регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в силу следующих оснований:

  • 1) не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью;

  • 2) не утратила силу государственная регистрация в таком качестве;

  • 3) не утратила силу государственная регистрация решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

  • 4) не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью.

  • 5) физическое лицо имеет или имело судимость, подвергается или подвергалось уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности.

  • По гражданским правам и обязанностям, а также ответственности и порядку участия в хозяйственном обороте индивидуальный предприниматель приравнивается к коммерческим организациям. Данный вывод основан на п. 3 ст. 23 ГК, согласно которой к предпринимательской деятельности индивидуальных предпринимателей применяются те же правила, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных нормативных актов, существа правоотношения. Так, участие граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, в семейных, жилищных, наследственных правоотношениях будет регулироваться нормами, рассчитанными на обычных граждан.

  • Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без должной регистрации, не вправе ссылаться в отношении заключенных им сделок на то, что он не является предпринимателем. При возникновении спора по таким сделкам суд может по своему усмотрению применить к рассматриваемым спорным отношениям нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность.

  • По своим обязательствам индивидуальный предприниматель несет полную ответственность, т.е. всем своим имуществом, в том числе и личным, которое не участвовало в хозяйственном обороте. Исключение составляет имущество, перечень которого определен ГПК.

  • Гражданин утрачивает свой статус индивидуального предпринимателя по следующим основаниям: 1) в случае смерти, признания недееспособная, безвестно отсутствующим, объявления умершим; 2) в случае признания его банкротом в установленном порядке; 3) по собственной инициативе путем подачи в регистрирующий орган заявления об аннулировании его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и выданного ему свидетельства о регистрации в данном качестве; 4) в принудительном порядке по решению арбитражного суда; 5) в связи с вступлением в силу приговора суда, которым ему назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок; 6) в связи с аннулированием документа, подтверждающего право данного лица временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или окончанием срока действия указанного документа.

Правовое положение субъектов малого и среднего предпринимательства


Основным нормативным актом, регулирующим правовое положение субъектов малого и среднего предпринимательства, является Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства». Данный Закон называет субъектов малого и среднего предпринимательства хозяйствующими субъектами, не раскрывая данного значения.

Понятие «хозяйствующий субъект» раскрывается в Федеральном законе «О защите конкуренции» через деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации

При этом хозяйствующими субъектами данный Закон называет коммерческие и некоммерческие организации, осуществляющие деятельность, приносящую им доход, индивидуального предпринимателя и иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность (например, адвокат).

Весь предложенный перечень субъектов не может быть взят за основу определения субъектов малого и среднего предпринимательства. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства» формирует условия отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства.

1. Правовые формы выражения субъектов малого и среднего предпринимательства.

Исходя из анализа ст. 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства» кроме осуществления деятельности, приносящей доход, субъекты малого и среднего предпринимательства должны соответствовать следующим требованиям: для физических лиц — эго наличие статуса индивидуального предпринимателя, а для юридических лиц — установленная организационно-правовая форма — хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, крестьянское (фермерское) хозяйство, хозяйственные партнерства, кооперативы. Стоит обратить внимание на то, что Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства» называет среди субъектов малого и среднего предпринимательства потребительский кооператив, который п. 3 ст. 50 ГК отнесен к некоммерческим юридическим лицам.


В то же время ст. 2 ГК в качестве одного из обязательных признаков субъекта малого и среднего предпринимательства называет осуществление деятельности, систематически приносящей прибыль. Очевидно, что законодатель различает предпринимательскую деятельность как деятельность, направленную на систематическое получение прибыли, и деятельность, приносящую доход. В связи с этим прямое указание на потребительские кооперативы в Федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства» указывает на включение в состав субъектов малого и среднего предпринимательства данных некоммерческих организаций.

  • 2. Предельные доли участия в уставном капитале определенных юридических лиц.

  • Так, публичные субъекты вместе с иностранными юридическими лицами, общественными и религиозными организациями (объединениями), благотворительными и иными фондами должны обладать не более чем 25% в уставном капитале. Установленная доля запрета в уставном капитале относится также к юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства.

  • 3. Требования к численности работников. Требование в установлении предельного значения средней численности работников за предыдущий календарный год (например, до 100 человек включительно для малых предприятий) относится как к юридическим лицам, так и к индивидуальным предпринимателям.

  • 4. Требования к предельному значению выручки от реализации товаров (работ, услуг). Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год рассчитывается без учета налога на добавленную стоимость в порядке, установленном НК.

Предельные значения к выручке установлены постановлением Правительства РФ от 09.02.2013 № 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства». Данные значения составляют:

  • — микропредприятия — 60 млн руб.;

  • — малые предприятия — 400 млн руб.;

  • — средние предприятия — 1000 млн руб.

Остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов в настоящее время не сформирована.

Данные показатели к выручке, равно как и к остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов, устанавливаются Правительством РФ один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.


Для фиксирования наличия таких субъектов федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления ведут реестры субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно постановлению Правительства РФ от 06.05.2008 № 358 «Об утверждении Положения о ведении реестров субъектов малого п среднего предпринимательства - получателей поддержки и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами» реестры должны вестись в электронном виде с соблюдением изложенных в постановлении требований на основании решения государственного или муниципального органа об оказании поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства. В реестре должны быть отражены сведения о субъектах (лицо, предоставляющее поддержку, и лицо, которому оказывают поддержку): номер реестровой записи и дата включения органом сведений о получателе поддержки в реестр: сведения о виде, форме, размере и сроках предоставления поддержки; иная информация.

Выделение среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей рассматриваемых категорий необходимо для формирования условий развития и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и, прежде всего со стороны государства.

Особенности правового положения субъектов малого и среднего предпринимательства формируются в силу реализации данных условий со стороны публичных субъектов.

Сформировав благоприятные условия для субъектов малого и среднего предпринимательства, государство решает также социальные, имущественные и иные вопросы, в частности связанные с обеспечением занятости населения, увеличением доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

В целях развития субъектов малого и среднего предпринимательства государство проводит соответствующую политику посредством реализации правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер.

Формами реализации данных мер выступают:

А. Финансовая поддержка осуществляется путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам данных субъектов.